В записных книжках А.П. Чехова сохранился план рассказа «Крыжовник», прочитайте этот план:
«Заглавие. Крыжовник.
Служит в департаменте, страшно скуп, копит деньги. Мечта: жениться, купить имение, будет спать на солнышке, пить на зеленой травке, есть свои щи. Прошло 25, 40, 45 лет. Уж он отказался от женитьбы, мечтает об имении. Наконец 60. Читает многообещающие соблазнительные объявления о сотнях десятинах, о рощах, о мельницах. Отставка. Покупает через комиссионера именьишко на пруде. Обходит свой сад и чувствует, что чего-то не достает. Останавливается на мысли, что не достает крыжовника, посылает в питомник. Через 2-3 года, когда у него рак желудка и подходит смерть, ему на тарелке подают его крыжовник. Он поглядел равнодушно. /Глядя на тарелку с крыжовником: вот, что дала мне в конце концов жизнь/.»
Культурологическая справка:
На Руси крыжовник хорошо известен уже очень давно. Еще с XI века его выращивали в монастырях. Но вот только называлась эта ягода тогда агрус. Из нее варили джемы, кисели, варенья, вино. С XII года его выращивали в больших количествах в царских садах. Под выращивание крыжовника были заложены целые плантации. В годы правления Екатерины Великой крыжовник стал считаться царской ягодой. Императрица очень любила варенье из крыжовника, сделанное по особому рецепту.
А вот в других странах крыжовник стал известен гораздо позже. В Европе этот кустарник стали разводить в XVI веке, и только спустя двести лет в Северной Америке. Так что мы можем смело сказать, что крыжовник — русская ягода.
Как только не называют крыжовник: В России — царская ягода, северный виноград; в Англии — «гусиная ягода», видимо потому, что из крыжовника издревле готовят соус к жареному гусю; в Германии — «колючая ягода», очень уж колючие у него шипы на ветках, в Италии - «щетинистым виноградам». Говорят, что название «крыжовник» пошло от древнего слова «крыж» или крест. Было и еще одно имя в старину у крыжовника: берсень. Видимо отсюда и пошло название Берсеневская набережная и Берсеневский переулок в Москве. Когда то на их месте, были большие плантации крыжовника. (См.: Крыжовник — царская ягода)
Задание 4.1
Отметьте отличия плана рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» и окончательной редакции.
Задание 4.2
Прокомментируйте характер изменений, которые внес писатель в окончательную редакцию рассказа.
Задание 4.3
Какие задания и вопросы предложите Вы вашим ученикам на сопоставление плана и окончательной редакции рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»? Предложите ваши варианты.
Ответить на вопросы можно здесь.
4.1.-4.2 Главный герой, Николай Иванович, служил в канцелярии, "добрый, кроткий, человек; жил скупо, но экономил ради Мечты. В отличие от замысла рассказа, он всё же женился, но опять-таки ради денег: "на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у нее водились деньжонки". Большое место в рассказе занимает описание природы. Идея о крыжовнике родилась вместе с Мечтой о покупке имения (Крыжовник был включен в "план" покупки имения и в какой-то мере была олицетворением этой самой мечты! Поэтому и называется рассказ "Крыжовник". В сознании главного героя крыжовник - показатель благополучия, состояния, общественного статуса: "не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин". Человек вначале рассказа вызывающий симпатию, в конце повествования в каком-то смысле, нас разочаровывает и вызывает антипатию.
Особенный взгляд А.П. Чехова на историю, рассказанную Иваном Иванычем заключается в том, что крыжовник - это повод поговорить о смысле жизни, о возможности в ней счастья...
4.3. Каким вы представляете себе героя рассказа по плану писателя и каким предстает перед нами Николай Иванович в рассказе? Это статичная фигура или меняющаяся?
Каким видел финал А.П. Чехов изначально и каким он получился в рассказе?
С какой целью автор ввел в текст рассказа фразу "А.С. Пушкин прав: «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман»"?
