Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» построен на принципе со-противопоставления, в частности главных героев: Базарова и Павла Петровича Кирсанова.
Вопрос к заданию
Попробуйте составить бинарные оппозиции, позволяющие выстроить сравнительно-сопоставительную характеристику героев, например, балахон — сьют, княгиня Р. — Одинцова. Мы намеренно взяли не рядоположенные сопоставления, а вы постарайтесь выстроить их в определенной последовательности, обоснуйте эту последовательность сопоставлений и предложите варианты заданий для учащихся, которые позволят им провести это сопоставление.
Интересно проследить , как на со-противопоставлении особенно четко выстроены образы Базарова и Павла Кирсанова (см. приложение).
Учащимся можно предложить сопоставить историю любви Базаров-Одинцова и П.Кирсанов-княгини Р.
В журнале "Литература в школе" за 1998 год (№7) появилась статья В.Недзвецкого "Соперники или собратья по судьбе (Базаров и Павел Петрович Кирсанов)", которая заставила меня, учителя, пытающегося найти нужную тропинку к этому роману, заставила пересмотреть многие мои собственные школьные воззрения на это произведение и его героев. Да и институтские - в чём-то тоже. СО-ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ в идеальном, зримом виде. (Ссылка на страничку автора, где перечислены все его работы: https://istina.msu.ru/profile/nedzvetsky_VA/)
С учениками (если класс позволяет, конечно) работаем в такой последовательности:
1. Статья (=речь) И.С.Тургенева "Гамлет и Дон Кихот" (1860)
2. Заполнение таблицы с опорой на положения статьи (в основе образы романа): комический тип - типический - трагический. В итоге получается, что сами ребята вносят Павла Петровича и Базарова в одну графу "Героические натуры". Пытаются объяснить (кто-то себе, удивившись, кто-то - одноклассникам).
3. После - примеры того, что Вы назвали "бинарные оппозиции". Мы же собираем материал для выяснения "нам показалось" или "автор этого хотел".
4. Читаем статью Недзвецкого.
5. Ищем кульминационный с этой точки зрения эпизод. Почти все выходят на "Дуэль" как переломный эпизод.
6. Анализ важных для этого философского вывода (=открытия) деталей, образов, сцен. Сейчас (после Вашей лекции об образе леса) буду ещё анализ этого образа добавлять.
7. Анализ финала и эпилога. Тогда логично введение и этих теоретических понятий происходит.