Сочетание белого, черного и красного цветов традиционно встречается в похоронных и свадебных обрядах. Как вам кажется, какое значение приобретает это цветовое сочетание в поэме А. Блока «Двенадцать»?
Вы здесь
Творческое задание 2.2. Поэма А. Блока «Двенадцать»: «Без имени святого»
9 ноября, 2015 - 10:08
#1
Творческое задание 2.2. Поэма А. Блока «Двенадцать»: «Без имени святого»
Думаю, здесь эти цветовые сочетания значимы в первую очередь своей максимальной контрастностью, яркой противопоставленностью друг другу в восприятии, что находит воплощение в их символической наполненности. Эти контрастные цвета можно представить в виде олицетворения разнонаправленных стихий, при этом смысл этой символики у Блока довольно своеобразный. Так, красный - цвет революционный, цвет крови, цвет пламени, но у Блока это не только и не столько разрушительная стихия, сколько стихия бушующей жизни, активная, агрессивная, яркая (тут на одном полюсе и родинка с плеча Катьки, и бубновый туз каторжника). Чёрный, которого так много в поэме - это цвет безпроглядной бездны иррационального, хтонического хаоса, рвущегося наружу, и оставляющего вокруг отпечатки безумия - и на хмельные ночи с Катькой, и на ремни винтовок, принесших ей смерть, и даже на само небо над городом. "Чёрная" стихия у Блока ужасна - и, вместе с тем, отчасти сакральна ("чёрная злоба, святая злоба"). Наконец, белая стихия - это снег и свет, но не мягкое освещение, а яростный, ослепляющий, сбивающий с ног "Божий свет" - "на ногах не стоит человек". Эта стихия неожиданно оказывается у Блока разрушительной, уничтожающей - недаром в финале в белом венчике процессию возглавляет божество - и это не божество рыбаков, а божество убийц.
Свадьба, похороны, инициация - это традиционно состояния "перехода", "перелома", "порога", в которых человек оказывается в пограничном состоянии, на границе миров, наедине с могучими, бушующими стихиями Вселенной. Такой переход, столкновение с безличными стихиями, причём не только для персонажей поэмы, но и для города и всего мира в целом, рисует Блок и в "Двенадцати". Интересно, что в поэме можно найти отражение всех трёх перечисленных "пограничных состояний" - свадьбы ("лихач" Ваньки с Катькой как образ свадебного экипажа), похорон ("упокой, Господи, душу рабы твоея...") и инициации (убийство Катьки как "боевое крещение" революционного бандита).
Андрей, большое спасибо Вам за содержательный и глубокий ответ, Последнее замечание о элементах свадьбы, погребения и инициации совершенно замечательно, хотя и не имеет отношения к символике цвета, интересно также и прочтения образа Христа в финале поэмы, хотя, как я пытался показать в лекции, этот образ едва ли не самый противоречивый в поэме и ему свойственна та же амбивалентность, которую Вы обнаружили в блоковской символике цвета, Правда, боюсь, что не все участники форума владеют таким словарем, как Вы (хтонический хаос, инициация), я еще прибавил амбивалентный. Все-таки наша "целевая" аудитория старшеклассники, Я думаю, ваши соображения для них будут полезны и интересны, но, попрошу Вас, комментируйте, пожалуйста, сложные термины и понятия, которые могут быть не известны многим нашим читателям,
Вы совершенно правы, то, что нельзя разъяснить общедоступной лексикой, лучше вообще не произносить.
Но, ничуть не умаляя его образовательную функцию, хочу заметить, что курс, как Вы, несомненно, и сами видите, оказался интересен и востребован не только среди старшеклассников.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить за огромную проделанную работу, принесшую, без всяких сомнений, впечатляющий результат!
Для А. Блока цветовая гамма была очень важна. Особое предпочтение он отдавал красному, черному и белому – триаде основных цветов. Почему именно эти цвета?