Почему о жизни Николая Ивановича Чимша -Гималайского мы узнаем из уст другого рассказчика, а не от него самого? Какой прием использует А.П. Чехов?
Извините, увидела ошибки, сильно спешила. Но как исправить их - уже не знаю! Приношу свои извинения русскому языку!
М. Кронгауз много пишет и особенно говорит про граммнаци, такое движение, которое не допускает возможность ошибок, мы же все сторонники пушкинского взгляда на мир, а потому русской речи без грамматической ошибки не любим. Это я пишу в оправдание своим многочисленным грамматическим ошибкам и оговоркам в видеороликах. Будем друг другу великодушны и снисходительны.
4.1 В окончательной редакции Николай Иванович "ни одной усадьбы, ни одного поэтического угла ...не мог себе представить без того, чтобы там не было крыжовника", а о женитьбе не помышлял. Однако после сорока женился "всё с той же целью, чтобы купить себе усадьбу с крыжовником" ( "женился на старой, некрасивой вдове, безо всякого чувства, а только потому, что у неё водились деньжонки"). Вскоре жена умерла, так как держал он её впроголодь. Николай Иванович "ни одной минуты не подумал, что он виноват в её смерти". После смерти жены купил "сто двенадцать десятин с барским домом, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками ..."., "...по одну сторону имения кирпичный завод, по другую - костопальный". "Выписал двадцать кустов крыжовника и зажил помещиком."
В момент встречи с братом Николай Иванович постарел, обрюзг, но чувствовал себя настоящим помещиком, барином: " о душе своей заботился солидно, по-барски и добрые дела творил ... с важностью", судился с обществом и двумя заводами, "говорил одни только истины". Крыжовник, свой, собственный, собранный в первый раз, ел с жадностью, повторяя:"Ах, как вкусно!".
4.2. В плане рассказа герой в конце жизни, на мой взгляд, понимает пустоту своей мечты и бессмысленность жизни, прожитой исключительно ради этой мечты ("Он поглядел равнодушно", "вот что дала мне в конце концов жизнь!") Интонация досады слышна в словах героя. В окончательной редакции Николай Иванович "поглядел .. с торжеством ребёнка". "Он доволен своей судьбой, самим собой", - пишет Чехов. Но какой ценой далась мечта! Герой ради своей мечты сломал жизнь другого человека, причём себя виновным, как мы помним, не считал.
4.1-4.2 Окончательная редакция существенно отличается от первоначальной. Чехов отказывается от мысли поэтапно освещать жизнь Николая Ивановича, доводит до смерти. В рассказе писатель "выключает" время,лишь иногда указывает на время. Это придаёт рассказу философское звучание: человек в потоке жизни не замечает хода времени, не замечает изменений, происходящих в нём самом. Ему кажется, что всё нормально, он идёт к своей цели. Ему кажется, что он действует Идёт к своей мечте, но всё это ему кажется, а он деградирует. В черновике изначально вызывает неприязнь: жаден, скуп, а в рассказе - неплохой человек, круг его чтения чуть шире, хотя и направлен на реализацию планов. В черновом варианте герой хотел жениться (теряет больше), а в рассказе - нет, женится по ходу, чтобы деньги были, поэтому он не теряет ничего, не переживает (этот неплохой человек незаметно превратился в чудовище). В плане герой уходит в отставку после покупки имения, а в рассказе Николай Иванович ведёт активную жизнь, его знают, он деятелен. Ему кажется, а когда читаешь, очевидно: всё пустое. Как сказал один из чеховских героев, что только кажется, что "мы живём". Важная деталь - крыжовник. В рассказе он существует изначально. И заканчивается рассказ не упоминанием о близкой смерти, а тем, что герой с аппетитом и ночью ест крыжовник. Рассказ звучит трагически. Человек счастлив, а ты, читатель, понимаешь, что он погибает, и ты ничем не можешь помочь. Если герой чернового варианта вызывал сразу резко отрицательные эмоции, то Николай Иванович "Крыжовника" вызывает сложные чувства: ко всем прочим добавляется и сочувствие, и где-то, как ни странно звучит, и своеобразное уважение...И начинаешь думать о себе...
