Вы здесь

Вопросы преподавателю

41 сообщение / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя Марина
Марина
Не в сети
Вопросы преподавателю

Здесь вы можете задать вопросы преподавателю по тематике курса и содержанию видеороликов.

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

Сергей Владимирович, спасибо за интересные, увлекательные и увлекающие задания, которые Вы разработали для курса. Разобрав первую главу, отмечу, что ранее с подобными даже не сталкивалась. Мозг развивается, мысль бурлит.

НО! Мне не понятен способ оценивания слушателей. Тут нарушается принцип Бора, о котором Вы говорили в 1.1.. Ответы на задания (в большинстве своем) несут субъективный характер. Поэтому получается , что мы должен угадать Вашу мысль. А если она не сходится, то балл теряется. Особенно это касается заданий, где нужно выбрать несколько вариантов ответа. К тому же нет указаний, сколько их может быть. 

В творческом задании 1.1. к главе 1  я указала свой принцип работы, который перекликается с принципом Бора: Доказал - имеет место быть. Мысли, не подкрепленные аргументами, равнозначны нулю.

Поэтому оценивать деятельность слушателя только по количеству набранных баллов за тест (где все же ходит-бродит субъективный характер оценивания) всё же недостаточно корректно. Может сложиться такая ситуация, что получат сертификат те, кто просто угадал мысль.

Тестовые задания отличаются от тех, что были представлены в курсе Петербургские перекрестки. Там в 95% была объективность. В данном курсе тестовые задания носят творческий характер, который влечет за собой индивидуальность.  Поэтому данный тип оценивания тестов курса "Литература в диалоге прошлого и настоящего" passt leider nicht. 

 

С уважением,

Дарья

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

Сергей Владимирович, могли бы Вы пояснить фразу из задания 1.2. "вариант взаимодополнительного прочтения"?

Приницип Бора я поняла и использую его в работе. Но слово "взаимодополнительного" ввело меня в некий ступор. 

Задание я выполнила, но, наверное, не так , как надо.

 

С уважением,

Дарья

Аватар пользователя SVF
SVF
Преподаватель
Не в сети

Дарья, Вы, конечно, правы. В тестах, которые я разрабатывал для этого курса иная структура, нежели в "Петербургских перекрестках". Множественность ответов в тесте – это попытка даже в таком неподходящем инструменте для проверки читательских и профессиональных учительских компетенций отразить одну из главных идей курса: подлинно художественный текст всегда порождает множественность интерпретаций, в то же время интерпретаций не произвольных, а заданных "инструкцией по чтению" (У. ЭКО), встроенной в текст.

Я старался выстраивать тесты так, чтобы различия между возможными и ошибочными интерпретациями были минимальны, отсюда, наверное, такое ощущение субъективности.

Накапливайте свои замечания, я обязательно над ними подумаю, просто сейчас приходится работать по 12 часов в сутки и не хватает сил на полноценное сопровождение курса.

А со словом "взаимодополнительных" не мучайтесь: оно употребляется часто как возможный перевод "дополнительных". Я даже этот вариант люблю больше, потому что язык подсказывает, что в ситуации взаимодополнительности интерпретаций – они равноправны, а при дополнительности – неизбежно какая-то претендует на роль основной.

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

спасибо!

Аватар пользователя Galina
Galina
Не в сети

Уважаемый Сергей Владимирович! Спасибо за интересные лекции и задания! За организацию курса, которая позволяет познакомиться с интересными учителями. Мне очень понравилось, что Вы комментируете наши ответы. И укрепляется вера, что с литературой в школе всё будет хорошо. Просьба большая продлить сроки выполнения заданий. Сначала была проверка ЕГЭ по литературе и русскому, теперь работа в апелляционных комиссиях и сдача всех рабочих программ, аннотаций, КТП нужно прикрепить. И всё к 27 июня. Если к 1-му занятию делала на скорую руку, не обдумывая, не редактируя, не подбирая слов, то сейчас и на   это нет времени. А задания требуют осмысления. Спасибо! С уважением

Галина Николаевна

Аватар пользователя Настя
Настя
Лекториум
Не в сети

Галина, добрый день!

Мы понимаем, как заняты учителя даже летом, но, к сожалению, не можем сильно растягивать сроки. Мы передвинули сроки выполнения второй и третьей главы на два дня каждый. К сожалению, поменять конечный срок сдачи экзамена и последней главы у нас не получится. 

Все изменения доступны в разделе "Расписание курсов". Надеемся, что вы все успеете.

Аватар пользователя Galina
Galina
Не в сети

Анастасия, спасибо большое!

С уважением

Галина Николаевна

Аватар пользователя SVF
SVF
Преподаватель
Не в сети

Уважаемая Галина Николаевна, к сожалению, проект осуществляется по гранту, а грантодатели не очень-то интересуются удобством для работы и требуют жесткого соблюдения графика, из которого я давно выбился, потому что курс оказался гораздо более трудоемким, чем я предполагал, его замышляя.

Будем надеяться, что пункт "устранить избыточные параметры контроля за перспективным планированием работы учителя" в только что принятой правительством РФ "Концепции преподавания русского языка и литературы" будет осуществлен в реальной практике.

Простите за вынужденные неудобства.

Аватар пользователя Galina
Galina
Не в сети

Уважаемый Сергей Владимирович! Спасибо за ответ. Огромное спасибо за лекции и задания. Мне близок Ваш подход. Большое спасибо за дополнительную информацию, за разнообразие заданий. Это убирает усталость. И ещё хорошо то, что Вы даёте задания для проверки небольшого фрагмента курса. Это позволяет самому увидеть, что ты упустил. 

Ещё интересно то, что ловишь себя на мысли, что ты действуешь как типичный ученик. То задание выполню не то и прихожу в себя, когда получаю крестик красный, то не на тот вопрос отвечу. Это тоже хорошо. 

Хоть быстро, но тест ко 2-й части выполнила, а вот творческое задание сделала только одно. Жаль, потому что хотелось увидеть Вашу оценку, не цифрой, а разбор. Да и с коллегами поделиться.

