Придумайте название и напишите, опираясь на материалы лекции, краткий комментарий (около 100 слов) к одному из самых известных произведений Бориса Смелова (Бориса Пти), лидера петербургского андеграунда 70-х – 80-х годов в фотографии.
Вы здесь
1.1. Введение: «Город пышный, город бедный…»: Парадиз или «гиблое место»
1 апреля, 2015 - 17:45
#1
1.1. Введение: «Город пышный, город бедный…»: Парадиз или «гиблое место»
Искусство античности не просто заложило основу нашего современного искусства, не просто стало точкой отсчета, нет. Оно – эталон и идеал, к которому мы до сих пор стремимся. Жизнь – есть стремление к совершенству, непрестанное развитие мысли и тела. На фотографии Бориса Смелова мы видим памятник, созданный в традициях античности, но можно ли назвать совершенным то, что мы видим? Задумчивый взгляд и лавр отнюдь не могут отвлечь нас от серости и сырости, которые передает снимок. На совершенной щеке статуи ползет черный, нескладный паук. Вот она двойственность. Несовершенное совершенство. Таким образом, можно предположить, что автор снимка хотел донести до нас то, что на свете нет ничего идеального. Даже изначально созданное совершенным творение под воздействием природы и жизни с течением времени изменяется, переставая быть идеальным, но приобретая особый, собственный шарм.
Здравствуйте, Ксения! Интересная точка зрения, но как она связана с Петербургом?
Надежда Валентиновна,
Насколько я поняла, памятник + паук передают двойственность, которая свойственна Петербургу.
Здравствуйте, Надежда Валентиновна!
На мой взгляд, эта фотография прекрасно характеризует Петербург. Изначально город задумывался Петром Великим как нечто совершенное, как Парадиз, рай на земле. Но он не стал таким. Природа, люди, поселившиеся в нем, обточили его на свой лад, наполнили его … . Идеал, на мой взгляд, это нечто застывшее во времени, статичное, замершее, даже мертвое (т.к. достигнув вершины оно перестает двигаться дальше и тратит все силы на сохранение гармоничного состояния). Исходя из этого, нельзя назвать Петербург совершенным местом, но и гиблым тоже нельзя. Петербург живет, дышит и, как любое живое существо, он противоречив, двойственен, изменчив. Он, развиваясь, меняется, а значит живет.
Ксения, могли бы Вы уточнить: что является несовершенным?
Наличие паука на Античной статуе?
Или что чему придает несовершенство.
При прочтении Вашего ответа я немного запуталась.
Могли бы Вы помочь мне распутаться?)))
DarWar,добрый день! Разумеется, помочь вам распутать мои размышления – мой долг!))
Античное искусство предстает перед нами изначально великолепным и совершенным, образцовым. С точки зрения искусствоведения совершенная композиция – это когда ничего нельзя добавить и ничего нельзя убавить. Но дождь и паук вмешались в замысел художника, они «оживили» статую, вписали ее в природный круг, если можно так сказать «очеловечили» ее, т.е. добавили к замыслу творца нечто новое.
Ксения, спасибо!
полностью разделяю Вашу точку зрения!)
Не за что!)
Обманная красота
Паук на щеке античного бога - прекрасная метафора нашей северной столицы. Тут все, в этой фотографии: серость, сырость, стройные проспекты, нарядные только снаружи, а изнутри разгромленные и разящие помойкой, великолепные здания, построенные на крови крепостных, дивные каналы, отлично подходящие для самоубийц, дворцовые парки, видевшие то, что живым знать заказано. Из каждого окна смотрит гнусная старуха, и по каждой лестнице поднимается к ней измученный философ с топором. А паук нам отлично знаком. Он, догадываемся мы с ужасом, тот самый, из баньки...
Julia, Вам не кажется, что для того города, который Вы описали, подошел бы больше желтый цвет фотографии?
Здравствуйте, Julia Lambert, сразу чувствуется, как Ф.М. Достоевский отравил Вам впечатление от Петербурга, а мне так жалко простуженного Аполлона. А если серьезно, спасибо Вам за такое внимательное и личностное отношение к петербургской литературе и городу, ее породившему.
Застывшая жизнь.
