Перед вами всем известное стихотворение А.С. Пушкина «Я Вас любил, любовь еще быть может…» 1829 года:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Композиционный ритм стихотворения задается троекратной анафорой «Я вас любил», но, кроме этого очевидного приема, в стихотворении есть неочевидная для большинства читателей загадка: французское любовное признание «Je ť aime» (фр. Я тебя люблю) в транскрипции можно записать так: [жэт-эм]. Но если мы медленно и акцентированно прочитаем рифмовку первого четверостишия, у нас получится примерно следующее:
- может [жэт];
- совсем [эм];
- не тревожит [жэт];
- ничем [эм].
Иными словами, А.С. Пушкин трижды явно по-русски говорит “Я вас любил” и дважды закодировано в рифме по-французски говорит «Я тебя люблю».
Задание 2.1
Прокомментируйте этот литературный артефакт с точки зрения соотношения формы и содержания и предложите задание для своих учеников на осмысление этого артефакта.
2.1 В произведении искусства нет ничего незначительного, случайного. И стихотворение А.С. Пушкина еще раз подтверждает это. Если трансформировать стихотворный текст в прозаический, то мы получим глубокое, горячее и искреннее выражение чувств, которые испытывал лирический герой. Содержание наполнено любовью. Но герой утверждает, что уже почти излечился. Он отпускает любимую и говорит об этом. Но и форма - это тоже содержание: "даже самый ничтожный элемент" имеет значение. Пушкин А.С., который великолепно владел французским языком, кодирует признание в любви и прячем его среди строк.
Вопрос: Как вы думаете, почему лирический герой говорит открыто "я вас любил", но прячет "я тебя люблю"? Что еще можно сказать, сравнив эти два высказывания?
2.1 При анализе текста необходимо обращать внимание не только на его содержание, но и на форму, т.к. каждый, даже мельчайший элемент формы, важен. Так, медленно читая рифмовку первого четверостишия, мы не только проводим звуко-буквенный анализ, но и постигаем истинные чувства лирического героя.
Вопрос: Как меняется восприятие стихотворения у читателя, знающего о загадке Пушкина?
Интересный факт, который придает новые смыслы уже, казалось бы, до боли знакомому тексту. Я обратила бы здесь внимание на временные формы глагола : любил ( в прошедшем времени), но ЛЮБЛЮ, т.е продолжаю любить и в настоящем! Хотя и желаю быть любимым другим в будущем... Сильный эффект, философский, достигается новым знанием. Лишний раз убеждаешься - нет ничего случайного в этой жизни!
Вопрос ученикам может быть сформулирован так: "Как вы думаете, можно ли сказать о лирическом герое, что "любовь прошла"?
2.1. Это стихотворение (трудно подобрать слово) - подтверждение того, что не стоит "сбрасывать Пушкина с корабля современности". Его, безусловно, нужно читать (короткое) и обсуждать с ребятами. Для девушек - повод для раздумья о том, какой надо быть, чтобы внушить такие глубокие чувства, для юношей - как можно любить и как расставаться с возлюбленными, если сказали "нет". Это послание (вдумаемся в смысл слова) говорит о глубине чувства, которая нарастает к финалу. Он её благословляет на будущее счастье. Ему больно от осознания её ухода ( как мало слов в стихотворении, нет эпитетов, метафор, у лирического героя хватает сил только повторять своё признание, он заклинает её на любовь), вся его любовь выражена в пожелании, в котором звучит и готовность прийти на помощь.
2.2. У Пушкина в стихотворениях , как правило, употребляются глаголы 3-х времён. Поэтому, как бы ни была тяжела ситуация в настоящем, силы черпает в прошлом ( оно у поэта чаще светлое), всегда есть перспектива в будущее. Как эту мысль можно доказать/опровергнуть на примере этого стихотворения (обратите внимание на употребление причастий, неопределённой формы)?
Если предположить, что мы не знаем истории создания стихотворения и возлюбленная лирического героя - ветреная кокетка, то с каким чувством ещё можно прочесть заключительные строки, коду, как нам напомнил Сергей Владимирович?
Если рассмотреть звуковую форму и увидеть спрятанный "код" - то содержание стихотворения меняется. Ведь если явно звучит "Я вас любил" - в прошедшем времени, то скрытое "Я вас люблю" - в настоящем. Так форма обогащает и даже меняет содержание произведения.
Ученикам можно предложить написать эссе на тему "Тайное признание", в котором они могли бы поразмышлять об изменении содержания стихотворения для того, кто сумел расшифровать тайное послание поэта.
Это задание относится к типу "открытых", ученики сами должны придумать свой сюжет. Наверное, такие задания помогают встрече читателя с собой, а не только с автором, и они, конечно же, должны быть в нашей практике, чтобы ученики осознавали, что их мир нам по-настоящему интересен.
2.1 Троекратное повторение "Я вас любил" - это уже доказательство не угасшей до сих пор любви. Закодированное признание - ещё одно подтверждение этого факта. Лирический герой вынужден проститься с любимой, пытается расстаться (об этом он говорит, возможно, себя убеждая, что всё в прошлом, поэтому и выбирает глагол прошедшего времени), но не может и не хочет (в этом автор нас убеждает, употребляя троекратное повторение и закодированное "Я тебя люблю").
А вопрос можно задать такой:"Кому говорит герой: "Я вас любил" и к кому обращено "Я тебя люблю"?
Пустое "Вы" сердечным "ты" Александр Сергеевич, обмолвившись, заменил. Коллеги я благодарен Вам за интересные и творческие задания. Жаль, в наших обсуждениях не участвуют те, кто считает, что школьное изучение классики отвращает от нее детей, например, ректор МПГУ г. Семенов, математик по образованию, как и другой реформатор литературного образования г. Реморенко.