До XX века белый считался нейтральным и был символом невинности, чистоты, безмятежности, всего лучшего, что есть в жизни. У символистов он принял новое значение – мистическая неопределенность или возможность, которой не суждено сбыться. У них белый цвет не являлся светлым цветом, наоборот, он нес в себе негатив и сопоставлялся с иным светом.
В отношении белого цвета Блок был солидарен с символистами. В своей поэме «Двенадцать» у него белый представлен множеством оттенков – жемчужным, снежным, светлым, бледно-бедным и ясным, но в каких ситуация он встречается: смерть, холод, отчуждение, тоска! И, тем не менее, белый снег у него означал очищение.
Многие считали и до сих пор считают, что красный – это окрашенный белый. Возможно поэтому с ранних произведений Блок выделял их. Красный цвет присутствовал на свадебных нарядах и означал любовь, тепло, страсть, радость, мощь, а также был цветом жизни, здоровья, огня, крови. Вместе с тем имел и плохую сторону – возмездие, грех, убийство, злые силы. Цвет на границе – не светлый и не темный.
С реалиями XX века он приобрел еще одно значение – обновление, стал цветом революции. У Блока красный олицетворял гиену огненную, в которой «сгорало» старое, чтобы дать место новому. Неудержимая стихия, которая приведет к победе через кровавое настоящее.
Сочетание белого и красного в поэме указывало на дуализм святости и кощунства (Христос ведет людей на террор), Бога и Дьявола, Христа и Антихриста: загадочная фигура Исуса Христа в белом венчике из роз, идущего по кровавому снегу впереди заснеженных красноармейцев.
Зло олицетворяется черным цветом. Он выражает грехи, злобу, подлость, отказ, неприятие, исчезновение, смерть, траур. У Блока он органично вписан в расколотый надвое мир. Его можно встретить в природе (ветре, небе), предметах (цвет ремней винтовок), чувств («черная злоба в груди»).
Возможно, эти цвета выражают не только контрастность: добро – не добро и не зло – зло, может быть Блок хотел через них отразить время. Черный цвет – прошлое, красный – настоящее, белый – будущее. Поэма была написана спустя почти год после Февральской революции и Блок мог проанализировать ее и составить свое мнение.
Ангелина, Ваш комментарий удачно дополняет материалы моей лекции, подчеркивая двойственность революционной стихии как разрушительной и созидательной одновременно, стихии, которая царит в истории и в человеческих душах. Вряд ли Блок так отчетливо, как Вы это сформулировали в конце работы, видел соотношение прошлого, настоящего и будущего, скорее всего, оно для него было таким же туманным и внутренне противоречивым, как образ Христа в финале, в то же время выдвинутая Вами гипотеза выглядит не беспочвенной,
Подозреваю, что редактор в Вашем компьютере исправил неизвестное ему слово "геенна" (ад), на — "гиена" (животное).
Черный, белый и красный - основные символические аспекты человеческой жизни. Их можно рассматривать в различных интерпретациях. В том числе и как отображение времени. Прошлое - черный, то, что остается позади, плетется и надеется на какие-то крохи внимания, но человек, отойдя от него, уже не хочет возвращения, он идет вперед - к будущему. Будущее - белый, идеальный цвет, цвет чистоты и гармонии. Каким бы ни было будущее, человек видит его прекрасным и стремится к нему. А красный - красный цвет настоящего, цвет человеческой активности, воли, страсти, стремления в том моменте, в котором он находится именно сейчас. Последняя строфа поэмы "Двенадцать" отражает, на мой взгляд, помимо прочих символов, и символ бесконечности времени, его векторности, необратимости. Но, конечно же, этот символ стоит трактовать с позиции событий, на фоне которых зарождалась и создавалась поэма А. Блока. Черный пес, плетущийся позади - прошлое, разрушенное человеческой волей и страстью. Красноармейцы, идущие в центре - настоящее, это те силы, что движутся от прошлого, страшного, темного к белому, светлому будущему - но движутся через кровь, через жертву, через "Мировой пожар в крови".
