Посмотрите художественный фильм «Пиковая дама» И. Масленникова, снятый в 1982 году по повести Пушкина. Что вы можете сказать об образе графини, созданном актрисой Е. Гоголевой? Расскажите, какие чувства испытывает эта графиня в сцене с Германном.
Вы здесь
Обсуждение первого моста. Посмотрим фильм?
14 июля, 2017 - 17:01
#1
Обсуждение первого моста. Посмотрим фильм?
Когда-то, будучи школьницей, смотрела фильм "Пиковая дама". Помню, какие яркие эмоции остались после просмотра, а сочетание "тройка-семерка-туз" врезалось в память. И вот, пересматривая фильм, ловлю себя на том, что всё так же интересно, интригующе, хотя, казалось бы, знаешь, чем всё закончится!
Елена Гоголева - настоящая графиня, даже одетая в чепец и халат! Жесты (неторопливые и властные), взгляды, поворот головы... При минимуме слов актрисы образ запоминающийся!
В сцене с Германом Графиня испытывает любопытство от появления молодого человека у неё в спальне, интерес к его разговорам, но не испуг от встречи с ним. При предложении Германа Графиня пребывает в раздумье, но не понятно, выдаст ли она свою тайну трёх карт или просто вспоминает свою молодость. Возможно от этого непонимания переживаний Графини Герман и достаёт револьвер. Тогда на лице Графини появляется ужас от вида оружия.
Но для меня самым ярким элементом фильма является Алла Демидова. Видеть в кадре рассказчика, чувствовать сочетания двух эпох - пушкинской и современной, ощущать, будто сам проходишь по зимнему Петербургу! Мне кажется, всё это создаёт актриса Демидова в роли рассказчицы. Такая задумка режиссера делает фильм неповторимым!
Пересмотрела фильм Масленникова и была потрясена чтением, игрой , самим существованием Аллы Демидовой!
Образ графини в исполнениии Гоголевой обращает на себя внимание: остаток великолепного века! От чепцов и желаний-прихотей до взглядов и жестов: она не видит окружающих людей, она разговаривает только с теми, кто ровня: с внуком беседует, а на молчание Лизы даже не реагирует, так как это недостойно её. Потрясла фраза на предложение Томского принести современный русский роман: а разве таковые есть? Она живёт в своём мире и менять его отнюдь не желает.
Меня удивило, что в сцене с Германом старуха не испугалась! Размышляя. Подумала вот о чем: она женщина до кончиков пальцев, это мы видим старуху, а она ощущает себя иначе, и женщине интересно, что делает в её спальне мужчина в это время. Ведь параллельно другая барышня бежит с таким же интересом в свою комнату. И боязнь оружия -это, на мой взгляд, тоже реакция не умудрённой жизнью старухи, а женщины прекрасной и боящейся насилия!
Посмотрела фильм И. Масленникова "Пиковая дама" с удовольствием. Мне нравятся фильмы этого режиссёра (о Шерлоке Холмсе), нравятся актёры, их игра.
Е.Гоголева сыграла совсем нестрашную старуху. В сене с Германом она не испугалась прихода героя, а удивилась, увидев в своей спальне мужчину, чего уже не было много лет...
Когда-то мне посчастливилось видеть Елену Николаевну Гоголеву в спектаклях Малого театра "Перед заходом солнца" по пьесе Гауптмана и "Мамуре" Сармана (в последней вместе с ней играл и Виталий Мефодьевич Соломин). И графиня в "Пиковой даме". Разные героини. А общее, наверное, идёт от самой Елены Николаевны Гоголевой. Всех объединяет сила характера и нравственная чистота.Это в глазах актрисы - чистых, ясных, всепонимающих и бесконечно усталых. Графиня Елены Николаевны Гоголевой - старая, немощная физически женщина, но умеет управлять людьми, всё понимает. Её взбалмошность - привычка, отголоски прежней жизни и проявление возраста, когда она не помнит, о чём попросила некоторое время назад. Она капризна, требует внимания, заботы всеми способами, потому что ей не хватает тепла, ведь все выполняют её требования по необходимости, без проявления каких-то эмоций, она никому не нужна и понимает это.
Когда она видит перед собой Германна, не пугается. Её осмысленный взгляд говорит о том, что она понимает, зачем он пришёл. Не говорит, потому что знает, что ведёт за собою эта тайна. Не случайно потом она скажет, что пришла не по своей воле. От воли лукавого не освободиться. Она не хочет умножать число жертв (черезо время и Чекалинский), поэтому молчит. В семье знают не суть тайны, но то, что она владеет ею,знают, что это зло. Семья не рискует её узнать, хотя, наверное, это соблазнительно. Вспомните глаза Томского, рассказывающего историю графини. Сам Томский играет, но не игрок в душе, в отличие от Германна. Не случайно "Заключение" повествует о судьбе всех героев. Кто следует судьбе, не нарушая заповедей, удостаиваются простого человеческого счастья, как Пётр Андреевич Гринёв и Мария Ивановна Миронова, как Татьяна Ларина.
