Воспоминания и дневниковые записи — распространенная форма литературного повествования («Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского, «Шуточка» и «Дом с мезонином» А.П. Чехова и др.).
В методике преподавания литературы эта форма литературной стилизации тоже давно освоена как разновидность творческого задания, в частности, при изучении «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, где есть примеры письменного стиля героев (записки-воспоминания Гринева и письма Маши Мироновой) мальчики получают задание «написать дневник Гринева, который он ведет, находясь в заточении в Петропавловской крепости», а девочки — «написать дневник Маши Мироновой, который она ведет по дороге из имения Гриневых в Санкт-Петербург».
Далеко не каждый герой и не каждая сюжетная ситуация позволяет предложить учащимся такого рода задания: герой обязательно должен быть склонным к рефлексии или поставлен в ситуацию самоопределения. Например, Печорин ведет дневник, а представить ведущим дневниковые записи Максима Максимыча вряд ли возможно.
Вопрос к заданию
При изучении какого произведения русской классики, интерпретации какого героя и в какой сюжетной ситуации вы бы предложили вашим ученикам (не будем употреблять новомодное «обучающимся») написать дневник героя или героини. Обоснуйте свой выбор краткой характеристикой героя и сюжетной ситуации и, если вам потребуется конкретизация задания (например, написать письмо от такого-то такой-то), сделайте это.
Можно дать задание "написать дневник Базарова, который он ведет в Никольском".
Умственные способности героя позволяют это сделать. Кроме того, в Никольском И.С. Тургенев показывает влюбленного Базарова, который и упивается своим чувством, и презирает себя за него: рушатся его прежние убеждения. Дневниковые записи помогут разобраться в себе, разрешить конфликт с самим собой. Может быть, именно в дневнике он напишет те слова признания, обращенные к Анне Сергеевне, которые никогда не повторит в общении с ней.
Позволю себе поставить под сомнение возможность такого дневника Базарова в Никольском. Сложно себе представит такого человека, как Базаров, и дневник. Дневники раскрывают внутреннее строение и специфику духовного мира человека, Базаров же отрицает все, от чего веет философией, то есть романтизмом, «ибо Базаров и философию называл романтизмом». Слова признания он сказал, абсолютно в своем духе: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились». А вот разбираться в себе, разрешить конфликт с самим собой на страницах дневника Евгений Васильевич не стал бы. Он все еще нигилист, вся его борьба выражается в недовольстве собой, в одиноких прогулках по лесу, в крушении молодняка. Базаров в это время, раньше и позже, может вести записи лабораторных исследований, результаты каких-то опытов и прочее. Только в конце романа Базаров становится романтиком и мог бы начать писать такой дневник, но на смертном одре уже не до дневников.
Может быть, тургеневская "Ася"? Её дневник, где она мучится, пытаясь найти себя и понять Его, где решается на смелый, но отчаянный поступок. И Его дневник, где только его "золочёные пряники": только самовлюблённое упивание своей свободой, молодостью, счастьем,что уводит его от встречи с Любовью. Даже можно в три столбика: 1) событие, 2) рефлексия Аси, 3) рефлексия Его. И тогда будет очами видно, что, во-первых, эгоизм, "слепое сердце" (Платонов) - путь к ошибке и одиночеству, и, во-вторых, вообще "несвоевременность - вечная драма, где есть Он и Она" (Тальков).
Можно предложить дневник Наташи Ростовой, в том момент, когда князь Андрей, следую требованию отца, откладывает свадьбу на год и уезжает, а Наташа остается одна с огромным и новым для нее чувством настоящей любви, когда эта искренняя, чистая, наивная девушка становится объектом страсти Анатоля Курагина. Что происходит в ее душе? Как зарождается чувство к Анатолю? А что с ее отношением к князю Андрею? Несомненно, что для Наташи этот период был очень сложным в ее душевной жизни. Временной отрезок примерно можно обозначить с момента отъезда Андрея Болконского и до болезни после попытки отравиться мышьяком.
