Вы здесь

2.5. Поэма А. Блока «Двенадцать»: «Без имени святого»

49 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя Polina Lektorium
Polina Lektorium
Лекториум
Не в сети
2.5. Поэма А. Блока «Двенадцать»: «Без имени святого»

Сочетание белого, черного и красного цветов традиционно встречается в похоронных и свадебных обрядах. Как вам кажется, какое значение приобретает это цветовое сочетание в поэме А. Блока «Двенадцать»?

Аватар пользователя Марина Н
Марина Н
Не в сети

У символистов белый цвет – это чистота, начало новой жизни. В поэме «Двенадцать» этому цвету А. А. Блок придал другое значение. Он становится цветом смерти, холода, отчуждения. Красный принято считать цветом любви, тепла, страсти. В поэме – это цвет революционного пожара. Черный цвет в поэме олицетворяет зло, ненависть. Он тесно связан с революционным отрядом: черный ветер, черное небо, черные ремни винтовок, черная людская злоба. У Блока  все три цвета отражают прошлое, настоящее и будущее время. Прошлое предстает в черном цвете, настоящее – кроваво-красное, а будущее - неизвестно, поэтому оно видится в белом цвете.  

Аватар пользователя Евгения
Евгения
Не в сети

Здравствуйте, Марина. Позвольте с Вами не согласиться: у Блока в "Двенадцати" белый - это не только смерть, холод, неизвестность, но и цвет Святой Руси, Невесты, надежда на очищение, спасение, возрождение. Да, через сон, смерть, но именно ВОЗрождение.

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Хорошее обоснование, Марина! Спасибо за Ваше активное участие:))

Аватар пользователя Seraphima
Seraphima
Не в сети

Мне кажется, что белый, красный и черный цвета и их сочетание в поэме символизируют следующие:

Белый цвет наиболее выделен - им поэма начинается и заканчивается - белый снег, снежок порхает, снежный прах, Катькино кружевное белье, и в конце - божий свет, снежная жемчужная россыпь, белый венчик из роз - все это наводит на мысль о некоторой Невинности или о чем-то новом, чистом. Ведь революция изначально подразумевала, что-то вроде обновления, начала, так сказать, с чистого листа (буржуи - это уже прошлое, а значит и вся старая, связанная с ними, жизнь тоже) и многие чистосердечно верили в справедливость того, что делалось. Что интересно, несмотря на все, что описано в середине, в конце поэмы все равно вырисовывается тот же невинный образ (венчик из роз и снежная жемчужная россыпь) Почему-то наводит на мысль о бракосочетании/венчании  - Иисуса и Революции, Веры и Нового.

Черный цвет – черное небо, черная ночь, чернобровая Катька, черные ремни, черный ус Васьки и черная злоба (но здесь я думаю черный использован в качестве заменителя другого слова, например, сильная, жгучая, испепеляющая злоба или глубокая, бездонная, неисчерпаемая, глухая) Если не брать только злобу, то в остальных случаях мне кажется, что черный цвет намекает на неизвестность, на обратную сторону Света, на темноту и необразованность народа, на жгучие животное желание... Например, сидя в санях с Катькой, Васька крутит черный ус – он охвачен желанием к Катьке, но таким пошлым, животным желанием. С точки зрения революции и обновления черный цвет в поэме подчеркивает движущую силу революционного экстаза. Если отождествлять со свадьбой, то это сексуальная страсть. Не зря в поэме упоминается Катька, Васька и Петруха (любовный треугольник) – низменные страсти – вот, что, скорее всего, обозначает черный в поэме. Низменные страсти как подтекст к тому, чем движимо новое начало и обновление.

Красный цвет – этого цвета не так много в поэме, но все же, - Красная Армия, пожар в крови, красный флаг. Красный цвет - это цвет страсти, но еще и агрессии... Когда Блок пишет о развивающемся на ветру красном флаге, почему-то на ум приходит красная тряпка тореадора – что-то дразнящее, что-то, что раззадоривает и заставляет бросаться в драку, задираться и храбриться. Если говорить о венчании/бракосочетании Иисуса и Революции, то есть Веры и Нового или Веры в Новое, то красная кровь и красный цвет может символизировать жертвоприношении или потерю невинности. 

