Вы здесь

Творческое задание 3 к главе 2

19 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя Настя
Настя
Лекториум
Не в сети
Творческое задание 3 к главе 2

Воспоминания и дневниковые записи – распространенная форма литературного повествования («Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского, «Шуточка» и «Дом с мезонином» А.П. Чехова и др.).

В методике преподавания литературы эта форма литературной стилизации тоже давно освоена как разновидность творческого задания, в частности, при изучении «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, где есть примеры письменного стиля героев (записки-воспоминания Гринева и письма Маши Мироновой) мальчики получают задание «написать дневник Гринева, который он ведет, находясь в заточении в Петропавловской крепости», а девочки – «написать дневник Маши Мироновой, который она ведет по дороге из имения Гриневых в Санкт-Петербург».

Далеко не каждый герой и не каждая сюжетная ситуация позволяет предложить учащимся такого рода задания: герой обязательно должен быть склонным к рефлексии или поставлен в ситуацию самоопределения. Например, Печорин ведет дневник, а представить ведущим дневниковые записи Максима Максимыча вряд ли возможно.

Вопрос к заданию

При изучении какого произведения русской классики, интерпретации какого героя и в какой сюжетной ситуации Вы бы предложили вашим ученикам (не будем употреблять новомодное обучающимся) написать дневник героя или героини. Обоснуйте свой выбор краткой характеристикой героя и сюжетной ситуации и, если Вам потребуется конкретизация задания (например, написать письмо от такого-то такой-то), сделайте это.

Аватар пользователя Евгения
Евгения
Не в сети

Дневник могла бы вести Татьяна Ларина. Она много читает, гуляет и размышляет. Но поговорить ей особо не с кем, а ведь так хочется выплеснуть то, что на душе. Особенно после встречи с Онегиным. Поэтому ученицам можно предложить написать  фрагмент дневника Татьяны Лариной: может быть, о встрече с Онегиным, а может, размышления о своем сне. А может, ее переживания по поводу дуэли Ленского и Онегина.

И ученикам, и ученицам можно предложить составить интервью с Родионом Раскольниковым: по поводу его теории, и как она повлияла на его дальнейшую жизнь. Ученики могут совместно подготовить вопросы журналиста и ответы Раскольникова. Сюда можно включить и фрагменты дневника Раскольникова - это тот самый рефлексирующий персонаж, который мог бы вести дневник: что он думает о Соне, о Свидригайлове, каких поэтов он любит и т.д.

Аватар пользователя ELLEN
ELLEN
Не в сети

В романе Толстого "Война и мир" многие любимые автором герои склонны к рефлексии. Некоторые из них ведут дневники, например, княжна Марья Болконская, отличающаяся напряженной  жизнью души. Можно было бы предложить ученикам написать фрагмент дневника героини, выплескивавшей в нем свои мысли и чувства после визита Наташи к Болконским  в Москве. Ведь княжна так и не смогла высказать во время встречи все то, "что ей надо было сказать Наташе".

Илья Ильич Обломов - герой постоянно мечтающий, размышляющий о жизни. Конечно, в начале произведения, как известно, он и письмо затруднялся написать. Однако вспыхнувшие в нем чувства пробудили спящие способности, и Обломов с легкостью пишет и в деревню, и Ольге. Вероятно, и дневник герой мог бы вести во время романа с Ольгой Ильинской: что он чувствует, как воспринимает свое пробуждение ото сна, верит ли в возможность измениться, какие сомнения его посещают.

Аватар пользователя аллёник
аллёник
Не в сети

Ассоль из повести А.Грина "Алые паруса" девушка мечтательная и романтичная. Она не из высокообразованных девиц, но у нее тонкая душевная организация. Ей всегда есть что выразить, но не кому. По сюжету она отделена от общества ровесниц, которые ее не принимают и не понимают. Отец, хоть и любящий, но все же не тот человек, с кем молодая девушка может обсуждать движения своей души. Полагаю, вполне возможно предположить, что она могла бы вести дневник. И наиболее вероятная ситуация для записи в нем - это волшебное появление колечка на пальце посреди леса. Я бы предложила своим ученикам сделать запись этого дня, отталкиваясь от образа героини. Или же чуть изменить задание. У Ассоль очень богатая фантазия, она могла придумать себе друга, которому пишет письма, высказывая все, что у нее на сердце. И тогда можно попробовать написать письма из ее детства, после встречи с "волшебником".

