Посмотрите телевизионный спектакль «Эта Пиковая дама» в постановке П. Штейна.
Этот спектакль выдвигался на премию ТЭФИ-2004 в номинации «Телевизионный художественный фильм, мини-сериал». Алла Казанская — исполнительница роли Мур — на этом же конкурсе выдвигалась на премию в номинации «Исполнительница женской роли в телевизионном фильме/сериале». Роль Анны Федоровны исполняет Наталья Тенякова. Текст читает Людмила Улицкая.
Размышляя над трактовкой актрисами образов героинь, поймала себя на том, что сильное влияние оказывает голос автора за кадром. Неспешность и ровность звучания задаёт ритм жизни главной героини. И для меня это отнюдь не Мур. Таким образом, Нина Тенякова, как кажется, прекрасно воплотила образ анализирующей, некрасивой, точнее красивой глубоко индивидуально ( для Марека и дочери), глубокой, умной и гуманной ( и по специальности и по внутренней составляющей) Анны Фёдоровны. И ведь не зря она не Аня, а именно Анна Фёдоровна!!! По возрасту младше, а по мудрости души старше Мур. Помните в прекрасном фильме Михаила Казакова "Безымянная звезда": мадам Ку-Ку и всё!!!!!:)
Теперь о трактовке образа Мур. Алла Казанская Актриса интересная, сильная. Её Мур хорошо пожила: и не только мужчинами питала себя, но и от хорошей еды не отказывалась! Хотя старческое "ворчание" присутствует, а значит её Мур старая!!! Сильная старуха!!!! Жила у самой Третьяковки:))) стариков и дочерей со свету сживала!а вот на внучку не хватит! Мне так кажется. Мур в повести Улицкой злее и страшнее.
Мур - волевая женщина! Ей не нужно говорить, она даже взглядом может поставить на место. Мур привыкла думать, что она хозяйка жизни и ведёт себя так же( "...- Сейчас 4 утра!... -Ну и что?"). Алла Казанская непревзойдённо сыграла роль домашнего тирана. Её героиня держит в подчинении всех домашних и, казалось бы, никто и никогда не сможет ей возразить и взбунтоваться!
Анна Фёдоровна производит впечатление уравновешенной, спокойной женщины. Но за этой маской спокойствия бушуют страсти! Наталья Тенякова прекрасно передаёт эмоции своей героини.
Спектакль очень понравился! Поначалу закрался вопрос: "Причем здесь Пиковая дама? Тут и слова нет о Пушкине". Но действие и игра актёров захватывают с первых минут, потом и забываешь об этом вопросе. А когда Мур сравнивают с Графиней, действительно можешь провести параллель! Прекрасная задумка автора!
В спектакле Штейна "Эта пиковая дама" по рассказу Людмилы Улицкой четко прослеживается параллель с кинофильмом И. Масленникова "Пиковая дама". Желая подчеркнуть актуальность проблем, заявленных Пушкиным в своем произведении, углубить и осовременить образы "домашних" тиранов и зависимой от них челяди, режиссер выстраивает способ подачи материала так же, как и в кинофильме: игра актеров умело сочетается с голосом автора. И постепенно паутинки идей, мыслей, образов прочно связывают воедино произведения Пушкина и Улицкой. И вот мы уже видим суть конфликта, заявленного Пушкиным во всей его многогранности и психологической глубине. Казалось бы, в произведении классика все ясно - домочадцы материально зависят от графини, выражение протеста ни к чему хорошему не приведет - они останутся на улице без средств к существованию. Что же тогда заставляет героинь Улицкой терпеть выходки капризной старухи? Вот здесь и есть вся глубина конфликта. Не материальная, а психологическая зависимость заставляет героев плясать под дудку графини и Мур, у каждого происхождение и наполнение этой зависимости свое, но тем не менее она есть и она лишает выбора, превращает в безропотных рабов.
Мур в исполнении Аллы Казанской получилась живее всех живых. По рассказу ей около 90 лет, а она энергична, бодра. Ее живость контрастирует с сонным царством квартирки и ее обитателей. В движениях Анны Федоровны и Леночки чувствуется какая-то плавность, текучесть, движения сонно-медленные. Они как завороженные. Поражают контрасты, выстраиваемые режиссером и актрисами. Величественная, ухоженная, накрашенная, при полном параде Мур и ее дочь, уставшая, распустившая себя,
Если с Мур все более-менее ясно, то Анна Фёдоровна что в рассказе, что в постановке Штейна выходит более сложно-сочиненной личностью. Когда я читала рассказ, то не могла понять, почему Марек внезапно заговорил о том, как тяжело дались ему три эмиграции. А во время просмотра постановки благодаря игре Натальи Теняковой, поняла, в чем дело. Анна Фёдоровна - это спасаемый, который не хочет быть спасённым. И, на мой взгляд, это наиболее ярко выражается именно в противопоставлении ее образа образу Марека, "ничтожества", не самца и так далее, который, в отличие от Анны Фёдоровны, смог взять под контроль то, что принадлежит только ему, - свою жизнь. И вот, спустя многие годы, он возвращается, чтобы предложить то же самое некогда любимой им женщине, несомненно важному для него человеку. Мы не знаем, сколько душевных сил ему потребовалось на это, но он готов ими поделиться. То раздражение - "проводи домой", на которое он натолкнулся в ответ на своё полупредложение, полустон "чем я могу тебе помочь?", был ли он к нему готов? Думаю, да. Потому что главная черта характера Анны Фёдоровны - плыть по течению и никогда против. Актрисе удалось передать фундаментальную пассивность персонажа. Тот момент, когда она попробовала развернуться в обратную сторону, полностью лишил ее всех оставшихся сил. Внезапно чудеса не происходят - привычка к борьбе формируется годами. Настоящая трагедия состоит именно в том, что Анна Фёдоровна, врач, борющийся за других, до конца не осознала, что это значит, - цепляться за себя самого. А вот Мур только этим осознанием и жила.
