Посмотрите отрывок из художественного фильма «Служили два товарища» (1968 г.) с 1:25:11 до 1:28:49. Как вы думаете, чем для героя является конь? Чем его отношение к коню отличается от отношения пушкинского Олега Вещего? Чем похоже?
Посмотрите отрывок из художественного фильма «Служили два товарища» (1968 г.) с 1:25:11 до 1:28:49. Как вы думаете, чем для героя является конь? Чем его отношение к коню отличается от отношения пушкинского Олега Вещего? Чем похоже?
Фильм «Служили два товарища» уникален для 1968 года. В финале одинаково сочувствуешь и красногвардейцу в исполнении Ролана Быкова, и второстепенному персонажу - врангелевскому офицеру в исполнении Владимира Высоцкого. Их роднит «хорошее отношение к лошадям». Не важно, что у Ивана Карякина это обыкновенная лошадёнка, а у Брусенцова – статный конь-красавец.… Абрек… С какой нежностью произносит кличку коня Александр Никитич, как будто предчувствуя разлуку с ним.
И вот буквально за три дня до того, как Крым станет красным, он с любимой на барже, отправляющейся в чужую сторону. Абрека пришлось оставить. Конь беснуется, рвётся, наконец прыгает в воду и плывёт за удаляющимся другом.
Сцена символическая. Крупный план лица героя – это полное опустошение души, когда уже нет прошлого, но нет и будущего. А есть только это конское ржание и глаза верного Абрека. От этого уже никуда не убежать. Это драматический финал всех покинувших родину в те годы.
Герой свою судьбу знает, он «вещий» в пушкинском смысле. Но он, в отличие от «вещего Олега» из баллады, ни на миг не усомнившись в своём знании, обрывает нить судьбы.
Прощание Брусенцова с конём столь пронзительно! Всё прошлое и Родина стали едиными с Абреком, оттого расставание это так глубоко трагично. Сложно ответить, чем именно является для поручика его любимец, в финальной сцене Абрек - друг, идеалы, Россия и сам Брусенцов, и жизнь, и вера в жизнь.
После просмотра этого эпизода расположение князя Олега к своему коню кажется легковесным, да, конь ценен и любим, но он остаётся слугой под волей хозяина, между тем Брусенцов и Абрек - само братство.
Конь как судьба. Бросил коня и жизни конец. Родину бросил, прошлое перечеркнул, поддался всеобщему бегству. А конь предан без размышлений. И это тот случай, когда он помогает хозяину своему осознать, что тот натворил. Исход трагический. Ситуация бегства спрессовывает время, события происходят стремительно..
У Пушкина трагедия Олега решается по-другому, но есть общее: оба героя не приемлют судьбу, думают ее переиначить на свой человеческий лад. Олег, бросающий преданного друга, заботится о его дальнейшей жизни. Не совесть ли собственную хочет он заглушить? И любимого коня забыть он так и не сможет. А сменив коня, получил другую судьбу.
Отношение к лошади это «символ философско-нравственной проблемы», говорит Мария Амфилохиева в Курсе Петербургские мосты. В фильме «Служили два товарища» Брусенцов, которого играет В. Высоцкий, решает эту проблему довольно неоднозначно. Конь бросается в воду и плывёт за кораблём, на котором его хозяин, воспринимаемый конём как друг. Брусенцов относится к коню так же. Конь, обрекая себя на гибель, как бы показывает, к чему приведёт Бруснецова отречение от России. Но это, т.е. смерть настигает каждого и это естественно. Однако Бруснецов перед этим венчается с женщиной, она его жена перед Богом и людьми. Он взял за неё ответственность, сказал, что любит и что «… пусть хоть это будут незыблемым». Уехать было его решение, несмотря на её сомнения. И он же не выдерживает, увидев преданность и гибель друга-коня, или крах прошлого. Его выстрел, не страх ли это перед будущим? Не слабость ли это?
И Бруснецов и Олег пытаются изменить судьбу. Но Олег позаботился о коне, продолжает сражаться, завоёвывает Царьград. А Бруснецов сначала оставляет Родину и коня, потом любимую женщину. Одинаково ли их отношение к ратному другу? Однозначны ли их попытки изменить судьбу?
"Мой друг, мой конь..."
Тема преданности коня-друга звучит в "Песне о вещем Олеге", и в фильме "Служили два товарища". Однако судьба Олега у Пушкина разнится с судьбой коня, в фильме она общая. Бруснецов вместе с Абреком с 1916 года.Оставшийся на берегу конь обречен, белый офицер, покидающий Крым, тоже. Смерть обоих закономерна.
Эпизод отправления главного героя из страны - один из самых трогательных в кинофильме. Невозможно без слёз смотреть на прощание Бруснецова со своим конём, боевым другом, товарищем, с которым они вместе с 1916 года. Именно такое отношение человека и лошади сближает главного героя в пушкинском "Вещем Олеге". Автор называет коня верным, бесстрашным, преданным товарищем. А отличие в произведениях заключается в том, что в "Вещем Олеге" князь примет смерть от своего коня.
Для кавалерийского поручика Брусенцова его конь - это верный друг и товарищ, с которым они вместе присягали на верность царю, храбро сражались в бою, наверное, приходилось иногда делить постель и еду. В ревущем пламени и дыме Гражданской войны, среди обломков старого мира его верный Абрек - это символ его прежних идеалов, стремлений, той Родины, которая навсегда исчезает. Поэтому Брусенцов, отплывая на корабле, понимает, что он теряет Родину, верного друга, а значит - жизнь. Как к верному другу, товарищу относится к своему коню и князь Олег. Он бережет его, заботится, печалится при расставании, но прощается с ним, испугавшись за свою жизнь. Князь, поверив словам волхва, расстается с конем, чтобы жить дальше, а Брусенцов, оставляя своего Абрека, не видит смысла в дальнейшем существовании и стреляется.
Хотела бы немного дополнить ответы других: мне кажется, что в смерти офицера виновным, отчасти, можно считать и коня. Ведь от расставания с сивым другом он простился с жизнью; а не по обстоятельствам войны (в бою, в плену). И это немного, но сходно с участью Олега Вещего. Офицер принял смерть от рук своих , а Олег Вещий - от змеи, находившейся в черепе; но и там, и там свою долю в причине смерти имеет конь.
(Ну, если не дополнить, то немного обобщить, объединить.).