Но время не единственный символ цветовой гаммы в поэме. Думаю, следует проследить, посредством чего передается цвет в ее строках. Итак, черный - вечер, злоба, небо, ночки, ремни винтовок. Следует отметить, что черный цвет активно проявляется только в начале поэмы (1-4 главки), также один "черный след" мы видим в главке 7 ("Ночки черные, хмельные"). Черный - цвет небытия и смерти, а также цвет неизвестности, тревоги и страха. Посредством черной краски Блок рисует для нас то, в каких условиях (внешних и внутренних) происходит действие поэмы. Черное небо черным вечером угнетает, заставляет беспокоиться, создает определенное настроение читателя и героев, которые идут по ледяной дороге. Тьма - символ подозрительности и слепоты. Несущие в себе черную злобу люди готовы за каждым углом видеть противника ("Неугомонный не дремлет враг").
Красный - гвардия, флаг, шрам на шее и царапина под грудью и простреленная голова Катьки, кровушка буржуя. Как и черный цвет, красный появляется в свое время и растекается от середины к концу поэмы словно кровавое пятно. Блок даже употребляет в конце именно этот эпитет - "кровавый" флаг. Красный - цвет бесконтрольный страсти, цвет огня и ярости, цвет боли и цвет испытаний. Над чернотой ночи прошлого возносится кровавый флаг человеческой боли, человеческого гнева, вырвавшегося наружу. Кровью смывается прошлое, кровью приносится жертва революции и будущему (Катькина кровь и кровь буржуя на белом, жемчужному снегу).
И, наконец, белый цвет - снег, вьюга, сугроб, жемчуг зубов Катьки, жемчуг снежной россыпи, венчик из роз на голове Христа. Стихия бушует над черной ночью, заметая и принимая кровавые следы человеческой черной злобы. Все смешивается под снегом, все объединяется... И здесь, наверное, будет уместным вспомнить слова из задания о том, что сочетание красного, черного и белого традиционно связывают с похоронами и свадьбами. И насколько подходящими они оказываются для описания того, что представляется нашим глазам... Это и похороны старого мира - и рождение нового, и объединение их, скрепление кровью этого алхимического союза - союза надежды и страха, страдания и готовности к жертве, небытия и силы жизни.
Спасибо, Coral, мне в Вашей работе показалась интересной интерпретация перехода красного цвета в кровавый, который оказывается своего цветом оборотнем, Приблизительно такое же соотношение золотого и желтого цвета можно найти и в лирике А.Блока, Кроме того, ваши размышления о соотношении символики цвета и времени в поэме продолжают мысль, пунктирно намеченную в работе Ангелины. Таким образом, в нашем проекте возникает своеобразное интеллектуальное сообщество, в котором мысли переходят от одного к другому его участнику. Думается, что такое многоголосое прочтение сложных произведений "петербургского текста" будет полезно каждому из нас.
Красный, белый и чёрный это вообще все цвета, которые есть в поэме "Двенадцать". Белый и чёрный это двойственное отношение автора к происходящим событиям. Красный это действительность, только оно и настоящее, объективное. Почти все что есть красное связано с Катькой. Белый снег, заметающий происходящее, на мой взгляд, это пропаганда, которой обществу навязывается позитивный характер революционных событий.
Но и белое и чёрное может менять своё значение. До революции цветом, ассоциирующимся со смертью был белый, после - черный. А если вернуться к заданию, то между событиями, описанными в поэме и обрядами, названными в задании есть много общего. Хотя на что больше это похоже - на свадьбу или на похороны? Наверное, если судить объективно, больше в этих событиях от свадьбы. Ведь никто не знает, хорошо или плохо будет жить русскому народу с этим загадочным коммунизмом. Поэтому за белой вьюгой не различить настоящего цвета, происходящих событий
Хельга, весьма вероятно, что Блок как поэт "серебряного века" был под влиянием устойчивой историософской концепции: "Царство Отца сменилось Царством сына, а на смену ему идет Царство Святого Духа, и это царство будущего". Вряд ли Блок называл это Царство Коммунизмом, скорее, как поэт символист он виделся ему, как Вы справедливо сказали, загадкой или даже Тайной, поэтому слово "пропаганда", наверное, не самое удачное применительно к блоковской поэме. Он сам боялся того, что, как в мировом океане есть "маркизова лужа" (петербургское бытовое название Финского залива Балтийского моря), так и в его поэме есть политика, которая может отравить всю поэму. Хотелось бы верить, что этого не произошло и поэма "Двенадцать" не превратилась в прямолинейную и плоскую апологию революции.
