Петербургский литературовед и комментатор комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» С.А. Фомичев отметил, что в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» в последний вечер своей светской жизни героиня вдруг решает отыскать на Ордынке дом Грибоедова. С точки зрения ученого, Бунин наверняка знал сохраненное современником следующее свидетельство о драматурге:
«Он находил особое наслаждение в посещениях храмов Божьих. Кроме христианского долга, он привлекаем был туда особенным чувством патриотизма. "Любезный друг! – говорил он мне, – только в храмах Божьих собираются русские люди; думают и молятся по-русски. В русской церкви я в отечестве, в России! Меня приводит в умиление мысль, что те же молитвы читаны были при Владимире, Димитрии Донском, Мономахе, в Ярославле, в Киеве, Новегороде, Москве; что то же пение трогало их сердца, те же чувства одушевляли набожные души. Мы русские только в церкви, – а я хочу быть русским!.."»
Задание 3.1
Какие потенциальные значения открывает этот комментарий к тексту? Сформулируйте один или несколько тезисов интерпретации рассказа на основании комментария С.А. Фомичева.
Задание 3.2
Предложите ваш вариант задания или вопроса, которые можно дать ученикам, с использованием комментария С.А. Фомичева к одному из эпизодов рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».
3.1 Очень интересный комментарий! Даже после обсуждения рассказа часть учеников так и не понимает, почему герои расстались, как не понимает этого и сам рассказчик. У героини 2 жизни: внешняя, как и у него, и внутренняя, глубокая. Портрет Толстого, "Лунная соната", изучает историю Древней Руси...Она пытается рассказать о себе герою, поделиться с ним своим представлением о жизни: водит его с собою в храмы, рассказывает о о посещении старообрядцев, читает ему отрывок из "Жития Петра и Февронии Муромских"... Таким образом она излагает ему свои взгляды на жизнь, своё представление о супружеской жизни, а он этого не понимает, он воспринимает жизнь как поток развлечений и считает её странной. Комментарий углубляет представление о ней. Она натура русская, несмотря на тот поток развлечений, в который они погружены. Эта русскость (а она и в искренней вере) и в том, где она снимает квартиру. Главное не в том, что квартира в центре Москвы, а в том, какой вид открывается героине, что она испытывает. Мы, читатели, ничего не знаем о её чувствах, а только о поступках, потому что о ней рассказывает герой. А комментарий как раз это поможет понять.
3.2 Проектное групповое задание: составить карту (интеллекткарту) мест, которые посещают герои, с историко-культуроведческим комментарием. Объяснить, как это помогает углубить представление о рассказе "Чистый понедельник"?
Признаваясь, что ездила на раскольничье кладбище, героиня восклицает: "Допетровская Русь!". В этом восклицании раскрывается образ героини: она изучает историю, восхищается Пересветом и Ослаблей, и лишь в монастырях у нее просыпается "чувство родины, ее старины". "Только в каких-то северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да еще в церковных песнопениях", - говорит она. Эта цитата перекликается со строчками, сказанными А.С. Грибоедовым, который говорит "мы русские только в церкви". Бунин писал этот рассказ в эмиграции, тоскуя по родине, и, возможно, лишь там в церкви, слушая молитвы на старославянском языке, он также пришел к этой мысли. к мысли о том, что настоящие корни нашей родины - в нашей христианской истории.
3.2. В рассказе упоминается большое количество храмов и монастырей. Можно предложить ученикам выбрать каждому по храму, упомянутому в рассказе, и составить по нему презентацию. Целый урок можно посвятить виртуальной экскурсии по храмам и монастырям, упомянутым в рассказе. Так ученики больше узнают и про допетровскую Русь.
Еще одним заданием можно сделать следущее: если предположить, что в образе героини Бунин выводит образ Руси, то какие у нее есть соответствующие черты?
Образ героини рассказа И.Бунина соткан из противоречий: посещает "какие-то курсы", ездит на прогулки, в театры, рестораны и в то же время любит духовные песнопения, читает древнерусские сказания, часто ходит в кремлевские соборы, посещает московские монастыри, Рогожское кладбище;; возмущается окружающей пошлостью и сама идет танцевать "полечку Транблан".
Ее странность объясняется тем, что героиня стоит на духовном перепутье, находится перед выбором: между восточным и западным началом, историческим прошлым и настоящим, духовным и материальным. Комментарий С.Фомичева углубляет представление об образе героини и подчеркивает, что принятое ей решение об уходе в монастырь не случайно, оно предопределено ее истинно русскими корнями. Также комментарий помогает еще раз убедиться, что мучительная внутренняя работа совершалась в ней постоянно и внешне проявлялась в таких необъяснимых для героя поступках, как поиски дома Грибоедова.