Аватар пользователя Marija
Marija
Не в сети

Может писать дневник Илья Ильич Обломов - будет интересна эволюция его размышлений (как деградация от Ольги Ильинской к Агафье Пшеницыной), я думаю, в дневнике Облома будут также представлены страницы пейзажей, страницы воспоминаний о детстве, о родителях, об ушедшей в небытие жизни и также, конечно же, фантазии будущего (своего и всей России).

Аватар пользователя Татьяна Владимировна
Татьяна Владимировна
Не в сети

На уроках, посвященных изучению романа Георгия Владимова "Генерал и его армия" предложу ученикам подумать над строками дневника генерала Кобрисова, которые он мог бы написать после встречи (в числе других командиров, выпущенных из московских тюрем)  со Сталиным в коридоре Наркомата Обороны. Автор воспроизводит  смену  физиологических состояний героя, его чувств, переживаний. Важно также, что об этой встрече генерал Кобрисов еще долго помнил.

Аватар пользователя Катерина
Катерина
Не в сети

Я думаю, что дневник ведут, в основном, женщины, поэтому предложила бы написать дневник Татьяны Лариной, Веры из "Обрыва" Гончарова и др. героинь, которые тайно влюблены. 

Аватар пользователя иринаАнонимус
иринаАнонимус
Не в сети

При выполнении подобного задания интересно посмотреть, как по-разному одно и то же событие оценивают разные герои произведения. Например, в повести Железникова "Чучело" на следующий день после "сожжения" в классе появляются вернувшаяся из Москвы учительница Маргарита Ивановна и Лена. Можно предложить описать происходящее "глазами" школьников, которые накануне участвовали в травле девочки: оправдывают ли они себя? испытывают ли чувство стыда? жалеют ли  о случившемся? Пусть это будут строчки от имени Димки, Железной Кнопки, Сомова и других.

Подобным образом можно посмотреть на ситуацию игры на деньги учительницы Лидии Михайловны с главным героем рассказа Распутина "Уроки французского":как видели эту сцену директор Василий Андреевич и сама Лидия Михайловна?

Аватар пользователя Елена Стребличенко
Елена Стребличенко
Не в сети

Л. Н. Толстой "После бала". Иван Васильевич и его возлюбленная могли бы писать дневник в начале повести, когда взаимная симпатия и планы на будущее, поле бала, когда И. В. бросает службу и Вареньку, и после, когда прошли годы. Что бы написал И. В. в своём дневнике через 20 лет после известных событий?

Аватар пользователя Елена
Елена
Не в сети

Вполне вероятно, дневники могли бы вести герои романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" Татьяна Ларина и Владимир Ленский.

Татьяна много читает, имеет склонность к анализу собственных поступков и чувств (об этом свидетельствует её письмо Онегину). Она имеет тонкую душевную организацию, достаточно одинока ("Она в семье своей родной казалась девочкой чужой "), ей не с кем поделиться переживаниями, поэтому возможен дневник как единственный собеседник.

Ленский романтик по натуре, поэт, также, как и Татьяна, никем не понятый. Приятельские отношения с Онегиным не решает проблему одиночества молодого человека, т.к. Онегин относится к нему снисходительно и воспринимает его несерьезно. еобходимость поделиться чувствами приводит к дневнику.

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

Я бы предложила написать дневники героев "Преступления и наказания".  Достоевский на каждого героя заводит досье.

Дневник Раскольникова. Дневник Мармеладова. Достоевский вкладывает в уста героев дневниковые записи, с которыми мы знакомимся в процессе чтения диалогов данных персонажей с другими, а также их состояния. Для написания данных дневников достаточно систематизировать информацию из романа.

Дневник старухи-процентщицы. Персонаж закрытый, замкнутый, ограничен пространство. О ней мы узнаем лишь из ее описания (встречи с Раскольниковым) и со слов других героев. Интересно было бы узнать о временах ее молодости, чем она увлекалось, какой эпизод из жизни послужил причиной ее нынешнего состояния, для чего или для кого она копит, чем она занимается в течение дня помимо "выдачи кредитов".

