Выберите наиболее интересную для вас форму прочтения литературного материала (игру, проект, Литературный Вторник, визуализацию) и придумайте свой вариант по творчеству Н.В. Гоголя (игру, сценарий Вторника (по одной сцене), темы проектной деятельности, задания для визуализации).
Вы здесь
Обсуждение четвертой главы. О формах прочтения литературного материала
19 июня, 2017 - 14:05
#1
Обсуждение четвертой главы. О формах прочтения литературного материала
По поэме Гоголя "Мертвые души" мы с ребятами проводили творческую игру: ученики по группам (поделила класс на микро группы) представляли инсталляцию на тему "В гостях у помещика..." Им было необходимо создать интерьер комнаты одного из героев, используя реальные предметы, иллюстрации и т.д. Затем ученики выступали в роли экскурсоводов, в своем рассказе опирались на текст произведения. После выступления группы ребята задавали свои вопросы.
Интересно. Спасибо большое.
Думаю, что интересной формой изучения поэмы "Мертвые души" Н.В. Гоголя будет проектная задача. Варианты названий в зависимости от цели и, соответственно, типов заданий: "Путешествие с Н.В. Гоголем", "В поисках идеи", "Виртуальная галерея или в гости к помещикам".
Мы с ребятами по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" проводили урок-суд над помещиками.Такая интересная форма работы помогла ребятам изучить язык поэмы Гоголя, постичь характеры его персонажей, их речь, привычки, нравы.
Тема занятия: "Эволюция образа "маленького человека" в русской литературе".
Цель: развитие умения видеть типологические черты в литературных героях, со-противопоставляя их.
Задание 1: проложите на литературной "карте" путь, пройденный образом "маленьким человеком" от повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" к рассказу Вячеслава Пьецуха "Наш человек в футляре"
Рассказ В.Пьецуха - подсказка (выход и на чеховского персонажа) и одновременно "диалог" хрестоматийных для школы произведений с современными в читательском мире школьников.
Задание 2: Можно ли Витьку Михальчука (повесть Дмитрия Ищенко "Териберка") поставить в ряд этих литературных образов? К герою какого из них он ближе? Аргументируйте.
М.Эпштейн этот тип в рассказах Чехова не случайно назвал "маленьким человеком в футляре". В итоге возможен резкий, но обоснованный поворот или ответвление в рисуемом "пути", потому что ярче всего, как мне кажется, выглядит трансформация образа классического «маленького человека» в образ с чеховской интерпретацией при сравнении гоголевского Башмачкина с чеховским Беликовым. Акакий Башмачкин — маленький человек, всеми унижаемый и обижаемый, а чеховский Беликов, напротив, держит у себя под башмаком все местное общество. Но в основе обоих типов лежит какая-то «маленькость», выраженная уменьшительным суффиксом в обеих фамилиях.В основе обоих произведений лежит и сходный предметный мотив, выраженный самими заглавиями — «Шинель» и «Человек в футляре»....
Когда-то эти размышления были положены в основу исследовательской работы моей 11-классницей. Теперь эти материалы я регулярно использую на уроках в 9 - 11 классах. А рассказ В.Пьецуха как будто про и для учителя литературы написан... Вывод таков: В.Пьецух продолжает традицию классиков: его «маленький человек» вызывает и понимание, и сочувствие, однако не заслуживает, по мнению автора, прощения за отступничество. Отсюда и ирония в его обрисовке.
По поводу "Териберки"...
В 1999 году издательством «Новое литературное обозрение» была издана полная грусти и сарказма книга литературоведческих эссе Александра Гениса «Иван Петрович умер. Статьи и расследования». Образ умершего хорошо известного каждому школьнику Ивана Петровича – развёрнутая метафора перерождения классического, настоящего писателя в современного беллетриста, завершающаяся выводом о том, что «книга превращается в текст, автор — в персонажа, литература — в жизнь». «Иван Петрович умер» – традиция оборвалась?.. Это не так. Нынешняя выпускница (поступила в "Герцена" на отечественную филологию в этом году), как мне кажется, анализируя поэтику повести и образ главного героя, в своём роде вариацию "маленького человека" одновременно в стиле Пушкина и Гоголя, это доказывает. Этот герой Ищенко - своеобразный синтез и пушкинского, и гоголевского "маленького человека". Как и у Гоголя, это "колебание между эпосом и анекдотом", однако без намёка на мелочность, обнищание души. Душа-то у него как раз огромна (образ "териберкского космоса", в который "шагнул" Витька, увидев пламя).
Есть в Интернете аудио- повести, однако мешает слушать неверное ударение в названии посёлка)
Мы с ребятами в 10 классе проводили суд над Раскольниковым. Но цель была: оправдать героя. То есть наши ученики в роли адвокатов искали из романа аргументы для защиты. А вот по роману "Обломов" Гончарова пришлось трудиться всем по проекту: любимые блюда героев. Своего рода "Кухня" произведения.
По Гоголю и его произведению был проект "Женские и мужские наряды героев".
Проекты предлагаю такие:" Образы умерших крестьян, купленных Чичиковым" у помещиков; " Образы крестьян в поэме Н.В.Гоголя " Мёртвые души"( дядя Митяй и дядя Миняй, Петрушка и Селифан).