Группорвое задание: Имена каких литераторов встречаются в рассказе? Каким образом литературные имена помогают раскрыть внутренний мир героя и героини? Подготовьте небольшую справку о каждом, ориентируясь на комментарий С.А.Фомичева о Грибоедове.
Героиня противоречива. Мы не знаем ее имени .События в повести излагаются по прошествии нескольких лет -2 года, но автор помнит каждую деталь, каждый миг.
На мой взгляд, упоминание дома Грибоедова на Ордынке – не случайно. Если читать внимательно, то он упоминается в тексте дважды. Первый раз упоминается в тот самый последний, памятный вечер: «И мы зачем-то поехали на Ордынку, долго ездили по каким-то переулкам в садах, были в Грибоедовском переулке». И второй раз: «… велел извозчику ехать на Ордынку, шагом ездил, как тогда, по темным переулкам в садах с освещенными под ними окнами, поехал по Грибоедовскому переулку — и все плакал, плакал...» Для чего? Поиск себя. Рано или поздно каждому человеку предстоит решить, что делать дальше, определить, правильный ли путь он избрал. .После грехопадения девушка начинает путь возрождения, восхождения к новой жизни. И главный герой проделывает этот же путь: опустившись на дно жизни после расставания с любимой, он «всячески опускаясь все больше и больше» спивался. Но «понемногу оправился» и также начал путь ( тот же самый!) к возрождению души.
Спасибо за задание! Именно благодаря ему я обратила внимание на повторяющиеся детали в тексте. Чистый понедельник - это некая точка отсчета и для героя, для героини. Именно благодаря внимательному прочтению понимаешь истинную глубину рассказа, чувствуешь ту тоску по России ( по памяти с точностью воспроизводит знакомые московские картины), по «русскости», тоску, которая сопровождала писателя в эмиграции: «В русской церкви я в отечестве, в России!» На могиле Бунина в Париже крест, идентичный русскому кресту с Труворова городища (Псковская обл.)
2. Задание. В каких произведениях русской литературы звучит тема «загадочной русской души»; как эта тема перекликается с рассказом И. Бунина «Чистый понедельник»?
Коллеги, спасибо за тонкие наблюдения, глубокие размышления и оригинальные методические идеи. Будем учиться друг у друга. Одной из самых эффектиных педагогических технологий сегодня считается технология, получившая название "Перевернутый класс", когда не преподаватель учит учеников, а ученики – преподавателя. Кажется, у нас получается что-то подобное.
1. Мне кажется, что этот рассказ о любви не столько к женщине, сколько к родине, России, которую Бунин утратил. Взгляд издалека более объективен: нет обиды, нет ненависти. Осталась только христианская всепрощающая любовь, которая и выразилась в описании "допетровской" Руси. Возможно, именно церковь примиряет человека с несправедливостью и помогает принять неизбежное.
2. Можно дать для сопоставления описание монастырей и стихотворение Есенина "Гой ты, Русь моя родная". Что общего. в чем разница.
1. "Чистый понедельник" написан 12 мая 1944 года, когда Бунин находился в эмиграции во Франции. Именно там он создал цикл "Темные аллеи", куда входит этот рассказ. С октября 1917 года прошло уже почти уже тридцать лет: многое пережито, многое передумано, поэтому, на мой взгляд, этот рассказ, прежде всего, ностальгия по ушедшему, а также попытка прояснить для себя самого, а как бы всё могло случиться иначе и что для этого нужно было сделать. Ответ однозначен: возврат к Богу.
2. Какое произведение поэта 20 века можно сравнить с атмосферой, идеологией, а, самое главное, верой в возрождение? Почему?
Стихотворение А.Блока «Россия», чьи строки помнят все:
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Согласна с теми коллегами, которые видят в метаниях и странности героини саму Русь. Обратим внимание на дату, когда герой последний раз посещает храм: 1914 год. Это время начала перемен: скоро война, после революция и ... понесётся всё кувырком. Кто выживет, каким будет видеть прошлое и будущее - это будет другое. Но душа русская во все времена в вере проявлялась.
Задание ученикам я бы дала именно в таком ключе:
1. Почему 1914 год? Что ждёт Россию далее?
2. Если бы героиня снимала эту же квартиру в 30-х годах, что бы она видела из окна?
