Поделитесь со слушателями своим творчеством, пусть даже самым простым :) Стихотворения, эссе, фото, рисунки, картины, ссылки на свои авторские видео или песни... С удовольствием познакомимся с вашей инициативностью! :)
Поделитесь со слушателями своим творчеством, пусть даже самым простым :) Стихотворения, эссе, фото, рисунки, картины, ссылки на свои авторские видео или песни... С удовольствием познакомимся с вашей инициативностью! :)
Эссе «Мой Лермонтов». Отправлял на I Заочный международный Лермонтовский конкурс эссе.
Я познакомился с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова, читая воспоминания о моём любимом писателе Всеволоде Гаршине. Это было стихотворение «Не смейся над моей пророческой тоскою» (1837), которое читал Гаршин своей супруге. Тогда оно произвело на меня большое впечатление своим проникновенным ощущением тревоги, волнения и вместе с тем пониманием неотвратимости судьбы. Мужественность, с которой Лермонтов принимает свою гибель, вызывает восхищение. Интересно, что всего через четыре года великий русский поэт погибнет на дуэли. Было ли это стихотворение действительно «пророческой тоскою» как предостережение для самого писателя? Лермонтову на момент его кончины было 26 лет. Выходит, произведение было написано в возрасте 22 лет. Молодой юноша был очень одиноким, ему были чужды светские мероприятия и разгульная жизнь, его внутренний мир был для него миром внешним. Он был очень чувствителен, его воображение не давало ему покоя днями и ночами. Можно сказать, что он обладал таинственной способностью ощущать страсти и порывы жизни намного глубже, чем его сверстники. Отсюда проистекает невыносимое отчаяние, закованное в кандалы вечных страданий. Вероятно, именно такая восприимчивость души привила ему любовь к чтению и в то же время, искреннее желание излить на бумагу то, что его тяготило. С этим ли связано понимание, что «удар судьбы меня не обойдёт»? Я думаю, что его ранняя смерть есть не что иное, как освобождение от «ужаса жизни». Может быть, сама судьба его подвела к такой участи, чтобы не заставлять его страдать от осознания того, что жизнь совсем не такая, как ее описывают поэты-романтики. Он знает, что главная задача поэта – ставить перед читателем злободневные «проклятые» вопросы. Этим же занимался и Гаршин – показывал жизнь такую, какая она есть, «ударяя» читателя голыми фактами. У Гаршина герои его небольших рассказов либо кончали жизнь самоубийством, либо уходили «туда», в народ. И герои Лермонтова были близки к народу, обнажая социальное зло как главный порок человечества. Мне кажется, что трагическая судьба ждёт каждого, кто от природы не может защитить себя от жестокой реальности. Наверное, в этом миссия таких людей как Лермонтов – ставить перед нами вопросы, на которые нет ответа. И наша задача, задача читателей – открыть свой разум и свою душу навстречу этим вопросам, чтобы когда-нибудь ответить на них. Это будет лучшей памятью о великих писателях, поэтах, художниках, каким бесспорно является Михаил Юрьевич Лермонтов.
Эссе «Перечитывая рассказы (пьесы) А. П. Чехова». Отправлял на Заочный международный Чеховский конкурс эссе.
Я собираю коллекцию книг, связанных с моим любимым писателем 19 века Всеволодом Гаршиным. Я заказал небольшое собрание сочинений «Мистические произведения русских писателей», где был рассказ Гаршина «Красный цветок». Среди этих произведений я нашёл также повесть Антона Павловича Чехова «Чёрный монах», написанной им в 1893 году. На одном дыхании я прочитал это замечательное произведение. В нём повествуется о психически нездоровом человеке, находящимся, по его мнению, на грани безумия и гениальности. Главный герой произведения – Андрей Коврин, магистр, который едет по рекомендации врача отдохнуть в деревню к своим знакомым. Чёрный монах – проекция его бессознательных фантазий о собственной славе и величии. В начале повести для главного героя это лишь легенда, но по ходу сюжета она превращается в настоящее «альтер-эго», с которым беседует герой, всё больше проникаясь собственным безумием. Одновременно с этим происходит любовная история, он встречает подругу детства Таню – дочь его бывшего опекуна, садовода, к которому он приехал в деревню. Они вспоминают своё детство, прогуливаясь в саду. Она жалуется ему, что ей очень скучно в деревне и отец относится к ней лишь как к помощнице по саду. В ходе бесед с чёрным монахом Коврин убеждается в своей гениальности, он вдохновлён и готов сделать Тане предложение. Они женятся и уезжают в город. Коврин заболевает окончательно, Таня случайно видит, как он разговаривает сам с собой и предлагает ему лечиться. Всё заканчивается трагически – он лечится, попутно упрекая Таню в том, что теперь его жизнь скучна и пресна. Они расстаются. Таня проклинает его во всём, что случилось. Он же, в последний раз увидев монаха, искренне уверовал в то, что он избранник Божий. Он умирает от туберкулеза – из его горла постоянно идёт кровь. Но он умирает счастливым, потому что он – гениален.
