Прочитайте песню-стихотворение А.А. Галича «Горестная ода счастливому человеку» и прослушайте запись авторского исполнения.
Петру Григорьевичу Григоренко
Когда хлестали молнии ковчег,
Воскликнул Ной, предупреждая страхи:
"Не бойтесь, я счастливый человек,
Я человек, родившийся в рубахе!"
Родившийся в рубахе человек!
Мудрейшие, почтеннейшие лица
С тех самых пор, уже который век,
Напрасно ищут этого счастливца.
Который век все нет его и нет,
Лишь горемыки прут без перебоя,
И горячат умы, и застят свет,
А Ной наврал, как видно, с перепоя!
И стал он утешеньем для калек,
И стал героем сказочных забавок, -
Родившийся в рубашке человек,
Мечта горластых, повивальных бабок!
А я гляжу в окно на грязный снег,
На очередь к табачному киоску,
И вижу, как счастливый человек
Стоит и разминает папироску.
Он брал Берлин! Он, правда, брал Берлин,
И врал про это скучно и нелепо,
И вышибал со злости клином клин,
И шифер с базы угонял "налево".
Вот он выходит в стужу из кино,
И сам не зная про свою особость,
Мальчонке покупает "эскимо",
И лезет в переполненный автобус.
Он водку пил и пил одеколон,
Он песни пел и женщин брал нахрапом!
А сколько он повкалывал кайлом!
А сколько он протопал по этапам!
И сух был хлеб его, и прост ночлег!
Но все народы перед ним – во прахе.
Вот он стоит – счастливый человек,
Родившийся в смирительной рубахе!
1970
Вопросы к заданию
1. Напишите, что роднит пафос этой песни-стихотворения А.А. Галича о народе-победителе и многие стихотворения о народе Н.А. Некрасова. Стали бы Вы использовать это стихотворение на уроках в качестве иллюстрации актуальности некрасовской традиции в русской поэзии?
2. Можно ли в этот ряд поставить расположенное ниже стихотворение Дениса Новикова «Россия»?
3. Какие сопоставления с произведениями Н.А. Некрасова вы бы предложили своим ученикам?
Отношение Н.А.Некрасова к народу двоякое: с одной стороны, поэт восхищается талантом народа, его удалью, силой, решимостью в трудный час объединиться, чтобы дать отпор врагу, его мудростью, наконец; с другой стороны, Некрасова приводит в недоумение и негодование безропотность народа, долготерпимость, необустроенность и нежелание и/или неумение изменить свою многострадальную жизнь. Герой-счастливый человек - песни-стихотворения А.Галича подобен героям поэзии Некрасова: он победитель ("Он брал Берлин!) и в то же время беспомощен наладить свою жизнь. Отсюда и отчаяние ("Он водку пил и пил одеколон", "И шифер с базы угонял "налево"). Однако и Галич, словно вторя Некрасову, говорит о выносливости , простоте русского человека. Русский человек - "счастливый человек ... в смирительной рубахе".
Стихотворение Д.Новикова "Россия"- это вера в русский народ. Неслучайно в стихотворении целая система интертекстуальных ссылок: эпиграфом звучат слова А Блока из стихотворения "Россия", да и название стихотворения Новикова такое же, как у Блока. А стихотворение Блока о том, что "невозможное возможно". Есть в этом стихотворении перекличка и с "Русью советской" С.Есенина о "части мира шестой", и с "Гренадой" М.Светлова ("Мы ехали шагом, мы мчались в боях"), и с русской народной сказкой - словом, с жизнеутверждающими произведениями.
Я бы это стихотворение поставила в ряд с произведениями Некрасова и Галича. Анализируя данные стихотворения, можно сопоставить героев, авторское отношение к герою, композицию.
1. Пафос песни А.Галича -это та же "любовь-вражда", по словам А.А.Блока, что и в стихотворениях Некрасова. Оба автора прекрасно видят и положительные (трудолюбие, героизм, без требования за него награды, широта души, неприхотливость в быту) и отрицательные(безграничное терпение, покорность, стремление залить горе вином) черты народного характера. Галич в начале "оды" пишет о поисках счастливого человека, которого напрасно ищут со времен Ноева ковчега, как мы помним, на его поиски отправлялись и семеро мужиков из поэмы Некрасова. Галич с легкостью находит счастливца в очереди к табачному киоску, просто посмотрев в окно, однако, можно ли считать счастливым человека, "родившегося в смирительной рубахе"?
2. Я бы не поставила в один ряд со стихотворениями Некрасова и Галича стихотворение Д.Новикова, т.к. вижу в нем другой пафос, отличную от предыдущих авторскую позицию, другого героя. В произведениях первых двух авторов показан взгляд со стороны, взгляд интеллигента на проблему народа, к которому этот автор-интеллигент испытывает двойственные чувства. Также в произведениях этих авторов отношение родины-государства к своему народу - это отношение угнетателя к угнетенному(каторжный труд, смирительная рубаха).
В стихотворении Д.Новикова герой - это и есть народ, по крайней мере, часть его, а родина здесь мыслится не как государство, а как Отчизна - мать, которую "сын" не может не любить. Ни о какой "вражде" в отношении к родине и речи не идет, скорей здесь слышится горькая ирония: "износится кепка - пришлют паранджу", "нас кличут почившими в бозе, и девки хохочут в обозе".
К сожалению, я не смогла здесь увидеть никакого жизнеутверждения, что и сближает это стихотворение с произведениями Галича и Некрасова: "жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе", да и нам, по Д.Новикову, тоже: дороги для современной России нет ни направо, ни налево, ни прямо, единственный путь - на небо...
3. Я бы предложила ученикам найти в стихотворениях Галича и Новикова переклички с произведениями Некрасова на разных уровнях: настроение, позиция автора, лирический герой/героиня, идея. Как авторы 20 века продолжают традицию Некрасова?
Еще Лермонтов говорил: "Люблю отчизну я, но странною любовью". Н. Некрасов, А. Галич, Д. Новиков горячо любили свою родину, но не идеализировали. В этот же ряд я бы поставила стихотворение Е. Евтушенко "Потеряла Россия в России Россию" и учеников попросила бы продолжить ряд ассоциаций.
Коллеги, большое спасибо за интересные и содержательные сопоставления. Мне кажется, что в стихотворении Галича явно слышна некрасовская нота, то у Дениса Новикова сочетается не любовь и вражда, а любовь и отчаяние. Его стихотворение в чем-то трагичнее стихотворения Галича.
Считаю возможным и даже необходимым проводить подобное сопоставление. Трагическая и безысходная обреченность русского человека пронизывает все тексты. Однако считаю текст Галича более глубоким, а текст Новикова более публицистически заостренным. У него действительно больше про судьбу России как таковой. У Галича - трагедия личной судьбы, преступное равнодушие и жестокость власти.
Сюда можно добавить и "Реквием" Ахматовой, и "Мы живем..." Мандельштама.
Спасибо, что столь деликатно поднимаете главную проблему.