Вы здесь

Обсуждение третьей главы. О «Бабочке»

8 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя Настя
Настя
Лекториум
Не в сети
Обсуждение третьей главы. О «Бабочке»

Одним из самых ярких в русской поэзии стихотворений, посвященной бабочкам, является стихотворение А.А. Фета «Бабочка». На наше счастье сохранилась завершенная черновая редакция этого стихотворения.

Придумайте вопросы и задания на сопоставление редакций этого стихотворения, которые, с одной стороны, способствовали бы развитию читательского воображения, с другой – позволили бы адекватно интерпретировать авторскую концепцию и, с третьей — «реконструировали» при анализе стихотворение античный миф о бабочке — душе.

Черновая редакция

Итоговая редакция

Ты прав. Одним счастливым очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с пушистым одеяньем —
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда прилетела? —
Тебя прошу.
Здесь на цветок я легкий села
И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот пышные опять раскину крылья
И улечу.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Аватар пользователя MrsКрис
MrsКрис
Не в сети

Задания для анализа

  1. Какое впечатление осталось у вас после прочтения этого стихотворения?
  2. Почему бабочка становится героиней стихотворения поэта, привлекает его внимание?
  3. Какую иллюстрацию вы бы сделали к этому стихотворению? Опишите ее словами.
  4. Обратите внимание на расположение и длину строк в стихотворении (можно заодно вспомнить стихотворный размер). Какова роль такого зрительного оформления текста?
  5. Критики-современники часто обращали внимание на импровизационность творчества Фета: «Как сказалась, так и вылилась у него пьеса в первую, зародившую ее минуту, – такой и остается она». Однако данное стихотворение было тщательно проработано автором. Мы можем наблюдать работу Фета над текстом, так как сохранилась завершенная черновая редакция стихотворения.
  • Сравните описания бабочки в первых строфах. Какие СХВ использует автор для создания образа бабочки в обоих случаях? Какая редакция позволяет сделать образ более живым?   Что хотел подчеркнуть поэт в образе бабочки, внося такую правку?
  • Найдите отличия во вторых строфах. Давайте попробуем схематически изобразить пространственные отношения. Какую мысль подчеркивает автор дополнением еще одного наречия?
  • Проанализируйте третьи строфы. Обратите внимание на то, как меняется ритм и частеречный состав после правки. Как вы думаете, что обретает образ бабочки в окончательном варианте по сравнению с черновым?
  • Обобщите: чем отличается образ бабочки в окончательной редакции от черновой? Обратите внимание пространственно-временную составляющую стихотворения и подумайте, почему А.А.Фета называют «поэтом мгновения».
  1. Какие местоимения мы встретили в стихотворении? О чем говорит использование этих местоимений? Какое СХВ связано с диалогичностью в этом стихотворении? Какова роль олицетворения?
  2. Работа со слайдами: репродукции картин  Н.Гизис «Психея, душа художника», У.С.Кендалл «Психея», В. Край «Психея и бабочка» , изображение скульптур Каррье-Беллез Альбер Эрнест «Психея», Лапини Чезаре «Психея», Торвальдсен Бертель «Психея» (на выбор). На слайдах можно не указывать поначалу названия произведений искусства, спросить детей, кто изображен на них.
  3. https://www.youtube.com/watch?v=gn7RGhOj3tM Миф об Амуре и Психее и его отражение в произведениях искусства или Выступление подготовленного ученика.
  4. Какой подтекст появляется у стихотворения, если знать, что бабочка - символ Психеи?
  5. В.П.Боткин так писал об особенностях дарования А.А.Фета : ««Он уловляет … красоту его [предмета], то светлое, воздушное отражение, в котором чудным образом сливаются форма, сущность, колорит и аромат его. В лирическом стихотворении, если оно имеет предметом изображения природу, главное заключается не в самой картине природы, а в том поэтическом ощущении, которое пробуждено в нас природою, так что здесь природа является только поводом, средством для выражения поэтического ощущения». Какое ощущение пробуждает это стихотворение?

Нумерация должна быть сквозной, но сбилась.

 

Аватар пользователя MrsКрис
MrsКрис
Не в сети

Также на предыдущем занятии можно дать задание подготовить к уроку рисунок бабочки или поделку (оригами, вышивку и пр.).

Аватар пользователя Валентина
Валентина
Не в сети

Очень интересное задание.

Аватар пользователя Валентина
Валентина
Не в сети

Спасибо за такую детальную проработку ответа на вопрос творческого задания.

Аватар пользователя Светлана
Светлана
Не в сети

Прочитала комментарий MsrКриса и поняла, что лучше не ответить . Браво, коллега!

Аватар пользователя MrsКрис
MrsКрис
Не в сети

Спасибо за отзывы! Как приятно-то)))

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Не в сети

Задание 1. Зафиксируйте все случаи изменения

1. Весь бархат мой:  с пушистым одеяньем ---  с его живым миганьем

2. Не спрашивай, откуда прилетела --- появилась; 3) тебя прошу --- куда спешу

4) Вот пышные опять раскину крылья / И улечу.--- ...сверкнув, раскину крылья / И улечу

Задание 2. Что с точки зрения семантики (значения) изменилось? Как эти лексические замены меняют художественную идею стихотворения?

Задание 3. Какой из двух вариантов в большей мере соответствует художественному кредо А.А.ФЕта ("весь мир от красоты")? Аргументируйте.