Эта повесть очень напомнила мне произведение «Красный цветок» Гаршина. В нём, пациент психиатрической клиники не может жить спокойно, пока живы красные цветки в саду клиники – три алых кустика мака. Он считает, что в этих цветках собрано всё зло этого мира. Его навязчивой идеей становится любой целью уничтожить эти цветки. Через неимоверные физические и психические усилия, сильно истощающие его, он срывает цветок за цветком каждый день, обманывая сторожей и выбираясь наружу. Сорвав последний цветок, герой умирает от изнурительной «борьбы с мировым злом». Он умирает счастливым – он победил в этой неравной схватке.
Вот что для меня является показательным в этих двух историях. Чехов был врачом по профессии, тогда как Гаршин сам был пациентом психиатрической клиники – у него периодически развивались приступы меланхолии или наоборот, излишней возбуждённости. «Красный цветок» автобиографичен, поскольку в нём Гаршин практически изобразил своё собственное состояние. Вот как он его описал в дальнейшем, после лечения: «Однажды разыгралась страшная гроза. Мне казалось, что буря снесёт весь дом, в котором я тогда жил. И вот, чтобы воспрепятствовать этому, я открыл окно, - моя комната находилась в верхнем этаже, - взял палку и приложил один ее конец к крыше, а другой - к своей груди, чтобы моё тело образовало громоотвод и, таким образом, спасло всё здание со всеми его обитателями от гибели». Герой «Красного цвета» – борец со злом, он Герой с большой буквы.
Чехов же описывает состояние Коврина именно с точки зрения врача. Гениальность и безумие для него – диагноз. Даже по краткому изложению обеих повестей видно, что Чехов больше ориентирован на очерчивание жизни больного, страданий его близких. Герой «Чёрного монаха» - далеко не герой, это лишь молодой человек, страдающий манией величия на фоне беспробудного пьянства, любви к курению и склонности к депрессии. Он – посредственность, но смириться с этим он не в состоянии. Он желает всепоглощающего состояния гениальности. Ему нужен кто-то, кто бы поддерживал его веру в свою избранность, восхищался. Он очень зависим от мнения со стороны. И в то же время он готов принять лишь одно мнение. Наверное, в этом заключается отличие гениальности от безумия – гений умеет принять разные мнения и остаться самим собой, неповторимой личностью. Безумец же будет терзаться в сомнениях, пока они не сведут его в могилу. Грань между ними очень тонка, они сливаются и разъединяются в разные моменты жизни. Но одно из них рано или поздно победит, потому что «мираж опять попадёт в земную атмосферу и покажется людям»…
Чехов сказал о Гаршине: «Есть таланты писательские, сценические, художнические, у него же особый талант – человеческий. Он обладает тонким, великолепным чутьём к боли вообще». Гаршин сказал о Чехове: «В России появился новый первоклассный писатель». Уверен, их судьбы ещё не раз переплетутся в том наследии, что они оставили нам.
Валентин, спасибо за пост!
