Посмотрите художественный фильм «Пиковая дама» И. Масленникова, снятый в 1982 году по повести Пушкина. Что вы можете сказать об образе графини, созданном актрисой Е. Гоголевой? Расскажите, какие чувства испытывает эта графиня в сцене с Германном.
Вы здесь
Обсуждение первого моста. Посмотрим фильм?
14 июля, 2017 - 16:28
#1
Обсуждение первого моста. Посмотрим фильм?
Графиня вредная, противная,эгоистичная.При встрече с Германом она конечно испытывает страх, хотя особо не сопротивляется, не борется за жизнь, словно она уже от всего устала и смирилась с концом
Извиняюсь, не поняла,добавила снова фото.
Образ Графини статичен, несмотря на её требовательность и капризность. Эти качества присущи многим престарелым людям. Хорошо отображена актрисой фраза о том, что все давно смирились с тем, что она должна была умереть. Она - ходячий мертвец, движущеся-говорящий атрибут старины вроде мебели в их доме. В сцене с Германом после смерти Призрак Графини будто хотел, чтоб Герман ощутил то же самое: необъяснимое движение за дверями, испуг от внезапного ночного визита, и окончание визита на громовом судьбоносном тоне. Эта сцена как зеркало из потустороннего мира, где двое участников меняются местами. Но Графиня сама будто бы боялась приходить, и даже этому есть объяснение в её словах: "Я пришла не по своей воле", поэтому дрожит она сама, и дрожит её голос. Она не задерживается надолго, чтоб оставить Германну эффект от её состояния. Её речь статична, хоть и звучит с угрозой. Жаль, Герман не внял до конца её требованиям (про Лизавету), у него были свои цели.
P.S. Наткнулась на одноименный фильм-оперу 1960 г., как по мне, более живой и яркий.
В поведении актрисы читается характеристика, данная Пушкиным: «Графиня не имела, конечно, злой души». Её грудь в волнении высоко поднимается, она тяжело дышит, волнуясь. Поражает взгляд: он выражает не страх, не презрение, а – любопытство. Графиня всматривается в того, кто взывает её к состраданию. В этот момент становится страшно. Но страх вызывает вовсе не Пиковая дама, а Германн. И прозвучавшая далее его фраза: «Старая ведьма! Так я ж заставлю» - звучит как подтверждение мотива для этого страха. Графиня испуганно, по-детски пытается заслониться, как от дьявола, от Германна и умирает. Жест, на который обращает внимание читателей автор «Преступления и наказания»…
Всё это заставляет задуматься. Графини не стало, а Германн пошёл по жизни. В будущее. Захотелось поискать в современной литературе вариации не столько на тему Пиковой дамы, сколько на тему Германна. Образ Пиковой дамы просвечивает и в образе героини повести Л.Петрушевской «Маленькая грозная», и в образе матери в романе Л.Улицкой «Искренне ваш Шурик»…
Пыталась найти функцию "РЕДАКТИРОВАТЬ", чтобы убрать по ошибке загруженное изображение (забыла, что уже была участницей курсов и эмблемка сохранилась)... Как это сделать?
Графиня, конечно, капризна, но в ее капризах нет агрессивности. Скорее это привычка, давно усвоенная. Ее приближенные давно научились вести себя с ней, а страдания воспитанницы не столько от капризов графини, сколько от собственного самолюбия.
Встреча с Германном. Перед нами человек, не теряющий присутствия духа. Она изучающе смотрит на непрошенного визитера и молча назначает ему цену. Такие отношения, когда перед ней проситель, ей знакомы. Легкое смущение вызывает лишь напоминание о былом, с которым графиня ловко справляется, объясняя давнюю историю шуткой. Германн хорошо понял бесполезность мольбы и перешел к угрозе, что для графини оказалось совершенно неожиданным и незнакомым аргументом. Сильное волнение, страх вызвали, наверное, понимание полной своей беззащитности перед чужой волей. Ведь такой ситуации в ее жизни никогда не было. Всегда повелевала и желала она, уверившись в безграничности права на это. Глубина потрясения от открывшейся правды о себе и привела к смерти.
Встреча с призраком. Перед нами не живой человек с эмоциями, умом в глазах, тайными мыслями. Бесстрастность голоса и позы подчеркивают исполнение призраком чужой воли. Во время произнесения второй части послания об условии прощения за смерть, призрак отворачивается к нам спиной. Это не только делит послание на две части, но и делает его вторую часть более загадочной. Важный штрих для зрителя, подсказывающий, что на это место в истории нужно обратить особое внимание.
О дрожащем голосе призрака. Графине не свойственно выполнять чужую волю. Она делает это со страхом. И повелевающие силы страшны, и своя подчиненная роль непрвычна.
Мне кажется, образ графини-призрака - это уже характеристика в фильме не графини, а Германна. Призрак - плод его воображения. Как, впрочем, приём сна в любом классическом произведении. Здесь почему-то Свидригайлов вспомнился с его видениями.
Ольга, разве у Пушкина есть точные указания, что Германну привидиося сон? Нет и конкретных указаний на мистическое явление графини. То ли сон, то ли явь. Интересный прием, несущий дополнительный смысл.
Ну, назовем это видением. Сон в литературе, конечно, имеет более широкие диапазоны, чем в реальной жизни. Я бы рискнула даже сказать, что сон в литературе - это не физиологическое событие, а иное проявление реальности.
Согласна с Вами. Я это и имела в виду: видение, когда рассудок, как правило, "спит". Не случайно сны в литературе - это одно из самых ярких средств психологизма. Или приём предварения. Только в случае с Германном уже, наверное, предварять нечего. Всё уже случилось.