 

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Здравствуйте, Seraphima! Спасибо за развернутый ответ! Вы знаете, меня всегда мучил вопрос по поводу флага, который у Вас ассоциируется с мулетой тореадора. Красный флаг - по цвету красный или просто кровью пропитанный и оттого красный? Как Вы считаете?

Аватар пользователя Seraphima
Seraphima
Не в сети

Здравствуйте, Надежда!

Вы знаете, мне кажется, что красный флаг просто по цвету красный. О крови немного в поэме говорится, и даже когда Катька на снег падает, голова прострелена, ничего о крови на белом снегу нет, НО посмотрите на вот эти слова:

Это — ветер с красным флагом

Разыгрался впереди...

Кто же этот ветер, и почему он играет красным флагом, почему дразнит солдат? Кто этот матадор? Кто разжигает злость? И смотрите: 

Кто там машет красным флагом?

Приглядись-ка, эка тьма!

Кто там ходит беглым шагом,

Хоронясь за все дома?

А еще в поэме есть золотой цвет и есть упоминания огней...  «Traje de Luces» (парадный костюм, буквально — «костюм огней») — это наряд пешего тореро.

В поэме также упоминаются штыки и черные полоски ремней, а у матадора черная полоска галстука (тоненький, на ремень похож). К тому же, коррида - это праздник низших классов.

Да вот и определение матадора - Матадо́р (исп. matador [de toros], букв. "тот, кто убивает"

Если быки - это народ, то кто же матадор? 

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Да, интересно получается! Пыталась вспомнить: связывало ли что-либо Блока и Испанию с корридой - ничего не припомнилось. 

Но почему тогда "хоронясь", и кстати, как Вы понимаете образ "хоронясь за ВСЕ ДОМА" - это как?

И тогда И.Х. становится матадором?

Аватар пользователя Евгения
Евгения
Не в сети

Надежда Валентиновна, заинтриговали словосочетанием "хоронясь за ВСЕ ДОМА":) Вспомнилось из "Поэмы без героя": "Оттого, что по всем дорогам, Оттого, что ко всем порогам Приближалась медленно тень". Что это может означать? Присутствие неведомого ПОВСЮДУ, то, что всех это коснется, войдет в каждый дом?

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Да, согласна, Евгения, образ получается масштабным, повсеместным, с одной стороны, с другой - нереальным, неосязаемым. И еще слово интересное - "хоронясь" - не прячась, не скрываясь, а именно хоронясь!

Аватар пользователя Евгения
Евгения
Не в сети

Хм... Да, и слово это как-то с Христом не очень сочетается...

Аватар пользователя Seraphima
Seraphima
Не в сети

Ну, я думаю не обязательно, чтобы что-то связывало поэта с Испанией. Он мог просто образно мыслить или быть вдохновлен корридой, но описывал он, конечно, происходящее в России, а не в Испании. Просто, писатели народ с воображением, тем более такой символичный и таинственный Блок. Иногда они напишут о чем-то и сами не знают каким образом так вышло. Вот так показалось, пришло в голову, снизошло в виде картинки и все... 

Да, кстати, снова перечитала поэму и меня вдруг озарило! Строки: 

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди...

Черная злоба, святая злоба...

Это не про злобу народа, это про его собственную! Он сначала нарисовал картинку того, что происходит на зимних улицах Петрограда во время революции, а потом вот эти строчки. Это у него злоба на происходящее!

А еще вот интересно, что Блок Русь называет толстозадой - как-то очень не почтительно, но зато как точно! Он описывает низшие слои и низменные страсти, которые разгорелись. Ведь власть народу была отдана. Гуляет народ, все дозволено, все можно.

А Иисус Христос не матадор, я думаю тот, кто прячется за домами – это Зло. Оно и машет флагом как тряпкой перед лицами или, уж тогда мордами, этого самого народа. Ведь ведутся же быки на красную тряпку матадора, ну, вот, и народ на Зло повелся, да во тьме же не разглядишь !

