Вы здесь

Обсуждение первого моста. Явление графини

6 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя Настя
Настя
Лекториум
Не в сети
Обсуждение первого моста. Явление графини

Перечитайте эпизод явления графини к Германну после ее смерти. Графиня утверждает, что пришла не по своей воле. Подумайте, по чьей воле открывает она Германну тайну и какой мотив усиливает Пушкин с помощью этой детали. Напишите небольшое эссе на эту тему.

Аватар пользователя Ирина
Ирина
Не в сети

Послание Судьбы ("Пиковая дама" А.С. Пушкина)

Бежит туда, где ждет его
Судьба с неведомым известьем,
Как с запечатанным письмом.
А. Пушкин. "Медный всадник"

Метафорой жизни, описанной автором в повести, становится популярная карточная игра Фараон. Компания молодых людей из первой главы, проводящих ночь за карточным столом, характеризуется терминами из этой игры. Одни играют мирандолем, не поддаваясь соблазнам, другие рискуют, ставя на руте. Впрочем, как проигрыш, так и выигрыш не объясним ни законами логики, ни правилами игры. Главный герой повести Германн, страстный игрок в душе, не играет совсем, при этом пристально наблюдая за чужой игрой. Что дает ему это наблюдение? Иллюзию переживания выигрыша и проигрыша? Помня о главной метафоре повести, можно предположить, что он не играет и не живет своей жизнью. При этом Германн чувствует необходимость упрочить свою независимость и имеет нужду в покое. Что вполне понятно при наличии пылкого воображения и сильных страстей. Этим свойствам характера Германн противопоставляет расчет, умеренность и трудолюбие. Таким образом, перед нами человек с сильнейшим внутренним конфликтом. Усвоенное, скорее всего от отца, благоразумие, видимо, с трудом сдерживает внутренний накал страстей. И понятно, что рано или поздно подавляемая природа страстей с яростью долго сжимаемой пружины вырвется на волю. А единственный способ снять это напряжение - усвоить истины более высокого порядка, чем переданная вместе с небольшим капиталом немудреная философия отца. Услышав анекдот о трех верных картах, Германн пытается рассуждать здраво, но хватает его не на долго. Затем в действие вступает некая неведомая сила. Именно она влияет на развитие дальнейшей фабулы жизни нашего героя. Германн оказывается около дома старой графини, видит Лизавету Ивановну и эта минута, по замечанию повествователя, решает его участь. Фраза интересная. Вспоминается незаконченное произведение Пушкина "Участь моя решена. Я женюсь...". Благодаря намеку, неведомая сила обретает название - сила Судьбы. Странными, необъяснимыми, нелогичными тропами ведет она своего героя. Что впереди - не известно. Но вот что удивительно: Германн не становится безвольной щепкой в бурном потоке Судьбы. Он каждый раз принимает то или иное решение, определяющее дальнейшее развитие событий. В сцене свидания с графиней открывается понимание героем увлекшей его мощной силы. Умоляя открыть тайну, Германн упоминает демонские усилия и дьявольский договор, заявляет, что готов взять предполагаемый грех графини на свою душу и даже сознательно вовлекает в эту ответственность своих будущих детей, внуков и правнуков. Перед нами ужасная сцена торга с силой Зла. Свидание заканчивается смертью графини и ужасом Германна от невозвратной потери тайны. Он рассказывает о случившемся Лизавете Ивановне и открывает настоящую причину своего присутствия в доме. Потрясенная рассказом, девушка называет его чудовищем. Ах, Лизавета Ивановна! Не смогла она сказать Германну слов любви, а сказали вместо них слова осуждения. И это не только стало приговором Германну, но и себе самой. Поразительно прощание героя с девушкой. "Он пожал ее холодную, безответную руку, поцеловал в наклоненную голову и вышел". Этот странный поцелуй, скорее бессознательный, как невесть от куда взявшийся лучик нежности, удивительным образом говорит о чем-то весьма возможном. А Германн, спускаясь по тайной витой лестнице, снова впадает в чувствования чужой жизни, представляя крадущегося к своей возлюбленной молодого счастливца былых времен. И это в то время, как его собственное счастье осталось им не замечено.
