В методике преподавания литературы одним из способов формирования стилевого и жанрового мышления учащихся является сочинение разного рода стилизаций по образцам. Вы сталкивались с такими заданиями в первой части практикума. Одной из такого рода работ будет, например, написание романтических литературных пейзажей в двух вариантах: элегическом и байроническом.
Вопрос к заданию
Придумайте аналогичные задания и напишите краткий методический комментарий к ним (работа в классе или дома, какими материалами могут пользоваться ученики в качестве образцов, будут ли у них какие-то заранее сделанные заготовки, например, тезаурус и т. д.).
После изучения темы "Классицизм" ученикам можно дать задание написать оду. Они могут написать шуточную оду, но обязательное условие - использование устаревшей лексики, торжественный высокопарный стиль и т.д.
Написать мини-сочинение от лица героя, который имеет репутацию нигилиста, пройдохи, денди, прожигателя жизни, лентяя (на выбор). Возможна групповая работа с проработкой каждого варианта. Итог работы: кто лучше и правдоподобнее отразил характер, образ мышления героя.
1. маме, чтобы не волновалась
2. банкиру, которому задолжал денег
3. родителям невесты, на которых хочешь произвести хорошее впечатление
4. другу, с которым договариваешься на охоту
Можно предложить детям написать фрагмент дневника княжны Марьи о её встрече с Печориным, либо письмо Печорину от неё.
Петербург глазами Достоевского при изучении романа "Преступление и наказание". Я прошу студентов ( работаю в колледже) разбиться на группы и самим подобрать цветовую палитру города из романа, подобрать иллюстрации к главам, чтобы точно определить вид города, эпоху и прочувствовать, как эти краски, вкусы и запахи влияют на ощущения и настроения героя романа. Затем первая группа представляет цитаты из текста; вторая группа- иллюстрации ( иногда это самостоятельно выполненные работы, а не только подобранные фото старого Петербурга),а третья группа погружает нас в современных Петербург и предполагает, что мог почувствовать герой в современном городе и как бы изменилось описание города - подбирается новый словарь, отражающий цветопись произведения.
О любом будничном явлении школьной жизни написать "от лица" Карамзина, Крылова, Достоевского (список в соответствии с уровнем класса). Начать с относительно легких предметов (обед в школьной столовой, например) и одного поэта, писателя или героя.. Думаю, начинать выполнять эти задания надо дома,чтобы было время найти подобные описания в произведениях писателя (на первом этапе такая опора на соответствующие фрагменты приемлема).
Можно предложить написать эпиграмму на одного из героев литературы или реальную общеизвестную личность (НЕ одноклассников) и потом отгадывать их в классе. В качестве образца можно предложить эпиграммы Пушкина "На Колосову", на Карамзина.
— «Послушайте, я вам скажу про старину,
Про Игоря и про его жену,
Про Новгород, про время золотое
И наконец про Грозного Царя» —
Эх, бабушка, затеяла пустое!
Окончи лучше нам «Илью-богатыря».
Задание домашнее. В зависимости от силы учащихся, можно разбить их на группы или пары, а также оставить индивидуальную работу.
В "Одном дне Ивана Денисовича" говорится о доносах. Логично о них поговорить и предложить задание написать донос на одного из героев литературы.
Написать путевые заметки по образцу - "Записки русского путешественника" Н.М.Карамзина или жанр хожения - "Путешествие за три моря Афанасия Никитина"
Можно предложить написать письмо
1. мальчикам от лица Дубровского Маше из заграницы
2. девочкам от лица Маши Верейской (Троекуровой) в ответ на письмо Дубровского.
Причем можно письма, написанные мальчиками, раздать девочкам (получиться очень интересно)
При работе над творческим сочинением ребенок ведет ролевую игру, что позволяет погрузиться в тайны писательского мастерства, познать о законы искусства слова. 1) При изучении романа "Отцы и дети" И. Тургенева описать один – два дня из жизни Базарова от лица главного героя; 2) При изучении рассказа А.П. Чехова "Хамелеон" ( любого другого рассказа. желательно небольшого) написать киносценарий и т.д.3) При изучении романа И. Гончарова "Обломов" предложить написать "Сон о моём детстве" и т.д.
Методический комментарий: творческие письменные работы лучше давать как домашнее задание - есть время на осмысление и творческое воплощение на бумаге. В качестве дополнительного материала для работы я бы посоветовала обратиться к Словарю писателя (Словарь языка А.С. Пушкина, например. Сейчас он есть в электронном варианте). Есть очень интересный ресурс, которым несложно пользоваться Национальный корпус русского языка (http://www.ruscorpora.ru/), где также можно выбрать то или иное слово, узнать, как часто оно использовалось писателем и т.д. . Еще раньше были очень неплохие книги П. Боголепова "Тропа к...."
1.Послание другу.
2. Подражание Хармсу.
3. "Памятник" И.А.Бродского талантливому ученику.
Коллеги,большое спасибо. Думается, в таких работахесть несомненный ресурс для литературного и речевого развития наших учеников. А я рад возможности учиться у вас.
В начале работы со студентами первую пару всегда посвящаю общей периодизации русской литературе, рассказываю и о древнерусской литературе, поскольку считаю важным указать истоки (хотя учебным планом это не предусмотрено) и в качестве домашнего задания прошу написать собственное житие, предварительно, конечно, познакомив с каноном этого жанра. Задание, конечно, больше шуточное, развлекательное, потому что никто из святых сам о себе жития не писал, а студенты мои в святости не замечены и посмертными чудесами не прославились, но в ходе создания своих стилизаций они обращаются к памятникам древнерусской литературы в поисках соответствующей лексики и словесных формул.
Про изучении "Обломова" прошу создать дневниковую запись "Уж не Обломов ли я?", как если бы мои студенты были молодыми людми второй половины 19 века. Задание, наверное, больше даже воспитательное, чем собственно литературное