"Хоронясь за все дома"  значит, что Зло вездесуще, но не поймать его не так-то просто, и во тьме не так лего разглядеть, ведь тьма - это и есть Зло.

"Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь." - Маленький Принц

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Seraphima, не совсем согласна  с Вами! Хотя можно и так трактовать! Просто мне кажется, что Блок и Злоба несовместимы! Разве можно назвать Блока черным злобным человеком?  Скорее ему свойственно разочарование, отчаяние, но никак не злоба! Вспомните, даже в 3 томе лирики была боль, огромная безысходная и безнадежная, но не злоба!

А по поводу Зла, которое машет красным флагом и зазывает - и туда идут красноармейцы - очень интересно!

Аватар пользователя Seraphima
Seraphima
Не в сети

Да понимаю, почему не согласны  - Вы романтизируете Блока. Он был хороший парень, конечно, но даже у самых хороших есть эмоции и злиться они тоже могут в каких-то конкретных ситуациях, но не по жизни вообще. Да, Блок не был черным и злобным, но революция в нем могла поднять какие-то глубинные чувства, о которых мы не все знаем. Хотя не буду Вас переубеждать, просто, читая стихотворение, меня озарило. Я увидела буквально к чему и почему он это говорит именно в этом контексте. Надо будет почитать 3 том. Дома нет, в интернете найду.

Да-да, флагом машет именно Зло. В английском есть хорошее для этого слово - Evil - что по звучанию напоминает Devil - Дьявол. 

 

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Задумалась над Вашим замечанием, что я "романтизирую" Блока.. А Вы в чем-то правы! Конечно, ничто человеческое ему было не чуждо, как и нам всем! Вспомнить хотя бы его отношения с Менделевой в поздний период брака:))

Аватар пользователя Seraphima
Seraphima
Не в сети

Два раза опубликовалось Не могу удалить вот это второе сообщение

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Не в сети

Красное - это цвет крови, которой залила Россию революция.

Чёрное - это тот вихрь-революция, который  кружит в Петербурге.

Белое -это символ очищения. Это то, к чему надо стремиться, к чему ведет  Россию Христос.

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

В поэме три основных цвета символизируют три мира: уходящий (белый), наступающий (красный) и ожидаемый (черный).

БЕЛЫЙ мир - это Российская империя, Православие и вера, интеллигентность, Святая Русь, чистота, белый снег, которому, увы, суждено растаять.

В строках поэмы Белый мир представляют следующие герои:
------ "И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос",
------ Писатель Вития:
"- Предатели!
-Погибла Россия!",
------ "Сторонкой - за сугроб...
... невеселый,
Товарищ поп",
------ барыня в каракуле поскользнулась
"И - бац - растянулась!"

Белый цвет автор передает не только с помощью прилагательного "белый", но и другими выражениями:
---- "белый снежок",
---- белый снег,
---- пурга.

В сочетании с белым появляется не единожды и другой цвет: СЕРЫЙ:
---- гетры серые,
---- падаль на снегу,
---- ножичком (лезвие ножа преимущественно серебряного цвета),
---- винтовочки (тоже есть серый цвет),
---- волк голодный.
ТО, белый снег, белая Святая Россия была запятнана революционерами.

Но белая Россия СОПРОТИВЛЯЕТСЯ:
порхает снег - снег крутит - "Снег воронкой завился,/ Снег столбушкой поднялся". Данные выражения напоминают нам Гражданскую войну, революции. Когда белая Россия, белая гвардия, пыталась отстоять свое право на существование.

КРАСНЫЙ мир наступает после свержения Святой Руси. Это настоящее, это революция, Гражданская война, разруха, смерть...
Его герои: большевики, революционный шаг, люди без креста, Петруха, Андрюха, Ванька.

Куда же можно отнести КАТЬКУ? она и "с юнкерьем" раньше ходила, теперь "с солдатьем". Катька стоит между двумя мирами. Она связующее звено. После ее смерти "врата открываются", и большевики приходят к власти.

Девиз красных: "Пальнем-ка пулей в Святую Русь".