Дневник Порфирия Петровича. Интересны были бы его заметки о ходе расследования убийства. Принципы его работы. Я думаю, при написании данного дневника получиться отличная история о русском Шерлоке Холмсе. 

Аватар пользователя Марина_Васильева
Марина_Васильева
Не в сети

Мастер из романа М.А. Булгакова"Мастер и Маргарита" в беседе с Иваном Бездомным рассказывает историю своей жизни. Эти, очень личные воспоминания, напоминают нам дневниковые записи. Мастер будто вновь переживает самые счастливые и самые несчастные минуты своего бытия. Мастер считает, что он потерял все, ему идти некуда и незачем, хотя у него есть связка ключей, которую он считает своим самым дорогим богатством. Характеристика Мастера  в беседе с Иваном – это описание сломленного и запуганного человека, смирившего со своим бесполезным существованием.

 

Аватар пользователя Марина_Васильева
Марина_Васильева
Не в сети

Дневниковые записи от лица главного героя помогли бы учащимся понять его характер и трагизм талантливого человека

Аватар пользователя SVF
SVF
Преподаватель
Не в сети

Уважаемые коллеги, ваши ответы говорят о продуктивности такого задания, как написание дневников и писем, а может быть, предложить ученикам написать страницы блога или "ЖЖ" от лица героя, который бы желал, чтобы его идеи получили распространение и влияли бы на умы, например, блоги Билибина и князя Андрея из "Войны и мира": один писал бы, чтобы его bon maus (кажется, так) повторяли, а другой, чтобы его идеи стаи известны многим.

Вероятно, можно найти и другие продуктивные и современные жанры, которые могли бы потеснить в школе традиционное сочинение-рассуждение, например, предложенное Евгенией интервью. Думается, использование в качестве задания актуальных и живых жанров письменного высказывания, а не только существующего исключительно в рамках педагогической традиции сочинения-рассуждения, способствовало бы привлечению внимания учеников к нашим урокам.

Спасибо всем за творческое сотрудничество.

Аватар пользователя Marie_O
Marie_O
Не в сети

Сергей Владимирович, большое Вам спасибо за множество интересных идей и вдохновение, которое Вы дарите для их исполнения!

Конечно, использование актуальных в наши дни жанров привнесёт новую струю в понимание классических произведений. Но размышляя над этим заданием, я вспомнила ещё одно произведение, при изучении которого написание дневника помогло бы учащимся и раскрыть себя, и увидеть новые смыслы в предложенном тексте. Я имею в виду роман Чингиза Айтматова "И дольше века длится день". В нём многие герои упоминают записи, которые ведёт Абуталип Куттыбаев, они играют значимую роль в развитии сюжета и многогранны по своему содержанию. Думаю, каждый читатель смог бы найти что-то для себя, если бы ему предложили представить, как и о чём писал Абуталип. 

Этот герой, безусловно, склонен к рефлексии и описанию своих переживаний на бумаге: "Это лишь мой дух, мои записи будут, а в них всё, что я понял и вынес из войны. Большего богатства для детей у меня нет. Здесь, в сарозскских пустынях, пришёл я к этой мысли. Жизнь всё время оттесняла меня сюда, чтобы я затерялся, исчез, а я запишу для них всё, что думаю-гадаю, и в них, в детях своих, состоюсь когда-нибудь".

Из романа мы узнаём, какие вопросы его волновали:

"...о себе мы сами должны сказать последнее слово. Наши предки пытались делать это в сказаниях. Хотели доказать потомкам, какими они были великими. И мы судим теперь о них по их духу. Вот я и делаю что могу для подрастающих сыновой. Мои сказания - мои военные годы. Пишу для них свои партизанские тетради. Всё как было, что видел и пережил. Пригодятся, когда подрастут. Но кроме этого тоже есть задумки кое-какие. В сарозеках придется им расти. Опять же, когда подрастут, пусть не думают, что на пустом месте жили. Песни наши записал старинные, их ведь тоже потом не сыщешь. Песня в моем понимании - весть из прошлого".