Черный и белый цвет - это антиподы, дуальность мира, противоречия, смерть и возрождение, борьба старого и рождение нового общества.
Черный цвет - олицетворение разгула ненависти, смерти и злобы революционной толпы
Белый цвет - снег, молитва, чистота, Христос, духовное возрождение России.
Красный цвет - цвет революции, ревности, жажда мести участников революционных событий.
Поэма "Двенадцать" - это поэма о революции, несущая всему сущему и смерть и возрождение, как птица -Феникс. Отсюда значение цветового сочетания в поэме А. Блока.
Спасибо, Наталья, за Вашу работу. После столь подробных разноаспектных разборов символики цвета в поэме, сделанных участниками форума, трудно, может быть, создать что-то еще новое, и всё же, если Вы хотите, чтобы выполнение задания приносило лично Вам максимальную пользу, стоит опираться на сам текст поэмы, прослеживая логические связи, ассоциации, противопоставления. Только пристальное внимание к тексту дает возможность совершить пусть небольшие, но свои открытия. И, кроме того, будьте, пожалуйста, внимательнее к формулировкам: наверное, Вы хотели написать, что это революция несет «всему сущему и смерть и возрождение», а получилось – что поэма («Поэма "Двенадцать" – это поэма о революции, несущая всему сущему и смерть и возрождение»).
Кстати, Ваша ассоциация с птицей Феникс довольно любопытна, если учесть, что эта птица на одних изображениях красного (огненного) цвета, на других – белого, а в христианской традиции получила еще и осмысление как символ вечной жизни, победы над смертью (то есть самого Христа).
Согласна с Натальей. По поводу красного цвета: он присутствует в свадебных обрядах, так как он ещё символизирует цвет жизни ( красный в значении "красивый"), а также яркий, как писали в комментариях выше. Символизм жизненной силы заключается в цвете крови человека, его жизненной необходимой составляющей. Поэтому эта поэма об обновлении жизни, о переменах в расстановке жизненных сил в обществе. У А. Блока цветовое сочетание точно продумано и верно.
Уважаемая Гульнара, спасибо Вам за Ваше мнение. И Вы справедливо ссылаетесь на предыдущие комментарии, к которых символика цвета в поэме рассмотрена довольно подробно. И все же, если я Вас правильно понял, Вы придерживаетесь такой логики: у цвета есть такой-то символический смысл, и поэтому, раз Блок использовал этот цвет в поэме, то и в ней возникает такой же смысл. Думается, такое прямое перенесение неверно. Кроме того, спорно и Ваше последнее утверждение о "точной продуманности и верности" цветового сочетания у Блока. Блок в начале 1918 года воспринимал революцию как мистическое событие, его призыв "слушать музыку революции" не был поэтической метафорой, и всё, что мы знаем о его творческом процессе и творческом пути, свидетельствует о том, что поэма была плодом мистической интуиции. Важно понимать, что символы у Блока (в том числе и символика цвета) были его способом постижения реальности как он её ощущал, а их наполнение субъективно и индивидуально, что, конечно, ничуть не мешает нам, анализируя поэму, сопоставлять обнаруженные в ней смыслы с цветовой символикой других текстов культуры (в широком смысле; в том числе "текста" свадебного или похоронного обрядов).