С уважением

Галина Николаевна

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

Сергей Владимирович,

1) могли бы Вы объяснить, грубо говоря, на пальцах, что такое "зеркальная симметрия"? При выполнении итоговых заданий по 2 главе я, однако, запуталась. Делала схемы по произведениям, но все равно ответ оказался неправильным. Так и не поняла, "в чем тут изюм".

2) могли бы Вы объяснить, что такое со-противопоставление? В тесте 3 главы тоже есть вопрос по данной теме. Не поняла, от чего нужно отталкиваться. решила пока не отвечать на этот вопрос.

 

С уважением,

Дарья

Аватар пользователя SVF
SVF
Преподаватель
Не в сети

Уважаемая и постоянная наша слушательница DarWar, зеркальная симметрия в композиции – это построение произведения по принципу отражения, напиример, у Пушкина в стихотворении "Я помню чудное мгновенье" в первой строфе мы читаем "я помню", а в третьей – "я забыл", в четвертой – "без божества", то есть забыл, а в шестой – "и божество", то есть вспомнил. Иными словами, первая часть стихотворения соотносится со второй по принципу отражения: + – / –+. Ось симметрии или зеркало проходит как раз между третьей и четвертой строфой.

Видов симметрии много, но зеркальная – самая распространенная и Пушкин часто ее использовал, хотя в художественном произведении, как и в жизни, симметрия смешивается с ассиметрией, в том же стихотворении Пушкина присутствует элемент кольцевой композиции: совпадение первой и пятой строфы и, следовательно, можно предположить, что заключительная строфа открывает новый виток жизни. Так в стихотворении намечается возможность нового вида симметрии: спиралевидной.

"Со-противопоставление" – это не совсем, наверное,термин, но Ю.М. Лотман, особенно на пике структуралистского периода своей научной деятельности, его часто употреблял, например, в книге "Анализ поэтического текста". Это понятие предполагает необходимость нахождения сопоставимых элементов текста при его анализе: эпизодов, героев, пейзажей, портретов, реплик и т. д. По его мнению, со-противопоставление предполагает, что по одним критериям эти элементы могут быть противопоставлены, а по другим сопоставлены. Такая сложная система со-противопоставлений и составляет то, что мы называем текстом, и как в текстиле (а это однокоренные слова) ткань повествования строится на сцеплениях сюжетных, мотивных и иных "нитей".

Спасибо Вам за серьезное отношение к нашей работе.

Аватар пользователя Анонимус
Анонимус
Не в сети

Сергей Владимирович! Огромное спасибо Вам и Вашей команде за столь замечательный проект! Это лучший курс из множества прослушанных и посещенных мною лекций, интересный, полезный и нужный педагогу, позволяющий на многое в столь привычном для нас взглянуть по-другому, по-новому. И отдельное спасибо за Кузнечика! Хотелось аплодировать Вам, правда! Восторгаюсь Вашим мастерством!

 

Аватар пользователя Lyona
Lyona
Не в сети

Хочу присоединиться к коллегам. Действительно, курс замечательный! Давно такого не слышала. Честно, почувствовала себя человеком. Отдельное пасибо за дополнительные материалы, особенно за притчу о блудном сыне.

Аватар пользователя Lyona
Lyona
Не в сети

Спасибо - опечатка

Аватар пользователя surok56
surok56
Не в сети

Здравствуйте, Сергей Владимирович и вся команда проекта! Спасибо за то, что не даёте успокоиться, окаменеть! У меня прекрасное, удивительное ощущение вернувшейся студенческой жизни! Простите, если не сделаю многих творческих работ. Но усердно штудирую лекции, тесты. При выполнении теста ко 2 главе в задании №3 Вы не включили роман И.А. Гончарова "Обломов" в число правильных ответов. А разве не вступает автор в диалог с читателем в следующих примерах:
"Весь этот Алексеев, Васильев, Андреев, или как хотите, есть какой‑то неполный, безличный намёк на людскую массу, глухое отзвучие, неясный её отблеск";
"И сама история только в тоску повергает: учишь, читаешь, что вот‑де настала година бедствий, несчастлив человек; вот собирается с силами, работает, гомозится, страшно терпит и трудится, всё готовит ясные дни"?
С уважением, Наталья.

Аватар пользователя SVF
SVF
Преподаватель
Не в сети

Уважаемые коллеги, простите, что не так часто, как хотелось бы, принимаю участие в работе форума, но, к несчастью, или, к счастью, у меня до начала июля по три–четыре лекции каждый день.

На фоне этой усталости мне очень дороги ваши отзывы и высокие оценки моей работы и всей команды Лекториума, без которой этот проект не получился бы.

Мы делали и делаем эту работу с любовью и благодарны вам за то, что вы так доброжелательно ее оцениваете.

Аватар пользователя Т.П.
Т.П.
Не в сети

Сергей Владимирович! Очень хотелось бы получить в личный кабинет материалы по блудному сыну. Потрясающая лекция.Спасибо за то, что заставляете  по - новому взглянуть на традиционные, канонические  темы.<

Аватар пользователя Марина
Марина
Не в сети

Т.П., здравствуйте 

Спасибо Вам за отзыв.

К сожалению, добавить какой-либо материал в личный кабинет невозможно.

Аватар пользователя Galina
Galina
Не в сети

Добрый день, Сергей Владимирович и вся команда!

Ещё раз спасибо за интересный курс! Действительно, ощущение присутствия на классной лекции, обсуждении. Здорово! Мастерский отбор материала: кратко, ёмко. Если что-то когда-то знала, но забыла, вспомнишь. Если не знала, тебе расскажут. Когда приходила жутко усталой, а надо было срочно сделать задания, слушала лекции, выполняла задания, и становилось легче. Боюсь, что громко сказано (приходило вдохновение): "Но стоило жить, и работать стоило!" Это было!

 Учителя-коллеги (и лицея!), спасибо Вам за то, что щедро делитесь своим опытом. Очень нравятся задания. Я нескольким коллегам переслала ссылку, чтобы присоединялись и сейчас, и в будущем.