3. Послереволюционная судьба тех храмов, которые перечислены в рассказе (проект).
1. Как уже отметили выше, подобных "говорящих" деталей в тексте немало. Они раскрывают внутренний мир героини, ускользающий от взора рассказчика, но отчасти доступный внимательному читателю. Её непостоянство и противоречивость некоторых поступков свидетельствуют об её поиске себя. Грибоедов искал себя в храмах, на протяжении рассказа она пытается понять - её ли это путь? И постепенно приходит именно к нему. «Господи владыко живота моего...» - говорит героиня, приглашая своего спутника отправиться в Новодевичий монастырь. Эта молитва не только ежедневно читается во время Великого поста, но и отражает внутреннее стремление говорящей. В покаянной молитве святого Ефрема Сирина выражены боль и страдания человеческой души, ищущей в Боге спасения. (http://www.blagobor.by/article/pray/sirin)
2. Говоря о своей возлюбленной, рассказчик подчёркивает, что "она была загадочна, непонятна для меня". А по каким признакам он мог догадаться об умонастроении главной героини? Что её интересовало, что окружало? Чем был наполнен её мир? Обратите внимание на то, что она читала, слушала, где бывала. И составьте комментарии к этим деталям. Возможно, что их правильная трактовка помогла бы рассказчику раньше понять то, какое будущее её привлекает.
Кому как не Ивану Алексеевичу знать о том, как могут одновременно сосуществовать в русском человеке и ангел и бес, и раздирать его и распинать, даря то величайшее счастье, а то бесконечное горе. Героиня "Понедельника" в традициях русской классической литературы стоит перед сложным духовно-нравственным выбором и Бунин многоразово подчеркивает ее нахождение в точке бифуркации - она вечно скитается, ездит, ищет, противореча сама себе в желаниях и стремлениях. безусловно, комментарий Фомичева высвечивает нужный ракурс интерпретатора-читателя. Всем (Кроме Вечного Жида) уготован покой на Земле - и героиня находит его в монастыре.
2. Можно порассуждать - монастырь - это попытка спрятаться от проблемы выбора или возможность решить ее. Кто из героев Бунина напоминает нам главную героиню Понедельника (Оля Мещерская???) и к чему приводит ее выбор, можно ли говорить об авторской принципиальной позиции в решении этого вопроса или он оставляет место сомнению?
Задание 3.1.
В высказывании С.А. Фомичева стоит выделить главные слова: "В русской церкви я в отечестве, в России" и "Мы русские только в церкви". В них не идет речь о национальностях. В них ключевое слово "рус" или же "Русь", олицетворяющее единство, сплоченность, отсутствие междоусобиц, любовь к ближнему. Только в церкви люди забывают о распрях; они не есть чужие друг другу; они есть братья и сестры.
Но, с другой стороны, можно усмотреть и момент, связанный с национальностью. Россия - многонациональная страна. Несмотря на это, мы живем в России - и мы есть русские. У некоторых присутствуют предрассудки относительно той или иной национальности. Именно в православной церкви, где встречаются люди разных национальностей, но единой веры, они безвластны: нет междоусобиц, есть единство, все мы там братья и сестры.
Задание 3.2.
В рассказе И.А. Бунина "Чистый понедельник" есть два героя Он и Она.
1) Можно ли определить героя Она как двойника рассказчика? Оформите в виде таблицы точки "соприкосновения" и точки "оттолкновения" героев.
Можно ли сказать, что рассказчик завуалировал в прекрасной Она самого себя, свой путь отрешения от праздной жизни, свой путь соединения с Богом?
2) Обратите внимание на схему. Согласны ли Вы с тем, что параллельные прямые могут пересечься? Правильно ли определена точка соединения героев?