Думается, следует учитывать не только общепринятую символику цвета, но также и их прямое, можно сказать, биологическое воздействие на психику. Красный - цвет, на который сильнее всего реагирует наша лимбическая система, тот цвет, что в природе заметнее всего, для животных красный - однозначно цвет отравы и опасности. Красный в нашей культуре - это кровь, рождение, призыв, обновление, страх, ярость и гнев, красота как раздражение нервов и т.д. - но одновременно это цвет запрета, ведь кровь - это то, что скрыто, и знамя (ср. знамение) цвета крови имеет для сегодняшнего прочтения поэмы однозначный смысл. Т.е., если красный - это цвет прекрасно-притягательный + опасный = искушающий, а все мы знаем, чья любимая забава искушать и прельщать слабое человеческое сознание. Черный и белый для психики не настолько тяжелы. Но они тяжелы в своем символическом и мистико-религиозном значении. Белый - это не только "чистота", а черный - "все умерли", белый - новизна, первозданность и т.д, но белый также заключает в себе возможность раскладываться на спектр, т.е. это цвет божественного творения и пр., цвет бога, цвет рая. Черный - цвет земли, смерти, мрака, в котором ничего не видно и не понятно, цвет "темной материи" во всех смыслах, цвет мира между мирами, бездна, ад. у Блока это цвет сатаны (другой должен был идти с двенадцатью), стоит только вспомнить "...еще чернее тень люциферова крыла". Т.о., рай и ад в столкновении в борьбе за бессмертную человеческую душу (вечная идея РЛ) вот тут, сейчас, этой зимой. Кроме того, хочу поделиться еще детским, первым впечатлением от "Двенадцати" - это не белое и черное, это снег и тьма, метель, и не поймешь, черное в белом или белое в черном. Как в жизни: не надо выдумывать ад и рай, они тут, в жизни, пятьдесят на пятьдесят, сейчас, дело рук самих людей, жалких хищников, истребляющих друг друга всю историю цивилизации. Также важно, что дело происходит зимой, т.е. белое и черное в своей бесчеловечной схватке порождают холод (озеро Коцит где-то рядом), а у людей для спасения нет ничего, кроме крови (красный - горячий, огонь и жизнь). Потому, может, и Иисус с ними, а не другой, опять спасать: жалко ведь дураков, машут тряпкой цвета крови, хотят на свет...
Интересно, что будет, если исключить христианскую (и прочую) символику, что останется? Свет+тьма+капелька крови?
Толкования бесконечны.
Спасибо Вам, Olga, за Вашу пространную реплику и подробности из области психологии. Действительно, "толкования бесконечны", на то они и символы. В подтексте Вашей работы справедливо звучит, что если и искать связей блоковской символики с какой-то другой системой символов, то ближе свадебной и похоронной обрядовой (то есть восходящей к дохристианской) окажется всё же христианская, притом что никакой нельзя исключить. Но наиболее ценным представляется подробность, передающая Ваше первое впечатление от поэмы, которое ясно свидетельствует, что одним только разложением на отдельные ясные "смыслы" цветов (и их противопоставлением) мы ничего не достигнем. Вы правы, метель у Блока - это именно соединение черного и белого, и в этом образе, вероятно, мы встречаемся с той мучительной для Блока "нераздельностью-неслиянностью" всего, о которой он писал в предисловии к поэме "Возмездие". Это перетекание смысла, превращение его в свою противоположность, эта принципиальная логическая неразложимость и есть природа блоковской символики, и Вы, несомненно, это почувствовали и передали.
Большое спасибо за отзыв!
Белый и черный цвет символизируют контраст торжества и скорби. Эта контрастность наблюдается в первых строках поэмы "Черный вечер. Белый снег".
Белый цвет символизирует время и обстановку в которой происходят события - снег, мороз, ветер и холод. Не только морозный холод, но и холод от страха.