Далее мы узнаем о муках совести, но отсутствии раскаяния, о множестве предрассудков и малой истиной вере Германна. Именно незаглушаемая совесть и предрассудки заставляют его испросить прощение у мертвой графини во время ее отпевания в монастыре. Сцена эта потрясает воображение. И поклон в землю, и долгое лежание на полу у гроба Германна, и показавшийся ему прищуренный взгляд покойной, не сулящий прощения, и падение Германна навзничь от этого ужасного взгляда, и падение Лизаветы Ивановны в обморок. Это синхронное падение героев - символ связанности, пары и совместного греха. Сцена предельного уничижения героя, формальная по сути и не наполненная покаянием, внушает ужас сама по себе. События продолжаются самым невероятным образом. К Германну является призрак графини, заявляя, что она здесь не по своей воле, но ей велено исполнить его просьбу. Герой узнает тайну карт и условие прощения за смерть графини. Следующая глава начинается с утверждения Пушкина о том, что "две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе" и представляет читателю определившегося в выборе Германна. Он принимает первую часть послания, принесенного призраком, и отвергает его вторую часть. Вопрос о природе метафизических сил, взаимодействующих с Германном, стоит уже перед читателем. По сути перед героем был выбор: или играть, или жениться. Или искупление греха, или отказ от искупления. Выбор свой Германн сделал, причем совершенно осознанно, понимая, что дорого платит, между Злом и Добром. И это самые печальные строки повести. Дальнейшее развитие событий - лишь следствие выбора. Как брошеный камень падает, подчиняясь закону физического тяготения, так и по законам нравственной природы совершенный грех, нарушивший нравственный баланс, можно уравновесить либо раскаянием и прощением, либо наказанием и изживанием греха.
В заключение Пушкин сообщает читателям о судьбах других героев повести. Лизавета Ивановна вышла замуж за любезного и состоятельного человека. В ее доме живет бедная родственница. Похожий на описанный карточный расклад, прихотливый узор игры Судьбы, но партия другая и другие предстоящие выборы игроков. Бог весть, что ждет их впереди. Поль Томский повышен по службе и женится на княжне Полине. Поль и Полина - символ двух половинок и счастливого брака. Жизнь продолжается, игра идет своим чередом. А Германн сидит в сумасшедшем доме и тщетно пытается переиграть Судьбу: "Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!" Бороться не с причиной, а со следствием - удел сумасшедшего.
Главное, что сказал Пушкин в повести, это то, что Судьба не слепа и в жизненной игре каждый человек имеет право выбора. А выбор этот сопрягается с грозными законами Неба. Силы Зла не всесильны. Они уравновешены силами Добра. Это равновесие подлежит неукоснительному сохранению. Перед читателем также открывается тайна смысла жизни человека: преодоление демонической природы и укрепление природы нравственной. При этом в поддавки Судьба играть не будет. И каждый пройдет через свои испытания, и каждому придется делать выбор в непростых условиях испытания собственной нравственной природы. Именно это главные открытия повести, сулящие выигрыш в жизненной игре, а не тайна трех заветных карт.

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Не в сети

Большое значение для композиции художественного произведения имеет структура  каждой отдельно взятой главы.  Само произведение – это «территория собирания… встречи смыслов».  Чтобы понять смысл произведения, авторскую идею, необходима интерпретация не отдельно взятых эпизодов, а глав.

