Прочитайте песню-стихотворение А.А. Галича «Горестная ода счастливому человеку» и прослушайте запись авторского исполнения.
Петру Григорьевичу Григоренко
Когда хлестали молнии ковчег,
Воскликнул Ной, предупреждая страхи:
«Не бойтесь, я счастливый человек,
Я человек, родившийся в рубахе!»
Родившийся в рубахе человек!
Мудрейшие, почтеннейшие лица
С тех самых пор, уже который век,
Напрасно ищут этого счастливца.
Который век все нет его и нет,
Лишь горемыки прут без перебоя,
И горячат умы, и застят свет,
А Ной наврал, как видно, с перепоя!
И стал он утешеньем для калек,
И стал героем сказочных забавок, —
Родившийся в рубашке человек,
Мечта горластых, повивальных бабок!
А я гляжу в окно на грязный снег,
На очередь к табачному киоску,
И вижу, как счастливый человек
Стоит и разминает папироску.
Он брал Берлин! Он, правда, брал Берлин,
И врал про это скучно и нелепо,
И вышибал со злости клином клин,
И шифер с базы угонял «налево».
Вот он выходит в стужу из кино,
И сам не зная про свою особость,
Мальчонке покупает «эскимо»,
И лезет в переполненный автобус.
Он водку пил и пил одеколон,
Он песни пел и женщин брал нахрапом!
А сколько он повкалывал кайлом!
А сколько он протопал по этапам!
И сух был хлеб его, и прост ночлег!
Но все народы перед ним — во прахе.
Вот он стоит — счастливый человек,
Родившийся в смирительной рубахе!
1970
Вопросы к заданию
1. Напишите, что роднит пафос этой песни-стихотворения А.А. Галича о народе-победителе и многие стихотворения о народе Н.А. Некрасова. Стали бы вы использовать это стихотворение на уроках в качестве иллюстрации актуальности некрасовской традиции в русской поэзии?
2. Можно ли в этот ряд поставить расположенное ниже стихотворение Дениса Новикова «Россия»?
3. Какие сопоставления с произведениями Н.А. Некрасова вы бы предложили своим ученикам?
1. Роднит народная тематика. Считаю, что исполнения самих стихотворений Некрасова более удачным.
2. Стихотворение Дениса Новикова «Россия» имеет патриотическую направленность, а идея лирики Некрасова- народность.
3. Сопоставление: лирика Некрасова и народность Л. Н. Толстого и его педагогическую деятельность
1. Роднит произведения А.А.Галича и Н.А.Некрасова двойственное отношение к народу: с одной стороны, поэты отмечают силу, мощь, потенциал, а с другой - его негативные черты (пьянство, воровство, вранье и пр.) Это говорит об отказе от идеализации народа. Кроме того, Некрасов с горечью писал о бездействии народа,его покорности, и у Галича мы видим образ "счастливого человека, родившегося в смирительной рубахе".
2. Стихотворение Д.Новикова о России, мы видим и эпиграф из стихотворения Блока, однако и народная тема затрагивается (ведь нет страны без народа):
Мы ехали шагом, мы мчались в боях,
мы ровно полмира держали в зубах,
мы, выше чернил и бумаги,
писали свое на рейхстаге.
Свое – это грех, нищета, кабала.
И без комментария понятен смысл этих строк и видна близость к упомянутым выше авторам.
Последний рассудок первач помрачал.
Ругали, таскали тебя по врачам,
но ты выгрызала торпеду
и снова пила за Победу.
Тема безумия, звучащая в этих строках, перекликается с образом смирительной рубахи А.А.Галича как элементом одежды психиатрической больницы. Трагическая нота образа - отуманенность алкоголем, возврат мыслями к героическому прошлому и беспомощность в настоящем, недовольство этим настоящим, нежелание взглянуть на него трезво.
3. Можно вспомнить "Железную дорогу": народ - строитель дороги и народ, мчащий купчину с криками "ура"; при изучении "Кому на Руси жить хорошо" (соответствующие эпизоды).
Я бы не стала использовать это стихотворение на уроках для обсуждения с ребятами. Оно требует хорошего, "ясного" исторического контекста. Мне кажется, 90-е, да в целом и "погибшую" советскую эпоху все мы по-настоящему еще не осмыслили. Не стоит детей погружать в хаос оценок, даже если ученики неплохо с точки зрения литературного анализа подготовлены.
Стихи А.Галича и Н.Некрасова объединяет неоднозначное отношение к народу. Он и "победитель"(у Галича), он "широкую, ясную, грудью проложит дорогу себе" (у Некрасова), но и бесконечно терпелив, унижен, молча сносит унижения несправедливой власти. С стихах Новикова вообще надежды на счастье нет.
Учащимся можно предложить стихотворение /А.Галича со стихами Н.Некрасова "Железная дорога", "На Волге", "Размышления у парадного подъезда".
Образ народа русского и для А.Галича, и для Н.А.Некрасова неоднозначен. Однако вряд ли я стала бы говорить, что этот образ в стихотворении Галича во многом "рифмуется" с некрасовским. Герой стихотворения Галича напомнил мне образ Савелия, Богатыря Святорусского. Но только напомнил. Тот о себе говорит: "Клеймёный, да не раб". А в первом стихотворении "счастливый человек, родившийся в смирительной рубахе". У Галича хронотопы в той части, где не о ветхозаветном Ное, а о реальном человеке, более конкретны, реалистичны. Они о судьбе народа-победителя в послевоенные годы. Мне кажется, стихотворение это ближе к герою рассказа-эпопеи Шолохова "Судьба человека". Поэтому брать в контексте разговора о Некрасове не стала бы.
Иллюстрацией актуальности некрасовского образа народа является образ Василия Тёркина, хотя тоже есть много "но"... Тех "но", что роднит счастье этого бойца со счастьем героя Галича. Например, объяснение Твардовского, почему рассказал не до конца. Почему не с начала? "Потому, что сроку мало Начинать ее сначала. Почему же без конца? Просто жалко молодца"... Читатель понимает, какая судьба могла быть у Тёркина, побывавшего в плену, после войны. Тёркин после войны для меня - это "Весёлый солдат" В.П.Астафьева. И герой стихотворения А.Галича.
А вот стихотворение Дениса Новикова "Россия" встраивается в образный ряд, намеченный Галичем, расширяя его хронотоп: от образа города до образа России, от синекдохического образа человека (в одном вся Россия) до образа всей страны (страна как судьба многих). Она теперь уже не "шестая" (часть суши), а "одна" во всём мире, . Девяностые годы... "бейсболка в посылке"... Маммона... Как ни ряди "нищую и убогую", она всё равно видится красавицей. Эпиграф: "...и плат узорный до бровей" - вот главное. Финал "Кому на Руси жить хорошо...". В какой-то миг кажется, что "Песня" Гриши Добросклонова о том же. Ан нет. Герой Д.Новикова выбирает в итоге не богатырский путь - прямо, а четвёртый, не предусмотренный сказочными финалами.