Вопрос по острову Буяну и лебеди. Сначала ответила из того, что знала, потом - в книги. Но ответа нет правильного. Писала, что растёт и дуб, и липа (в песне- "липа вековая", и осока - всё нет). С лебедью - та же история: ни день, ни жизнь, ни верность, ни любовь, ни чистота и т.п. Так что же растёт на острове и символом чего является лебедь?

Спасибо!

С уважением, Галина Николаевна

Аватар пользователя Lyona
Lyona
Не в сети

В ответах заложено "мировое дерево", а не "древо". Я тоже помучилась. Чего только не придумывала!

Аватар пользователя Galina
Galina
Не в сети

Уважаемые разработчики курса и заданий к нему! Отослала свой ответ к четвёртому разделу и оценила ответы своих коллег. Нужно было перед выполнением задания не только ознакомить с названиями критериев, но и с параметрами оценивания выполнения заданий. Поэтому высшего балла по первым двум критериям нет в проверенных мною работах, в моей тоже не будет. Мы просто не знали, что это надо делать. Жаль. 
С уважением, Галина Николаевна

Аватар пользователя Galina
Galina
Не в сети

Спасибо, Lyona. "Древо" я тоже писала. А что с лебедью? 

С уважением

Галина Николаевна

Аватар пользователя алла
алла
Не в сети

Никак не отправляется работа к проверочной №4.Что делать?

Аватар пользователя Настя
Настя
Лекториум
Не в сети

Здравствуйте! Подскажите, в чем именно проблема? Происходит какая-то ошибка?

Аватар пользователя алла
алла
Не в сети

Здравствуйте, Анастасия.Написано: "Многократная отправка не допускается" Файл сохранен , но отправить невозможно

Аватар пользователя алла
алла
Не в сети

Практическая работа №4

Исследовательский проект «Самый загадочный русский писатель»(к 200-летию Н.В.Гоголя)
Задача: познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского писателя Н.В.Гоголя,с историей создания и жизни его произведений.
Цели: расширить знания учащихся по литературе, способствовать углублению кругозора и формированию культуроведческой компетенции; повысить уровень развития литературоведческих навыков и умений учащихся; развивать навыки самостоятельной исследовательской и аналитической работы; способствовать реализации интереса к гуманитарному образованию и предмету «Литература».
Проблема: почему Н.В. Гоголь является самым загадочным русским писателем? В чем тайна гоголевских произведений?
Источники информации: литературные (книги, газеты, журнальные публикации), ресурсы ИНТЕРНЕТ. Ключевые слова при отборе всей информации- ТАЙНА, ЗАГАДКА.
Обработка информации: анализ литературы, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы.
Результат: выпуск стенгазет, докладов, рефератов.
 Презентация: выступление на школьном мероприятии, на городском семинаре, на научном семинаре в БИПКРО.
Николай Васильевич Гоголь… «Великий насмешник и великий «печальник», потрясающий знаток народных обычаев и верований  и гениальный мистик; человек, безумно любивший Украину и Россию; писавший только о них.
Кажется, что Гоголь пришел на этот свет посмеяться надо всем. Этот великий человек и художник любил и умел над многим истинно посмеяться. Так уж он был устроен: подмечал все смешное, нелепое, пошлое, а потом воплощал это все в своих героях.
Лучше всех суть гоголевского смеха почувствовал В. Белинский, когда «сквозь видный миру смех» увидел «невидимые миру слезы». Смех Гоголя – это одна из самых больших загадок русской литературы. Считается, что разгадки творчества таятся в жизни писателя, его биографии.
Сегодня мы попытаемся увидеть сложность и многогранность личности писателя через повторение страниц его биографии и анализ литературных произведений.
ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
Давайте отбросим почти два столетия и перенесемся в 10-е годы 19 века в Малороссию, Миргородский уезд, в имение Гоголей – Васильевку.
Чудеса начались задолго до рождения писателя.
Гоголи – небогатые помещики. В доме всегда мало денег, зато много гостей и веселья. Душа компании – отец Гоголя, Василий Афанасьевич.
Мария Ивановна тоже привлекала гостей. Она «дивная красавица».
Отцу Гоголя, Василию Афанасьевичу, в 14 лет приснился удивительный сон, который он помнил во всех подробностях. Произошло это на постоялом дворе, где семья Гоголей заночевала по дороге на богомолье. Приснилось Васюте, что он находится в церкви. У алтаря лежит ребенок, завернутый в белое. Матерь Божья подводит к нему Васюту и говорит: «Вот твоя суженая». На обратном пути Гоголи проезжали через хутор Яреськи, там жили соседи Гоголей – Косяровские. Гостям вынесли и показали годовалую Машу. Когда Васюта увидел эту девочку в белом платьице, он узнал ребенка из своего сна и воскликнул: «Это она!»
Он взрослел, но ни о каких невестах слышать не хотел, зато постоянно ездил в дом Косяровских, играл с Машей в куклы и сочинял для нее стихи. Так он растил для себя невесту. В это время они были помолвлены, а свадьбу по молодости невесты отложили на год.
Прошел месяц, и Вася снова увидел свой вещий сон, только на месте младенца в церкви стояла Маша. «То указание свыше,– возбужденно говорил Вася, прискакавший к Косяровским, бледный с горящими глазами. – Того хочет Бог!» Молодых быстро обвенчали.
Гоголи – небогатые помещики. В доме всегда мало денег, зато много гостей и веселья. Душа компании – отец Гоголя, Василий Афанасьевич. Он, по воспоминаниям современников, «бесподобный рассказчик», остроумный, веселый. Правда, веселость эта прикрывает печаль, потому что не все в его жизни было гладко и безмятежно. Может быть, эта печаль и есть колыбель загадочного гоголевского смеха «сквозь незримые миру слезы»?
Василий Афанасьевич сочиняет пьесы и стихи, поет и играет на разных музыкальных инструментах. Но… Веселый Василий Афанасьевич мог надолго становиться мрачным и ко всему безучастным. Он был невероятно мнительным и так боялся смерти, что умер, как говорили, от «страха смерти».
Мария Ивановна тоже привлекала гостей. Она «дивная красавица». Свою загадочную красоту она сохранит до глубокой старости и будет такой моложавой, что впоследствии рядом со знаменитым сыном будет казаться его старшей сестрой. Мария Ивановна так лихо отплясывала казачка, что гости иногда приезжали полюбоваться ею.
А неподалеку, в роскошном имении Кибинцы, доживал свой век знатный вельможа и дальний родственник Гоголей Дмитрий Прокофьевич Трощинский.
Карьера Трощинского  была удивительной: при императрице Екатерине II он начал службу писарем, а вышел в отставку при Александре I министром юстиции. В Кибинцах была настоящая картинная галерея, огромная библиотека, хор, театр, где ставили пьесы отца Гоголя. Роли исполняли крепостные крестьяне и гости, в том числе и родители Гоголя. У Трощинского тоже было много гостей. Но там развлекались по-другому, не так, как у Гоголей. В доме водились шуты и шутодразнители. Иногда шутодразнителем выступал и сам хозяин дома, наслаждаясь унижением гостей и их страданиями. Никоша тоже бывал в Кибинцах. Наблюдательному мальчику было на что посмотреть! Он смотрел и по-своему реагировал: то просил отца никогда не возить его в Кибинцы, то готов был забыть обо всем плохом и жестоком ради театра. Иногда мальчик скрывался в библиотеке, где впервые и познакомился с русской и мировой литературой. Благодетель не вызывал у Никоши симпатии. И, когда однажды знатный вельможа появился в их доме и «осчастливил» Василия Афанасьевича игрой в шахматы, возле отца появился маленький Никоша и доверительно сказа ему: «Папа, не играйте с ним. Пусть идет». Трощинский был удивлен: к такому он не привык. Он напомнил мальчику о розгах. Но Никоша ответил: «Плевать на вас и вашу розгу!» В Кибинцах пробудилось честолюбие Гоголя. С ранних лет носил он в себе гения. Он хотел служить Отчизне, знал, что его ждет великое поприще, только не знал, какое именно. То, что Трощинский начинал писцом, а в отставку вышел министром юстиции, укрепляло его в вере, что из неизвестности можно выбиться собственными силами.
"ТАИНСТВЕННЫЙ КАРЛА"
«Таинственный Карла», «Пигалица», Мертвая мысль» - кто бы мог подумать, что все это прозвища гимназиста Гоголя?
Прозвища давали товарищи по гимназии, а вот приговор учителей: «По способностям туп, по прилежанию слаб, по поведению резв». И это все о Гоголе. Гоголю и в Полтавском училище, и в Нежинской гимназии в первые годы было одиноко, холодно и голодно. Вот что пишет он родителям:

