В цикле «Двадцать сонетов Марии Стюарт» И. Бродский написал своеобразный поэтический ремейк на стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…».
Я вас любил. Любовь еще (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги.
Все разлетелось к черту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее, виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Черт! все не по-людски!
Я вас любил так сильно, безнадежно,
как дай вам Бог другими — но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит — по Пармениду — дважды
сей жар в крови, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться — «бюст» зачеркиваю — уст.
Вопрос к заданию
Как бы вы организовали сопоставительный анализ этих двух стихотворений на уроках литературы в 9-ом классе при изучении лирики А.С. Пушкина и в 11 классе при изучении творчества И.А. Бродского.
Сопоставительный анализ я бы начала с определения настроения каждого из стихотворений и нахождения тех слов и выражений, которые создают такое настроение. Затем обратила бы внимание ребят на синтаксис и пунктуацию каждого произведения и попросила бы объяснить выбор автором подобных средств. Обязательно рассмотрела бы образ лирического героя, его состояния с обязательным объяснением причины такого состояния. Конечно, провела бы наблюдение за построением стихотворений, ритмической организацией стиха. Закончила бы традиционно определением идеи.
Я бы заострила внимание на сравнении лирических героев двух стихотворений, которые явно противоположны друг другу.
1. В восьми строчках Пушкина 6 раз использованы местоимения "вас", "вам", а в четырнадцати строках Бродского всего три раза. Как меняется тональность стихотворения Бродского в связи с этим?
2."Душа" и "тело"?В стихотворении Пушкина "телесного" нет(душа,безмолвие,нежность,искренность,робость..), у Бродского -мозги, жар,хруст,жажда и даже "пломбы в пасти". Почему нет этой боли у героя Пушкина и почему так разрушительно чувство героя Бродского?
3.Великодушие и сила чувства героев Пушкина и Бродского( первый великодушнее и благороднее? второй превосходит по силе чувства?)
Это для начала разговора о том, близки или далеки эти стихотворения друг от друга.
А.С. Пушкин
И.А. Бродский
Название:
"Я вас любил: любовь еще, быть может..."
– Одно легкое ненавязчивое стихотворение. Адресат не указан.
Название:
6 сонет из 20 к Марии Стюарт. "Я вас любил. Любовь еще..."
– Одно из 20 стихотворений (сонетов), одно звено из звеньев цепи. Адресат указан.
Соответствие строк:
Соответствие строк:
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Я вас любил. Любовь еще (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги,
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Все разлетелось к черту, на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее, виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Черт! все не по-людски!
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Я Вас любил так сильно, безнадежно,
как дай Вам бог другими – но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит – по Пармениду – дважды
сей жар в груди, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться – "бюст" зачеркиваю – уст!
1) Лирический герой у Пушкина спокоен, загадочен, влюблен в адресата, он как будто воздушен. Он не отказывается от своей любви. Он подчеркивает высшее чувство к возлюбленной анафорой и скрытой, зашифрованной эпифорой (Об этом было указано в творческом задании к 1 главе). "Быть может" - это всего лишь способ, необходимый для того, чтобы показать любимой: его чувства остывают, она может не бояться его навязчивости. Я вас любил и хочется добавить: "Я вас все еще люблю". "Я вас любил: любовь ещё, быть может,/ В душе моей угасла не совсем;" – Чувство не остыло. Есть "точка возврата". Пушкин использует знак препинания "двоеточие", который дает отсылку на то, что чувства могут получить шанс на возрождение.
Лирический герой у Бродского нервозен. Он взбешен. Его лихорадит. Он отпускает свою любовь или, возможно, хочет ее отпустить, ибо она привносит в его жизнь лишь страдание, горечь и нервозность. Может быть, его и будет тянуть к своей бывшей возлюбленной, но он в отличие от героя Пушкина ставит точку: "Я вас любил.". Следовательно, эта любовь останется в прошлом. А сейчас осталась не любовь, а "возможно,/ что просто боль". Боль от утраты, боль от потери близкого человека - именно это "сверлит его мозги". Есть "точка невозвратности". И это отсутствие "возможности быть" угнетает героя.