Очень странно, что слушатели не делятся своим творчеством. Подождём ещё немного :)
Анастасия, не за что :)
Слушатели находятся в инициативном покое, созерцают свои парадоксы :)) Не будем им мешать ;)
Вполне возможно, что многие заняты предновогодней суетой :) А я, увы, не всегда прослеживаю новые темы бесед. Рада активности) Почему - то перед записью на лекции думала, что будет скучно. Ан-нет, теплая атмосфера, интересные люди :) Уютненько тут...но мне пора))
Вот-с...делюсь своими произведениями. А уж насколько они гениальны или посредственны решать Вам :)) Хорошей недели, Господа!)
http://www.stihi.ru/avtor/dzeshikowolf
Tatiana, очень понравилось четверостишие "Вляпаться в жизнь" :)) Я сейчас изучаю осознанные сновидения. В декабре у меня что-то участились самопроизвольные "внетелесные" выходы, ныряю ласточкой, так сказать :) Я бы это назвал "Вляпаться во внутреннюю жизнь" :) Про Францию хорошо написано, сам там три раза был. Учился ещё там три недели в университете Версаля :) Правда, некоторые стихотворения немного депрессивные :) Но и это тоже помогает излить душу на бумагу, когда нет рядом людей, способных понять твой внутренний мир :)
Татьяна, я окунулась в холодный зимний вечер через Ваше произведение "Расстояние от точки до прямой...", которое наполнено особым смыслом, особыми чувствами. Это было особенно прекрасно.
Поэзия в моей жизни занимает большое место... И, восторгаясь произведениями авторов ушедших лет, я не могла и сама не попытаться что-то создать) Пишу уже около 8 лет - вот некоторые результаты)
***
В темные чащи
Уйдем мы с тобой навсегда.
Будут пропащих
Искать... Но проходят года.
Нас позабудут,
И мы в колыбели лесной,
Верные чуду,
Найдем долгожданный покой.
Взгляд не охватит
Бескрайний и вольный простор -
И на закате
Взойдем мы на выступы гор.
Там, у обрыва,
Где воды струятся с камней,
Старая ива
Полощет изгибы ветвей...
Мы заглядимся,
Как в ярком мерцанье зарниц,
Черные птицы
Срываются яростно вниз,
Как горизонты
Горят предзакатным огнем...
Как беззаботно
Нам будет дышаться вдвоем!..
К шуму прибоя
Спустившись с надзвездных высот,
Прямо у моря
Отыщем мы сказочный грот.
Ярко кристаллы
Засветятся в бликах воды,
Влажные скалы
Морские укроют цветы...
Сказочным ложем
Нам станет цветочная вязь.
Бархатной кожи
Я буду касаться, смеясь...
Отсветом лунным
Искрится ночной водоем...
Будем безумны -
В чудесные дали уйдем!..
***
Я встречу тебя у ворот, перевитых плющом,
Тропинка сквозь сад нас проводит к дворцовым ступеням…
И стрелки часов поведут равномерный отсчет
Любви и тепла бесконечных и сладких мгновений.
Дворец наш велик, в нем не счесть галерей и колонн,
И окна сияют призывным и призрачным светом…
Пусть ночь наш секрет темно-синим беззвездным крылом
Укроет, и мир никогда не узнает об этом.
Тяжелая дверь распахнется и, скрипнув слегка,
Откроет нам сон, что скрывали суровые стены…
И дрогнет – чуть нервно – от острого счастья рука,
Едва прикоснувшись к вуалям сияющее-белым.
Идем же! О, чудо! Под взорами сотен картин
Мы шествуем, словно герои легенды забытой…
В тиши этих комнат мы будем один на один
Оставлены шумной и ярко разряженной свитой.
Дай руку мне, милый… Ты чувствуешь ток волшебства,
Что мягко струится от сердца до кончиков пальцев?
Мы счастливы будем под легким крылом божества,
На краткую ночь приютившего в храме скитальцев.
***
Быть может, все слова, не сказанные мной,
Могли бы прозвучать волнующим аккордом
В симфонии, как сон, воздушно-неземной,
В ревущем марше сфер, недостижимо-гордых.
Быть может, я могла «глаголом жечь сердца»,
Развенчивать порок и радоваться свету,
Но слишком обруч туг тернового венца
И совесть не дает назвать себя «поэтом».
Я слишком разлита в неспешном токе дней,
Растворена, как снег в горячем придыханье,
Я слишком не слышна… И для души моей
Придумать не могла природа очертаний.
И крест моих мытарств – повсюду и нигде,
Я - хаос, что готов любой сосуд наполнить.