«…опасно был болен, но теперь почти выздоровел… Прошу вас, дражайшие родители, прислать мне сколько-нибудь денег… Так же ежели б еще прислали что-нибудь из съестных припасов, как маменька еще тогда общалась прислать сушеных вишен без косточек. Но мне хоть чего-нибудь и похуже, а много ежели это».
И вдруг все изменилось: в гимназии появился театр. Для Гоголя наступил звездный час. Все в его жизни стало осмысленным, изменился он сам, изменилось отношение к нему товарищей. Он нашел себя в театре, где готов был делать все: он расписывал роли, писал декорации, делал подмостки и даже шил костюмы. Гоголь – артист, гениальный лицедей. Однажды у него была роль старика без слов. Много часов провел юный артист у зеркала, так как хотел, чтобы его нос доставал до подбородка. Даже Гоголю с его «выдающимся» носом потребовалось для этого немало усилий. Однако он своего добился, и, когда его носатый старик смешно передвигался по сцене, посапывая, покряхтывая и почихивая, зал умирал от смеха.
ПОИСКИ ПОПРИЩА
Петербург разочаровал Гоголя.
Вместо славы и великого служения отечеству – безденежье, плохая квартира, поиски службы… Но в Петербурге Пушкин. Это то святое, что с самого начала манило Гоголя в столицу. Теперь, живя здесь, он обязательно должен был увидеть своего кумира. И провинциальный юноша отважился. Выпив для храбрости в соседней кондитерской рюмку ликера, он постучал в его дверь. Слуга сказа, что барин «почивает».
– Верно, всю ночь работал? – спросил с благоговением Гоголь.
– Как же, работал, – услышал он в ответ, – в картишки играл.
Еще один удар для провинциального мечтателя… Но возможно, что судьба предотвратила преждевременную встречу Пушкина и Гоголя: вряд ли Гоголь шел к Пушкину с пустыми руками, и вряд ли Пушкин одобрил бы юношеское творение Гоголя.
На дне чемодана у Гоголя лежал «Ганс Кюхельгартен». Юношеская поэма о розовом мечтателе, которую Гоголь написал еще в гимназии. Теперь под псевдонимом Алов он издает ее на собственные деньги и ждет литературной славы. Но… в газете «Северная пчела» появляется рецензия, где автор утверждает, что «свет ничего бы не потерял, когда бы сия первая попытка  юного таланта залежалась бы под спудом».
Реакция дебютанта была необычной: он вместе со слугой кинулся в книжные лавки скупать свое произведение, пока ни одна душа не узнала, кто его автор. Вместе с Якимом спалили они все до единого экземпляра. Так зажег Гоголь первый костер из своих книг.
И вдруг, бросив все,  в 1829 году Гоголь уезжает за границу, в город Любек.
А как же карьера? Служба?