Коллеги! Выполняя задания, я подумала: можно ли провести параллели между крыжовником и вишнёвым садом, между Николаем Ивановичем и Любовь Андреевной и Леонидом Андреевичем (ведь все они - дворяне, хотя и с разной родословной)? Почему? Ведь это судьба России. И ещё. Потеряет ли своё имение с крыжовником Николай Иванович при Лопахине? Захочет ли его покупать Лопахин? Одно точно, Николай Иванович не воскликнет:"Ах, скорее бы кончилось это наше бестолковое время" (цитирую по памяти).
4.3. Почему Николай Иванович мечтает об имении с крыжовником? Почему рассказ называется "Крыжовник"? Свой ответ обоснуйте с опорой на информацию о распространении крыжовника в России, на разные варианты названия этого кустарника.
4.1.В окончательной редакции рассказа все не так очевидно: герой не умирает, глядя на тарелку крыжовника, с мыслью "вот что дала мне в конце концов жизнь". Он рад первому урожаю и вполне доволен жизнью. Кто недоволен жизнью, так это его брат-рассказчик Иван Иванович. Это ему крыжовник кажется жестким и вкусным, а вот Николаю Ивановичу - вкусно. У него была мечта, символом которой стал крыжовник, и к своей мечте он пришел пусть и спустя много лет. Крыжовник стал его судьбой, раз уж на то пошло, что название этой ягоды происходит от слова "крест", а крест - это судьба.
4.2. Как известно, в слова Ивана Ивановича писатель заключил свои собственные мысли о том, что жить нужно не для собственного счастья, а для чего-то высшего. По-видимому, Николай Иванович все-таки не умирает от рака желудка и разочаровывается в крыжовнике для того, чтобы показать, что так часто бывает: люди живут ради собственного счастья, достигают его, не замечая при этом других людей. То есть каждый счастливый довольный собой и своей жизнью человек - в душе законченный эгоист.
4.3. Ученикам предложу составить таблицу "План и рассказ" - что осталось в рассказе от плана, что поменялось. Ответить на вопрос: за что же А.П. Чехов осуждает Николая Ивановича? Ведь он был человеком целеустремленным и шел к своей мечте....
Коллеги, будем ждать, что напишут наши со-товарищи, но пока вырисовывается своеобразная коллектиная методическая разработка, который мы все можем пользоваться.
Большое Вам спасибо за участие.
Грустно - мечтаешь в юности о счастье, а к концу получаешь кислый крыжовник и рак желудка. Вопрос для учеников: нужно ли мечтать о крыжовнике, чем эта мечта плоха? Почему автор изменил задуманный финал? Возможно, они ответят, что созданный Чеховым герой и не мог закончить жизнь так, как запланировал автор, потому что был счастлив оттого, что мечта осуществилась. А возможно и то, что в ходе написания рассказа изменился и сам замысел: вместо скоротечности и бессмысленности жизни частного лица Чехов ушел к общечеловеческому пониманию счастья/несчастья, к нашей ответственности за других.
О многих отличиях плана рассказ и его окончательной редакции уже написано коллегами. Добавить же можно следующее: по сравнению с планом поменялся и смысл названия рассказа. Первоначально крыжовник - символ бессмысленно прожитой жизни, в окончательной редакции - символ вполне осуществившейся мечты, символ обывательского счастья. В плане рассказа еще не было рамочной композиции, в окончательном же варианте идея рассказа связана прежде всего со словами Ивана Ивановича о трех аршинах земли и о счастливых людях. Важна также реакция слушателей, Алехина и Буркина, на его рассказ: "Рассказ не удовлетворил ни Буркина, ни Алехина...было скучно".
4.3 Как поменялась композиция рассказа в окончательной редакции? Важно ли то, что слушателям рассказ о "бедном чиновнике" показался скучным? Почему они никак не отреагировали на призыв Ивана Ивановича делать добро?
Готовы ли вы принять слова Чехова о том, что "счастья нет", а смысл жизни не счастье, а в готовности делать добро? Аргументируйте свой ответ.
