Просмотрите фрагмент мультфильма «Осень» Андрея Хржановского (30.08 – 33.30), снятый с использованием рисунков А.С. Пушкина и по мотивам его произведений
Помогли ли Вам образы художника-мультипликатора Андрея Хржановского, музыка Альфреда Шнитке и чтение Сергея Юрского открыть для себя что-то новое в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»?
Вы здесь
1.4. «Медный всадник» А.С. Пушкина
1 апреля, 2015 - 17:47
#1
1.4. «Медный всадник» А.С. Пушкина
Мультфильм гениальный! Просмотрела не только рекомендуемый кусочек ,но и весь фильм. Предложу свою интерпретацию поэмы Пушкина.
Мне кажется, что Медный всадник собственно не о Евгении и его несбывшихся мечтах, а о противопоставление величия мечты, человеческой дерзости и созидания созидательным и разрушительным силам природы. Медный всадник олицетворяет дерзость и величие задуманного одним человеком, то есть Петром Первым. Он дерзал мечтать, и мечты его были велики. Величие его воплощенной в мраморе и камне мечты, то есть города на берегу Невы, противопоставлены стихии, природе. Ведь природа - это самый дерзкий творец и мечтатель. Что может быть выше и величественнее? А вот Петр решил состязаться с ней и, в общем-то, преуспел. После наводнения город остался незыблем - и львы, на которых сидел Евгений во время шторма, и колонны, и дворцы, и сам медный всадник. Все уцелело. А вот хрупкая и довольно обычная мечта Евгения - нет. Да, в общем-то, и мечта его была маленькой, непритязательной и неоформленной, - так, фантазия обывателя, не прошедшая испытания грозными силами природы.
В мультфильме обратила внимание на символичность плавающих в Неве статуй – сила природы и её творения (шторм, наводнение, волны и река) и рукотворные классические творения человеческого гения. Оба воплощения не исчезают, а оставляют след после себя, оба запоминаются и вызывают восхищение.
Серафима,
Вы пишите, что сам всадник уцелел, и Петр преуспел в ходе состязания с природой.
Как же быть с выстрелом и поднятыми в верх копытами Медного всадника, разбитым стеклом и одинокой лошадкой? И Евгения, который сидит вместе с Парашей и смотрит на непогоду?
Может быть, как в сказке: маленький человек победил стихию, а злой всадник наказан? :)))))))))))))))))))
Как Вы думаете?
Д.В.
Здравствуйте, Seraphima! Абсолютно с Вами согласна: и об этом поэма тоже:)) Кстати, у Хржановского есть еще 2 мультфильма с рисунками А.С.Пушкана - : «Я к вам лечу воспоминаньем…», «И с вами снова я…» - тоже заслуживающие внимания!
Здравствуйте, Надежда! Я обязательно эти два мультфильма посмотрю. Мне вообще мультфильмы нравятся, а этот просто чудо профессионализма, во всех отношениях.
Если бы меня попросили привести пример визуализации текста, я бы продемонстрировала мультфильм «Осень» Андрея Хржановского. Единство озвученного текста произведений А.С.Пушкина С.Юрским, графики рисунков А.С Пушкина художника Г.Аркадьева и музыки А.Шнитке. Автор Андрей Хржановский блестяще владеет языком мультипликации.
М/ф смотрела несколько раз и каждый раз обращала внимание на все новые детали. Не сразу поняла ироничный тон исполнения Юрского, мне по душе более лиричное звучание. Но, вероятно, описание жизни поэта - творчество, отношения с властями, бытовые заботы и хлопоты - в интерпретации самого поэта звучало бы именно так.
Рекомендованный к просмотру фрагмент м/ф ближе к окончанию, а до него картины природной стихии. Восприятие уже подготовлено и даже ожидает появление плавающих в Неве статуй - пик "насмешки неба над землей".