       Глава V повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» начинается со сцены отпевания графини, завершается же эпизодом появления её призрака перед Германном.  Самое важное всегда находится в «сильных позициях» текста – в начале и в финале. Так вот в самом начале главы по воле автора мы читаем: «Не чувствуя раскаяния, он не мог однако совершенно заглушить  голос совести, твердивший ему: ты убийца старухи!». И сразу настраиваешься на вычитывание этого мотива. «Имея мало истинной веры, он имел множество предрассудков».

         В одном из текстов, предлагавшихся выпускникам для анализа, есть такой фрагмент: «Пушкин пишет в письме Чаадаеву: “...я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; ...как человек с предрассудками – я оскорблён”...». Это то, что «включается перед рассудком». Почему бы не взглянуть на Германна как на человека, которому не чужда способность к рефлексии, самоанализу. А тут ещё голос совести… Не случайно ему показалось,  «что мёртвая насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом». Его реакция такова, что некоторые подумали: уж не внебрачный ли это сын старухи.

         «Целый день Германн был чрезвычайно расстроен». Не мог «заглушить внутреннее волнение».

         «Я пришла к тебе против своей воли… но мне велено исполнить твою просьбу». Призрак, если провести параллель со сном Раскольникова, в котором он видит смеющуюся над ним старуху, - это порождение больного рассудка, которому что-то нашёптывает голос совести. Способен ли будет Германн преодолеть в себе Мефистофеля, жажду «Наполеоном сделаться»? Способен ли облагодетельствовать Лизавету Ивановну, выполнив условие призрака? Это ещё одно искушение. А в роли искусителей высшие, духовные силы не выступают. Не зря Томский сказал о Германне, что у него профиль Наполеона, а душа – Мефистофеля.

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Не в сети

         Несколько лет назад ученики моего 10 класса (социально-гуманитарный профиль) выполняли в качестве зачётной творческую работу по литературе: выполняли инсталляцию, самостоятельно сформулировав проблему. И в жанре комментария к фотографии своей инсталляции писали сочинение. Вспомнила об одной из работ... Она как раз хорошо вписывается в задачу.

 

Вот текст сочинения-комментария:

 

РАСКОЛЬНИКОВ В РЯДУ ДРУГИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ:

РАСКОЛЬНИКОВ И ГЕРМАНН

                    На данной  композиции  мы попытались с помощью предметных образов-символов  объединить двух героев: Раскольникова (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») и Германна (повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама»).

                     Топор символизирует Раскольникова  с его индивидуалистической теорией.  Старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а Лизавету - ее сестру, кроткую и тихую женщину, - острием. В течение всей сцены убийства лезвие топора было обращено к Раскольникову и угрожающе глядело ему в лицо, как бы приглашая встать на место жертвы. "Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора". Убийством Лизаветы «топор-совесть» отплатил Раскольникову.

                         Колода карт, состоящая из троек, семерок, тузов и пиковой дамы, олицетворяет Германна и его своеобразную теорию. Тройка, семерка и туз – тайна трех карт. “Пиковая дама означает тайну недоброжелательность” – гласит общий эпиграф к произведению. Пиковая дама (и графиня, и карта)  сыграла роль переломного момента в жизни Германна.

                     Старое сморщенное яблоко символизирует старуху процентщицу и старую графиню, которых убили Раскольников и Германн.

                        3 и 7 – числа, появляющиеся на протяжении двух произведений: и повести «Пиковая дама», и романа  «Преступление и наказание». Наверное, у Пушкина это не менее значимо, чем у Достоевского. Оба желавшие «Наполеонами сделаться» разорвали связь человека, его земной жизни (символика числа 4) и закон высший (символика числа 3). Один возрождается через любовь Сони, которая выступает его совестью. Другому этого не дано (на Лизавете Ивановне он не женился), его Бог  лишил рассудка.

(К сожалению, сама инсталляция не воспроизводится - в каком-то не поддерживаемом программой форума  формате)

 

 

 

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Не в сети

Удалось вставить изображение инсталляции, комментарий к которой в предыдущем комментарии

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Не в сети