Черный цвет олицетворяет смерть, грусть, скорбь, ночь, небо, тьму, злобу. Не удивительно, что именно он является доминирующим цветом в произведении. Ведь при прочтении произведения в голове возникают в основном темные ассоциации и тяжелые эмоции. Черный цвет везде и всюду и он не прощается. Черный цвет - это зло и грех, который нельзя искупить и оправдать.
Красный цвет тоже является преобладающим в поэме. Он олицетворяет, в первую очередь - революцию, которая по логической цепочке повлекает за собой такую же ярко красную кровь, которую проливает на белый снег Красная армия, идущая с красным флагом в руках.
Сочетание красного и белого цвета символизируют Иисуса Христа с венком из белых роз на голове, который наперевес со своей чистотой несет в руках революционный флаг.
А сочетание всех цветов символизирует смешанные эмоции и резкую смену событий.
Уважаемая Маргарита, Ваша работа в самых общих чертах отражает смыслы поэмы. Но если Вы хотите достичь большего понимания цветовой символики в ней, то стоит проанализировать контексты поэмы с соответствующими словами и образами, соотнести их друг с другом. Кроме того, обращаю Ваше внимание на задание: предлагается определенное сопоставление выводов из анализа цвета в поэме с цветовой обрядовой символикой.
Еще одна подробность: герои поэмы - красногвардейский патруль; Красной Армии в то время еще не существовало.
В поэме А. А. Блока "Двенадцать" интересное цветовое сочетание - чёрный+белый+красный. Обычно чёрный цвет, как правило, символизирует зло, и для современного человека чёрный цвет традиционно считается цветом траура, хотя на Востоке это символ добра, чистоты и совершенства, благородства и опыта. Так возможно ли, что А. А. Блок имел в виду не только чёрное прошлое, чёрные события, но очищение через революцию? Чистота, непорочность... Вот те ассоциации, которые возникают при взгляде на белый цвет. На одном из сайтов Сети я нашла информацию, что одежду белого цвета носили жрецы в Африке, т. к. он являлся оберегом и поддержкой. Животных же белого цвета приносили в жертву, словно в знак примирения с божествами. Может быть, отсюда "Что, Катька, рада? Ни гу-гу...//Лежи ты, падаль, на снегу!"? Красный цвет в традиционном понимании у большинства ассоциируется с агрессией, войной, кровью, жертвой, силой, но одновременно с этим часто красный цвет является символом мужества, могущества, справедливости. Мне кажется, что в поэме "Двенадцать" все эти значения находят своё отражение.
Уважаемый (-ая) Radioshtorm, Ваше последнее утверждение, возможно, и справедливо. Но если Вы ставите перед собой задачу обоснования выводов, необходим текстуальный анализ поэмы. Проделав его, Вы увидите, какие из Ваших ассоциаций подкрепляются поэтическим текстом, а какие останутся в стороне.
Александр Александрович Блок - русский поэт, классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов России. Его поэма “Двенадцать” была написана в январе 1918 года, когда окончились октябрьские события. Революция 1917 года прошла и трудно было сказать, что хорошего и что плохого она принесла с собой. Именно над этим размышлял в своей поэме Александр Блок.
Революционный Петербург, в котором разыгрываются великие страсти, олицетворяет всю революционную Россию. А. Блок изобразил ее как расколотый надвое мир, как противостояние черного и белого. Символика цвета играет важную роль в поэме “Двенадцать”: с одной стороны, черный ветер, черное небо, черная злоба, черные ремни винтовок, а с другой — белый снег, Христос в белом венчике из роз. Ужасное, чёрное, злобное настоящее противопоставлено белому, светлому, гармоничному будущему. Красным цветом отображается мотив кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, - символ победного конца, с другой стороны - символ революционного кровавого настоящего. Цвета, изображаемые в поэме, описывают время: черное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее.
Благодаря систематизации цвета, образов и символики в поэме “Двенадцать” Александру Блоку удалось показать, что в кровавом настоящем происходит становление нового человека и переход от хаоса к гармонии. В этом и заключается, по мысли поэта, истинный смысл революции.
