Понаблюдайте за мотивом воды или ветра в нескольких произведениях А.А. Ахматовой о Петербурге, написанных до революции и после нее, и расскажите о своих открытиях.
Вы здесь
Обсуждение третьей главы. Мотивы воды и ветра
21 июня, 2017 - 12:48
#1
Обсуждение третьей главы. Мотивы воды и ветра
Спасибо за замечательный вопрос для исследования! Можно действительно написать целое исследование (хотя я уже наткнулась на несколько монографий по теме).
К сожалению, в связи с обстоятельствами, у меня мало времени на подробное исследование, но коротко расскажу о своих, наблюдениях.
Первым я открыла свой любимый цикл "В Царском селе". Смуглый отрок грустит у озерных берегов, и мраморный двойник "озерам" отдал лик.
Озеро, конечно, это красиво, величественно, но всё-таки, как мне кажется, это что-то неживое, ненастоящее. Есть природные озера, есть искусственные, но сам факт того, что вода стоит, не движется, как в море или реке, у меня ассоциируется со смертью или чем-то потусторонним (ведь озеро часто сравнивают с зеркалом, а зеркало - портал в другой мир).
Всё мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, НЕЖИВАЯ вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда.
Если смотреть на образ реки в творчестве Ахматовой, то также можно обратить внимание на эпитет "мутная", который повторяется не в одном стихотворении.
Самый запоминающий образ реки для меня в стихотворении 1945 года.
Меня, как реку,
Суровая эпоха повернула.
Мне подменили жизнь. В другое русло,
Мимо другого потекла она,
И я своих не знаю берегов.
Так и сам город
... город плыл
По неведомому назначенью
По Неве иль против теченья...
Образ реки, которую повернули вспять, и города, плывущего против течения - не отсылка ли к мифу о Петре, построившем город наперекор стихиям?
Говоря о стихиях, стоит вспомнить тоже воду, но другую. Озеро часто бывает сковано льдом (что также можно найти не в одном стихотворнии Ахматовой), а вот река - и льдом, и гранитом.
Как люблю, как любила глядеть я
На закованные берега.
В сказках есть вода "живая", а есть "мертвая". Мне кажется, в творчестве Ахматовой можно найти и ту, и другую воду, и это не зависит от времени написания стихотворений.