Не согласна с Вами. Наташа Ростова в силу слишком живой натуры, в силу того, что она вечно в движении: в тринадцать лет она вбегает в гостиную, «нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко», далее бежит навстречу Андрею по аллее Отрадного, в эпилоге выбегает навстречу мужу с грязной пеленкой – ведение дневника не для нее. Наташа не будет вести дневник, потому что не будет записывать, ей некогда писать, она слишком скоро живет. Мысли, чувства, сомнения, надежды и разочарования проносятся в ее душе, но не ложатся на бумагу. Да и пишет она с трудом (письма к князю Андрею помогает написать мать) и с ошибками во французском.
Согласна с Вами насчет живой натуры и динамичности Наташи. Однако хочу предположить, что письма князю Андрею помогает написать мать не потому, что Наташа плохо пишет, а потому, что у них доверительные отношения и нет тайн друг от друга. Кроме того, мы видим, что в период влюбленности в Анатоля Наташа закрывается от всех остальных, да и письма Анатолю ей никто не помогает писать. Мы постоянно видим эту героиню в процессе самоанализа, открытия ее внутреннего мира близким: матери, Соне, брату. Почему бы не предположить, что когда Наташа закрывается от всех, ее потребность в проговаривании чувств не выльется в ведение дневника? Кроме того, она живет не дома, не ведет привычный образ жизни. Мы можем заметить, что при описании жизни Ростовых в Москве у Марьи Дмитриевны мы видим только перечисление их выездов, нам ничего не известно о домашнем времяпрепровождении, в то время как очень подробно обычно описывалась их домашняя жизнь в имении. То есть обстановка, в которой находится героиня, и ситуация, в которую она попала (ведь подсознательно она чувствует, что с ней происходит что-то не то, чего окружающие не одобрят, не зря мы здесь видим ее озлобленной), могут способствовать обращению к бумаге.
Запятую забыла: ...что, когда Наташа закрывается от всех..
Для человека, ведущего дневник, характерно на осмысление и осознание собственных поступков, целей, смыслов, критический анализ. Осмысление характерно для княжны Марьи, вот уж кто мог бы вести дневник, все Болконские умеют и могут размышлять, думать, анализировать, Наташа же живет чувствами, а не мыслями, многое и не понимает, и объяснить не может. И не надо. И не надо ее заставлять это делать. Она живет быстрее, говорит быстрее, чем пишет, принимает решения быстро, интуитивно, но мы ее понимаем и любим именно за эту живость, порывистость, нежелание ждать и что-то обдумывать.
Я думала о княжне Марье. Да, она могла бы вести дневник, и она вела дневник, но я не смогла выбрать ситуацию, в которой ведение дневника от ее лица было бы интересно школьникам (Толстой постарался подробно донести до нас мысли Марьи Болконской в ее письмах и внутренних диалогах). Была бы признательна, если бы вы подсказали такую ситуацию.
Моих учеников всегда очень волнует вопрос взаимоотношений княжны Марьи и отца. У нас возникают споры, иногда достаточно резкие суждения и заявления, мне кажется, это близкая для них тема. Поэтому можно предложить, например, такое задание: страницы из дневника княжны Марьи во время болезни отца и после его смерти.
Совершенно с Вами согласна насчет княжны Марьи. Думаю, она бы могла вести дневник, когда жила в Лысых горах - на его страницах бы отразились ее сложные чувства к отцу, переживания за Андрея. И еще в эпизоде, когда умирает отец, ранен брат, и в ее жизни появляется Николай Ростов.
Спасибо за советы!
Считаю. И.С. Турнегенев в своем произведении "Ася" четко дает ответ на это. Его героиня ведет дневник. Прочитав его, мы понимаем, душевное состояние героини и мотивы ее поступков.