Да, многие уже написали всё, что надо: задуманное разочарование и получившееся самодовольство героя в последней редакции. Но герой нам не только не симпатичен, он омерзителен. А. П. Чехов - мастер оставить в душе читателя смятение и стыд, что и мы вот так радуемся мелочам и не замечаем рядом горя, не видим, кому руку протянуть. В этом же направлении и предлагаю говорить с детьми.
1. До прочтения рассказа написать небольшое эссе на тему: "Когда человек по-настоящему счастлив" (чтобы выявить готовность к восприятию рассказа и понимать, в каком ключе построить разговор)
2. Прочитав рассказ, развернуть дискуссию на тему названия рассказа. Почему "Крыжовник", а не "Путь к счастью" или другое название.
Окончательная редакция рассказа Чехова «Крыжовник» делает очевидный вывод черновике далеко неочевидным; герой глядит на миску со своим крыжовников радостно, это символ того, к чему он стремился все эти годы унижений, страданий, терпения, ограничений; значит, всё было не зря. Н ел свой крыжовник, приговаривая: "Ах, как вкусно!" В чём счастье-то было? Да, и было ли это счастьем? На эти вопросы отвечает брат хозяина крыжовника – Иван Иванович Чимша-Гималайский, причём однозначно жёстко: «Нет». Тем более крыжовник был мелкий и кислый. Человек не понял, что жертвы оказались напрасными.
Подготовка к дискуссии «Мой путь к счастью». (Можно вспомнить также такие произведения: Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо» и М.Горький «На дне».
1-2. По сравнению с планом А. П. Чехов сделал свой рассказ более многогранным и неоднозначным, не столь прямолинейным с точки зрения выражения идеи о счастье и смысле человеческого существования.
Культурологическая справка о крыжовнике и размышления других участников в теме о рассказе И. А. Бунина навели на мысль: про главную героиню "Чистого понедельника" пишут, что она символизирует саму Русь, уход к истинной вере и т.д. А вот герой другого произведения: который тоже хочет вернуться к свои корням, мечтает об исконно русской ягоде... и в общем-то получает желаемое. Но вряд ли вызывает у читателя положительные чувства. Думаю, здесь дело не только в стремлении, но и в том, как оно реализуется. Поэтому Иван Иванович и не говорит о том, в чём состоит счастье, а призывает: "а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!".
3. Представьте, что Вы ставите спектакль по мотивам рассказа А. П. Чехова "Крыжовник". Вы изучили его текст и предварительный план, составленный писателем. Какой вариант кульминационной сцены (назовём её "Николай Иванович обретает крыжовник") Вы бы выбрали и почему? Или, возможно, Вы бы вообще её изменили. Если да, то как? Опишите то, какой Вы её видите на сцене.
Задания 4.1., 4.2.
ПЛАН
СОБСТВЕННО РАССКАЗ
Мечта
"Мечта: жениться, купить имение, будет спать на солнышке, пить на зеленой травке, есть свои щи".
Обывательская мечта, простая и обыкновенная.
Тоска по деревне вылилась в мечту - "купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера".
Все дальнейшие планы о лавочке, щах, любованиями полем и лесом и проч. являются дополнительными, которые сами по себе складываются при осуществлении мечты: покупки усадьбы.
Создается некий поэтический и благородный образ. Уважение к своим корням. Тоска по родным местам. Желание воссоединиться с той прежней деревенской жизнью.
Добыча денег
"Служит в департаменте, страшно скуп, копит деньги".
"Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и всё копил и клал в банк. Страшно жадничал..."
Мораль: "Уж коли задался человек идеей, то ничего не поделаешь".
"Потом, слышу, женился. Всё с той же целью, чтобы купить себе усадьбу с крыжовником, он женился на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у неё водились деньжонки. Он и с ней тоже жил скупо, держал её впроголодь, а деньги её положил в банк на своё имя... стала чахнуть от такой жизни да года через три взяла и отдала богу душу. И конечно брат мой ни одной минуты не подумал, что он виноват в её смерти".
