Придумайте название и напишите, опираясь на материалы лекции, краткий комментарий (около 100 слов) к одному из самых известных произведений Бориса Смелова (Бориса Пти), лидера петербургского андеграунда 70-х – 80-х годов в фотографии.
Придумайте название и напишите, опираясь на материалы лекции, краткий комментарий (около 100 слов) к одному из самых известных произведений Бориса Смелова (Бориса Пти), лидера петербургского андеграунда 70-х – 80-х годов в фотографии.
Мы все - маленькие паучки, стремящиеся иметь хоть какое-то отношение к "бесконечному". Бог солнца, мусагет, тут, кажется, олицетворяет именно искусство как единственный доступный человеку путь к преодолению смерти (ср. Пастернак: "работа по преодолению смерти"). Нам нужна религия как обещание и утешение. А получается в итоге обычно то, что получается: природа берет свое, Аполлон простыл ("сумерки богов" и пр.,пр, пр.), притязания классицизма через античность иметь отношение к вечности оказываются лишь имитацией, пафосным декором - что же остается нам, паучкам? Вроде как уже доползли по этой неживой громаде, нашарили, дальше ползти некуда, значит, убеждаем себя, что достигли цели - вот оно, вечное, бессмертное, солнечное, радостное (а на самом деле каменное и холодное, как надгробие) - но из-за разницы координатных систем сможем ли осознать, что именно нам подсунули, истину или очередную подделку?
название "Путь паука"
Очень понравилось Ваше эссе. Спасибо. Такой красивый "плотный" текст с "гиперссылками" и замечательный импульс для размышлений.
Противоречия.
Статуя прекрасна своей мраморной белизной, идеальными чертами лица, духом гармонии Античности, которую она олицетворяет.Но как долго эта красота будет восхищать мир? Зачем она нужна? С одной стороны, она живая, как человек - лицо, смелый взгляд, но этот взгляд одновременно пугает своей неподвижностью, мертвенностью, ненастоящестью.
Эту мервенность оттеняет черный паучок. Пусть он маленький, хрупкий, но его жизнь ценнее и живее, чем существование статуи.
Живая неказистость и мертвенная красота. Лаконично, ясно и гармонично у Вас получилось, спасибо.
Инь – ян
Прекрасная античная статуя и паук, вид которого многих вызывает бессознательный ужас. Мертвый белый мрамор и живое черное существо. Но искусство вечно, а сколько продлится жизнь паука? Аполлон, Феб, златокудрый сребролукий бог света – паук, скрывающийся в тени, воплощение Великой Матери, спутник Луны. Казалось бы, насколько далеки эти образы! Но в их соединении глубокий смысл. Ведь двойственны и Аполлон, отнимающий жизнь и врачеватель, и паук, символ Великого Демиурга и убийца. Жизнь существует благодаря напряжению, создаваемому противоположностями, благодаря встрече противоположностей – в этом заключается Дао. Неслучайны в этом контексте и капли воды – уникальной субстанции, определяющей возможность жизни на Земле. Цель и средство жизни – гармония.
Миг вечности
Когда смотришь на фотографию, вспоминаешь стихотворение Ивана Никитина :
О грозная вечность,
Безмолвная вечность!
Какую ты скрыла
Великую тайну …
Скульптура на фотографии олицетворяет безмолвную вечность, а тайна - это великая тайна классицизма — попытка создать идеал правителя, гражданина, идеал красоты. И скульптура , творение рук человеческих, является воплощением этого идеала., чаще всего недостижимого.
Маленький паучок — создание природы, совершенно не портит этой красоты, а словно бы напоминает нам о бренности земного существования.
Наверное, эту работу Бориса Смелова можно было бы использовать в качестве иллюстрации к словам Фауста : «Искусство долговечно, а жизнь наша коротка»
Название - "Человек на фоне вечно прекрасного".
Мы все стремимся прикоснуться к искусству. постичь тайны прекрасного, оставить свой след... Как это паучок. Мы живые и только на первый взгляд такие неловкие. Куда бы нас ни забросило ветром, красота нас спасёт. Просто её надо увидеть, не ошибиться. А то может показаться, что это не Аполлон, а серый, изрытый трещинами, местами позеленевший камень. А это он - Феб, лучезарный, сияющий Бог Света. И пока есть он - есть свет.
Если б не фотографии Бориса Смелова, как мы "прикоснулись" бы к этому НАСТОЯЩЕМУ Аполлону?!. Вот и ползаю сейчас, как этот паучок, чтобы запомнить каждую трещинку, каждую шероховатость настоящего, подлинного, истинного.
Какая прелесть про "ползаю"! Да, да, да, и я паучок! "Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь".
Эта работа Смелова, на мой взгляд, может иметь несколько прочтений, так как многое будет зависеть от того, в каком настроении находится зритель. Фотография построена на соединении контрастных вещей: бог Аполлон и ничтожное насекомое; белое и черное на монохромном снимке; статуя в Летнем саду, но погода явно по-настоящему пасмурная, сырая, промозглая. Черный паучок в данной ситуации – хозяин положения. Статуя прекрасна, но она мертва, она не может ничего, только позволяет собой любоваться. Паук (амплитуда символики этого восьминогого существа весьма обширна: от созидателя, вершины бесконечных возможностей до скупца, пьющего кровь своих жертв) волен сам выбрать свой путь и занятие. Прекрасное и ужасное на фотографии Смелова рядом. Что видим мы: прекрасного бога, покровителя искусств и нечто случайное на его щеке, или паука, поправшего тысячелетний идеал красоты. Название «И на Солнце есть пятна»
Паучок.
Изломанный и побежденный.
Ползет, старается, стремится.
Мольба Арахны к богу Аполлону.
Напоминанье.
Под мрачным небом Петербурга, с которого льются не переставая потоки воды, молча стоят его памятники, напоминая о грузе истории. Камень - своего рода фотография истории и одновременно билет в прошлое из настоящего. Ведь не зря ему дали название памятник - способный воскрешать память многих последующих поколений и давать им возможность лицезреть историю. Отсутствие на фотографии цвета, кроме оттенков белого и чёрного, передаёт настроение нависшего, как дождевые тучи, мрака над крышами города. Паук, выползший после дождя, показывает, насколько спокойными и безмятежными являются каменные изваяния.