Немая неживая статуя - свидетель жизни города, его истории, побед и поражений. Она не сможет ни о чём нам рассказать. Но она здесь, перед нами, она существует, она живёт в этом городе вместе с нами своей застывшей жизнью. О жизни в ней подсказывает маленький паучок. Он хоть и мал, на первый взгляд не заметен, но он живой. Глядя на него мы понимаем, что жизнь продолжается, она течёт и всё меняется. Что бы ни было в истории, но есть здесь и сейчас, есть сегодня, есть я, есть этот паучок, есть наши жизни - моя и его. И это главное.
А статуя... возможно, она нас переживёт, но ей никогда не познать жизнь.
Так и город, он живёт, благодаря воле одного человека и усилиям миллионов. Вопреки всем, кто предрекал ему застывшую жизнь в пустоте и безлюдности, наш Санкт-Петербург жив! Люди оживляют тело города, как тело статуи оживляет паучок. Капли дождя, стекающие по телу статуи и с крыш домов города так же напоминают нам о жизни, ведь мы их видим, мы их чувствуем, мы знаем этот город дождей. Всё это наше, всё это часть нашей жизни, и даже эта застывшая статуя - часть нашей жизни.
Здравстуйте, margo_lange! Судя по Вашему описанию, вы оптимистка! Это здорово! Правда, в названии, которое Вы подобрали, мне кажется, пессимизма больше, чем оптимизма:) "Застывшая жизнь" - замеревшая, заснувшая, уходящая, ведущая к смерти...
Присоединяюсь к мнению Надежды, но мне Мария очень понравился финал: город часть нашей жизни, а мы его, и потому он оживает, как оживает простуженный Аполлон. Увы, у богов тоже бывает грипп. Спасибо зазамечательную работу.
Благодарю за отзыв.
По поводу названия я долго думала, сама понимаю, что оно не очень подходящее, но ничего более лаконичного и стильного я не придумала (долго думать не хотелось))), поэтому осталось просто пояснить само название. В моём восприятии слово "жизнь" - ключевое. Но возможно стилистически оно не выделяется и ударение приходится на "застывшая", отсюда и другое восприятие со стороны.
"Аполлон, почто ты здесь?..."
При виде этой фотографии вспоминаются строки из стихотворения Александра Кушнера "Аполлон в снегу": "Здесь, под сенью покинутых гнезд, Где и снег, словно гипс или мел, Его самый продвинутый пост И влиянья последный предел". Статуя как гимн красоте и...напоминание о том, что вопреки всему "был город заложен". Эта статуя как некий поэтический аксюморон. На самом деле, солнцеликий Апполон, бог поэзии, здесь, под дождем, продрогший и уже, наверное, ничего не чувствующий, зачем он здесь? И все же. Петербург - город, в котором невозможно оставаться преждним. Вся та красота, которая тебе открывается снова и снова , напоминает о вечности, не дает "отклонитьс от курса" . Но проходя мимо статуй, плачущих под дождем, невольно поводишь плечами, вспоминаешь Петра с благодарность и недоумением.
Анжелика, здравствуйте! Я тоже люблю Кушнера, но у меня из его творчество другая ассоциация - со стихотоворением "Статуя" из того же сборника "Античные мотивы"
Здравствуйте, Надежда, спасибо за Ваш комментарий. Прочла стихотворение Кушнера - согласна с Вами. Тема Петербурга, благодаря вашему проекту, становится маленькой галактикой - интересно познавать) Спасибо.
Античных черт усталый вид
Едва ль кого-нибудь пленит.
И пусть припаян на века
Венок из веток лавра,
Строга действительность.
Она Отнюдь не благонравна.
Она в обличьи паука
Вам лапкой крутит у виска,
Мол, нету в Вас сиянья,
Пустое изваянье.
А то, что на носу блестит -
Так это ж дождик моросит.
Романна, иногда мне кажется, что Петербургу не хватает самоиронии. Ваше стихотворение восполняет этот пробел, но, если позволите, я бы заменил грозное "лапой", на легкое "лапкой". Спасибо за поэтический подарок. Финал просто замечателен, а как в нем уместна частика "ж"!!!
Большое спасибо! Поправка с благодарностью принята!
Ты спрашиваешь, что такое «амбивалентность»?
Посмотри: на прекрасном лике статуи Аполлона мерзкий паук. Да и сам Аполлон, стоящий под дождем, с этой каплей, стекающей с носа, не вызывает восторга…
В Петербурге много такого «амбивалентного». Стоит начать с личности основателя города – Петра Первого.