2) Герой Пушкина не хочет беспокоить, "печалить" свою возлюбленную. Он не сообщает о "событиях", происходящих в его душе. Дает лишь указание на то, что он ревновал ее, он был робок, дабы совершить шаг на сближение и удержать адресата:
"Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;".
Герой Бродского, напротив, выставляет свои бурлящие внутренние ощущения на показ. Он не может их сдерживать в себе. Его настолько переполняет желчь, кипящая в нем, что он не в силах остановить фонтан, исходящий из его уст. Лирический герой хочет "печалить" свою возлюбленную. Возможно, их любовь была не безмолвной. Герой сообщает ей о несостоявшемся суициде. Что он хочет этим показать? Вызвать жалость, страх, соучастие в его жизни? Или всего лишь констатирует пройденный этап, лишь повествует о своей реакции на произошедшее событие?
"Все разлетелось к черту, на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее, виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Черт! все не по-людски!"
3) Герой Пушкина желает адресату быть любимой другим. Он желает ей счастья. Своего рода благословляет ее на отношения с мужчиной.
Слова героя Бродского можно перефразировать следующим образом: Раз мне не достанешься, так не доставайся ты никому: "Я Вас любил так сильно, безнадежно,/ как дай Вам бог другими – но не даст!"
Герой говорит о том, что у адресата ничего хорошего не сложится с ее новым возлюбленным. Не будет он ее любить так страстно, так искренне, как наш герой.
начало ответа
Сначала нужно определить цель сопоставительного анализа: для чего мы сопоставляем эти два стихотворения. На мой взгляд, стихотворение Бродского - это пародия на текст А.С. Пушкина, где используется явно сниженная лексика ( сверлит мозги, к черту, в который вдарить и т.д.)Этому есть объяснение - И.Бродский таким образом борется поэтическим словом с "затертостью", "затасканностью" , опошлением гениальных строк А.С. Пушкина. При работе с текстами стихотворений можно использовать прием "Линии сравнения" ( описан выше участником форума), составление поэтического словаря стихотворений
Спасибо за интересные и умные задания и тонкий разбор стихотворений. Одной из самых эффективных технологий обучения сегодня считается технология, получившая название "перевернутый класс", когда не учитель учит учеников, а ученики – учителя. Кажется у нас получается что-то такое, только лучше,потому что мы учимся друг у друга.
Прочитав ответы выше, поняла, что часть моих пунктов уже была, поэтому остановлюсь на "новых":
Интересным мне кажется задание нарисовать в творческом классе буквально, а в иных - словами лирических героев стихотворений. Ведь они очень разные. И общее настроение стихотворения будет влиять на этого героя: во что одет, каковы черты его характера, личности.
Также стоит попросить выделить слова, на которые читатель обращает внимание. Что это за слова. У Пушкина они высокие, красивые, а у Бродского заметны низкие, буквальные слова. Через это и ощутима пародия Бродского, его эксперимент.
К сожалению, я слишком поздно приступила к выполнению задания. Все самое яркое уже прозвучало. Но мне бы показалась важна именно "мелодика" обоих стихотворений. Поэтому я бы предложила составить "слухачам" аккомпанимент", а "визуалам" - некую художественную интерпретацию двух стихотворений.
мне кажется, что нужно учитывать разницу между 9 и 11 классом.
При работе с девятым я бы дала сама анализ пушкинского стихотворения как образец, алгоритм, а в завершении бы познакомила со стихотворением Бродского и попросила бы определить созвучное и противоречащее пушкинскому, рассказала бы об аллюзиях и реминисценциях, целях их использования, и закончила бы словами о том, что классическая поэзия становится основой для модернистских произведений, что литература существует во взаимосвязи текстов.
При работе с 11 классом, который должен знать и пушкинское "Я вас любил", и отличие модернистской поэзии от классической (потом что серебряный век уже пройден), я бы дала предварительно на самостоятельную работу анализ стихотворения Бродского и с последующим совместным обсуждениям и комментированием.