Цвета красного мира:
--- "кругом огни, огни, огни",
--- " в красной гвардии служить",
--- "мировой пожар в крови",
--- царапина,
--- "в огневых ее очах",
--- пунцовая родинка,
--- кровушка,
--- красный флаг.

ЧЕРНЫЙ мир - мир, который ожидает Россию в дальнейшем. Его ГЕРОЙ: шелудивый пес. Его цвета:
--- черный вечер,
--- поздний вечер,
--- черное, черное небо,
--- злоба, грустная злоба,
--- винтовок черные ремни,
--- ночки черные,
--- семечки (уж, точно не тыквенные ели),
--- чернобрувушку,

ЧТО ЖЕ ЖДЕТ РОССИЮ????? Окончание поэмы можно представить в виде схемы:

Иисус Христос в белом венчике их роз
/
/
/
12 солдат
/
/
/
Пес

Можно трактовать по разному исход событий. Мои варианты:
1) что выберут солдаты: налево пойти или направо? в поэме не указана четкая траектория их движений. К Иисусу или же к псу, олицетворяющему беса, по-моему мнению. Он идет и смотрит, куда же направляются солдаты. Если они пойдут не по праведному пути, то он предложит им пойти за ним.
2) Русь ждет и первый, и второй варианты. Каждый в свое время.

 

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Здравствуйте, DarWar! Очень интересная трактовка символики цвета - по мирам! Спасибо!

Вопрос по поводу финала: Вы пишите:"что выберут солдаты: налево пойти или направо?" А ведь у Блока дана четкая линия: впереди Иисус, потом 12, а за ними пес. Т.е солдаты могут пойти либо вперед, либо назад, но никак не направо или налево, Вам не кажется? И здесь как раз можно подумать о том, как образуется движение: впереди И.Х. - он ведет красноармейцев вперед - но тогда куда? в какой мир? Или его ведут красноармейцы - тогда на расстрел?

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

Надежда Валентиновна,

спасибо за комментарий.

поразмышляю - напишу ответ.

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

Надежда Валентиновна,

 

1) Вы правы: нужно сказать вперед и назад.

Я "смотрела" на данный "отряд" со стороны. Поэтому у меня и получилось налево и направо.

Правильнее все же - вперед и назад. Пойти вперед к "красной" России или вернуться назад к имперской России.

 

2) И.Х. впереди:

а) "он ведет красноармейцев". Куда? – Интересный вопрос.

Красноармейцы отказались от веры в Бога. Именно отказались. Но И.Х. никогда не откажется от людей, в том числе и от красноармейцев. Поэтому И.Х. идет впереди, чтобы облегчить им страдания в борьбе; подсказать; "дать свет", когда станет совсем темно.

б) "Или его ведут красноармейцы - тогда на расстрел?".

Я с Вами согласна, красноармейцы ведут Иисуса Христа на расстрел. Я об этом даже не задумывалась!) Спасибо за вопрос!)

Они ведут на расстрел царскую Россию, патриархальную Русь, образом которой является И.Х.. В принципе, так и произошло: царская семья убита, самодержавие свержено, белый мир закрыт. 

Аватар пользователя Seraphima
Seraphima
Не в сети

@DarWar Мне кажется, здесь не может идти речи о будущем. Блок, когда писал эту поэму, не мог знать исхода событий ,да и будущего России тоже. Это Вы уже с сегодняшней точки зрения мыслите. Это мы уже знаем, что произошло, а он пока нет. Он пишет о настоящем, о том моменте во времени, в котором он оказался. Он также знает, что было до этого... Он описывает происходящее вокруг и героев того спектакля, который разыгрался у него на глазах. А Катька не может быть связующим звеном. Она была убита. Она уже ничего не связывает. Это раньше она и с юнкерами спала, и с красноармейцами, и вашим и нашим. А теперь придется выбирать и вашим и нашим не покатит... Либо она с теми, либо с этими, но поскольку она БЫЛА связующим звеном, то была устранена, так как мир раскололся на два лагеря. Нет больше связующего звена...  

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

Seraphima, спасибо за комментарий.