Сам город со своего основания внутренне раздвоенный: одновременно «Парадиз» и «Гиблое место», «Город пышный, город бедный» (А.С.Пушкин), «О, самый призрачный и странный Из всех российских городов!» (Н.Я.Агнивцев) – весь в противоположностях.
Теперь ты понимаешь значение амбивалентности и можешь сам привести примеры.
И кто сказал, что философию нельзя объяснить с помощью литературы? Вот прекрасный пример:))
спасибо за оценку! с помощью литературы многое можно объяснить :)
Спасибо, Наталья... замечательно, когда слушатели проекта превращаются в его со-трудников, открывающих его общий смысл друг другу.
Данное фото навевает грустные мысли о моем родном городе - Одессе, в котором античные мотивы присутсвуют повсеместно. Заброшенные и никому не нужные в условиях современности, серые, мокнущие под дождем, теряющие свою красоту и величие. К сожалению, в современном мире нет места идеалам античности, времена античности давно прошли.
Произошла смена идеалов, от элитарной культуры, к которой все ещё стремились на рубеже XIX-XX веков, к массовой, пугающей и отталкивающей реальности.
Паук на лице прекрасной статуи - это как образцы современного безвкусия на лице образцов культуры от античности о до начала страшного ХХ века.
Здравствуйте, BlackKitten! Что же Вы уж совсем грустно! По-моему, времена античности никогда не пройдут, ибо то, что было тогда заложено (основы цивилизации, культуры, науки и т.д), уже в нас и никуда от этого не деться! И во все времена были люди, стремящиеся к элитарное культуре, и массовый зритель/читатель. Вспомните, как поначалу ругали театр Чехова за то, что он нарушает все классические каноны - а теперь это классика! Все течет - все изменяется! Надо просто не поддаваться массовому психозу и отделять зерна от плевел:))
Спасибо, Надежда! Я не грущу! Я уверена в том, что каждая эпоха порождает что-то свое, становщееся потом классикой. Но фотография дествительно грустная. Многие памятники культуры поддерживают, реставрируют, но многие ведь все равно остаются без внимания. Когда я посещала Санкт-Петербург меня поразило то, что у Вас каждое здание это частица истории, в каждом дворике когда-то побывал кто-то известный! И той недели пребывания в самом прекрасном городе на земле (после Одессы :-), конечно, но тут уже одесский патриотизм, ничего не поделаешь) было ничтожно мало для того, чтобы увидеть все, что мне было интересно!
Да, мне тоже безумно жалко Аполлона на этой фотографии!!
Дорогая BlackKitten, пока мы помним историю, она живет вместе с нами. Греки научили нас мыслить логически, мы до сих пор видим и чувствуем красоту сквозь призму их мировосприятия. Они живы, пока мы чувствуем их. Ваши ответы - свидетельство того, что для Вас культура и красота античности не прошлое, а настоящее... А с одесским патриотизмом ничего не надо делать!!! Пусть каждый из нас любит свое и пусть эта любовь не мешает нам восхищаться чужим, как ваша любовь не мешает Вам восхищаться Петербургом. Спасибо Вам.
Скульптура - памятник времён, подвластный факторам погоды, вступивший в разговор с природой. Ведь каждый день по своему прекрасен и соответственно каждый день эта античная скульптура будет разной ... другой, не похожей на этот момент пойманый фотографом. Но как много скрывает под собой тот исторический налёт, ведь не просто так даже маленьких детей привлекает скульптура. Кажется, она умеет говорить без слов. Сейчас она грустит от непогоды и кажется что плачет, а паук пытается помочь преодолеть все трудности.
Мне кажется это наша история, история Города на Неве: тех, кто стоил город и каждый день преодолевал трудности и слёзы, чтобы создать такое искуственное творенье - как эта статуя!
Спасибо, Лидия, что Вы так тонко чувствуете наш город. Борис Пти был удивительным фотографом, на его фотографиях город и призрачный и живой одновременно. Успехов Вам в выполении следующих заданий.
Символ Петербурга Бориса Смелова.
Лидеру петербургского андеграунда в фотографии удалось чутко подметить и лаконично изобразить двойственность Петербурга. Блеск его и нищету, стремление к высокому и небрежение к человеческому бытию. На ум приходит пророчество "Петербургу быть пусту". Но сегодня, когда цензура в общем-то отменена, это фото скорее символ конфликта человеческой воли и природы. Как в последнем стихотворении Державина. "Река времен в своем стремленьи / Уносит все дела людей,/ И топит в пропасти забвенья / Народы, царства и царей..."
