Выберите интересную для вас тему и напишите сочинение объемом не более 400 слов.
- Парадоксы петербургского текста русской литературы
- Петербург — «окно в Европу» или окно в Россию?
Выберите интересную для вас тему и напишите сочинение объемом не более 400 слов.
ПАРАДОКСЫ ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕКСТА
Петербургский текст – метафизическая реальность. Выросший из мифа, он продолжает оставаться мифом. Петербургский текст начинался с «Медного всадника», «Пиковой дамы», «Петербургских повестей», «Преступления и наказания», жил в поэзии В.Набокова, О.Мандельштама, И.Бродского и продолжает жить… «И несть ему конца!».
Замечателен парадокс, с которого начался петербургский текст: в нём переплелись мотивы города, «в котором невозможно жить», города-призрака и «блистательной» культурной столицы. Но это тот парадокс уже давно стал хрестоматийным, общеизвестным. На мой взгляд, вписал новое слово в этот текст Николай Агнивцев: Петербург – «гранитный барин», «брезгливо поднимающий бровь ампирный» в ответ на всемирную скачку «за пятаком». Сноб, наверное, воскликнет: и это о «Петра творенье»?!. Манящая сила текстов о Петербурге в этом и заключается: в парадоксальном единстве строгости и иронии. Достаточно хотя бы один раз побывать в первую субботу июля в Кузнечном переулке рядом с музеем Достоевского, поучаствовать в шествии героев писателя или в квесте по роману «Преступление и наказание, чтобы понять: Петербургский текст непредсказуем.
Одно из моих свежих открытий – книга Сергея Носова «Поцелуй Раскольникова» и спектакль театра «Особняк» «ПУШКИН-ПУШКИН, или … кинПушкинПуш». Парадокс описываемых ситуаций, связанных с Сенной площадью и со 100-летием со дня гибели гениальнейшего поэта – не метафизика, а реальность. Хотя и парадоксальная. Иной в Петербурге просто быть не может. Потому петербургский текст под стать своему городу.
Мне тоже хочется поделиться впечатлениями по поводу необычной постановки в театре "Суббота". Там сейчас идет "Спасти камер-юнкера Пушкина" - свежий взгляд на безжизненную традицию "великий поэт". Забавный, живой спектакль. Очень нравится, как наполняются смыслом вечные клише о Пушкине в жизни героя спектакля. Со школьной скамьи герой знает, что после слова «Пушкин» начинаются проблемы – нужно учить стихи, получать за это двойку и врать, отвечая на вопрос взрослых: «Ты что, не любишь Пушкина?». Но «великий поэт» все-таки становится другом уже взрослого героя. В армии они как будто вместе сидят в карцере за чтение стихов. А сослуживцы героя переписывают стихи Пушкина для Гончаровой в свои армейские альбомы. Я восприняла спектакль с позиции школьного учителя, это ведь наша важнейшая задача - оживлять слова учебников.
Но постановка богата смыслами – переплетение судеб и времени, символов и сознания. Этот спектакль делает Черную речку словом в петербургском тексте. Открытием для тех, кто "не любит Пушкина".
Простите: исправляю опечатки (увлеклась).
ПАРАДОКСЫ ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕКСТА
Петербургский текст – метафизическая реальность. Выросший из мифа, он продолжает оставаться мифом. Петербургский текст начинался с «Медного всадника», «Пиковой дамы», «Петербургских повестей», «Преступления и наказания», жил в поэзии В.Набокова, О.Мандельштама, И.Бродского и продолжает жить… «И несть ему конца!».
Замечателен парадокс, с которого начался петербургский текст: в нём переплелись мотивы города, «в котором невозможно жить», города-призрака и «блистательной» культурной столицы. Но это тот парадокс, который уже давно стал хрестоматийным, общеизвестным. На мой взгляд, вписал новое слово в этот текст Николай Агнивцев: Петербург – «гранитный барин», «брезгливо поднимающий бровь ампирный» в ответ на всемирную скачку «за пятаком». Сноб, наверное, воскликнет: и это о «Петра творенье»?!. Манящая сила текстов о Петербурге в этом и заключается: в парадоксальном единстве строгости и иронии. Достаточно хотя бы один раз побывать в первую субботу июля в Кузнечном переулке рядом с музеем Достоевского, поучаствовать в шествии героев писателя или в квесте по роману «Преступление и наказание, чтобы понять: петербургский текст непредсказуем.
Одно из моих свежих открытий – книга Сергея Носова «Поцелуй Раскольникова» и спектакль театра «Особняк» «ПУШКИН-ПУШКИН, или … кинПушкинПуш». Парадокс описываемых ситуаций, связанных с Сенной площадью и со 100-летием со дня гибели гениальнейшего поэта, – не метафизика, а реальность. Хотя и парадоксальная. Иной реальности в Петербурге просто быть не может. И петербургский текст под стать своему городу.
Спасибо. Вас всегда интересно читать.