Я придерживаюсь следующего мнения: речь о будущем идти может.  Не только Блок, но и другие поэты и писатели, "предсказывали" события, которые произойдут в стране. Поэты даже свою судьбу предсказывали. Этим и ценится классическая литература. 

 

Seraphima, если Вы внимательно прочитаете мой текст, то увидите: Там и идет речь о том, что Катька именно "была". Поскольку цитирую саму себя: "После ее смерти "врата открываются", и большевики приходят к власти".

 

Аватар пользователя Seraphima
Seraphima
Не в сети

DarWar

Согласна про то, что речь может идти о будущем и могут иметь место размышления о нем, НО я не об этом. Я о том, что Блок не мог знать исхода, мог только предполагать или чувствовать! И еще о том, что часто мы судим стихотворения с позиции уже тех, кто в будущем живет. А Вы попытайтесь представить сейчас, что Вас ждет через год? Сможете ли? Да еще так, чтобы по прошествии лет люди говорили, а вот она уже тогда знала, что вот это и это будет вот так-то и так-то и поэтому то-то и то-то... Ведь несмотря на то, что поэты действительно интуитивные люди, описывают они обычно все в настоящем, и есть в их высказываниях лишь проблески будущего. Я считаю, что ошибочно возлагать на поэта провидческое бремя. Он, как и все люди, в основном реагирует сердцем и эмоциями и выплескивает их на бумагу, а предсказания политических событий это уже к политикам и цыганкам.

Про Катьку не согласна. Большевики уже у власти с самого начала стихотворения. Уже разруха, уже ходят со штыками, уже буржуй в прошлом. 

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

Seraphima,

 

Вы либо сами запутались, либо меня пытаетесь запутать. 

Разъясняю свой текст: Автор изображает будущее в черном цвете. У Блока такой "прогноз". 

Что ждет Россию? - это мои размышления. При их формулировании я отталкивалась от текста Блока.

Где Вы увидели отсылку на "цыганок - гадалок"? - Я не знаю. У меня такого не написано.

Относительно "предсказаний": Достоевского считали пророком. Я лично вообще считаю всю классическую литературу пророческой. -  Проверено на себе.

 

"Про Катьку" - Предлагаю Вам остаться при своем мнении. Быть несогласной - это Ваше решение. У каждого свое видение ситуации.

Ничего более к своему раннему комментарию я не добавлю. Я остаюсь при своем прежнем мнении, подкрепленном примерами из текста.

 

Д.В.

Аватар пользователя Seraphima
Seraphima
Не в сети

Дорогая Д В, 

Я не пытаюсь Вас запутать.

Еще раз перечитала Ваше видение и интерпретацию, а также поэму Блока. Блок не делал "прогнозов" - стихотворение написано уже после свершения революции в 1918 году и в разгар гражданской войны. Все уже свершилось и идет разгул голытьбы... 

Должна отметить, что размышления о том, что ждет Россию в основном Ваши, а не Блока. Только в конце стихотворения он рисует гротескную сцену шагающих за И Х солдат, НО это не его "прогноз", а скорее неуверенность в том, что будет. 

Я не говорила о том, что в Вашем тексте есть ссылки на цыганок, я говорила образно о том, что предсказания будущего это скорее к цыганкам, а не вопрос к Вам и Вашей интерпретации текста.

Я также соглашусь, что некоторое писатели, и классические в том числе, хотя мир литературы не ограничивается только классикой, могут претендовать на роль пророков...  

Мне кажется, Вы слишком вцепились в свою трактовку, но как Вы и сказали каждому свое видение. 

Как говорил Фрейд - "Иногда, знаете ли, сигара - это просто сигара." Вот так и с белым снегом и черной ночью. Иногда это просто ночь и снег. ;-)))

Хорошего Вам дня!

Серафима

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

Серафима,

Относительно "вцепились": Автор придерживается своей точки зрения, а не вцепляется в нее. 

Как автор реагирует на комментарии к своей работе? Либо не принимает их и остается при своем мнении. Либо соглашается, то есть "допускает и такое развитие событий". В данной ситуации я выбираю первую позицию. 