Быть может, я могла кричать, но тишине
Дух посвящен навек и вещий голос отдан.
Благодарю за внимание)
Coral, прекрасные стихотворения! :) Так замечательно описываете чувства через метафоры!
Чем-то напоминает моего любимого поэта Н. Гумилёва :)
Valentin, благодарю) Но, боюсь, это слишком лестно для меня... Раньше я писала гораздо больше, сейчас - все меньше и меньше... Наверное, так и должно быть) Ведь чувствовать поэзию я не перестаю - лишь не отражаю ее через слова)
Я поэт случайный, случалось раза три...)))
****
Я устала жить в замкнутом круге, отнимая себя у себя,
Мне свобода нужна быть собою, не оглядываясь на зеркала.
Мне хотелось бы быть добрее,
Мне хотелось бы не зачерстветь,
Мне хотелось бы быть со всеми,
Но со всеми - там меня уже почти нет.
Я у Бога прошу ответа,
Он попутчик мне и судья,
Он мне зеркало не кривое,
Кривая в нем я сама.
Eva, прекрасное стихотворение :) Чувствуется поиск себя, желание узнать свой внутренний мир, и чтобы его поняли близкие люди. Возможно героине произведения надоела обыденность и хочется раскрыть крылья. У меня иногда бывает желание выйти на улицу, встать на прямую дорогу, где нет машин и быстро-быстро побежать :) Здесь тоже будто ощущается замкнутость внешнего пространства, однообразность и скованность тела. А душа так и рвётся полететь по бескрайним просторам Вселенной :)
Я заранее прошу прощения, если после публикации текст превратится в нечто бесформенное и огромное, потому что владение хтмл-формой отправки сообщений на форумах - не мой конек, а своей страничкой я так и не обзавелась, чтобы оставить ссылку. Пишу почти что в стол около 8 лет. Эта миниатюра мною почти не правлена из принципиальных соображений, поэтому, если вы просто прочтете - я уже буду рада :)
- Быть гуманистом дорого. Это не прагматично.
Серое, сырое помещение. Облупленные стены. Нагая лампочка на черной проволоке покачивалась от колебаний воздуха, который тянулся из еле-еле работавшей под потолком вентиляции. Её свет раздраженно моргал.
Старый, отполированный рукавами преступников и их палачей стол. Два крепких стула друг против друга.
Преступник №1573. Палач.
Преступник поднял на палача влажные, впавшие в череп глаза и тихо спросил:
- Почему?
Палач в светлом хлопковом костюме положил руки в карманы брюк и едва заметно шевельнул губами.
- Что стоит убить неугодного? Сложите средства, потраченные на это. Ничтожное жалование исполнителю. Ружьё. Хотя сейчас используют одиночный выстрел в голову, поэтому пистолет. Уборка помещения. Хотите расскажу про уборщицу? Совершенно безэмоциональная женщина. Отмывает кровь и даже не получает компенсацию за моральный ущерб. Я с ней разговаривал однажды из праздного любопытства. Спросил, почему до сих пор моет тюрьмы, почему терпеливо отмывает место, где убивают людей. И знаете, что она ответила? Что она уже стара, новую работу найти трудно, а жить на что-то нужно. Человек ради жизни готов терпеть. А когда я спросил, правильно ли убивать убийц, она пожала плечами. Моральный ущерб? У нее оного нет.
Палач помолчал. Лампочка вновь качнулась, отчего тени в камере на мгновение ожили.
- Но мы забыли о выгоде. Представьте себе, государству может быть выгодна смертная казнь! Вы не знаете, сколько стоит пожизненное заключение, а я знаю. На эти деньги страну можно было бы избавить от бедности. А есть еще моральный аспект. Люди жестоки. А когда они жестоки, чувство справедливости особенно сильно в них. И если государство сочло держать убийц их близких в тюрьме, которые содержатся на их же деньги, то озлобленные родственники совершат правосудие сами. И из одного убийцы получаем двух.
Быть гуманистом - дорого. Убивать - выгодно.
Из вентиляции дохнуло тушеной картошкой. Тюремная кухня готовилась кормить осужденных.
Преступник опустил голову. В тени его лица была видна едва проступившая улыбка.
- А как же душа?