Мульфильм помог мне все расставить по местам: в поэме "Медный всадник" отражен феномен русской жизни - и не только прошлой.
Здравствуйте, Наталь_я! Разделяю Ваше восхищение мултфильмом:)) А не могли бы Вы прокомментировать "Треугольник" (если Вас не обидит такое название). Мне не очнь понятно, почему Вы разместили на одном уровне Евгения и природную стихию? Разве они равноправны???
Да, всякая схема условна (. В центре Русская жизнь, а по сторонам равностороннего треугольника размещаются Воля роковая, Природная стихия и Евгений (простые люди). Перечитываю ваш вопрос с тремя вопросительными знаками ))). А что такое природная стихия, если в нее не вовлечен человек???
Да, согласна, человек - часть природы. Но все же человек ей не управляет, как ни пытался:)) И об этом поэма Пушкина. Человек слаб и ничтожет перед стихией! Возможно, я неправильно поняла Вас и меня сбило с толку слово "стихия". Если же иметь в виду просто природу, то все складывается.
Вы правы: всякая схема условна:) Но, знаете, Ваша схема интересна тем, что ее можно поворачивать (это же равносторонний треугольник) - и тогда в один момент жизни главенствовать может Рок, в другой - природная стихия, а иногда и сам человек. А центр - жизнь - всегда останется центром!
У Пушкина, бунт бедного Евгения оказывается сродни природной стихии... да он слаб,но уже предрекает то, что мы увидим в поэме Блока "Двенадцать".
Посмотрев данный фрагмент я задумалась о том страхе, что навевала стихия на людей, всё, что было величественно - статуи, здания, все может сгинуть в миг, но нет ничего ценее жизней человеческих. Их сметало потоком воды, простых людей. Простых людей всегда сметала с ног и многих затягивала в пучину история. Не смотря на ценность человеческой жизни, эта ценность меркнет пред великими свершениями богатых и знатных людей. И простой человек задумывается о глобальных вещах, есть те кто сопереживает всему что происходит, ищет справедливость, переживает за всё невежество, что происходит сегодня, но роль маленького человека не велика. Если даже самых сильных мира сего порой сносит поток жизненных событий, что же может сделать простой человек? Единственное, что может сделать маленький человек - это жить и процветать духовно и стремится к благополучию, воспитывать культуру. Это то что может маленький человек и в совокупности всего народа, роль маленького человека становится важной. Ах если бы воспитать внутренюю культуру у нашего народа. Да и правители нынче не столь велики как Петр.А порой думаешь не поглотит ли тебя река жизни, но борешся! И сегодня как и всегда жив конфликт глобальных целей и простого человеческого счастья.
Спасибо, Альвиса! Глубоко!
Что тут скажешь... В только отчасти петербургском тексте "Капитанской дочки" Пушкин задумался о том, что ВЫ, Альвиса, написали... Человек может потоке исторической стихии, которую мы все в большей или меньшей степени претерпеваем, как и природную, попытаться остаться человеком и из недоросля Петруши стаь Петром Андреевичем Гриневым. Спасибо Вам за ваши работы.
Альвиса, как Вы считаете:
Может быть , простому человеку стоит попробовать удержаться на ногах и подняться на ступень выше?
Ведь мир принадлежит трудолюбивым.
Может быть, он не должен сидеть как Евгений и гнаться за пизраком? Так ведь можно сойти с ума, как герой, и остаться у разбитого дома в одиночестве.
Может быть, стоит побороться за свое счастье?
Д.В.
Видеоряд использованный в мультфильме "Осень" Андрея Хржановского несомненно помогает понять и наиболее верно представить себе образы, которые хотел передать в своих произведениях Александр Сергеевич. Иллюстрации стихии в сочетании с голосом Сергея Юрского и музыкой Альфреда Шнитке заставляют переживать моменты из поэмы соввсем по-другому. Если просто читая текст я представляла себе все отдаленно, как что-то происходившее когда-то давно и далеко, то просмотр данного видео заставил меня пережить все заново, при этом ставя себя в гущу событий. Чувство безысходности и невозможности противостоять стихии, переживаемое главным героем поэмы, охватывает и тебя. А эмоцональное переживание чужой проблемы как нельзя лучше помогает её понять и разобраться в ней.