Относительно "сигара - это просто сигара": Всё зависит от человека, его мировосприятия и чувственности. Кто-то видит просто "Черный квадрат", а кто-то видит в нем "узоры и зигзаги". 

Д.В.

 

Аватар пользователя Наталь_я
Наталь_я
Не в сети

Александр Блок использует символику цвета для изображения прошлого (черный цвет), настоящего (красный цвет) и будущего (белый цвет) России.

Мне думается, что уникальность России в том, что и прошлое, и настоящее, и будущее одновременно присутствуют на каждом этапе развития.

Символичность данного феномена можно отразить через диаграмму Венна:

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Спасибо, Натяль_я, за снова замечательную схему:)) Но я бы сделала круги белым, черным и красным - и тогда их пересечения будут темно-красными (ведь черная и белая краски не меняют цвет, но меняют тон), т.е. цвет крови! И, мне кажется, это было бы символичным: переход от одного мира к другому - всегда через кровь!

Как Вы думаете? 

Аватар пользователя Наталь_я
Наталь_я
Не в сети

Согласна! так и задумывалось, но технические возможности не позволили :-(

Аватар пользователя Евгения
Евгения
Не в сети

А на пересечении черного и белого круга "появятся" серые гетры Катьки:). И Катька встанет на границе миров - черного Хаоса и белого Возрождения, как проститутка и Прекрасная Дама - два в одном. Хотя с гетрами, конечно, перебор, да простит меня Блок:).

Аватар пользователя Романна
Романна
Не в сети

Чёрный, красный и белый - сочетание цветов боли каждого переломного периода в истории России: любое противостояние - это чёрные штыки, чёрные бушлаты, чёрные автоматы, это красная кровь и светлая вера. И во все времена война облачалась в этот цветовой ансамбль, будь то набег печенегов или мировая война. Любая идея для того, чтобы за ней пошёл народ, должна быть обозначена: цветом, формой, гимном, она должна родиться и стать осязаемой. Школьные уроки литературы поспособствовали формированию такого отношения к символизму, при котором поэт будто заколдовывал жизненные явления в особые символы. Здесь же, в поэме "Двенадцать", я не чувствую надобности "дешифровки", поэма ясна без   раскодировки символов, ясна по-особому; прочтённая, она словно "роднится" с образами бессознательного, большей своей частью пролетая мимо разума...

   

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Спасибо, Романна! Замечательное слово Вы подобрали - "роднится"!!

Аватар пользователя BlackKitten
BlackKitten
Не в сети

Символика цвета очень важна в поэме А. Блока "Двенадцать". Основные, представленные в поэме цвета, это черный, белый и красный. При этом вначале черный и белый цвета постоянно контрастируются (если можно так сказать), противопоставляются друг другу. Это "Черный вечер. Белый снег.", а также черное небо, черный ус, черные ремни винтовок, черная злоба. С другой стороны все черному противопоставляется что-то белое - белый снег, Христос в белом венчике из роз. При этом черный цвет это грязь, преступление. Но черному всегда противопоставляется белое, это та двойственность, что есть во всем. Это то, что твориться в каждой душе, идет борьба зла и добра, черного и белого. Не минует эта тема и поэмы А.Блока. С другой стороны, белый цвет всегда связан с мыслями о том свете. Это что-то неопределенное, мистическое, возможное.

Постепенно в этот контраст черного и белого вкрапляются красные цвета. Красный цвет символизирует кровь. А значит, обязательно случиться что-то плохое, страшное, кровавое! Красный флаг революционеров с одной стороны символизирует победу революции, а с другой кровавое настоящее. Таким образом Блок показывает все стороны революции, от черного прошлого страны и зарождения её, через кроваво-красное чудовищное настоящее, в белое, светлое и прекрасное будущее. 

Хотя мне кажется, что такой эрудит, как Александр Александрович, прекрасно понимал, что кровавым настоящим белого будущего не добьешься, и тогда его цветовые символы можно истолковать иначе. Одно ясно, цвета подобраны не случайно и они важды для трактовки текста поэмы. 