Мораль:"Деньги, как водка, делают человека чудаком".
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ МЕЧТЫ
Деньги меняют человека: у него появляется такое качество, как жадность, даже скупердяйничество. Но не говорится о том, что из-за эго-мечты страдает кто-то еще. Только он сам.
Благородный образ светлой мечты потухает. Появляется мечта наполненная корыстью, жадностью, эгоизмом, жестокостью.
Герой переступит через любого, чтобы получить желаемое.
Усадьба - это всего лишь один из образов, созданный для того, чтобы передать проблему общества. Здесь может подразумеваться и карьеризм. Для достижения своей цели люди шагают по головам своих знакомых, друзей, врагов.
Приближение к мечте
"Прошло 25, 40, 45 лет. Уж он отказался от женитьбы, мечтает об имении. Наконец 60. Читает многообещающие соблазнительные объявления о сотнях десятинах, о рощах, о мельницах".
"Сельскохозяйственные книжки и всякие эти советы в календарях составляли его радость, любимую духовную пищу; он любил читать и газеты, но читал в них одни только объявления о том, что продаются столько-то десятин пашни и луга с усадьбой, рекой, садом, мельницей, с проточными прудами... Ни одной усадьбы, ни одного поэтического угла он не мог себе представить без того, чтобы там не было крыжовника".
"Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он всё читал объявления в газетах и копил".
Герой женился. Всё идет согласно плану.
Осуществление мечты
"Отставка. Покупает через комиссионера именьишко на пруде.
Обходит свой сад и чувствует, что чего-то не достает. Останавливается на мысли, что не достает крыжовника, посылает в питомник".
Ему хватило на маленькое имение, в котором есть сад, но нет главного героя - крыжовника. Но эту проблему герой решает.
"После смерти жены, — продолжал Иван Иваныч, подумав полминуты, — брат мой стал высматривать себе имение. Конечно, хоть пять лет высматривай, но всё же в конце концов ошибёшься и купишь совсем не то, о чём мечтал. Брат Николай через комиссионера, с переводом долга, купил сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом как кофе, потому что по одну сторону имения кирпичный завод, а по другую — костопальный. Но мой Николай Иваныч мало печалился; он выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком".
Купил "приличное имение", скажем так "на широкую ногу". Но это псевдоимение. Какой парк в усадьбе без фруктовых деревьев? Как может быть вода в реке цвета кофе?
Этот цвет может олицетворять ту гниль, которая заполонила сердце Николая Ивановича в период его накоплений. Или же это цвет "от людей", которые погибли в его реке эгоизма, вытекающей из его души.
Это псевдоимение, если рассматривать имение как усадьбу.
Это псевдоимение, если рассматривать имение как иметь что-то. По сути, он ничего не имеет, только своего рода "коробку", а внутри-то пусто! Но он начинает ее заполнять. В первую очередь крыжовником, решением проблем с заводами и проч..
ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ КРЫЖОВНИК?
Крыжовник - это плод человеческой деятельности. Над самим собой. По отношению к другим. Это плод изменений человека в минус-сторону. Смотришь, красивый пузатенький, прозрачный зеленый плод. Кажется, что ты видишь его насквозь, и он тем самым вызывает доверие. Но стоит "заиметь с ним дело", как понимаешь, что кожура толстовата, внутри кисловато. Какая гадость!
Так происходит с людьми, которые некогда были добрыми и кроткими, как герой рассказа, небольших чинов, но, получив власть, деньги, многие из них теряют человеческое обличие. Снаружи круглый миловидный плод, а внутри река цвета кофе. Они радуются получившимся плодам своей деятельности, не обращая внимание на то, что они могли послужить причиной чьих-то несчастий. Николай Иванович не смутился гибелью своей жены, он прошелся по ее голове для достижения цели. Такие крыжовники забывают, что некогда они были простыми людьми.
Автор показывает два вида грязи: внешнюю, которая смывается мылом в бане, и внутреннюю, которая не смоется после тяжб к заводам.
