Название романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» свидетельствует, что главным принципом построения произведения является принцип «со-противопоставления» (Ю.М. Лотман).
Вопросы к заданию
1. Назовите композиционные элементы романа (эпизоды, сюжетные линии и т. д.), симметрично расположенные по отношению друг к другу и тезисно обоснуйте свой выбор.
2. Какие задания вы предложите своим ученикам, чтобы они обнаружили симметрию в композиции толстовского произведения?
По двум эпизодам "Вечер в салоне Шерер" и "Именины у Ростовых" (одинаковая ситуация - прием гостей) предлагаю следующие вопросы:
1. Сравните графиню Наталью Ростову и Анну Павловну.
2. Одинаково ли принимают гостей у Шерер и у Ростовых?
3. Кто является "главным гостем" у Шерер и у Ростовых?
4. О чем разговаривают с гостями? Есть ли разница в стиле разговора у Ростовых и Шерер?
5. Каковы взаимоотношения членов семьи в доме Ростовых и гостей в салоне Шерер?
6. Могли бы слуги в доме Шерер любоваться танцующими господами?
1.1. Симметричные эпизоды романа "Война и мир" Л. Н. Толстого:
1. Салон Шерер и спокойствие в доме Болконских.
2. Взаимоотношения Пьера и Элен и Пьера и Наташи. Сопоставление лживости и предательства и искренности и чистоты.
1.2. Вопросы:
1. Проанализируйте эпизоды "Гости салона Шерер" и "Быт и нравы в доме Болконских". Что похоже и что противопоставлено?
2. Как Элен относится к Пьеру? и Почему?
3. В чем схожесть и отличие Нататьи Ростовой и Элен?
1.Воспитание Марьи Болконской и воспитание Наташи Ростовой
2.1 Имело ли влияние разные методы воспитания в семействах Болконских и Ростовых на дальнейшую судьбу девушек?
2.2.Есть ли какое-то общее, объединяющее начало в этих двух семействах?
Наташа танцует. Сцены: первый бал Н.Ростовой и сцена танца в эпизоде охоты
Вопросы:
1) Как раскрывается характер героини в этих эпизодах? В чем эти сцены можно со-противопоставить? (Другая формулировка: Что нового добавляют к образу героини названные эпизоды?
2) Что вызывает в поведении Наташи симпатию со стороны читателя (опираясь на предложенный контекст)? Можно ли выделить общие черты между нашей героиней и современным молодым человеком?
В романе Л.Н.Толстого, начиная с заглавия, многое строится на со-противопоставлении. И сюжетные линии, и эпизоды, и образы героев - во всем можно найти эти признаки. Например, истории семейств Ростовых, Болконских, Курагиных; развитие образов Безухова, Болконского, Ростова и Курагина; со-противопоставлены также Кутузов и Наполеон.
1. Сопоставьте 3 линии взаимоотношений: Наташа и Болконский, Наташа и Курагин, Наташа и Безухов.
Как и Андрей, и Пьер, Наташа проходит сложный путь духовных исканий, но ее путь освещен другими целями ( любовь, семья), и именно эти три линии взаимоотношений показывают, как "растет" Наташа.
Композиционные элементы романа, симметрично расположенные по отношению друг к другу: Наполеон и Кутузов, Наташа Ростова и Марья Болконская. Тезисы: первый - командование армией. Второй - культура воспитания. предлагаю задания ученикам, чтобы они обнаружили симметрию в композиции толстовского произведения: быт простых солдат и командиров в штабе. Пьер и масоны, почему до наших дней существуют масоны, в чем их сила и слабость?
Симметрия проявляется при описании двух сражений : Аустерлицкого и Бородинского.
Можно предложить анализ поведения Андрея Болконского, русских солдат : мотивы, движущая сила.
Думаю, полезно начать путь от общего к частному, от анализа композиции, состоящей из эпизодов, к "парным" образам и идеям:
Например:
1. Салон Анны Павловны Шерер - ... Какой эпизод со-противопоставлен? (Именины в доме Ростовых);
2. Кто из персонажей? (Элен - Наташа). Кто объединяет? (Пьер) Роль образа Пьера в этом со-противопоставлении?
3. Какая авторская мысль, идея вырастает из этого явного со-противопоставлеия? (Идея противостояния красоты внешней и внутренней, где одна истинная - другая ложная). Так возникает одна из ведущих идей, нашедших художественное воплощение в романе. Правда, для этого необходимо, чтобы роман был прочитан.... А это, увы, бывает не всегда. Тогда работаем по томам. Ищем в них с помощью комментированного оглавления нужные эпизоды и параллельно читаем.
Сегодня задача учителя - не только (а может, и не столько) помочь помочь понять прочитанное, но и увлечь, заинтриговать, чтобы ПРОЧИТАЛИ.