Я считаю, что все-таки можно предложить ученикам написать дневник Базарова при изучении романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Любовь к женщине-неизведанная сторона жизни Евгения. Чтобы не выглядеть смешным, он не будет делиться сокровенным с окружающими. Только в дневниковых записях он будет предельно откровенен с собой.
Старшеклассникам можно предложить написать дневники от имени героев пьесы Вампилова "Утиная охота". Вампилов - последний романтик отечественной драматургии советского периода. Он сформировался как личность во второй половине 50-х годов. В это время цели, лозунги, идеалы, стремления общества, сами по себе вполне гуманные, казалось, начнут вот-вот соединяться с жизнью реальной, обретут в ней смысл и вес. Вампилов работал тогда, когда в обществе начались процессы размежевания ценностей, провозглашаемых повсюду, и реальной жизни. Страшное заключалось не в том, что смысл идеалов уничтожался таким образом, а в том, что был уничтожен смысл нравственности как таковой. Вампилов был сыном времени, породившего его. Он жаждал знать, куда человеку идти, чем он жив, как следует жить. Ему нужно было дать ответы на эти вопросы себе самому.Трагикомическое существование героев произведения - Саяпиных, Гали, Кушака, Кузакова, Веры - говорит о неуверенности их в себе и зыбкости окружающей реальности, казалось бы, определенной обществом навсегда. В системе персонажей нет деления на положительных и отрицательных. Есть Дима, уверенный в себе, Зилов, страдающий от несправедливости жизни, личность крайне противоречивая, вызывающая Вера и Кушак, пребывающий в вечном страхе. Есть люди несчастные, жизнь которых почему-то не сложилась. А вот почему не сложилась – об этом они могли бы порассуждать на страницах дневника.
И.Бунин "Легкое дыхание". Внутренний монолог в виде дневниковых записей: "О чем думает классная дама на могиле Оли Мещерской?" (Оля - предмет ее неотступных чувств и дум)
Татьяна Ларина после замужества.
Интересно было бы прочитать дневник княжны Зинаиды Александровны Засекиной (И.С.Тургенев "Первая любовь"). Ее история отношений с отцом главного героя были весьма сложными и доставляли героине Тургенева не столько радости и счастья, сколько тяжелых переживаний (причин тому множество).
Существует легенда о том, что И.С.Тургенев, для того чтобы глубже уяснить для себя душу героя задуманного произведения, вёл дневник от имени Базарова. Базарову около 30 лет, Белинскому (ему роман посвящён) - 36, Тургеневу в 1860 - 42. Как-то странно сложилось (это, конечно, случайность, однако... жизнь порой и не такие "чудеса" преподносит): 30 + 6 = 36 + 6 = 42.
Ф.М.Достоевский приучил нас трепетно относиться к числам в художественных произведениях... Совершенное число ШЕСТЬ во многих культурах считают олицетворением гармонии и равновесия. В нумерологии это число называется гексадой, то есть тем, что символизирует симметрию и создание чего-то нового. «Шестёрка» является союзом противоположностей, который образует единую целостность. С ней не связано ничего плохого. Про 666 как "числе дьявола" многие культуры говорят как о досадной описке. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/292086/simvolika-chisel-v-drevnih-kulturah-i-literature
Да, о главном забыла. Вполне мотивированным могло бы бытть задание мальчикам написать дневник от имени Базарова, девочкам - от имени Одинцовой, тем более что её будущность Тургеневым в эпилоге тоже нарисована не совсем ясно ("быть может, доживутся до любви").
Хотя... Одинцова, наверное, не могла бы вести. Ей не свойственна рефлексия.
Ах, вот бы любовь вечно жила в нашем сердце, да никто не знает сколько она продлится. Но все это время стоит наслаждаться и ценить каждую минуту, это важно, поверьте. Мы три года не решались узаконить отношения, а сейчас поняли как скоротечно все кругом и решили таки выиграть, скоро будет у нас свадьба в Санкт-Петербурге https://kasla-wed.ru/audience/svadba_v_sankt_peterburge/ , можете поздравить)