Эхо каких произведений русской классической литературы, помимо пушкинской повести, вы слышите в рассказе Л. Улицкой? В чем особенности голоса писательницы — нашей современницы? Напишите небольшое эссе на эту тему.
Вы здесь
Обсуждение первого моста. Эхо русской классики
14 июля, 2017 - 16:30
#1
Обсуждение первого моста. Эхо русской классики
"Вешние воды" Тургенева, на мой взгляд, перекликаются с рассказом Улицкой. Одно из проявлений злобности - желание "поломать" чужое светлое чувство. И, конечно, подчинение себе других людей, используя их слабости, неопытность, открытость и доверие.
Мне сначала казалось, что Л.Петрушевская и Л.Улицкая настолько разные! Ну как, например, Пушкин и Лермонтов. Оказалось, что между ними столько же общего. Только идут они разными путями к одной цели – разоблачить зло в бытовой, будничной жизни… Правда, Л.Улицкая рядом с этим порой ещё рисует образылюдей, в чьей жизни правят свет, любовь, духовность («Медея и её дети», «Сонечка»). В творчестве Л.Петрушевской таких произведений для взрослых лично я не встречала. Буду рада, если мне на них укажут.
Повесть Л.Петрушевской «Маленькая Грозная» и рассказ Л.Улицкой «Пиковая Дама» как будто дополняют друг друга. Обе героини достигли предела своих желаний. Теперь осталось сохранить власть в маленьком мирке размером в 150 квадратных метров. Героиня Петрушевской готова на всё ради того, чтобы уберечь огромную квартиру от многочисленных родственников. «Жить в покое и на свободе одной в квартире» - вот её цель. Героиня Улицкой точно так же претендует на свободу в пределах квартиры в старом московском доме: свободу капризничать и приказывать («Всё равно будет так, как я хочу»). Маленькая Грозная – жена высокопоставленного партийного деятеля, преподававшая в вузе научный коммунизм. Как нелепо звучит её цель на фоне того, о чём она говорит студентам! Таких нелепостей, парадоксов в произведении немало. Вес образ героини посторен на них. Да и её прозвище – Маленькая Грозная.
Квартиру она отстояла. Но цена этой борьбы страшная. Умирает она в психлечебнице на руках не любимой дочери, а ненавистного сына, с которым боролась. Обращают на себя внимание вкрапления грубой лексики в речь героинь обеих авторов. В повести Петрушевской это и способ характеристики героини (соединение правильной, интеллигентной речи и грубой).
Как не вспомнить в контексте эти произведений Арину Петровну Головлёву (Роман «Господа Головлёвы»)! Того же поля ягода, что и Мур, Маленькая Грозная. Головлёва, как и Мур, любит рассказывать о своих былых «заслугах», то есть о том, как приобретала и богатела. Старшего сына иначе как Стёпка-балбес она не называет. Дочь бежала в город. Средний сын погрузился в мир иллюзий. Порфирий-Иудушка приспособился – тиранит мать. Дом построен крепкий, но семья разрушена руками хозяйки, судьбы детей погублены усилиями матери.
У Л.Улицкой есть, правда, повесть «Медея и её дети». Это мифологическая Медея-наоборот. Главная героиня - антипод Пиковой Дамы. Она полный антипод и Маленькой Грозной. Грозная боролась со своими детьми, Медея принимала в дом и воспитывала, даря любовь, чужих. Повесть «Сонечка» тоже светится изнутри душой главной героини, имя которой отнюдь не случайно. Она человек читающий. Из счастья книжного она попала в счастье реальное, которое оказалось отнюдь, по мысли автора, не иллюзорным. И жизнь – достойная. Возвращение её в старости к счастью книжному подобно возвращению реки в свои берега.
Прозе Л.Улицкой свойствен глубокий психологизм, умение одним словом заставить читателя мыслить. Многие литературоведы склонны считать сложным, не решённым ещё окончательно вопрос о человеке в художественном мире Л.Улицкой, об её авторском взгляде на природу людей. Её творчество – «женская проза», и это вовсе не уничижительная характеристика. Вот её признание: «Да, искусство делится на мужское и женское. <…>. Есть сферы преимущественно мужского интереса, есть области женского. В женском мире большее значение приобретают вопросы, связанные с любовью, с семьёй, с детьми. Для женщин менее важны мужские проблемы борьбы за место под солнцем, карьерные, иерархические».
В поле внимания Л.Улицкой обычный человек и его частная жизнь, сплетённая из ничего на первый взгляд не значащих мелочей, частностей. Избираемые сюжеты позволяют Улицкой высказать крайне важные для неё мысли о «чувстве судьбы», о том, что страдания и бедствия для того и даются, чтобы вопрос «за что» превратился в вопрос «для чего». О голосе совести, наконец, который не всегда слышен и понятен.
-------------------------------------
В 2006 году по повести «Сонечка» моя ученица-одиннадцатиклассница присала работу. Её подруга, прочитав повесть, нарисовала интересную иллюстрацию. Вот она. Это к характеристике стиля…