Мне посчастливилось увидеть своими глазами наброски и черновики Александра Сергеевича в Музее-квартире Пушкина в Одессе, и мне кажеться, что публикация иллюстраций самого поэта может значительно улучшить понимание его произведений. Каждая вещь пушкинского времени, представленная в экспозиции музея, переносит в мир пушкинских образов, передает дух времени, настроение поэта. Поэтому в образовательном процессе видео как это должны присутствовать обязательно!
Здравствуйте, BlackKitten! Совершенно с Вами согласна: визуализация, бесспорно, помогает! Правда только в том случае, если она талантлива!
Спасибо большое за фильм. Посмотрела с удовольствием. Слушая музыку Альфреда Шнитке, погружаешься в атмосферу того времени. Прекрасно сочетаются в мультфильме музыка и чтение С. Юрского, которые помогают глубже представить себе образы.Обязательно буду использовать видео в своей работе.
Светлана, здравствуйте! Судя по всему мы коллеги! Я очень рада пообщаться!
Посмотрите и другие мультфильмы Хржановского... Не всегда понятно: то ли режиссер-мультипликатор оживляет пушкинские рисунки, то ли сам пушкин оживает в его мультфильмах. Я рад, что удалось познакомить Вас и других наших участников с творчеством одного из самых интересных наших мультипликаторов.
Анимационное кино для меня всегда образец искренности. В нем нет авторской игры. Только музыка, текст и картинка. Чистая эмоция. В мультфильме «Осень» ожили пушкинские рисунки, стихи заговорили голосом С. Юрского, а настроение создала музыка А. Шнитке. Я с большим удовольствием посмотрела весь мультфильм, т.к. для меня важен контекст, смысловая идея. Жаль, что как-то ранее он прошел мимо меня. Прониклась режиссерской идеей показать двойственность поэта: то он красив, статен, богат, молод; то одинок, мал ростом, суетлив. Ко мне в душу так же как к поэту закралась тревога и леденящий холод. Почему-то ранее пушкинская осень у меня ассоциировалась только со строчками «очей очарованье», а здесь дождь, темень, ветер, стихия…
Во фрагменте, посвященном «Медному всаднику», я увидела необузданную стихию, рок. Диссонансом звучали строки: «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия», а в кадре – голова статуи уходит под воду и воет ветер. Зябко, тревожно, мрачно…
Да, Марина, согласна с Вами: мультфильм многомерный и многогранный!
Спасибо!
Я очень рад, что Вы, Марина, как и многие другие посмотрели весь фильм, а кто-то и другие фильмы, о которых напомнила Надежда. Я давно люблю Хрыжановского и меня всегда поражало, как он умеет спрессовывать и без того "плотные" пушкинские образы, как с помощью гениальной музыки А.Шнитке и не менее гениального чтения С.Юрского он в нескольких кадрах и "обрывках" текста умудряется передать зловещую и трагическую атмосферу "Медного всадника".
Марина, очень "чуткое" понимание мультфильма:)
Большое спасибо за оценку. Честно признаться, я совсем недавно открыла имя мастера анимационного кино Хрыжановского. А, может быть, время пришло понять и осознать философию его совсем недетких мультиков.
Чудесный мультфильм! Пушкин предстаёт не только живым, не только поэтом, но и частным человеком, цельной личностью. Не только «гением поэзии», но «поэтом обыкновенного человека». Три философских «стержня» - стихи в фильме: «Сбились мы. Что делать нам?», «Плывёт!.. Куда ж нам плыть?», «Я понять тебя хочу. Смысла я в тебе ищу», дополненные чудесной музыкой, рисунками и актёрским чтением, убеждают в том, что стихи Пушкина – это очень простой, легко выполнимый моральный кодекс человека, мечтающего быть счастливым и порядочным одновременно.