Великий писатель не устает загадывать загадки. Над этой бились многие биографы Гоголя. Одна из причин этого бегства лежит на поверхности: это провал «Ганса Кюхельгартена». Другая названа в письме к «маменьке»: Николай Васильевич пишет, что бежал он от любви, которая могла бы сжечь его. Два раза в жизни бежал Гоголь от любви, которая, по его словам, могла помешать его великому предназначению. Но кто ОНА? Этого никто не знает. И была ли она вообще? Или загадочный Гоголь ЕЕ выдумал? На этот вопрос ответа нет. Это очередная неразгаданная тайна.
По возвращении Гоголь снова ищет место на государственной службе, но теперь уже не как провинциальный розовый мечтатель Ганс Кюхельгартен, а как человек, год проживший в деловом чиновном Петербурге и познавший его.
И вот он служащий сначала в одном департаменте, потом в другом.  Вокруг него беспрерывный скрип гусиных перьев и шелест бумаг. И так много часов и каждый день! Как это страшно! Но только не Гоголю. Потому что он не обыкновенный чиновник: вырвавшись из чиновничьей тюрьмы, он, когда затихает шум на улице и замирает все вокруг, погружается совсем в другой мир. И тогда сумрачный величавый Петербург отступает и появляется солнечная искрящаяся, веселая Малороссия. Все вокруг смеется и ликует. Гоголь пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые принесут ему настоящую славу.
"ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ"
В этой книге писатель воплотил свою мечту о красивой, вольной жизни человека.
Необыкновенным было то, что автор, повествуя о жизни крестьян, смотрел на мир их глазами. Веселые и страшные истории рассказаны пасечником Рудым Панько. Мудрый и лукавый хуторянин, прикидываясь простачком, посмеивается над высшим светом.
Герои «вечеров на хуторе близ Диканьки» - веселые, сильные и бесстрашные парубки, красивые и гордые крестьянские девушки и грубоватые, но добрые их родители. В их мире добро торжествует над злом, любовь – над ненавистью. Сказочны сюжеты повестей, реальная действительность переплетается в них с фантастическим вымыслом, наряду с людьми действуют мистические силы. Ведьмы и черти вмешиваются в жизнь героев, нередко служат им, способствуют устранению препятствий на пути людей к счастью.
Мужественно, упорно борется за свою любовь кузнец Вакула, герой повести «Ночь перед Рождеством». Много трудностей на его пути
Ему препятствуют и мать Солоха, и упрямый казак Чуб, и ничтожный черт
Но, пожалуй, самым трудным препятствием на пути к счастью оказывается своенравное, гордое сердце его возлюбленной Оксаны. И все же кузнец победил всех: мать, Чуба, черта – ловкостью и мужеством, а Оксану – своей преданной любовью
«Погляди, какие я тебе принес черевички! – сказал Вакула. – Те самые, которые носит царица.» «Нет, нет! Не нужно мне черевичков!» - говорила она, махая руками и не сводя с него очей.
Тема денег, тема стяжательства и накопления богатства показана в повести «Вечер накануне Ивана Купалы». Герой повести Петрусь, чтобы достать денег, совершает преступление. «Нет, не видать тебе золота, покамест не достанешь крови человеческой!» - сказала ведьма и подвела к нему дитя лет шести, накрытое белой простынею, показывая знаком, чтобы он отсек ему голову. Червонцы, дорогие камни в сундуках, в котлах грудами были навалены под тем самым местом, где они стояли. Глаза его загорелись… ум помутился… Как безумный, ухватился он за нож, и безвинная кровь брызнула ему в очи…»
Но нет счастья там, где жажда денег вытесняет все человеческие чувства. И не удается личная жизнь Петруся и его возлюбленной.
Однако в целом «Вечера…» - жизнерадостная, светлая книга. Похождения чертей, ведьм, колдунов вызывают не страх, а веселый смех. Но в ней звучат и грустные нотки. Гоголь-романтик хорошо знает, что светлый мир, нарисованный им, - это только сказка, красивая мечта.
Мгновенно оценил «Вечера..» А. С, Пушкин. Он поздравил публику с «истинно веселой книгой»: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности… Как изумились мы русской книге, которая заставила нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина!.. Мольер и Филдинг, вероятно, были бы рады рассмешить своих наборщиков».
СКУЧНО НА ЭТОМ СВЕТЕ,ГОСПОДА!
От «веселого пасечника» (так называли Гоголя его литературные друзья) ждали веселых рассказов. Но он все дальше уходил от взятых им из украинского фольклора преданий, сказок и побасенок и все больше поворачивался к жизни. И тогда то, что он писал, вызывало не только смех, не только слезы, но и страх. Страшно становилось и ему самому, и читателю. После «Вечеров…» Гоголь написал сборник повестей «Миргород».
Одна из них – это «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Каков ее сюжет? Что там происходит? Да ровным счетом ничего! Поссорились два ближайших соседа, два друга, два Ивана. Поссорились из-за ничего. Один попросил у другого ружье, а тот не захотел его ни отдать, ни поменять на бурую свинью и два мешка овса, к тому же еще назвал своего приятеля гусаком. После ссоры оба подают прошение друг на друга в суд. Весь город, в том числе и судья, пытаются их  помирить. Но это им не удается.
Вот и все. Сюжет для анекдота. И не больше! Из анекдота у Гоголя родилось невиданное, ни на что не похожее произведение, о котором Белинский писал: «И такова наша жизнь: сначала смешно, потом грустно».
Наверное, грусть охватывает каждого, кто читает эту повесть. И это уже не просто грусть. Ужас охватывает нас при взгляде на этих двух людей, принесших свою жизнь на алтарь бессмысленной вражды. Есть в этой вражде что-то бесконечно глупое, абсурдное, и страшно становится от мысли, что Гоголь описал не просто вражду неумных провинциалов, а что за всем этим стоит любимая им Россия, нелепая, карикатурная, трагикомическая.
А вы сейчас видите в окружающем нас мире и в людях нечто похожее, что приводит их к абсурдной вражде и даже к бессмысленным войнам.
 
Из анекдота у Гоголя родилось невиданное, ни на что не похожее произведение, о котором Белинский писал: «И такова наша жизнь: сначала смешно, потом грустно».
Наверное, грусть охватывает каждого, кто читает эту повесть. И это уже не просто грусть. Ужас охватывает нас при взгляде на этих двух людей, принесших свою жизнь на алтарь бессмысленной вражды. Есть в этой вражде что-то бесконечно глупое, абсурдное, и страшно становится от мысли, что Гоголь описал не просто вражду неумных провинциалов, а что за всем этим стоит любимая им Россия, нелепая, карикатурная, трагикомическая.
А вы сейчас видите в окружающем нас мире и в людях нечто похожее, что приводит их к абсурдной вражде и даже к бессмысленным войнам.
 
