Вы здесь

Творческое задание 2 к главе 2

11 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя Настя
Настя
Лекториум
Не в сети
Творческое задание 2 к главе 2

Н.В. Гоголь, когда задумывался о постановке на сцене своей комедии «Ревизор», составил знаменитые «Рекомендации для господ актеров». Сам того не подозревая, он «подарил» учителям-словесникам замечательное задание по изучению драматического произведения.

Вопрос к заданию

Составьте рекомендацию, как играть любое (на ваш выбор) действующее лицо, для из актеров или актрис, которые должны принять участие в будущей постановке комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Аватар пользователя Марина Черезова
Марина Черезова
Не в сети

Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казённом месте, человек 50-60 лет: "В мои года / Не можно же пускаться мне в присядку!", "Однако бодр и свеж, и дожил до седин".С дочерью и прислугой значителен, назидателен в речах. Только на словах праведник, на самом же деле заигрывает со служанкой.

Дочь для Фамусова в данный момент тяжёлый груз ответственности ("Что за комиссия,/Создатель,/ Быть взрослой дочери отцом"), т.к. приходится думать о подходящей, выгодной для него прежде всего, кандидатуре жениха.

Высокий чин и положение в обществе - вот главная составляющая каждого человека, по мнению Фамусова. Поэтому он весьма вежлив со Скалозубом, т.к. тот "и золотой мешок, и метит в генералы". Несмотря на свои лета, на дворянский титул, на имеющийся чин (предположительно VI чин, т.е. коллежский советник), готов льстить и угождать. Очевидно, лесть - обычное дело для Фамусова. Очень зависим от общественного мнения: Ах! Боже мой! что станет говорить/Княгиня Марья Алексеевна!"

Фамусов добр. Молчалин, его секретарь, живёт в доме Павла Афанасьевича. При возможности Фамусов любит напомнить Молчалину о его, Фамусова, благодеяниях, желая и самому чувствовать свою значимость, и другим указать на важность его персоны.

Служба для Фамусова - необходимость, ещё одно подтверждение его значимости. Этого же - послужить - он требует от Чацкого: "А главное, поди-ка послужи". Однако сам Фамусов к службе подходит формально, это опять же "много шума из ничего": на словах - "Нет отдыха, мечусь, как словно угорелый./По должности, по службе хлопотня...", а на деле- не вникает в смысл работы: "А у меня что дело, что не дело, /Обычай мой такой,/Подписано, так с плеч долой."

Аватар пользователя Marija
Marija
Не в сети

 Скалозуб Сергей Сергеич – в его образе выведен «идеальный» московский жених – грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его «героем не своего романа». Одет  в богато украшенный мундире, т.е. по военной моде того времени, перетянут ремнями, чтобы грудь была колесом. Есть ордена.  Говорит громко, размеренно, чётко, делая большие паузы, словно подбирая слова. 

Аватар пользователя Катерина
Катерина
Не в сети

Софья - молодая девушка с благородными чертами лица лет 17. Бледная, худощавая. Движения размеренные, плавные. Отличается спокойствием, серьезностью, рассудительностью. Горда, иногда даже надменна, но в то же время в ней живет стремление к любви, страсти, романтичным отношениям.

Аватар пользователя иринаАнонимус
иринаАнонимус
Не в сети

Лиза -очень живое явление на фоне других персонажей, скованных сословными приличиями и предрассудками. Она свободнее и мудрее своей барышни (именно о ней скажет Фамусов:" Все умудрились не по летам").В меру кокетлива, знает себе цену, разбирается в людях и дает им точные характеристики,многих видит насквозь. Остра на язык, знает,что ей дозволено больше,чем глупым и бессловесным, но пользуется этим вполне деликатно.Умеет найти выход из почти безвыходных ситуаций. Честна и надежна,не способна на предательство.

  Ах, если бы Софья внимательнее прислушивалась к словам своей служанки!

Аватар пользователя Елена
Елена
Не в сети

Скалозуб - уверенный в себе, опытный человек, целеустремленный (знает, чего хочет добиться и идет к своей цели), сдержан, спокоен, держится с достоинством, знает себе цену. Великолепная осанка, движения неторопливы, точно рассчитаны.

Аватар пользователя Марина_Васильева
Марина_Васильева
Не в сети

В афише к комедии "Горе от ума" о Софье сказано очень кратко: " Софья Павловна, дочь его". Кто же она, Софья Павловна?

  • Умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем, мечтательная. Иногда может быть насмешливой и мстительной. Именно она подает идею о Чацком, его сумасшествии. Тем не менее она  дает очень точные характеристики гостям в доме своего отца.
  •  Вот какую характеристику дал ей И.Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера типичных пороков, а является как общие черты ее круга». (А. И. Гончаров )

 

Аватар пользователя SVF
SVF
Преподаватель
Не в сети

Спасибо, коллеги, за ваши ответы, которые помогают по-новому взглянуть на уже такие известные, если не избитые, образы комедии А.С. Грибоедова.

Аватар пользователя Nevskaya
Nevskaya
Не в сети

С детства обожаю Хлестову.

Итак. "Старуха" Хлестова вовсе не старуха. Стильная, резкая, афористичная. брезгливо относящаяся едва ли не ко всем остальным героям. Главный авторитет в пьесе. Может даже привлекать внимание мужчин, особенно интересна Молчалину, который оказывает ей знаки внимания вполне определенного свойства. 

Аватар пользователя Ольга1
Ольга1
Не в сети

Софья Павловна Фамусова - дочь Фамусова.  Учащимся даём комментарий.

Истолкование С. на театральной сцене происходило по двум основным направлениям. Одно — лирико-психологическое (С. любит Чацкого, но сама того не понимает) — сложилось уже в первых постановках пьесы. В таком рисунке С. играли актрисы XIX века от М.Д.Лыювой-Синецкой (1830) до М.Н.Ермоловой (1874). Другое — обличительное (С. — дочь Фамусова, плоть от плоти «московской жизни», смертельный враг Чацкого). Эта линия проявилась в спектакле МХАТ (1925), где С. исполняла А.О.Степанова. Особняком стоят С. — М.Н.Германовой (МХТ 1906), С. — З.Н.Райх (ТИМ 1928), сломавших стереотипы и сыгравших одна — «чайную розу» (В.И.Немирович-Данченко), другая — сложное «переплетение своенравных чувств» (П.А.Марков). Самым ярким современным прочтением образа остается С. — Т.В.Дорониной в спектакле Г.А.Товстоногова (БДТ, 1962). Актриса неожиданно соединила самые разнообразные свойства: женственность и властность, ранимость и жизненную хватку, упрямство и эмоциональность. Эта С. страстно любила Молчалива. В финале она так же трагично, как Чацкий, переживала драму измены, обмана, предательства.

Аватар пользователя SVF
SVF
Преподаватель
Не в сети

Коллеги, ваши комментарии и предложения еще раз подчеркивают, как сложен и многомерен может быть художественный образ, а при чтении драмы мы вынуждены становится соавторами драматурга, наверное, стоит ставить в такую позицию и наших учеников.