Не желаешь лицемерно приветствовать в день открытия Александровской колонны виновника торжества – уезжай по своим делам дней за пять из города.
«Счастье – лучший университет». Об этом же потом напишет Чехов в одном из рассказов «маленькой трилогии»: «У двери каждого счастливого человека должен стоять человек с молоточком…». В счастье человек часто забывает о терпящих горе…
Поэма "Медный всадник", на мой взгляд, вписывается в этот контекст. Быть счастливым самодержцем, созидающим новое государство, и порядочным человеком одновременно, увы, очень трудно. Поэтому и предстаёт Пётр I перед нами как человек и как "кумир". Обыкновенное счастье частного человека "кумиру" неведомо, ибо, по словам друга Пушкина, "человек мыслящий думает о будущем", а не о счастье личном.
Разрешение конфликта идеи государстенного благополучия и идеи благополучия частного человека ("маленького"), увы, невозможно. Но Пушкин твёрдо уверен в том, что "беда стране, где раб и льстец одни приближены к престолу".
Интересна в связи с этими размышлениями глава в учебнике для 10 класса (В.И.Сахаров, С.А.Зинин) - "Поединок двух всадников". Теперь, кроме проблемного вопроса по этой главе, обязательно буду давать своим 10-классникам задание по мультфильму А. Хржановского.
Да уж: Пушкин! И вправду – "несть ему конца»! «Живых надеждою поздравил» - вот что ценнее всего.
Анонимус,
Вы очень подробно вскрыли основные линии мультфтльма.
Теперь из-за Ваших первых абзацев мне сильно захотелось посмотреть мультфильм целиком:))))))))))))))
Жду с нетерпением свободного часика)
Здравствуйте, Анонимус! Читая Ваше высказывание, поражалась широкому ряду литературных ассоциаций, редко встречающемся в наше время. Дойдя до предпоследнего абзаца - поняла, в чем секрет:)) Здравствуйте, коллега! Я очень рада, что Вы заинтересовались нашим курсом!
Добрый вечер, Надежда! Ваши курсы - находка для учителя. Спасибо! По лекциям повторяем сейчас с 11-классниками материал к экзамену. Какие-то идеи они мне дают для выполнения заданий. самой успеть трудно.
Державина люблю давно. Летом познакомилась с прекрасным экскурсоводом в усадьбе - музее Державина на Фонтанке. Столько узнала! Спасибо за подвижничество, коллеги!
Евгений жив!
Перед нами мысли в слух человека, который только что прочитал "Медного всадника" и остался недоволен победой стихии над маленьким Человечком.
Он смотрит в окно: "Погода у нас портится. Кажется, осень наступает не на шутку... Не худо бы, если вдруг въехала во двор карета. А в карете сидела бы" Параша с Евгением. "Смотрю в окошко и думаю".
Читатель надеется на "авось". Вдруг Евгению смогло бы повезти. Авось карета с героями проскачет по волнам и удержится от сильно дующего ветра. Авось Евгений отыщет буй в виде закупоренной бутылки, взберется на него и отправится на другой берег к своей возлюбленной. Авось сам Петр утонет с головой.
"Люблю тебя, Петра творенье", - читает недовольный железный голос. Всадник не утонул. Он скачет дальше.
Евгения уже ждет на том берегу Параша, протянув руки навстречу любимому. Сквозь дождь и волны Евгений пробирается к любимой. Они вместе сидят на возвышенности, и волны им нестрашны.
Окно Зимнего дворца разбивает открытый гроб. За кем приплыло "судно"? Точно не за Евгением.
Сквозь ливень виден крест. И сзади него прогуливается лошадка. Чья это могила? Точно не Евгения.