Из анекдота у Гоголя родилось невиданное, ни на что не похожее произведение, о котором Белинский писал: «И такова наша жизнь: сначала смешно, потом грустно».
Наверное, грусть охватывает каждого, кто читает эту повесть. И это уже не просто грусть. Ужас охватывает нас при взгляде на этих двух людей, принесших свою жизнь на алтарь бессмысленной вражды. Есть в этой вражде что-то бесконечно глупое, абсурдное, и страшно становится от мысли, что Гоголь описал не просто вражду неумных провинциалов, а что за всем этим стоит любимая им Россия, нелепая, карикатурная, трагикомическая.
А вы сейчас видите в окружающем нас мире и в людях нечто похожее, что приводит их к абсурдной вражде и даже к бессмысленным войнам.
 
ПУШКИН И ГОГОЛЬ
При первом появлении «Вечеров…» и «Миргорода» те, кто любил литературу, сразу увидели в Гоголе необычного писателя.
20 мая 1831 года в доме Плетнева собрались литераторы из пушкинского окружения, и хозяин подвел Гоголя к Пушкину со словами: «Это тот самый Гоголь, о котором я тебе говорил».
Гоголю повезло: как писатель он вырос под крылом Учителя. Пушкин всегда знал, над чем сейчас работает Гоголь, что пишет и что собирается делать дальше, постоянно читал его рукописи, писал на него рецензии.
Наступает 1837 год, и Пушкин уходит из жизни. Сбываются пророческие слова Белинского: Гоголь занимает его место в литературе. Но это не только слава, но и огромный груз, а главное, ответственность.
Теперь Гоголь один. Вот что писал он в одном из своих писем:
«Моя жизнь, мое вечное наслаждение умерло с ним. Мои светлые минуты моей жизни были минуты, в которых я творил. Когда я творил, я видел перед собой только Пушкина. Ничто мне были все толки, я плевал на презренную чернь, известную под именем публики; мне дорого было его вечное и непреложное слово».
Убежать от тоски Гоголю помогли «Мертвые души», сюжет которых был ему подарен Пушкиным

