Особое место среди архетипов занимают архетипы Нового времени, пришедшие в культуру из литературы. О Гамлете как архетипе культуры мы говорили в связи с гамлетизмом Базарова. Герой пушкинской капитанской дочки Петр Андреевич Гринев, который едет вызволять из рук Швабрина Машу Миронову, сопровождаемый верным Савельичем, каждому мало-мальски образованному читателю напоминает Дон-Кихота.
Вопросы к заданию
- Найдите в русской литературе другие образы, которые можно рассматривать с точки зрения теории архетипов Нового времени, к которым, помимо Гамлета и Дон-Кихота относится, например, Дон Жуан.
- Какие вопросы и задания вы дадите своим ученикам, чтобы они могли восстановить генезис литературных героев?
Типичный Дон Жуан - Печорин, он теряет интерес к женщине, как только ее добивается. Связь литературных героев обнаруживается с помощью их психологической характеристики.
«Кавказ» Т. Шевченко, «Каменный хозяин» Л. Украинка, «Моисей» И. Франка, "Гамлет Щигровского уезда» И. С.Тургенева, Тартюф и Журден («Тартюф» и «Мещанин во дворянстве» Ж. Б.Мольера), Кармен ( новелла П.Мериме), Молчалин («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Хлестаков, Плюшкин («Ревизор» и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя).
Задание: две колонки: архетипы и архетипы Нового времени перепутаны местами. Соединить стрелками соответственные образы.
При изучении лирики Блока на этапе актуализации знаний можно составить галерею портретов- цыганка, царевна, незнакомка,Коломбина тд., и задать вопросы: 1. Что представлено перед нами? Что объединяет эти портреты? Творчество какого поэта может объединить в себе столь разные образы? Добавляя линейку вопросов, можно выйти на изучение цикла "Стихи о Прекрасной даме", а портреты будут являться архетипами женских образов в стихах Блока.
1. Известно, что одним из любимых образов Ф.М. Достоевского был Дон-Кихот. Вопрос учащимся: "Уместно ли сопоставление Раскольникова и Сонечки Мармеладовой с Дон-Кихотом и его оруженосцем?"
2. Есть ли черты Дон Жуана в Онегине? Свой ответ аргументируйте содержанием 1-5, 8 глав.
3. Дон Жуан ли Анатоль Курагин?
4. Коллеги, что-то не могу назвать классических донжуанов в русской литературе XX века. Это влияние эпохи? Событий? Исчезла лёгкость отношения к жизни? Лёгкость в отношениях?
Образом Гамлета был, бесспорно, вдохновлен А. С. Пушкин во время написания им «Евгения Онегина». Гамлет оставался на периферии сознания Лермонтова, когда из-под его пера появился несколько меланхоличный, я бы даже сказала, несколько байронический, профиль Печорина. Выдающуюся роль в русской культуре, в становлении русского самосознания сыграли работы В. Г. Белинского. Во время написания своего первого социально-психологического романа «Кто виноват?» А. И. Герцен уподобился самому Шекспиру, написавшему когда-то первую историю персонажа с «раздвоенным сознанием». Неординарный взгляд на проблему был представлен И. С. Тургеневым в работе «Гамлет и Дон Кихот», но как высок и прекрасен описанный им Гамлет, проглядывающийся в чертах Базарова! В известной степени гамлетизмом был «заражен» и Ф. М. Достоевский во время роботы над «Записками из подполья», а также «Преступлением и наказанием», представляющими собой принципиально новый виток в развитии не только образа гамлетического склада, но и в общем литературном процессе. Если еще раз просмотреть имена авторов и припомнить детали их произведений, то станет ясно, что названы были почти все писатели, выходившие на арену с поднятым забралом и выступающие на тропу войны с существующими устоями. Кто-то лишь пером и словами, а кто-то и своими действиями, все они неизменно проводили через свое творчество сильный образ, объединивший в себе черты того самого сверхтипа и человека, который действительно мог бы находиться в настоящем безболезненном, хотя бы относительно, взаимодействии с реальностью.
В русской литературе, пожалуй, возможно выделить еще один архетип - "вечная Сонечка", который восходит к евангельскому образу Марии Магдалины. Этот образ из категории "кротких": "Малого роста, лет восемнадцати, худенькая недовольно хорошенькая блондинка с замечательными голубыми глазами"...
Людмила Улицкая уже в наши дни писала:
Все хотят быть богатыми, здоровыми и красивыми. Но мир состоит почему-то главным образом из бедных и больных. Но чудесные дары - сострадания, милости, верности - чаще всего являются именно там, в тени жизни, на ее обочине. Открытие это невелико, но когда оно происходит, немного изменяется картина мира, возникает новая точка отсчета и другая система координат: две лепты евангельской вдовы превращаются в великий дар, а бедное угощение полусумасшедшей старухи - в жизненный подвиг, почти всегда - незамеченный..."
Вопросы детям можно дать на сопоставление произведений, героинь:
Что же общего и чем отличаются героини сопоставляемых произведений?
Почему же истинная любовь так тяжело им дается?
Какие качества этих героинь особенно подчеркивают авторы?
Коллеги, большое спасибо за интересные предложения. Безусловно, Кармен, Сонечка и, увы, Молчалин – образы, которые либо уже стали архетипами, либо становятся, и, наверное, важно осознавать, какие из них становятся "нашими современниками", а какие исчезают. Конечно же, права Galina, когда отмечает исчезновение Дон-Жуанов из нашей литературы и жизни.
Я с удовольствием читаю ваши комментарии, вопросы и замечания и радуюсь тому, как много у нас творческих и свободных учителей, которых не одолеет никакой ФГОС.
Гаргантюа и Пантагрюэль в современной литературе. Противостояние стереотипу и ханжеству в "Дерьмовом человеке" Филипенко.