А для графини - приход Германна - это возможность уйти из жизни и унести тайну с собою, пресечь зло. Но, оказывается, это не в её власти. И после смерти ей нет покоя, прощения. Наверное, Судьба вмешивается, и Германн сходит с ума. Зла нет: кто поверит в тайну, если о ней твердит сумасшедший.
На мой взгляд, основным персонажем данного фильма является образ рассказчика, сыгранный великолепной Аллой Демидовой. Ее мимика, стать, образ в целом, словно высеченный из мрамора по лучшим образцам античных скульптур, позволяют зрителям эмоционально погрузиться в литературное произведение.
Интересно было наблюдать за трактовкой свидания Германа и Лизы: осознание фальши, которой окружил Герман бедную девушку, негодование, недоумение, разочарование от понимания причин визита и ужас от понимания того, что возлюбленный оказался виновником смерти старухи, - всё это не могло не сказаться на дальнейшей судьбе Лизы.
Образ графини в исполнении Елены Гоголевой многогранен, противоречив. Безграничная власть над людьми и абсолютная беспомощность. Графиня отдает приказы, не задумываясь о ком-либо. Никто не осмеливается их игнорировать, высказать свое недовольство. Каждый, кто сталкивается с проявлениями властного характера графини, по-своему приспосабливается сдерживать ту бурю эмоций, которую вызывают капризы старой женщины. Взгляд графини суров, но бывают минуты, когда графиня в полной мере ощущает свою беспомощность, чувствует, что чего-то не понимает, чувствует истинное к ней отношение - это состояние умело передала актриса одним только взглядом. Лицо словно высечено из камня - суровое, брови и неизменный чепец добавляют ощущения непреклонности - никаких эмоций на этом лице, а вот глаза нет-нет, да и выдадут всю глубину тоски и душевного одиночества графини. В этой игре выразился весь талант великолепной актрисы. Сыграть сильную женщину получится многим, а вот сыграть слабую, одинокую, страдающую глубоко в душе сильную женщину - это только под силу гениям сцены! Показательна сцена, когда графиня садиться в кресло после несостоявшейся прогулки. Вот она только что гордая, спина прямая, стать во всем. И вот уже она сидит в кресле, старая, скрюченная и вместе с героиней начинаешь чувствовать ту вселенскую тяжесть и тоску, которая вдруг навалилась на нее.
При встрече с Германом старуха испугалась - в этой сцене ее беспомощность проявляется в полной мере. но не мужчину с пистолетом испугалась графиня Она, может быть, впервые ощутила, что не все ей подвластно, что время ее прошло.
Фильм Масленниковой"Пиковая дама"остался в моей памяти с юности. Чтение Аллы Демидовой и её почти постоянное присутствие рисует в воображении некое многоголосие на событийный ряд повести: и рассказчика, и автора, и её героев, и уже тебя самого, зрителя. Образ графини, гениально сыгранный Е.Н.Гоголевой, многообразен. С одной стороны, это властная, избалованная, эгоистичная старуха в реалиях настоящего, а с другой стороны рисуется второй план: она в молодости, богатая, красивая, капризная и такая же властная. Текст А.С. Пушкина звучит, словно партитура. Момент встречи Германна со старухой в спальне поражает сложностью настроений героев. Графиня воспринимает неожиданное появление молодого человека без испуга, а даже с оживлением, какая-то осмысленность появляется в её глазах: и сожаление, и горечь, и прискорбие. Ужас её охватывает в тот момент, когда в руках Германна оказывается пистолет. Непоколебимая власть графини надо всем и вся рушится...
Когда смотришь этот эпизод, вспоминаешь характеристику из пушкинской повести: «Графиня не имела, конечно, злой души». Поражает её взгляд: он выражает не страх, не презрение, а – любопытство. Графиня, подобно зрителю, всматривается в того, кто взывает её к состраданию. Именно в э этот момент становится страшно, потому что вдруг повеяло цинизмом дня обыденного. Но страх вызывает вовсе не Пиковая дама, а Германн. Этот лженаполеон. И прозвучавшая далее его фраза: «Старая ведьма! Так я ж заставлю» - звучит ужасающе. Графиня испуганно, по-детски пытается заслониться от Германна, как от наваждения, и умирает. Жест, на который обращает внимание читателей автор «Преступления и наказания»… Германн её не убивает в прямом смысле. Это усиливает эффект философского звучания. "Мы все глядим в Наполеоны... Мы почитаем всех нулями, а единицами - себя"
Всё это заставляет задуматься. Графини не стало, а Германн пошёл по жизни. В будущее. К нам.
Сумасшествие. Безумие.Палата для душевнобольных. Может, ещё одна аллегория?.. Конечно, это не "палата № 6". Но сколько их ещё?