3.1:
Потенциальные значения, на мой взгляд, таковы: 1) чувство патриотизма, объединяющее русских людей, заключается в их способности единообразно, одинаково ощущать, и понимать, и оценивать жизнь: испытывать одушевление от "те[х] же чувств", которые возникают благодаря "те[м] же молитв[ам]" (обращениям с просьбой к Богу) и "те[м] же пени[ям]" (выражающим хвалу и благодарность Богу), что одушевляли наших далёких предков, когда они просили и славили Бога. Эти просьбы и славословия - одни во все времена, в них - наша историческая память, наш менталитет. О чём они? Это ясно любому русскому - и дело тут вовсе НЕ в национальности! Это просьбы о помощи, чтоб исполнить высокое, и уж точно не о зарплате и т п. Это та наша соборность, которой мы всегда были сильны и благодаря которой были непобедимы, которая давала ощущение счастья и не-покинутости, не-разобщённости. Сегодня уже отчётливо ощущается разъединение общества, уже многими потеряно то святое одушевление и непонятны ТЕ чувства, ТЕ молитвы и ТЕ песнопения, да и нет в них потребности и надобности - наш менталитет меняется. Отсюда "вытекает" положение 2): по мнению А. С. Грибоедова, именно в церкви и только в церкви можно ощутить эти простые и великие чувства, дающие и человеку (а следовательно, стране) "самостоянье" и достоинство; можно почувствовать , что мы все - вместе, и мы все - огромная и добрая сила. Недаром церкви по-русски называются соборами! Вот за этим чувством и ходил в церковь Грибоедов ("а я хочу быть русским!"). Именно это чувство поставила выше своего обывательского благополучия незаурядная и глубокая героиня рассказа Бунина.
3.2: Задание: Перечитайте текст со слов: "... я не мог отвести восторженных глаз от её лица." до слов: "...что это с ней нынче?" и объясните, пожалуйста, в чём заключается "чувство родины", о котором говорит героиня. В своём рассуждении опирайтесь на текст рассказа И. А. Бунина и комментарий С. А. Фомичёва.
Рассказ "Чистый понедельник", как известно, написан И. А. Буниным в 1944 году. Писатель не мог не знать о судьбе настоятельницы Марфо - Мариинской обители великой княгини Елизаветы Федоровны, убитой большевиками в 1918 году и похороненной в 1921 году в Иерусалиме. За два года до написания рассказа (совсем свежее для Бунина событие) в швейцарском Давосе скончался и упоминаемый в рассказе великий князь Дмитрий Павлович, который после смерти матери воспитывался в семье Елизаветы Федоровны и Сергея Александровича.
Знание этого материала выводит нас на новый уровень понимания бунинского текста. Марфо - Мариинская обитель, как и дом Грибоедова, упоминается в рассказе дважды: они находятся на Ордынке. В первый раз героиня как бы вскользь замечает:"Тут еще есть Марфо- Мариинская обитель". Сам строй фразы убеждает читателя в том, что героиня точно знает, где находится эта самая обитель. "Опять в обитель?"- смеется герой. "Нет, это я так..."
Спустя два года рассказчик в одиночестве повторяет тот же путь. Снова Грибоедовский переулок, Ордынка... Марфо - Мариинская обитель, в которую "почему -то захотелось непременно войти".
В последнем абзаце текста, на мой взгляд, символично все: и "белая вереница поющих" монахинь, и уже какая-то иконная "тонколикость" игуменьи, и золотой крест на ее лбу, и большая свеча в ее руке, освещающая тьму вокруг, и маленькие свечки у лиц инокинь... "Уж не знаю, кто они были и куда шли". Из своего трагического 14-го года (шла Первая мировая война) герой, конечно, не мог ответить на этот вопрос. Но ответ на него знал И.А. Бунин и знаем мы, читатели. Монахинь Марфо - Мариинской обители, как и Россию, ждал путь крестных страданий. Поругание храмов, утрата веры - то, что прервет тысячелетнюю традицию. Русский на долгие годы перестанет быть русским, потому что вслед за Грибоедовым не сможет сказать: "В русской церкви я в отечестве, в России". Пришли новые "боги". В алтаре Покровского храма был поставлен бюст Сталина.
Финал рассказа открыт для исторического контекста. А что произошло с самим рассказчиком? Где вспоминает он историю своей любви? Может быть, в эмиграции? И это тоже крестный путь русской интеллигенции... Главное же здесь Россия, которую мы потеряли и о которой с такой любовью и горечью пишет Бунин.
Очень интересный комментарий! Хочется докапываться до истины...Спасибо! Противоречивость героини, я согласна, от раздвоенности внутренней: это проявление двух противоположных друг другу начал,земного и божественного. (Душа и тело. Бог и Дьявол. Свет и Тьма. Мужское и Женское). Рассказ И.Бунина воссоздаёт настроение эпохи, её атмосферу, приобретая объём эпопеи. Правда, прошлое и настоящее переплетаются в нём...Всё взаимосвязано...Вопросы: "Это любовь? Что такое любовь?" не оставляют ни на минуту в процессе прочтения произведения и после него.
Возникают всё новые и новые вопросы: 1. Для чего И. Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов? 2.Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о прошлом? 3.Для чего используются в этом рассказе эпитеты, метафоры, оксюморон... и т. д.?