Да, для меня тоже открытие! Ещё раз доказывается, что в стихотворном тексте случайностей не бывает. Я бы задала вопросы: в чём видна жертвенность в чувствах лирического героя и сумел ли герой победить свои чувства (здесь можно и понаблюдать над загадкой "жэт-эм")?
Пушкин трижды повторяет: «Я вас любил» - три магическое число; после трёх отказов принуждать человека нельзя, во-вторых, это шанс тому, второму, взвесить свои чувства ещё раз, в-третьих, успокоиться самому, остановиться. Неслучаен и выбор глаголов прошедшего времени. И всё-таки сердцу очень трудно разлюбить, иногда, вообще, невозможно, поэтому применяет закодированное: «Я тебя люблю», где глагол стоит в настоящем времени.
В этом стихотворном послании А. С. Пушкина лирический герой словно отпускает свою возлюбленную, напутствует её. Он трижды подчёркивает, что чувства остались в прошлом ("Я Вас любил..."), но в то же время признаётся, что "любовь ещё, быть может, / В душе моей угасла не совсем". Подтверждение этому мы находим в завершении строк первой строфы: может - совсем, не тревожит - ничем. Что слышится нам в окончании этих слов? "[Жет-эм], [жет-эм]", - повторяет он, что по-французски означает "я тебя люблю" ("Je ť aime"). Получается, что формально это стихотворение говорит о прошедшем чувстве (лишь с небольшой вероятностью того, что оно осталось), а на самом деле стремится донести совсем иной смысл. Приведите пример подобного высказывания, где скрытый смысл противоречит той форме, в которой он выражен. Это может быть цитата из литературного произведения или фраза из повседневной жизни.
Зашифрованные французские слова в русской транскрипции - это своего рода скрытая эпифора.
Анафора: Я вас любил.
Эпифора: Я тебя люблю.
Автор подчеркивает неугасаемость своей любви. Он не дает ей уйти. Он захватывает ее с обеих сторон. Крепко держит.
Указание на то, что чувства героя остывают, и он более не потревожит некогда любимую даму, есть всего лишь отговорка.
Я бы выделила ключевые слова в каждой строчке, опираясь на которые, можно еще раз подчеркнуть наличие чувства "в полном расцвете":
любовь
угасла не
она
вас.
Вопрос состоит в следующем: Получится ли знаменитая триада: Я вас любил. Я тебя люблю. Я буду тебя любить?
Будет ли герой любить свою даму или же в какой-то определенный момент она остановится? Этот вопрос остается открытым.
Задание: Можно предложить найти закодированные слова в последних четырех строчках. Возможно, там и есть ответ на вопрос, отмеченный выше?..
Для меня этот артефакт - потрясающая новость)) Очень интересно! Это доказательство того, что настоящее искусство - от Бога, который диктует Поэту. Вряд ли Пушкин знал, что сочинил такой код, и это подтверждает правду, искренность и силу его чувства. Добавить к тому, что сказали коллеги, не могу ничего. Восхищена их чуткой догадливостью! Очень понравился взгляд аллёник, Евгении, Марины_Васильевой, закольцовка анафорой-эпифорой DarWar - спасибо им! И Сергею Владимировичу - за вопрос!
Стихотворение А.С. Пушкина "Я вас любил..." - очень мужское по своей сути. ПРЕКРАСНО МУЖСКОЕ, я бы сказала. Неразделенная любовь лирического героя отвергнута, и он вынужден сказать свое " я вас любил любил"...
С другой стороны, признайтесь, мы же всегда с вами знали, что он продолжает любить.Об этом говорят и аллитерация "не хоЧу пеЧалить вас ниЧем", и повтор наречия "так", а теперь еще и интереснейший артефакт.
О чем же стихотворение Пушкина? О настоящей любви, которая "не ищет своего". И здесь надо познакомить ребят с текстом Первого послания апостола Павла к коринфянам. Пусть они сами найдут признаки настоящей любви, живущей в сердце лирического героя, и научатся узнавать это чувство в себе и других.
Один из вариантов работы в школе: показать этот факт в тексте и прямо спросить, и что? Даёт ли этот факт что-то нам как читателям, даёт ли что-то адресату?
Такая работа позволит ученикам самим подумать "от стенки", от лишь факта, самим найти путь к ответу, а не только следовать за логикой учителя.
Также интересен вопрос сопоставления времён и языков. Почему по-русски использует прошедшее время, а по-французски - настоящее. Здесь уместны и догадки, и обоснованные версии. Важно показать, что не может быть только одного истинного варианта, показать, что в произведении всегда остаётся место нашему взгляду, нашей идее.
представляется любопытным и вопрос: кто из героев литературы делает также, показывая, что все чувства прошли, но в действителньости они остаются. Так можно прийти, например, к Татьяне Лариной в финальной части романа. Внешне холодна, никаких чувств, леденящие взгляды, а дома плачет над письмами. Это показывает неединичность ситуации, описанной в стихотворении.
Стихотворение А.С.Пушкина совершенно. Лирический герой, сосредотачиваясь на собственном"я", на самом деле думает о ней, не желая причинять ей боль своим признанием.Ритмичность стихотворения настраивает на спокойствие, а внутренняя напряжённость чувств никуда не уходит. Всё противоречиво, непредсказуемо и таинственно, как сама любовь.Поэт не может молчать, потому что переполнен любовью. Интереснейший артефакт доказывает многомерность настоящей любви.
Вопрос: В каких произведениях вы ещё встретили такой отказ-признание? Я думаю, это поможет поразмышлять над тем, что такое "любовь".
Коллеги, большое спасибо за удовольствие быть вашим, пусть часто и молчаливым, собеседником.