Петербургский литературовед и комментатор комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» С.А. Фомичев отметил, что в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» в последний вечер своей светской жизни героиня вдруг решает отыскать на Ордынке дом Грибоедова. С точки зрения ученого, Бунин наверняка знал сохраненное современником следующее свидетельство о драматурге:
«Он находил особое наслаждение в посещениях храмов Божьих. Кроме христианского долга, он привлекаем был туда особенным чувством патриотизма. "Любезный друг! — говорил он мне, — только в храмах Божьих собираются русские люди; думают и молятся по-русски. В русской церкви я в отечестве, в России! Меня приводит в умиление мысль, что те же молитвы читаны были при Владимире, Димитрии Донском, Мономахе, в Ярославле, в Киеве, Новегороде, Москве; что то же пение трогало их сердца, те же чувства одушевляли набожные души. Мы русские только в церкви, — а я хочу быть русским!.."».
Задание 3.1
Какие потенциальные значения открывает этот комментарий к тексту? Сформулируйте один или несколько тезисов интерпретации рассказа на основании комментария С.А. Фомичева.
Задание 3.2
Предложите ваш вариант задания или вопроса, которые можно дать ученикам, с использованием комментария С.А. Фомичева к одному из эпизодов рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».
Любовь к России, ее прошлому с новой силой отражена в рассказе Бунина. История России видится героиней в ее живом сплетении прошлого и настоящего. Православная вера, Храм становятся для нее одним из крепких звеньев. Героиню влечет в Храм прорастающее чувство живой веры и чувство любви к родному, русскому, дорогому. Не случайно и во Флоренции бой часов напоминает "древний звук" Московской Спасской башни. В итоге она становится одной из тех, кто идет за Великой Княгиней, впоследствии великомученицей. "Белеющая громада Христа Спасителя", белые одежды монахинь, белый Храм Марфо-Марииской обители - надежда на возрождении России, светлая память о прошлом, которого не забыть.
Задание 3.1
Не нужно забывать, что "Чистый понедельник" написан в 1944 году.Наверняка, живя в Грассе, Бунин следит за ходом войны, желает победы России и, несмотря на отторженность от нее, ощущает себя русским, патриотом.
В комментарии С. А. Фомичева речь идет о том, как глубоко чувствовал Грибоедов русское богослужение.
Интерпретация рассказа на основании комментария С. А. Фомичева:
- любовь героини к истории, старине, чувство родины;
- выбор героиней между светской жизнью и жизнью, связанной с Марфо-Мариинской обителью; испытания, которые проходит героиня в процессе выбора; безуспешные попытки объяснить себя герою;
- Прощеное воскресенье - окончание широкой и разгульной Масленицы. Чистый понедельник - начало великого поста. Символическое значение этих дней в сюжете рассказа;
- символическое значение одежды героини в развитии ее судьбы;
- осознанный выбор героини и потенциальные возможности героя, проявляемые при соприкосновении с православной жизнью;
- очарование героя внешним, преходящим; непонимание героем своих скрытых возможностей, восприятие в следствии этого героини, как непонятной, странной, с московскими причудами.
Вопрос ученикам:
В Прощеное воскресенье герои рассказа посетили трактир в Охотном ряду. Там героиня призналась о желании уйти в самый глухой монастырь. Как, используя комментарий Фомичева и текст эпизода рассказа, можно объяснить это желание?
Чистый понедельник - переход к Великому посту. В рассказе - переход героини к новой другой жизни в приятии Божеского.
Потому осознанный выбор героини важен и для понимания героя, который чувствует православную жизнь, но по-другому. Слияние европейского и восточного понимания существования.
Вопрос на уроке:
Именно в Прощеное воскресенье героиня (причём в трактире) говорит о желании уйти от суетности мира в монастырь. О чём говорят эти символы в рассказе?
А каком возрасте дети должны читать это произведение? Мне кажется, я в свои 38 до него не доросла...
Комментарий помогает понять, почему героиня ищет именно дом Грибоедова. Этот вопрос можно задать. Еще очень хотелось бы поразмышлять о сюжете со змеем-искусителем и связи этого сюжета с героями. И, конечно, важно ответить на вопрос, почему героиня уходит в монастырь.