Фотография очень трогательна, я сострадаю этому Аполлону с капелькой дождя под носом и с паучком на вечно юной щеке... Спасибо.
Здравствуйте, Татьяна! А что Вы имеети в виду под символом "конфликта человеческой воли и природы"? Поясните, пожалуйста!
Уважаемая Надежда Валентиновна! Добрый вечер! Большое Вам спасибо за прекрасные видео лекции! За потрясающе интересно поданный материал! А в виду я имела лишь то, что "все не вечно под луной", к сожалению. С большим уважением. Татьяна
Здравствуйте, Татьяна! Спасибо за добрые слова!
Да, "все не вечно", но все течет - все изменяется! И это хорошо:))
Спасибо, Татьяна. В комментариях к работам других участников проекта, я тоже написал, что сочувствую гриппозному Аполлону. Дойдя до вашего сочинения, я понял, что не одинок. Надеюсь, наш проект соединит многих.
Уважаемый SVF! Да, проект не только интересный, но, главное, необходимый в настоящее время. Спасибо!
"Итальянское солнце" по дождем Северного Рима.
Итальянский скульптор Пьетро Баратта, исполняя заказы для садов Петербурга, создал, по моему мнению, замечательный шедевр под названием "Аллегория Солнца" (Аполлон). По древнегреческой мифологии, сын богини Латоны и Зевса, родился на острове Делос. Потоки солнечного света залили остров при его рождении. Лебеди проделали семь кругов над островом и воспели златокудрого и лучезарного бога. Статуя "Аллегория солнца" радует глаз посетителей Летнего сада уже три столетия.
Но правда жизни в очередной раз нас убеждает, что любой проект (каким бы амбициозным или творческим он не был), любое прекрасное творение может оказаться многоликим или даже внутренне раздвоенным.
Спустя два с половиной столетия другой мастер (уже не венецианский, а ленинградский), мыслящий нестандартно и "очень неудобно" выбрал для фотографии "Аллегории солнца" самый тоскливый ракурс, в самый пасмурный дождливый день, с самым противным большим пауком на щеке статуи. И вот лучезарный, златокудрый, сияющий бог искусства и предсказаний превратился в мокнущую под дождём Северного Рима, серую статую.
Нравится ли мне эта фотография? Запечатлённый миг - да. Очень редкий, необычный и даже удивительный. Но настроение у фотографии - тоскливое, пронзительно-безысходное. Первое, что захотелось сделать, найти изображение статуи в обрамлении изумрудной листвы под яркими лучами солнца.
Здравствуйте, svetlana! Очень хороший исторический комментарий про статую. Но как это связано с темой лекции?
Светлана, мне кажется, ваше восприятие фотографии Бориса Пти точно передает ленинградское восприятие Петербурга. Увы, Ленинграду оказались не нужны многие шедевры Петербурга, в частности, об этом пойдет речь на занятиях по творчеству И.Бродского. Простуженный Аполлон с паучком, чьи лапки напоминают кракелюры (трещинки) на старинных картинах, говорит и о неумолимом времени и о забвении. Спасибо Вам.
Двоякость
Фотография очень символична и её символичность двояка, так как её можно понимать по-разному, как, впрочем, и отношение к Петербургу и к его создателю. Во-первых, фотография черно-белая - контраст между темным и светлым. Во-вторых, на первом плане находится паук! Фотография сделана так, что мы не можем не заметить его. Он как бы даже мешает нам, от него хочется избавиться, НО в этом-то весь смысл. Паук имеет двоякий символизм - символ зла, дьявола, тленности и тщетности И символ СОЗИДАНИЯ и ТВОРЦА вселенной, собирателя и держателя нитей жизни и космического порядка. Выбрасывая луч из самого себя, он, в ряде случаев, уподобляется солнцу и является его символом. Здесь очень важен созидательный аспект паука, плетение нитей из самого себя. Я думаю, такое значение паука-солнца и созидателя перекликается с ролью Петра и его созидательной деятельность. Паук также может ассоциироваться и с созидательностью природы.