Переходя от страницы к странице этой поэмы в прозе, мы как бы движемся от портрета к портрету в художественной галерее мастера.
Как интересно читать человеческие лица! Они словно окна домов, заглянув в которые, можно увидеть чью-то скрытую от посторонних глаз внутреннюю жизнь. Жизнь человека оставляет свой след прежде всего на лице. Поэтому так важно в живописи и в литературе искусство портрета. Им великолепно владел Н. В. Гоголь.
Открывает галерею помещиков Манилов – «человек видный», черты лица которого «не были лишены приятности». Ну просто душечка, а не мужчина! Через несколько минут общения с ним тебя одолевала скука смертная, как при слушании мелодии из одной ноты. «У всякого ест свое, но у Манилова ничего не было», - пишет Гоголь. И портрет его абсолютно точно передает отсутствие того, что должно быть в человеке.
Настасья Петровна Коробочка – «женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее», давно пережила свое время, обозначенное шипением и хрипением настенных часов, которым «пришла охота бить». И как покойно «щелкает направо и налево» маятник этих часов, так размеренно течет никуда жизнь коллежской секретарши Коробочки.
Полная противоположность им – Ноздрев – «исторический человек, непременно создающий истории и бесконечно влипающий в них» Гоголь называет Ноздрева «человек-дрянь». Противен он и внешне, особенно утром, когда вышел к Чичикову, «ничего не имея под халатом, кроме открытой груди, на которой росла какая-то борода».
Собакевич показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». И дальше – все, как в берлоге и у ее обитателей: и фрак, и панталоны, и походка, и даже имя – Михаил Семенович.
Но «венец творения», конечно же Плюшкин. Он собрал в себя «всю паскудность предыдущих персонажей», чтобы суммировать ее, став «прорехой на человечестве».
«Мертвые души» потрясли всю читающую Россию. Это был смертный приговор лицемерию, пошлости, фальши и несправедливости русской жизни. Грозный, бичующий смех, как острое оружие, без пощады разил все тайное, скрытое, все прячущееся от света. Подобно набату гремел этот смех над крепостной Россией, и вот уже в мертвые души обращалось все то, что пугало и гнуло человека, все, что еще казалось живым, прочным. И только где-то вдали, далеко, в неоглядном будущем, мерцал огонек иной жизни, куда под заунывную песню мчалась лихая русская тройка.
ГОДЫ СТРАНСТВИЙ
1836 год открывает новую полосу в жизни Гоголя – годы странствий. Если взглянуть в иностранный паспорт Гоголя, то можно подумать, что перед нами профессиональный путешественник: он исколесил всю Европу, нигде, кроме Рима, подолгу не задерживаясь.
Что же гонит Гоголя по разным странам? Одиночество и плохое здоровье. Особенно сдают нервы. Но мыслями писатель все равно на родине, потому что, где бы ни находился Гоголь, пишет он всегда о России и для России.
Гоголь уезжает в Вену и там тяжело заболевает. К нему пришла болезнь его отца – страх смерти. Отец и умер от этой болезни, а Гоголь остался жив. Свое воскрешение он воспринял как чудо, как воскрешение из мертвых, ниспосланное ему богом.
ДРУГОЙ ГОГОЛЬ
1839 год. после трехлетнего отсутствия Гоголь возвращается в Россию. Все было в России для Гоголя не просто. С одной стороны, бурный успех, вечера, вечеринки, приемы, новые знакомства. С другой – материальные заботы, неустроенность и бездомность. Великий русский писатель был беден, попросту говоря, нищ, без семьи, без собственной крыши над головой.
Между тем публика, издатели и книгопродавцы ждут от него обещанного второго тома «Мертвых душ». Но писатель объявил «антракт»: он думает, читает, но не пишет. И все это в то время, когда публика готова глотать все, что создаст ее кумир. Для всех это еще одна загадка Гоголя.
1845 год – год тяжелого духовного кризиса Гоголя. Он даже серьезно помышлял об уходе в монастырь, о пострижении в монахи. Он отрекается от написанных раннее произведений, от самого себя, прежнего. Когда одна знакомая попросила его оставить свою подпись в ее альбоме, он долго ходил по комнате, потом сел за стол и написал: «Совсем забыл свою фамилию. Кажется, был когда-то Гоголем». Мысленно он уже видел себя монахом, но монашество требовало отказаться от писательства, а этого Гоголь сделать не мог. И в этом была его трагедия и, может быть, спасение.
Выходом из кризиса стала книга «Выбранные места из переписки с друзьями». В «Переписке...» Гоголь был предельно искренен  и поэтому о себе говорил, как на исповеди – там, например, есть такие слова: «…во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке».
      Такая откровенность нравилась далеко не всем, и поэтому книжка вызвала протест не только у критики, но даже у многих друзей.
В этой бездомной, бродяжнической жизни две мечты, две мысли неотступно преследовали Гоголя. Они были как будто бы в резком противоречии друг с другом, эти мысли. И все же одна дополняла другую: как только всплывала в памяти первая, тотчас возникала вторая.
Ему не хватало этой обыкновенной человеческой жизни, которую имели все: семьи, своего дома, несложных житейских забот, друга, с которым мог бы он пройти остаток жизни, может быть долгой, может быть короткой. Ему не хватало спокойствия душевного, этого первейшего блага. А ведь именно спокойствие и тишина были ему нужны, чтобы он мог искупить грех издания в свет «Переписки с друзьями» новым творением – вторым томом «Мертвых душ».
Так воедино сливались эти две мечты его, две мысли: о простом человеческом счастье и о счастье писателя
Вот почему, приехав из Васильевки в Петербург, он тотчас встретился с Анной Михайловной Виельгорской и долго бродил с нею по шуршавшим от осенней листвы дорожкам Летнего сада.
Она испугалась. Ей было двадцать пять лет, и она любила этого сутулого, странного человека. Но стать женой его, разделить с ним невзгоды и радости жизни, иметь от него детей… разве это возможно, разве пойдут на это графиня Луиза Карловна и граф Михаил Юрьевич.
Они прощались у чугунной решетки Летнего сада. Смеркалось, влажный ветер с Невы обрывал последние желтые листья с деревьев, гнал их по улице, сбивал в кучки и вновь расшвыривал. Вечерний туман полз от реки в неосвещенный еще город.
– До свидания, моя Анна Михайловна, – сказал Гоголь и в первый раз поцеловал ее маленькую озябшую руку, – я попытаюсь. Может быть, и мое счастье не пройдет мимо – кто может знать?
В тот же день вечером Алексей Владимирович Веневитинов, муж старшей из сестер Виельгорских, Аполинарии, объявил Николаю Васильевичу вежливый, но решительный отказ графа и графини Виельгорских.
С личной жизнью было навсегда покончено.
Оставалось одно, неизменное и спасительное: творчество, второй том «Мертвых душ».
К маю 1851 года все одиннадцать глав второго тома  были закончены и переписаны набело. В одном из писем Гоголь написал: «Я уверен: когда сослужу свою службу и окончу, на что призван, я умру». Ощущение, что он окончил то, на что призван, появилось в Гоголе того времени.
И вдруг… что-то страшное произошло с ним. Вполне возможно, что он нарушил данный себе обет не заглядывать в переписанный набело второй том. Он заглянул… и стал переписывать. И это было началом его конца. Борьба с собой, мучительное приневоливание и переписывание убивали Гоголя.
Он больше не мог. Он изнемогал, и 11 февраля Гоголь сжег рукопись. Теперь у же в последний раз. Навсегда.
Вот как это произошло.
В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь до трех часов утра стоял на коленях перед иконою. В три часа разбудил крепостного мальчика Семена, повел его в свой кабинет и попросил мальчика открыть трубу, но так тихо, чтобы не разбудить ни одного человека в доме. Гоголь перебирал свои бумаги, и одни откладывал в портфель, а другие, обреченные на сожжение, велел мальчику свернуть в трубку и положить в камин. Семен плакал, просил барина не делать этого, говорил, что потом он сам пожалеет об этом.
«Не твое дело!» – ответил Гоголь и сам зажег бумаги. Когда сгорели угли, огонь стал потухать. Мальчик обрадовался. Но Николай Васильевич велел развязать связку, еще положить огня и сам ворошил бумаги до тех пор, пока они не обратились в пепел. Все это время он крестился. Потом в изнеможении опустился в кресло.
Мальчик плакал и говорил: «Что это вы сделали?» – «Тебе жаль меня», – Гоголь обнял его, поцеловал и заплакал сам.
Крестясь, вернулся он в спальню, лег на постель и стал горько плакать.
Счеты с жизнью были сведены. Гоголь отказывался от еды: он сознательно уходил из жизни. Его насильно лечили но с Гоголем это было невозможно. Он считал, что человек приходит в жизнь, чтобы сделать свое дело. Он его сделал. И теперь уходил…
Вокруг его постели лежали неоконченные обрывки записей, и на одной из них под словами был рисунок: книга захлопывает человека с лицом Гоголя. Это была его судьба: он был захлопнут обложкой недописанной книги.
Николай Васильевич Гоголь ушел из жизни в 8 часов утра 21 февраля 1852 года.
Гроб поставили в церкви Московского университета. Вся Москва хлынула туда. За всю историю Москва не знала таких похорон.
24 февраля Щепкин закрыл гроб крышкой. Гроб подняли на руки и понесли. Несли восемь верст до самого Данилова монастыря, где была вырыта могила.
И такое несметное число друзей и почитателей шло за гробом, такая длинная вереница экипажей тянулась за погребальным поездом, что остановился в изумлении приезжий мещанин и, оборотяся к одному из студентов, спросил:
–  Неужто все это его родственники и друзья?
–  Да, – ответил студент. – А вместе с ними и вся Россия.
Так закончил свой жизненный путь величайший русский писатель, слава России, ее гордость.
И мы, его далекие потомки, уже знающие, в чем заключалась чудная, вся в сиянии, русская мысль, должны склонить перед ним свои головы и сказать его скорбной тени: «Как ни велики твои ошибки, мученик скорбной мысли, но ты был одним из благороднейших сынов России, и безмерны твои заслуги перед родиной».
 «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно»
Конечно, раскрыть тайны и секреты Н. В. Гоголя еще никому не удавалось. Мы лишь находимся на пути к разгадке загадочности.
Познание тайн личности писателя – это трудное путешествие. Для него не нужно ни с кем встречаться, не нужно вообще трогаться с места.
Нужно лишь время, да книга, да желание подумать над ней.
Но это самое трудное путешествие: никогда нельзя сказать, что цель достигнута, за каждой разгаданной тайной встает новая – еще более трудная, но и более увлекательная.