"Я и Казангапову Букей сагитировал уже - вспоминай, говорю, свои каракалпакские песни, запишу в отдельную тетрадь. Будет у нас каракалпакская тетрадь..."

"На памяти Буранного Едигея только два человека в своё время записывали сарозекскую легенду о Найман-Ане на бумагу. Вначале Абуталип Куттыбаев записал её для своих детей на те времена, когда они подрастут, это было в конце пятьдесят второго года. Рукопись та пропала. Сколько горя пришлось натерпеться после этого. До того ли было!"

Подобное задание стимулирует ребят творчески откликнуться на прочтённый текст, и, надеюсь, провести самостоятельные исследовательские поиски. Ведь вполне вероятно, что для воссоздания подобных записей им понадобится глубже погрузиться в контекст: военных будней или политической ситуации, истории того региона или тех народов, которые описаны в романе. А кому-то, возможно, будет интересно рассказать об известных нам событиях, но глазами этого героя. Например, в тексте довольно подробно описано возвращение Абуталипа домой с ёлкой к Новому году. Этот эпизод или наблюдения за тем, как растут дети, также могли быть отражены в его записях.

Думаю, анализ того, что напишут ребята, поможет учителю сделать урок, посвящённый этому произведению, личностно значимым для них.

Аватар пользователя evs.oa
evs.oa
Не в сети

Мне кажется, задание дневника должно отталкиваться от периода, о котором мы говорим. До почти конца 19 века дневник вели почти все дворяне. Это была часть образовательного процесса и читать его мог же любой человек: учитель, товарищ, родители. Позже это будет очень нервировать, как известно, Льва Николаевича Толстого, однако его записи будут читать домашние, не видя дурного в поступке.

Часто такие записи в дневнике были посвящены рассуждению о каком-то понятии, о каком-то историческом событии. Поэтому, я бы предложила, из простого, написать страницу такого дневника-рассуждения о чести от лица Чацкого одной части класса, от лица Молчалина - другой, а третьей - от лица Фамусова. С одной стороны, да, это стилизация, но при этом она позволяет четче сформулировать и отличия во взглядах участников пьесы.

Приближая же к современному виду дневника, логично вспомнить Твиттер. Он активно вытесняет блоги и бумажные записи. Поэтому можно предложить задание восстановить Твиттер того же Чацкого, очень интересно Ноздрёва (вот уж красавичик для такого задания!), Чарткову.

Аватар пользователя surok56
surok56
Не в сети

Я бы предложила написать дневник от имени Анны  Сергеевны Одинцовой. Беря во внимание скрытный характер героини романа И.С.Тургенева "Отцы и дети", процесс постижения логики её поступков, мотивации может оказаться увлекательным.

Аватар пользователя Nevskaya
Nevskaya
Не в сети

Уважаемый Сергей Федорович! Выполняя предыдущее задание, никак не предполагала, что следующее будет включать исползованные мной нехитрые приемы. 

А относительно дневника или блога, считаю, что едва ли не каждый из героев Тургенева, пожалуй, кроме Лаврецкого и Николая Петровича Кирсанова,  мог бы вести блог. дневник же Н.Кирсанову был бы просто необходим. Ну и самый популярный блогер в наше время, конечно, к сожалению, Свидригайлов. 

Аватар пользователя Анна
Анна
Не в сети

Добрый день, коллеги!

Мне кажется, что дневник бы с удовольствием вёл Павел Петрович Кирсанов, построивший свою деревенскую жизнь на английский манер, сдержанный в проявлениях своих чувств. Написание его дневника позволило бы разобраться в этом закрытом персонаже, мотивировке его поступков и характере, в принципе. А ещё его дневник был бы интересен с точки зрения языка.

Дневник могла бы вести чеховская Дуняша, воспитанная, как барышня, тонкая и чувствительная, рефлексирующая  и мечтательная. Её дневник был бы сочетанием наивности, простоты и попытки изъясняться самым тонким образом.

А вообще, было бы интересно предоставить учащимся возможность самим выбрать близкого или интересного им героя из изучаемого произведения и создать его дневник или страничку в соцсети, не ограничивая заранее выбранным персонажем.