Просмотрите фрагмент мультфильма «Осень» Андрея Хржановского (30:08–33:30), снятый с использованием рисунков А.С. Пушкина и по мотивам его произведений. Помогли ли вам образы художника-мультипликатора Андрея Хржановского, музыка Альфреда Шнитке и чтение Сергея Юрского открыть для себя что-то новое в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»?
Вы здесь
Обсуждение первой главы. Новый взгляд на «Медного всадника»
25 мая, 2017 - 16:17
#1
Обсуждение первой главы. Новый взгляд на «Медного всадника»
Да, фрагмент мультфильма позволяют представить себе весь ужас наводнения , страх человека, который не может противостоять стихии .
У меня музыка Шнитке вообще с Петром-Петербургом-Пушкиным ассоциируется благодаря фильму "Как царь Пётр арапа женил". Вот уж где показана власть царя не только над стихией, но и над судьбами других людей. И сама история о простом человеческом счастье и долге перед Отечеством перекликается, на мой взгляд, с мотивами поэмы.
А глядя на бушующую реку в фильме, я почему-то вспомнила Г.Р. Державина: "Река времен..."
Фрагмент мультфильма А. Хржановского позволил еще раз убедиться в том, насколько безграничны возможности для прочтения гениальных поэтических произведений. Картинка плывущих в тонущих в бушующих водах стихии статуй и монументов новой столицы в сопровождении звучащих строк из Вступления с пожеланием процветания любимому городу создает стойкое ощущение неотвратимости исполнения пророчества "Петербургу быть пусту"... В голову приходит мысль о тщетности человеческих стараний сохраниться в материальном... Действительно, Державин, "Река времен..."
Видеоряд мультфильма и музыка Шнитке дают почувствовать всю глубину трагедии маленького человека, который не может противостоять напору стихии. Уж если сам город не может противостоять ей! Волны сметают все на своем пути. И в этой обстановке привычно торжественное "Люблю тебя, Петра творенье..." из гимна превращается в реквием. Но успокаивающаяся буря и утихающие волны, превращающиеся в ровную водную гладь на фоне Петропавловской крепости, вселяют надежду на то, что еще не все потеряно.
Фрагмент мультфильма Андрея Хржановского посвящён осени, любимому времени года поэта. Но осень - это и бунт природы против гранитного заключения. "Бунт бессмысленный и кровавый". Холодная стихия Невы поглощает и Аполлона, и амура, и сам город Не только "город бедный", как в поэме, но и "город пышный". Когда стихия утихомирилась, наступила ещё более жуткая тишина. "Сбились мы. Что делать нам" - так и звучит голос Пушкина.
В учебнике 10 класса (УМК п\Р Меркина) есть аллегорическая по сути глава о поэме - "Поединок двух всадников". Я вспомнила этот образ, когда в кадре появился всадник, как бы охваченный ореолом, двоящийся. И всплыла ключевая мысль: как не могут одновременно два предмета занимать одно и то же место, так не могут две разные идеи господствовать в душе одного человека. Кем бы он ни был. Пётр - царь. И это - прежде всего. Самодержец, который "Россию поднял на дыбы". Хоть и русский, но - европеец. Не ведал разве он, что Россию покорить, "объездить" ещё труднее, чем степного скакуна?..
Музыка Шнитке, наслаиваясь на петербургский текст, добавляет образом поэта новые краски и помогает передать настроения промозглости петербургской осени. Поры, когда природа вступает в наиболее явные противоречия с городом на Неве.
Мультипликация плюс звуконаложение дают полную картину произведений. Не всегда подростки читая произведения, понимают его смысл, настроение, краски. Данный фрагмент облегчает жизнь педагога своей наглядностью. А так как мультфильм использует рисунки Пушкина, учащимся открывается многогранность поэта. Спасибо за открытие интересного материала!
Без данного курса никогда бы не узнала, что есть такое замечательное произведение. Музыка Шнитке подчеркивает монументальность, величие стихии, времени, разрушение, неотвратимость судьбы, успокоение и печаль, пустота и пустынность. Кризис и разрушение ведут к обнулению и обновлению. Рисунки, кажется, знакомые с детства, точно передают эпоху, сюжет, внутреннее состояние.