Есть только один путь: читайте и перечитывайте ГОГОЛЯ!
И думайте, размышляйте над его произведениями!

Аватар пользователя elvas
elvas
Не в сети

Анастасия, здравствуйте. Хотелось бы знать, когда экзамен и что в нём будет. Когда дедлайн по творческим конкурсам. Спасибо.
 

Аватар пользователя Настя
Настя
Лекториум
Не в сети

Здравствуйте. Экзамен откроется  июля в течение дня. Вам придет об этом рассылка. Творческие задания не имеют сроков, а вот дедлайн экзамена будет 11 июля. 

Аватар пользователя elvas
elvas
Не в сети

Анастасия, простите, какого июля откроется экзамен))
 

Аватар пользователя Настя
Настя
Лекториум
Не в сети

Пятого. Сегодня. :)

Аватар пользователя elvas
elvas
Не в сети

Спасибо. Ждём
 

Аватар пользователя elvas
elvas
Не в сети

...и ещё: а что за эссе? Это и есть экзамен? А темы и критерии оценивания? Пожалуйста, разъяснитее.
 

Аватар пользователя Настя
Настя
Лекториум
Не в сети

Экзамен состоит из двух частей: итоговый тест и эссе. Когда откроется раздел, там будут все пояснения и критерии. :)

Аватар пользователя Ольга1
Ольга1
Не в сети

Добрый день ! Скажите, пожалуйста, будут ли оцениваться творческие задания или нет?

 

Аватар пользователя Настя
Настя
Лекториум
Не в сети

Здравствуйте!

Баллы за творческие задания не предусмотрены. Это просто способ порассуждать и поделиться мыслями с коллегами и автором курса. :)

Аватар пользователя Galina
Galina
Не в сети

уважаемые создатели курса и Сергей Владимирович!

Большое спасибо за этот курс: за содержание, за форму подачи материала, за проверочные, творческие задания, за тесты и за эссе. За возможность познакомиться с творчеством других учителей, к которым я (после выполнения заданий) испытываю огромное уважение. Какие же у нас замечательные учителя. И достоинство этого курса в том, что он выявил их. Всего месяц, а как много он дал!  Мы все, участники курса, обогатились. Конечно, не всё удалось. К сожалению, мне всегда не хватало времени. Даже творческие работы писались без черновиков. Потом приходили мысли о том, что и как надо было отредактировать, видоизменить... Но если бы не курс, я бы и не писала. Не имела бы возможности познакомиться с другими работами. 

Спасибо! Творческих успехов, здоровья, хорошего отдыха! Хотелось бы встретиться вновь на подобном курсе.

С уважением, Галина Николаевна

 

Аватар пользователя SVF
SVF
Преподаватель
Не в сети

Уважаемые коллеги, большое спасибо Вам за высокую оценку нашей работы. Мы делали ее с любовью к отечественной литературе, школе, ученикам и, конечно же, к вам, потому что только благодаря вам школа жива и в ней, несмотря на все бюрократические препоны, царит дух творчества.

Аватар пользователя Марина_Васильева
Марина_Васильева
Не в сети

Уважаемый Сергей Владимирович! Вот и прожит еще один дистанционный курс на Лекториуме вместе с Вами! В прошлом курсе "Петербургские перекрестки", казалось, Ваша команда превзошла все лучшие ожидания!!!! Да нет! Ваш новый курс оказался еще более глубоким, интересным, интригующим, иногда, не скрою - спорным! Спасибо Вам за свежий взгляд на русскую литературу и культуру, который Вы нам открыли! Дай Бог Ва сил и здоровья на новые подвиги, на новые курсы!  С нетерпением буду ждать новой встречи!  Особая благодарность всей Вашей дружной команде. Параллельно пыталась пройти курс "Петербургские мосты", но оказалось это просто невозможно - работа на курсе требовала творческих сил и самоотдачи! ...До новых встреч!

Аватар пользователя алла
алла
Не в сети

Уважаемый Сергей Владимирович,все  прекрасные люди, освещающие этот курс! Спасибо Вам за интереснейшие материалы,неравнодушное отношение к литературе, корректность. Уже второй раз обучаюсь на курсах "Лекториума". Интересно, познавательно,поистине "живое" общение с умными людьми, которого так не хватает.

Уважаемые коллеги, спасибо за доброжелательность,интересные находки и мысли! С уважением Алла Глушак

Аватар пользователя Marie_O
Marie_O
Не в сети

Уважаемый Сергей Владимирович и творческая команда "Лекториума"! Учителя лицея 239, с радостью делившиеся своим опытом! Спасибо вам всем большое за этот замечательный курс! Благодаря вам лето наполнилось новыми смыслами и поисками, встречами с интересными людьми и знакомыми, но прочитанными так необычно текстами. Спасибо за столь тщательно продуманные лекции и творческие задания, ваши внимание к нашим вопросам и ответам. И как здорово, что здесь собралось столько активных слушателей! Думаю, именно благодаря этому наш форум стал не менее ценной составляющей этих занятий. Очень надеюсь, что подобные творческие мастерские будут продолжаться!

Вдохновения и чувства полёта всем авторам курса! Пусть ваши новые проекты будут такими же яркими!