Стремление к познанию Бога, на мой взгляд, это потребность в откровении - в открытии глубинных смыслов нашего бытия. Русскому менталитету всегда была свойственна такая традиция восприятия мира. В этом состоит одна их главных особенностей русской национальной культуры.
Эпизод встречи героев в Храме. Какими чувствами они одушевлены?
3.1. Православно- христианские мотивы очевидны в произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума». Они встречаются и как устойчивые обороты в речи персонажей, что позволяет понять героев и их мировозрение, позицию.Комментарии С.А. Фомичева позволяют в очередной раз подчеркнуть христианский акцент , который важно понять и проследить, но который не лежит на поверхности содержания произведения.
3.2. Например, эпизод - на «капустнике», где героиня рассказа много курила, постоянно пила шампанское, затем танцевала польку с одним из актеров. Вопрос для учеников - Считаете ли вы ее поведение праведным с точки зрения истинного христианства?
В рассказе желание героини найти дома Грибоедова на Ордынке весьма значимо. Здесь соединяется очень многое (Ордынка - орда́ «беспорядок, шум», др.-русск. орда «стан, кочевье»; Грибоедов - личность неоднозначная, смешение европейской, восточной и славянской культур; здесь же рядом - Марфо-Мариинская обитель, о которой она упоминает), и это помогает понять характер и метания героини. Важно и время, когда происходят события: проводы разгульной масленицы и вступление в Великий пост, который начинается с Чистого понедельника. Героиня Бунина в Прощеное воскресение прощается с миром, оставив блеск и суету("... ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом"), и уходит в монастырь, облачившись в белые одежды.
Героиня рассказа вспоминает "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Как это помогает раскрыться самой героине?
Спасибо за вопрос. Я почему-то так об этой истории в рассказе не задумывалась и ребят не спрашивала.
Интересно, что автор ведет повествование от лица героя.Захваченный сильным чувством, он никак не может понять своей возлюбленной. У них есть всё: молодость, красота, здоровье, достаток? Что же не так? Наверное, дело в том, что встретились они в решающие для героини дни. Столкнулись два мира. Да, героиня далека от идеала, но, наверное, в русском человеке заложена эта неудовлетворенность жизнью, желанием посвятить себя чему- то возвышенному, и даже пожертвовать собой. Конечно, современным детям, живущим в прагматичном обществе трудно понять поступок героини. Предложенный комментарий помогает приблизить учащихся к разгадке поступка героини. Поэтому один из вопросов для учащихся : был ли для вас неожиданным поступок героини.
Согласна с Вами в том, что современные дети очень далеки от того, что заложено в рассказе И. А. Бунина. Потому приведённый комментарий (кстати, и ответы слушателей нашего курса!) будет очень уместен на уроке. Вопрос: почему героиня уходит в монастырь? Так ли это было необходимо? (Вот тут-то раскроется -- если класс открытый и искренний -- вся палитра мнений и суждений!)
Задание 3.2. Соотнесите эпизоды "Последний светский вечер героини" и "Последняя встреча героев" в финале произведения. Как свидетельство о Грибоедове помогает понять решение героини?
Быть сопричастными к историческому прошлому России, быть сильным духом, страдать и посвятить себя идее истинной - в этом размах русской души. Несоответствие внутреннего и внешнего - встреча в кабаке и признание посвятить себя Богу- это ли не русская душа. Несомненно истинная русская душа-это вера. Вера, надежда и любовь. В чём проявление Веры, Надежды и Любви? Найти в рассказе символические упоминания .
Рассказ написан Буниным в эмиграции. Русская церковь эмиграции духовно поддерживала изгнанников. Как бы они сохранили русское в чужой земле? А люди сохранили, создали уникальную культуру эмиграции.Да, героиня рассказа настойчиво хотела посетить этот музей Грибоедова перед уходом в монастырь. И это не просто так, конечно. Образ героини символичен. Она стремится сохранить русское. Не зря она из купеческой среды, которая ближе к народу. А герой не понимает её именно в тот момент. До него доходит это спустя много лет. Настоящий русский интеллигент. Россия и русская интеллигенция перед будущими историческими испытаниями.