Раздался смех. Палач смахнул невидимую пыль с пиджака.
- Вы не видели тех, кто убивает в угоду общественной жестокости, а я видел. Знаете, откуда берутся палачи? Это военнослужащие. Они работают на войну, думая, что в её пекло не попадут никогда. А потом появляются люди вроде меня и приказывают молодому парню, у которого жена и маленькие дети, убивать в мирное время. И вот парень, не смея ослушаться, пачкает руки в крови убийцы, а потом этими же руками воспитывает детей, которые верят в невинность своего отца.
Никому не нужна твоя душа. Чистая душа не дает ощутимой выгоды.
Преступник поднял глаза и вполголоса заговорил.
- В человеке две половинки. Половинка - тело, половинка - душа, которые существуют в неделимом единстве. Черните душу - черните себя самого. Все равно, что половину тела отрубить.
Палач не ответил. Он встал из-за стола и легко пробарабанил по железной двери. Заскрипел засов.
- Казнь не наказывает преступника, а лишь удовлетворяет общество, которое требует жертвоприношения, - сказал палач. - Сегодня жертва - ты.
В камеру шагнул высокий парень с квадратным лицом и черным, блестящим пистолетом в руке. Палач услышал выстрел и то, как брызнула кровь.
Легкими шагами он вышел на улицу. Солнце пекло в выгоревшие волосы, ветер нес запах с текущей неподалеку речки. Кто-то жарил мясо.
federhirsch, отлично написано :)
Быть гуманистом, безусловно, дорого. Но ещё дороже - убивать просто так, не по делу :) Сколько денег мы тратим на авиаудары по позициям ИГ? А ведь могли бы использовать боевиков ИГ в научных опытах. Ну или на крайний случай на органы продавать, хоть бы денег заработали и, возможно, подарили бы жизнь лучшим людям планеты. А так только деньги на ветер.
В связи с этим, вот мои размышления по этому поводу. Публикую у себя в вк: vk.com/valentin_zolotilov
РАДИКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Люблю гулять под дождём. Особенно если внезапно сверкают молнии и слышен раскатывающийся рёв грома. Наблюдать за людьми в эти моменты – одно удовольствие. Когда природа показывает свой звериный оскал, люди выглядят жалкими и беспомощными. В сущности, такие они и есть.
Терпеть не могу кухонных политиков, философов, экспертов. Этих маленьких зверьков, которые вечером показывают свои «острые» зубки картинкам в телевизоре, а утром идут работать на эти картинки. Исполнители чужой воли – такова их роль. В основе своей это не такие уж и плохие люди. Их повели по ложному пути – они стали батарейками для системы. Всё разыгрывается по глобальному сценарию. Ничего не происходит случайно. Это понимают многие. Одни сразу видят несправедливость жизни, другие интуитивно чувствуют, что мир не в порядке. Истина в мире только одна – истин нет. Те, кто это знает – играют по-крупному. Ставят на кон целые страны, человеческие жизни, будущее всей планеты и её обитателей. Разделяй и властвуй. Принцип сильных мира сего. Другие запутались в разных воплощениях лжи, призванных скрыть истину. Развлечения, мода, реклама, телевидение, социальные сети: массовая культура усмиряет миллионы людей по всему миру. Это не преувеличение. Достаточно взглянуть на страницы не только подростков, но даже взрослых людей в социальных сетях. Их жизненные устремления сводятся к попытке обосновать и доказать примитивные, пафосные, популистские суждения. Складывается ощущение, что люди в жизни не брали в руки книг. Мне достаточно прочитать два учебника: по общей и социальной психологии, чтобы ответить на 100% вопросов, которые задаются в политических передачах на ТВ. Я, конечно, понимаю, на кого рассчитан этот парад дегенератов. Тем не менее, не могу поверить, что в мире всё так безнадёжно запущено. И тут, на всём фоне этой бесперспективности, я встречаю нечто интересное, что даёт надежду на интеллектуальный прорыв.