Проживание в усадьбе. судьба героя
"Через 2-3 года, когда у него рак желудка и подходит смерть, ему на тарелке подают его крыжовник".
Крыжовник как символ "за что боролся, на то и напоролся".
"В прошлом году я поехал к нему проведать... Везде канавы, заборы, изгороди, понасажены рядами ёлки... Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью, и сказала, что барин отдыхает после обеда. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щёки, нос и губы тянутся вперёд, — того и гляди, хрюкнет в одеяло".
"Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин. Он уж обжился тут, привык и вошёл во вкус; кушал много, в бане мылся, полнел, уже судился с обществом и с обоими заводами и очень обижался, когда мужики не называли его «ваше высокоблагородие»".
Жадность и хождение по головам дали свои плоды: герой теперь хорошо кушает и сам управляет людьми.
Итог сего рассказа
"Он поглядел равнодушно. /Глядя на тарелку с крыжовником: вот, что дала мне в конце концов жизнь/".
Герой приходит к философским размышлениям о прожитой жизни, видит и осознает итог своих действий.
"И о душе своей заботился солидно, по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью. А какие добрые дела? Лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно. Ах, эти ужасные полведра! Сегодня толстый помещик тащит мужиков к земскому начальнику за потраву, а завтра, в торжественный день, ставит им полведра, а они пьют и кричат ура, и пьяные кланяются ему в ноги".
Мораль: "Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое".
Подтверждение: "Николай Иваныч, который когда-то в казённой палате боялся даже для себя лично иметь собственные взгляды, теперь говорил одни только истины, и таким тоном, точно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно», «телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы»... Он раз двадцать повторил: «мы, дворяне», «я, как дворянин»; очевидно, уже не помнил, что дед наш был мужик, а отец — солдат. Даже наша фамилия Чимша-Гималайский, в сущности несообразная, казалась ему теперь звучной, знатной и очень приятной".
Герой ничего не осознает. Мораль выведенная рассказчиком поясняет положение героя.
задания 4.1, 4.2
Задание 4.3.
Разделите на смысловые части план и собственно рассказ. Дайте комментарий к выделенным частям.
Не буду повторяться. В принципе, писала бы о том же, что и все. Спасибо за интересные комментарии. У Чехова очень люблю "Скрипку Ротшильда". Не понимаю, почему этого рассказа нет в программе. С учениками читаем и обстоятельно анализируем. Эмоционально "Скрипка Ротшильда" задевает ребят гораздо сильнее "Крыжовника". Вот я и задала бы вопросы: "Какой из рассказов трагичнее? Почему?", "В чем сходство проблематики рассказов?", "Кто из героев ближе автору? Почему?"
4.1 и 4.2: Отличия таковы: в окончательной редакции Николай Иванович вначале "добрый, кроткий человек", "робкий бедняга-чиновник" с желанием, мечтой "купить себе маленькую усадебку", в конце - "настоящий помещик, барин", у которого "112 десятин с барским домом, с людской и парком", он "постарел, располнел, обрюзг...того и гляди хрюкнет" - т.е. Чеховым введён мотив деградации героя. Главное внимание автора направлено не на физиологию ("рак желудка и подходит смерть", ему за 60), как в плане рассказа, а на омертвление души человека. Это главное. Потому и концовки истории Николая Ивановича разные: в плане он "поглядел равнодушно" на крыжовник, потом умер, в окончательной редакции герой полон жизни - при виде тарелки крыжовника он счастлив до слёз, с жадностью ест ягоды, и всю ночь не может уснуть и берёт их с тарелки по одной. Отсюда грусть, тяжёлое чувство и отчаяние рассказчика - при виде такого довольства и счастья, что совершенно было бы не мотивировано фабулой плана. Так рассказ приобрёл совсем другой смысл: он не просто рисует неприглядность самодовольного обывателя, похожего в своём "благополучии" на свинью; он призывает к подвижничеству, к сохранению молодости души с её "прекрасными порывами", и его пафос - это служение людям. Чехов вторит Гоголю, который в 6 главе своей поэмы говорит именно об этом же: "...всё может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!" И в конце её об этом же: "Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?..." (и далее по тексту) Не сытости она ждёт, а того, что делал в жизни Чехов (см. его благотворительность), что выбирает героиня "Чистого понедельника", о чём болит душа у Ивана Ивановича Чимша-Гималайского.