Всадник скачет. Выстрел останавливает его на скаку. Конь, подняв копыта, подает и превращается в одинокую лошадку, потерявшую своего хозяина.
Всадник мертв.
Евгений жив и счастлив с Парашей.
Нева успокоилась. Дождь закончился. Посветлело.
Андрей Хржановский переписал книгу. Добро восторжествовало над злом.
А также данный фрагмент напоминает свержение самодержавия. Не зря автор мультфильма изображает открытый гроб и разбитое окно. Похоронено самодержавие, патриархальная Русь. Дожди и поднятые волны символизируют революцию.
Помогли ли мне образы художника-мультипликатора Андрея Хржановского, музыка Альфреда Шнитке и чтение Сергея Юрского открыть для себя что-то новое в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»? Не знаю. Я увидела в этом фрагменте метафору взаимоотношения поэта и человека Пушкина со светским Петербургом. Как, при его бешеном темпераменте, он мужественно противостоял задувающей свечу его жизни и творчества стихии (а он - несмотря ни на что: "Люблю тебя, Петра творенье!.."), как красиво и спокойно-уверенно, гордо и честно скакал он с копьём наперевес навстречу лжи и грязи, льющейся на него вселенским потоком, но ничего не могущей с ним сделать. Не могущей! Ничего. Как бы ни было ему невыносимо и одиноко (так же, как сидящему на тонущей в бурю колонне и - потом - уткнувшемуся на парапете в колени и опустившему плечи несчастному какому-нибудь Евгению). Не могущей до тех пор, пока, разъярённая, она [стихия] не применила безапелляционное средство всех подлецов и черни - убийство. И - всё остановилось. И движение рисунка, и движение музыки. И упал снег забвения. Но "видАла, вИдела дЕвица коня твоего" (и не забудет!) - грудной, сердечный голос самой России скорбит и плачет о том, что "не вынесла душа поэта", по-человечески, увы! - не смогла вынести. Как разбушевавшаяся стихия, вызванная Петром - и будто под его началом (его вздыбленный конь с огромными копытами - антитеза благородной пушкинской лошадке), - уничтожив любовь и душу бедного Евгения, в итоге убила его самого - так хтонически-чёрные силы в итоге всё же убили Пушкина. Пушкин - в чём-то Евгений. И его (их обоих) очень жаль...
Мультфильм Андрея Хржановкого заставил меня по-новому взглянуть и на Пушкина-поэта, и на Пушкина-человека.
Творчество солнца русской поэзии всегда было мне близко. Подозреваю, что не только я одна находила и продолжаю находить в его произведениях душевную усладу, отдых для воспаленного сознания. Александр Сергеевич всегда казался мне неким добрым гением, без труда достающим из рукава бесчисленные мысли, уже загодя обернутые в парчу метафор и атлас рифмы. Разумеется, Пушкин, как и любой другой человек, в своей жизни испытал не только счастье и веселье, но и боль, и разочарование, и грусть, и глубокую печаль и, наверное, прочувствовал это сильнее многих, раз его переживания и размышления нетленными дошли до его потомков. Однако мне сложно было воспринимать его как простого человека. Благодаря «Осени» Хржановского я впервые смогла рассмотреть Пушкина-человека в Пушкине-поэте. Этому во многом способствовали цитаты и рисунки из дневников Александра Сергеевича (не могу не восхититься этой идеей). И за это огромное спасибо всем создателям «Осени».
Что касается «Медного всадника», то не могу сказать, что, посмотрев мультфильм, я открыла для себя нечто новое в этом произведении. Оно само по себе сильное и самодостаточное, а поэтому не нуждается в создании дополнительных звукового и зрительного фонов. Атмосферная музыка Альфреда Шнитке, голос Сергея Юрского и силуэты статуй, тонущих в бушующей Неве, безусловно, создают определенное настроение и влияют на восприятие произведения, но они также мешают созданию собственных образов. Каждый человек воспринимает этот мир по-своему и каждый видит разные грани. Поэзия не исключение, напротив, это ярчайший пример этой аксиомы.