Уважаемая Irina, Вы предприняли попытку прояснения смысла сложного произведения, но позвольте не со всеми Вашими утверждениями согласиться. Прежде всего, Октябрьская революция 1917 года - это событие не календарное, то есть не ограниченное только октябрем 1917 года, это событие исторического масштаба (что Блок хорошо чувствовал); поэтому вряд ли верно говорить, что к январю 1918 года она "прошла", как трудно согласиться с Вами, что Блок в своей поэме "размышлял" о ее итогах. Посмотрите дневники Блока этого времени, разверните его статьи - разве это слова мыслителя. Может быть, тогда художественная "мысль" поэта покажется Вам более сложной , но и более объемной, чем та, что сформулирована Вами в выводе. В любом случае, спасибо Вам за внятное и структурированное высказывание.
В поэме цвета символизируют одновременно и похороны, и свадьбу - погребение старого порядка и заключение союза с новым.
Что интересно, на первый взгляд похороны и свадьба - обряды противоположные, ведь в первом в центре внимания смерть, а во втором - жизнь. Однако при более глубоком анализе легко обнаружить, что общего в обсуждаемых действах даже больше, особенно если смотреть на похороны с точки зрения человека верующего, для которого смерть является дверью в новую жизнь. Переоценка ценностей, определённая жертвенность, заключение союза (с Богом или смертью как персоной в первом случае и с другим человеком и, опять же, Богом во втором), зарождение новой жизни, переход от одиночества к общности.
Революция - это одновременно и свадьба, и похороны, что и демонстрирует в своей поэме Блок.
Уважаемый (-ая) Scanerdarkly, в Вашей работе сделан акцент на смысл образов, однако вовсе не затронута цветовая символика (ни в обрядах, ни в поэме). Возможно, Вы еще напишете об этом.
Блок... Белое-конечно,Христос ,и метель,и снежок,и ..САМ БЛОК- с белой и чистой душою..-все принимаю.. Красное-кровь и революционное знамя,и обостренность нового,и заря грядущего .. Черное-поп,грязь,темное невежество ,убийство,безродный пес,отжившее...
Уважаемая Tania, Ваше высказывание напоминает стихотворение в прозе, позволяющее Вам помещать в один ряд с образами художественного произведения также и самого автора (интересно, согласился бы он с данной Вами ему характеристикой?). Возможно, у Вас пока не нашлось времени продумать и выполнить задание. Думаю, что Вас еще ждут замечательные открытия, которые Вы сделаете в ходе его выполнения.
В поэме идет противостояние между черным цветом Антихриста, черного вечера, черной злобы, черных ремней винтовок, цвета мрака и безысходности и белым цветом Иисуса Христа, белого снега, снежной россыпи жемчужной, белого венчика из роз. Красный цвет здесь выступает на стороне людей, запутавшихся, желающих лучшей жизни, но забывших заповеди Иисуса и добивающихся этой лучшей жизни далеко не лучшими способами, кровью, Красной армией и красным флагом, несущих за собой горе, страх и смерть. Черный цвет преследует людей и в виде шелудивого, безродного пса, но не все потеряно, осталась еще совесть, а именно у Петрухи который жалеет сгоряча загубленную Катьку, и впереди идет Иисус Христос, который выводит людей из этого мрака.
Инна, очень по-человечески у Вас получилось, но многие видели в заключительном образе не Христа, а Антихриста, на что указало им, в частности, написание имени Спасителя "Исус". Такое неканоническое написание было распространено в среде старообрядцев и сектантов, Наверное, все-таки мировосприятие Блока было интуитивистским, и он часто останавливался перед неизведанным, перед тайной, Ваша интерпретация символики цветов, конечно, строится на глубоких основаниях, но она снимает противоречивость и раздвоенность мировосприятия Блока, а это, наверное, несправедливо. Все-таки в раздвоенности Блока, этого "трагического тенора эпохи", кроется какая-то тайна, было бы жаль так просто с ней расставаться.