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Здравствуйте, BlackKutten! Спасибо за подробный ответ - замечательный! А Вы думаете, что будущее у Блока "белое, светлое и прекрасное"? Да, у И.Х белый венчик, но из роз, т.е. сродни терновому, символу страдания!

Аватар пользователя Евгения
Евгения
Не в сети

Здравствуйте, Надежда Валентиновна!
Думаю, розы здесь недаром даны именно белыми, как символ духовного мира (ведь красная, а не белая роза - символ крови Христа). То есть инициация (кровь, страдания) прошла, наступает Царство Духа. По идее, этот венец означает, что Христос, который впереди, уведет с кровавого пути "черных апостолов". И Блок ведь действительно надеялся на "светлое" будущее, "свежий ветер" чувствовал (недолго)...
Но ведь здесь все очень неоднозначно. Вместо Христа может оказаться и Антихрист, или оба они вместе - вот еще одна загадка. А вообще мне нравится, как сказал К. Чуковский: "Лирика была мудрее поэта... Он всегда говорил о своих стихах так, словно в них сказалась чья-то посторонняя воля, которой он не мог подчиниться".

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Да, Евгения, согласна с Вами: здесь все неоднозначно! С одной стороны, И.Х. ведет красноармейцев в Царство Духа - и тогда надежда на возрождение! А с другой - он ли их ведет или они его? Ведь у Блока четко нет обозначения! Просто "впереди"! А если красноармейцы с оружием сзади - то ведут ОНИ его, причем на расстрел - и тогда финал трагический! 

И пусть каждый увидит в этом то, что хочет увидеть!

 

Аватар пользователя Ирина
Ирина
Не в сети

Спасибо, что поднят еще один трудный вопрос. Ведь версия с расстрелом (!) Христа - волошинская? Такая отчаянная, яркая. И все-таки хочется возразить: пространственно двенадцать и Христос разведены. Его "надвьюжная" поступь как  подтверждение  его "невидимости". для патруля. Не на расстрел. Только текст от этого не перестает быть трагическим. Красный флаг назван "кровавым" - авторская оценка. Он же, автор, творя красоту последней строфы, максимально разводя рифмующиеся существительные, все-таки сохраняет эту рифму: пёс - из роз - Христос. Что я хочу здесь увидеть? Блока, его позицию. Строфа построена так, что созвучия невидим - невредим, надвьюжный - жемчужный все-таки "оттесняют" сниженное слово "пёс", а в выбеленном финале "Двенадцати" акцентно, сильно, на выдохе звучит "Исус Христос". Как бы Блок впоследствии ни комментировал этой "точки".

Аватар пользователя Евгения
Евгения
Не в сети

Согласна с Ириной: версия Волошина очень интересна. Я тоже сомневаюсь, что его ведут на расстрел. Мне кажется, больше похоже на то, что они присматриваются, выслеживают, стреляют (как и говорил Волошин, да и по тексту), но вот непонятно в кого. И версия тех, кто считал, что Блок просто плохо разглядел этого "кого-то" (ведь там и вьюга, и ночь), который мог оказаться кем угодно - маской, самозванцем - мне видится несколько более вероятной, чем расстрел (по крайней мере, по тексту). Хотя Блок писал: "...именно Он идет с ними, а надо, чтобы шел Другой". Возможно, здесь надо искать вовсе не то, что хотел сказать Блок, а то, что "посторонняя воля" хотела сказать его словами? Иначе говоря, он передал НЕЧТО, увиденное им, не имея возможности дать этому объяснение?

Аватар пользователя BlackKitten
BlackKitten
Не в сети

Добрый день, Надежда! Нет, я не считаю, что будущее у Блока "белое, светлое и прекрасное", как раз наоборот! А "белое, светлое и прекрасное" это то, чего ждали революционеры. Блок же только вводит эту надежду на прекрасное будущее в свою поэму.