С большим удовольствием посмотрела фильм. Его невозможно перессказать- это живая поэзия. Кажется, что сам Пушкин присутствует в кадре- комментирует свою жизнь, шутит, пишет письма... Рукописи, рисунки поэта оживляют его. А актер Сергей Юрский, читающий стихи и прозу поэта замечательно «сыграл» его образ. Что касается музыки Альфреда Шнитке, то она глубоко погружает нас в атмосферу того времени...
С большим вниманием и удовольствием просмотрела мультфильм Андрея Жановского . Впечатление мультфильм произвел большое, конечно, это заслуга не только мультипликатора, но и композтора Альфреда Штерна, и Сергея Юрского. Очень детально переданы некоторые нюансы жизни великого гения. Я очень пожалела, что не знала о существовании этого мультфильма раньше, с удовольствием бы использовала его во время занятий. Спасибо Вам огромное!
Пушкин — живой, мудрый и гениальный — таким он видится в мультфильме Хржановского. Удивительно точно написан Хржановским сценарий, выстроена внешняя, сюжетная и внутренняя, смысловая и эмоциональная драматургия. Все это создает образ Пушкина, который не только создан режиссером и драматургом, но и «сыгран» актерами Сергеем Юрским и композитором Альфредом Шнитке, «оживлявшим» его автопортреты.
Мультфильм Хржановского позволяет оказаться непосредственным героем действия и глубже почувствовать переживания как автора, так и героев. Но такое произведение как "Медный всадник" хорошо понимается и без экранизации. Поэтому я считаю ключевым моментом в удачной постановке поэмы наличие "живого" Пушкина. Таким образом даётся оценка действия Пушкиным не только как автором, но и как человеком.
Безусловно, мультфильм Андрея Хржановского "Осень" помогает глубже прочувствовать многие лирические произведения А.С. Пушкина, поэма "Медный всадник" не исключение. Единство музыки Альфреда Шнитке и чтения Сергея Юрского создает невероятную атмосферу. Атмосферу тонко чувствующей души поэта, способной передать и личностную трагедию человека, и волнение мятежной стихии.
Пытаюсь понять, как это сделано. Последний фильм в трилогии Хржановского. Завершение рассказа о Пушкине через сцену с наводнением из "Медного всадника". Осенний дождь превращается в гибельную водную стихию. Стихия музыки Шнитке. Море цитат. Выстрел в вечно скачущего Пушкина. Он тоже стихия. Убили Пушкина - кончилось наводнение. "Ему было за что погибать у Черной речки..." "Странное сближение" судьбы поэта и его героя через гибель обоих. И через мечты о счастье, которое "лучшие университеты". Кто убивает Пушкина? В версии Хржановского убийца не показан. Маленький и неожиданный пистолет посреди экрана. Что убивает Евгения? Отсутствие Пушкина. Некому жалеть "маленького человека", некому жечь свечу, некому любить "Петра творенье" в его державности. Поразило больше всего чувство обреченности как человека, так и города.
Ирина, спасибо за столь интересный комментарий. "Убили Пушкина- кончилось наводнение" и "Что убивает Евгения? Отсутствие Пушкина," - эта линия очень хорошо отражает, как мне кажется, мысль Хржановского.
Надежда, спасибо за отзыв! Отвечая, подбирала слова для "некому любить" Петербурга, боялась обидеть.
Неужели Пушкин - единственный, у кого "ЛЮБЛЮ тебя, Петра творенье!.."? А у других "люблю, НО..."? Очень хочется разобраться с помощью Вашего курса, так ли это.
Ирина, Ваши размышления очень заинтересовали. Правда, мне кажется, у Пушкина всё-таки тоже "ЛЮБЛЮ, НО..."
А может, у Агнивцева "Люблю" без "но"? :)