Заходить на Её страницу приятнее с мобильного телефона – не видишь комментарии к её фотографиям, сообщениям. Не знаю, почему именно Она меня так тронула. Она, безусловно, привлекательна, умна и сексуальна. Интеллект, облечённый в физическую красоту сводит с ума, не даёт покоя. Ницше пишет: «в сущности, имеется только воля к насилию и воля защищать себя от насилия». Да, Она располагает волей к насилию. Дисциплинированный боец, готовый убивать по приказу, разрушать всё на своём пути. Интеллект, сексуальность и воля к власти. Она само совершенство. Это заводит. Проблема только в том, что Её независимость иллюзорна. Маргинальную молодёжь очень легко использовать в качестве биоматериала для достижения корыстных целей. Этим пользуются олигархи для создания своих личных армий. Патриотизм, национализм, шовинизм – типичные идеи для использования толпы в цветных революциях. Возникает противоречие. Может ли умный человек быть участником подобных мероприятий? Одно ясно точно – он не хочет просто сидеть, сложа руки. Он бунтует, жаждет дерзостного неподчинения, ему нужны кардинальные изменения. Значит, он уже не относит себя к серой массе. Проявление воли делает нас людьми, выводит нас из примитивного выбора между «Оно» и «Сверх-Я». Здесь включается разум, человек начинает размышлять. Правда, он тут же попадает в ловушку. Много молодых людей переболело псевдолюбовью к нацизму. Во многом ответственность за это несёт само общество, которое пытаясь сохранить память о жертвах и героях войны, невольно оберегает от небытия саму идею нацизма. И не только оберегает, но и распространяет. Случайно наткнувшись на соответствующие радикальные работы, молодой человек быстро принимает на веру идеи, хоть немного отличающиеся от безыдейной массовой культуры. Когда революционные стремления станут не нужны, его просто выкинут как отработанный материал. Если он не уйдёт сам, его уберут: насильственная смерть, тюрьма или принудительное лечение. Не лучший вариант для комплекса энергетических зарядов, требующих немедленной психической разрядки.
Итак, радикализм – крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Буквально бескомпромиссное стремление идти до конца, добиваться коренных изменений и наиболее полных результатов в любой преобразовательной деятельности. Благодаря средствам массовой информации, мы слышим исключительно о политическом или исламском радикализме. Что, конечно, несёт в себе негативный смысл. Потому что в политике или религии радикализм может приобретать только нелегальную, т.е. преступную форму. Но никто не говорит о научном радикализме, о радикальной педагогике, медицине, кибернетике. Несмотря на то, что именно такое понимание образования и науки представляет собой тот самый интеллектуальный прорыв, ведущий к достижению технологической сингулярности. Здесь перед радикальной молодёжью раскрываются немыслимые возможности для решительных действий. В тюрьмах достаточно недочеловеков и насильников, которые станут биоматериалом для практических наработок.
Пожалуй, никто не высказался по этому поводу лучше, чем немецкий философ, теоретик культуры Вальтер Беньямин. В своём раннем эссе «Жизнь студента» (1915) он написал следующее: «страсть, жажду чувственного и животворного студент реализует в свиданиях с проститутками, в то время как образование подчиняет все формы желания узким потребностям инструментальной рациональности, систематизации и классификации».
Автор: Валентин Золотилов
Использовать боевиков ИГ в научных опытах, это, конечно, очень интересная идея, но спотыкается на ряд этических аспектов, если позволите. Во-первых, часть боевиков - наемники, среди которых есть те, кто воюет как на работе - не за идею, а за деньги и из необходимости, насколько я могу судить. Поэтому если рассматривать их как "обычных" военнослужащих в "обычной" войне, то если в научных опытах они нам нужны живьем, придется брать ребят в плен, в котором мы должны будем обеспечить им должный уровень содержания. И уж ни о каких опытах над человеком не может быть и речи в данной ситуации. В конце концов, опыты запрещены над любыми людьми в принципе.
Во-вторых, использование боевиков в качестве материала для трансплантаций может вызвать среди населения резко негативную реакцию. Как это, носить орган из тела отмороженного преступника?! А если все эти рассказы про "мне пересадили сердце, и у меня изменилось мировоззрение" - правда?! О нет, увольте, лучше смерть! (Естественно, я преувеличиваю). А если никому ничего не рассказывать, то при срабатывании закона "все тайное становится явным" мы вновь получим ряд недовольных. (Здесь нужно сделать поправку на то, что мне неизвестны принципы подбора доноров органов в настоящей медицине, поэтому может все не так плохо).