Задание 3.1
Какие потенциальные значения открывает этот комментарий к тексту? Сформулируйте один или несколько тезисов интерпретации рассказа на основании комментария С.А. Фомичева.
Героиня рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» тоже хочет почувствовать настоящее, русское. Не русское постпетровских времён, а – исконное.
Поэтому она едет на старообрядческое кладбище, ей противна «смесь сусального русского стиля и Художественного театра». «Дом Грибоедова»? Но этот дом автору «Горя от ума» не принадлежал. Хозяином его был его дядя, который узнаётся в образе Фамусова. Может быть, Бунину извесно было это признание Грибоедова о церкви, где он ощущает себя дома?.. Увы, герои не нашли. Во всяком случае в рассказе об этом ничего больше не сказано.
Конечно, извесТно... Это опечатка. Извините.
Задание 3.2
Обратившись к электронным ресурсам, познакомьтесь с историей и судьбой тех церквей и монастырей, которые упоминаются в рассказе И.А.Бунина. Как вы думаете, случаен ли этот подбор?
Задание 3.1
Какие потенциальные значения открывает этот комментарий к тексту? Сформулируйте один или несколько тезисов интерпретации рассказа на основании комментария С.А. Фомичева.
- "Темные аллеи" пишутся в эмиграции. И, будучи по духу, одним из самых Русских писателей и самых Русских людей, Бунин, очень тонко, очень глубоко, как доступно только очень большому художнику переживает, снова и снова, и русскую "земную тоску". И русскую строгость и силу в стремлении от этой земной тоски перейти к тихой радости жизни Вечной. И воспитанную Православием, и лучше всего выражаемую им же. "Я хочу ощущать себя Русским". И где, и Как, тем более, в эмиграции я могу снова пережить это чувство общности, чувство единения с поколениями, миллионами русских, от старушки в церкви до Великих князей, как не в Православии. Не в одинокой своей молитве эмигранта.
Сила Церкви Православной как Сила Русского Духа противоставляется слабости то ли момента, то ли души...бросившего Родину. Как в рассказе непонятность, и строгость, отстраненность девушки оборачивающиеся, в итоге, силой отречься от земного, противопоставляются легкомысленности, может быть, даже, некоторому мещанству, приземленности героя. И, конечно, это взгляд Бунина на себя и боль о себе. Где я был. С Кем я был. Кто и сейчас еще стоит за моей спиной. "Те же молитвы читаны были при Владимире, Димитрии Донском, Мономахе, в Ярославле, в Киеве, Новегороде, Москве; что то же пение трогало их сердца, те же чувства одушевляли набожные души". И от чего я добровольно отказался в страхе за свою, все равно, бренную жизнь. А, может быть, и вообще, просто комфорт.
Выйдя из собора, велел извозчику ехать на Ордынку, шагом ездил, как тогда, по темным переулкам в садах с освещенными под ними окнами, поехал по Грибоедовскому переулку — и все плакал, плакал... (с)
Задание 3.2
Предложите ваш вариант задания или вопроса, которые можно дать ученикам, с использованием комментария С.А. Фомичева к одному из эпизодов рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».
- Представьте, что вам пришлось навсегда уехать из России. Как вы будете сохранять ощущение "я - Русский"? В чем вы будете черпать силы?
В миру много сиюминутного, наносного, чужого, лживого; и Церковь открывает для русского человека Истину. "Чистый понедельник"- это ожидание дня Воскресения, Воскрешения России... Он и Он- два Мира. А любовь? Чего же не понял герой в своей возлюбленной? "Я повернулся и тихо вышел из ворот". Используя комментарий С.А.Фомичёва, объясните причины расставания влюблённых.
Он и Она -два Мира.
Задание 3.1.Бунин, находясь в эмиграции. тосковал по России, чувствовал себя истинно русским человеком. В сохранениии себя, русского, ему помогала молитва, вера.
Задание 3.2.Почему героиня уходит в монастырь?