Это, конечно, не заявленная тема, но все-таки выражу читательскую надежду на то, что у Кати еще есть шанс и все будет лучше благодаря отцу и той любви к матери, которая дала ей силы ударить Мур. Не могу согласиться с выводом лекции, что Катя покорно заняла место Анны Фёдоровны в услужении Мур. Быть рядом с горячо любимой матерью и терпеть неудобства - не то же самое, что остаться одной и продолжить терпеть неудобства, доведшие твою мать. На мой взгляд, машинальное добавление молока в кофе - защитная реакция, попытка уйти от осознания произошедшего. А вот удар - формирование привычки бороться с обстоятельствами.
Огромное спасибо за вопросы в творческих заданиях! Они позволяют совершать открытия не только того, чего не знал, но и в уже ранее прочитанном, увиденном! Я согласна с коллегой из предыдущего комментария, что в спектакле Штейна "Эта пиковая дама" по рассказу Л. Улицкой и кинофильме И. Масленникова "Пиковая дама" мы видим параллели идей, тем, мыслей, образов... Звучащие голоса авторов, несобственно -прямая речь создают многоплановость высказываний. "Внутренняя речь" персонажа, его мысли и чувства передаются от имени автора, таким образом, объективная оценка событий создается с преломлением их сквозь призму восприятия персонажа. И автор, и герой для нас становятся ярче, яснее и ближе. Мы наблюдаем взаимосвязь времён, Пушкина и нашей современности, понимаем актуальность проблем, обозначенных ещё в далёком прошлом...Что меняется в этом мире? Что страшнее для людей: материальная зависимость или психологическая? Что позволяет человеку не стать рабом вещей, идей, людей? Мне очень понравился спектакль! Блестяще сыграна роль Мур( как красноречиво её имя - женщина живёт только для собственного удовольствия). Анна Фёдоровна, заслуживающая уважения, Натальей Теняковой сыграна замечательно. При прочтении дочь Мур мне представлялась такой же безропотной и беспомощной. Близкие, к счастью, не безмолвствуют: негодование внука и пощёчина Кати своей бабушке говорит о многом. Мур страшна. Будут ли процветать такие, как она? По-моему, на этот вопрос каждый читатель должен ответить сам...
Спектакль прекрасный: он не даёт ответы на вопросы, возникшие после чтения рассказа Л.Улицкой, а наоборот, порождает новые. Почему чуть изменённое имя пушкинской Пиковой дамы дано той, которая является жертвой? (Рука тянется к словарям, чтобы узнать семантику частей этого имени) Почему Пиковую даму, этого домашнего узурпатора, зовут каким-то кошачьим прозвищем? Какой-то зоотропный образ. Человек-зверь. Животное (её рассказы о бывших любовниках не из мира человеческого, духовного, это зов плоти). Дьявол в женском обличье. Вдруг вспоминаешь, как в спектакле Мур по-кошачьи незаметно вырастает в дверях кухни, в прихожей... Животные повадки и животная страстная натура. Ничего от человека. "Нечеловеческая красота", "нечеловеческое обаяние". Это прекрасно сыграно актрисой. Смотришь на Мур, и невольно чувствуешь какое-то шевеление червяка в душе: вполне милая мол старушка... Смирение дочери, наверное, нужно искать в её христианской вере. Но она хирург. Ещё одна важная деталь, вступающая в противоречие с идеей смиренного ожидания смерти в любых её проявлениях.
Смотришь спектакль и сильнее, чем при чтении чувствуешь, как накатывает желание, подобно Кате, ударить. Но смысл? Увы, опять вспоминается стихотворение А.Кушнера..
Все эти страшные слова: сноха, свекровь,
Свекор, теща, деверь, зять
и, Боже мой, золовка -
Слепые, хриплые, тут ни при чем любовь,
О ней, единственной, и вспоминать неловко.
Смотри-ка, выучил их, сам не знаю как.
С какою радостью, когда умру, забуду!
Глядят, дремучие, в непроходимый мрак,
Где душат шепотом и с криком бьют посуду.
Ну, улыбнись! Наш век, как он ни плох, хорош
Тем, что, презрев родство,
открыл пошире двери
Для дружбы,
выстуженной сквозняками сплошь.
Как там у Зощенко? Прощай, товарищ деверь!
Какой задуман был побег, прорыв, полет,
Звезда - сестра моя, к другим мирам и меркам,
Не к этим, дышащим тоской земных забот
Посудным шкафчикам и их поющим дверкам!
Отдельно взятая, страна едва жива.
Жене и матери в одной квартире плохо.
Блок умер. Выжили дремучие слова:
Свекровь, свояченица, кровь, сноха, эпоха.