4.3: Задания: Сопоставьте план и текст рассказа по пунктам:
1) каков герой в начале и в итоге жизни;
2) почему автор отказался в рассказе от болезни, смерти героя и его равнодушия к крыжовнику;
3) зачем в рассказ введена жена;
4) зачем в рассказ введено описание счастья героя и почему оно занимает так много места?
5) как изменился пафос повествования и его идея?
В "Петербургских перекрёстках" можно было корректировать "опубликованное", а теперь - нет. Очень жаль. Я бы добавила к своему ответу после "прекрасных порывов" - в скобках - ещё немного: не зря Иван Иванович дважды повторяет: "Ах, если б я был молод!", а потом стал умолять Алёхина: "не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!..если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро!" Спасибо, Сергей Владимирович, что дожидаетесь ответов слушателей, присоединившихся позже) Спасибо за интересные задания!
Задания ученикам:
1. С какой целью введено в рассказ контрастное описание жизни в деревне Алёхина и Николая Ивановича? Почему появляются герои-слушатели?
«На пороге стоял сам Алехин, мужчина лет сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика. На нем была белая, давно не мытая рубаха с веревочным пояском, вместо брюк кальсоны, и на сапогах тоже налипли грязь и солома. Нос и глаза были черны от пыли.
…Только надо сначала пойти помыться, а то я, кажется, с весны не мылся».
«Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло.
Он уж обжился тут, привык и вошел во вкус; кушал много, в бане мылся, полнел, уже судился с обществом и с обоими заводами и очень обижался, когда мужики не называли его «ваше высокоблагородие».
2. Чем в рассказе мотивирована мечта героя о своём имении? Предположите, с чем связаны изменения? Ваше отношение к этому?
Работы в группах.
I этап: задания на осмысление счастья Н.И. (по группам).
1) Рассмотреть этапы жизни Н.И. и распределить их в хронологическом порядке на часах жизни героя.
2) Рассмотреть пространственную картину мира героя, чем окружил себя Н.И. в усадьбе?
3) Определить, как менялся характер героя по мере приближения к мечте.
В картину мира рассказа впишите теперь самую важную деталь – крыжовник.
Что символизирует эта деталь?
Сочувствует ли автор такому счастью?
Как И.И. реагирует на счастье своего брата?
Вывод: Николай Иваныч – «футлярный человек»!
II этап: задания на осмысление счастья других героев рассказа (по группам).
2 и 3 группы вывешивают на доске карточки с художественными деталями, которые у них остались после выполнения предыдущего задания. Это подсказки для следующего этапа работы.
Далее каждая группа работает со своим героем (используем текстовый материал):
1) группа: Иван Иваныч.
2) группа: Буркин.
3) группа: Алёхин.
Вывод: каждому из героев что-то мешает быть счастливыми. Расширяется понятие футляра.
III этап: задание на осмысление авторского представления о счастье (по группам).
Есть ли в рассказе авторское понимание счастья? Кто из героев является выразителем авторской позиции?
Вспомните, как отреагировал И.И. на рассказ Буркина о Беликове («Человек в футляре»). Как он объяснил метафору «футлярная жизнь».
Вам предлагается в группах поработать в цитатами из текста (реплики Ивана Иваныча), объяснить их смысл в контексте всего рассказа или даже всей «футлярной трилогии».
Итогом выступления групп должно стать новое осмысление понятия футляра в трилогии Чехова.
Футляр в рассказе «Крыжовник» – это
Ø усадьба и крыжовник Николая Иваныча;
Ø успокоенность Буркина его и безразличие к рассказу И.И.;
Ø красивый и уютный дом Алёхина;
Ø жизнь Ивана Иваныча до встречи с братом.