На фотографии мы четко видим капельки дождя и на заднем плане листву и пробивающийся через неё солнечный свет, что хорошо соотносится с ролью Аполлона - богом света и покровителем искусств и муз! Аспект солнца и созидания на фотографии усилен тремя символами. Опять-таки есть некоторая двоякость в их восприятии - с одной стороны, листва олицетворяющая природу за Аполлоном, а на первом месте паук, с другой, рукотворная красота, то есть памятник, посвященная богу света, противопоставляющая себя свету солнечному, то есть природной красоте. Можно на все это смотреть, как на противопоставление и контраст, а можно, как на переплетение человеческого бытия и природного созидания и разрушения, тленности и вечности.
А еще, несмотря на первое впечатление грусти (фотография черно-белая, капельки дождя, паук на щеке), снимок и настроение в нем совсем уж не такое грустное. Дождик - всегда очищение и свежесть, паук - созидатель, а на заднем плане солнечные блики. Но в этом-то и вся гениальность этой фотографии, ведь и сам город, и отношение к нему творческих людей всегда двояко: с одной стороны, те, кто против всех новшеств, а с другой, те, кто видят в воплощении мечты величие и красоту созидания.
Здравствуйте, Seraphima! Очевидно, у Вас художественное образование: очень четкий анализ деталей, фона, композиции! Здорово!
Здравствуйте, Надежда! Спасибо, вообще-то, я на самом деле творческий человек (писательница) с филологическим образованием, НО люблю любое творчество и творческие произведения! Люблю художников, артистов, писателей и композиторов!
Согласен с Надеждой. У Вас, Seraphima, получилась живая и в то же время аналитичная работа. Борис Пти создал многогранный и противоречивый образ, и как всякий глубокий и сложный образ он "ускользает" от прямолинейного прочтения... Думается, наше коллективное творчество поможет разгадать его загадку.
Отталкивающая красота.
Работа Бориса Смелова невероятно образно показывает нам "два лица" Петербурга. На первый взгляд, это пышный, праздничный город, в котором даже закованная в гранит вода пребывает в гармонии с камнем, а здания поражают красотой и великолепием. Но паук, сидящий на щеке статуи, говорит о втором обличье города. Петербург как будто оплетеает невидимой паутиной человека, попадающего в него. "Построенный на крови", город - Молох ожидает своих жертв (Молох - божество моавитян и аммонитян, которому приносились человеческие жертвы.) Здесь с ужасающей лёгкостью могут прийти на ум мысли Свидригайлова: "Нам вот всё представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! И вдруг, вместо всего этого...будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани...а по всем углам пауки, вот и вся вечность..." Страшно, не правда ли?
Здравствуйте, Любовь! А что, с Вашей точки зрения, олицетворяет "пышный, праздничный город" на фотографии?
Любовь, как неожиданно срезонировал с фотографией Бориса Пти Свидригайлов, но если вспомнить, что Борис часто фотографировал Кривушу - Екатерининскую канаву (канал Грибоедова), наверное, такая ассоциация оправданна. Спасибо
Название: "Трагедия красоты" (или "Печаль прекрасного") (Подзаголовок: признание).Город пышный! Город бедный... Моя любовь и ностальгия... Безграничное восхищение и щемящая печаль... В тебе достоинство и величие, благородная простота и мудрая созерцательность... Город, всё знающий о красоте, - и ещё больше знающий о трагедии. О трагедии человеческого одиночества и неприкаянности, о трагедии гордыни и милосердного прощения, о трагедии голода и трагедии противостояния ему, о трагедии всего по-настоящему человеческого. Всё это переплавилось в твоей истории, об этом молчат твои прекрасные статуи - и лишь трещинки на их чистых ликах выдают стоическое терпение города в перепетиях времени... Что бы ни случилось дальше, нельзя отказываться от достоинства и человечности, нельзя отказываться от культуры и памяти, - и пусть плачет дождь, омывая душевные раны, пусть растрескивается гранит и мрамор, не выдерживая груза пережитого, - прекрасное должно оставаться быть величаво. Неубиваемость, "непреходящность" красоты вселяет надежду, даёт опору в жизни, возвышает душу. Спасибо тебе, Петербург! И многие лета тебе! "Противостои" пошлости, бездушию и цинизму. А трещины?...Так что ж! Это оружие злости и зависти. Они всегда рядом с красотой. Так было всегда. Не отвечай на зло! Я знаю: ты не ответишь. Спасибо тебе и за это! Я тебя люблю!
Здравствуйте, elvas! Великолепное лирическое признание:)))
Страницы