Аватар пользователя Ika
Ika
Не в сети

В поэме Блока "Двенадцать" три основных цвета: чёрный, белый и красный. Белый-чистота, духовность; черный - зло, смута, смерть, пустота, темный мир; красный - цвет революции, кровь, огонь. Чёрный и белый цвета противопоставлены в поэме: "Чёрный вечер - белый снег". Если чёрный - это цвет греха и лютой злобы, то белый связан с разгулом стихии, с вьюгой, ветром и снегом. А вот красный цвет -  цвет крови, "мирового пожара", цвет "красной гвардии". . Цветовая гамма отражает время. Черный - плохое, страшное прошлое, красный - кровавое настоящее, белый - светлое будущее. Поэт надеется, что Россия из черной преобразится в белую. Именно потому во главе идет Христос «в белом венчике из роз».

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Здравствуйте, Ika! Спасибо за Ваш ответ, образный и подробный! 

Аватар пользователя Вера Квантре
Вера Квантре
Не в сети

Основные цвета в поэме «Двенадцать» — черный и белый. Черный вечер. Белый снег. Черный цвет символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту людей, которые отреклись от всего, что было для них свя¬тым, над ними — «черное, черное небо», в груди — «черная злоба, святая злоба».И тут появляется еще один цвет — красный. Он сим¬волизирует революцию, изменения. Но очень часто в поэме вместо красного появляется цвет «кровавый», который свидетельствует обо всех тех жертвах, которых тре¬бует разрушение старого и построение нового мира. Надежда об изменении, очищении людей с «черной злобой» в груди овоплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег, падающий на город, сопро¬вождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг.

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Здравствуйте, Анонимус! Очень хороший, развернутый ответ, спасибо!

Вы пишите, что белый снег, падающий на город, все обновляет вокруг. Я бы согласилась с Вами, если бы снег действительно падал, такое легкий и пушистый. Но у Блока не просто снегопад, у него вьюга, метель, которая закруживает, запутывает, сбивает с ног! 

Аватар пользователя Анонимус
Анонимус
Не в сети

                 Цветовая символика поэмы Блока «Двенадцать» 

         

            Черный

 

             Красный

       Белый

     Низкое

     Старое

     Ложь

     Зло

 

      Высокое

       Новое

       Правда

       Добро

    Прошлое

      Настоящее

    Будущее

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Не в сети

 Чёрный вечер. Белый снег. Белый венчик из роз на челе Исуса. Красный флаг. КРАСНОгвардейцы. Бубновый туз. Кровь Катьки. Мировой пожар в крови. 

 Чёрный = страшный. Белый = цвет очищения...  Через красный?.. Не верится. Не хочется!

  В контексте современности в этой гениальной поэме А.Блока начинаешь прочитывать нечто такое, что для автора "Двенадцати" было лишь предчувствием.

Аватар пользователя Emily Deshanel
Emily Deshanel
Не в сети

В поэме "Двенадцать" изображается революционная Россия, её раскол на старое и новое время. Эти две составляющие символизируются чёрным и белым цветом. Такой контраст подчёркивает противоречие между ними. Красный цвет символизирует кровь, жертвы, ведь без этого обновление мира невозможно.

Аватар пользователя Юлия_К
Юлия_К
Не в сети
 
 

Черное небо, черная злоба, черны ремни у винтовок и одновременно черные ночи, которые Петруха проводит со своей чернобровой зазнобушкой. Если  сказать, что зло - это отсутствие добра, а чернота - это отсутствие света, то черный цвет видится символом всего ужасного, темного, что поднимается со дна человеческой души при таких потрясениях, как революция. Мир, словно сходит с ума, выворачивается на изнанку и на поверхность, несмотря ни на какие светлые идеалы и цели, которые ставит перед собой революция, всплывает неизменно все самое страшное и черное. Наступает "свобода без креста", свобода без каких-либо нравственных ограничений. Эта "свобода" приводит к крови и жертвам, что и символизирует красный цвет. А заканчивается все смертью: "Вскрутился к небу снежный прах", а вслед за ним и Катька лежит как падаль на снегу.

Три цвета словно показывают три "подарка" революции - злобу, кровь и смерть.

 
Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Здравствуйте, Юлия! Спасибо за Ваш комментарий! Вы верно указываете, что у Блока белый цвет означает  не только чистоту (как у Прекрасной Дамы), но и смерть, пустоту