Так что использование "биоматериала" в "благородных" целях может иметь куда более большие издержки - содержание, поимка (согласитесь, уронить бомбу на голову куда дешевле, чем взять в плен). Если вернуться к измерению поступков гуманностью, то просто убивать - гуманнее, потому что далеко не каждый человек выдержит мысль о служении науке в качестве подопытной мышки. А люди науки зачастую далеко не гуманны, и если им в руки попадется игиловец - ох.
Все выше написанное - для того случая, если первые ваши слова есть сарказм, что, к сожалению, мне не видно.
Что касается моей работы, то здесь скорее про саму парадоксальность вопроса о смертной казни и гуманности. Может быть, я излишне много слов дала палачу и незаслуженно "умолчала" преступника, но в том-то и соль - в его поведении. В любом случае, спасибо :)
В вашей работе вы пишете такую фразу: "радикализм – крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям", а затем: "Но никто не говорит о научном радикализме, о радикальной педагогике, медицине, кибернетике. Несмотря на то, что именно такое понимание образования и науки представляет собой тот самый интеллектуальный прорыв". Вероятно, я не совсем верно вас поняла здесь, потому что пока это звучит как... эх. Наука не терпит консерватизма в том смысле, что если бескомпромиссно верить в то, что Земля - плоская, то Хьюстон, у нас проблемы. Да даже бескомпромиссная вера в какие-либо моральные принципы в медицине приносит немало проблем и споров, например, упомянутые опыты над людьми. Мир меняется, под меняющийся мир необходимо менять представления - это неизбежный процесс. Вопрос в том - как их менять, чтобы не скатиться обратно в пещеры? Сложный, очень сложный вопрос.
В общем, я надеюсь, что этот момент вы мне разъясните :)
federhirsch, благодарю за подробный ответ!
На счёт первой части, Вы правы, в моём ответе не было сарказма и это моё реальное мнение. И я также сожалею, что Вы излишне гуманны по отношению к людям. Если говорить о наёмниках, которые воюют вынужденно, то гуманно можно относиться к любым другим наёмникам, но только не в ИГ. Конечно, они извратили идеи Ислама, который в своей сущности является мирной религией. Но по мнению самих же боевиков ИГ: те, кто уверовали, сражаются по пути Аллаха. Те же, кто не уверовали, сражаются по пути тагута. Тагут - это ложное божество, нечто или некто кому поклоняются кроме Аллаха (деньги, боги, люди, ценности, страсти и пр.). И те, над кем тагут имеет власть является кафиром - неверным. Тем самым эти наёмники позорят Ислам и выставляют его в дурном свете. Пусть воюют за деньги в любой другой организации, например политической, тут с этим проблем не возникает. Что касается другой части ИГ, ярых фанатиков, то стоит понимать - они зомбированы радикальной идеологией. И победить их обыкновенной войной нельзя, потому что идеология формируется вокруг определённой идеи (для ИГ это построение халифата во всём мире и установление шариатской формы правления). Можно сколько угодно убивать и уничтожать носителей этой идеи, но пока она существует, у неё всегда будут появляться сторонники. Единственно возможный вариант победы над ИГ - создание другой идеи, не противоположной, а именно другой, более мощной, глобальной и беспредельной. Только тогда, когда террористы начнут понимать, что не они являются единственной идейной силой на планете, то их идеология просто рухнет. Они должны понять, что они просто биоматериал для более высоких целей, это начнёт их останавливать. А наличие противоборствующих им коалиций лишь придаёт боевикам сил и привлекает всё больше и больше сторонников. Вы же понимаете, почему туда уходят люди. Потому что пассивность современного общества не нравится людям, сохранившим хоть немного мозгов. По телевизору говорят одно, а в жизни совсем другое. Коррупция, покупные суды, бюрократия, цензура СМИ, низкие пенсии - это не всем нравится. Вот и бегут к тем, кто обещает им "верховенство закона". Одни, конечно, удовлетворяются голливудским ширпотребом и сбросив эмоции на телеэкраны спокойно идут работать батарейками для системы. Но другие сполна чувствуют несправедливость жизни и хотят увидеть теорию и практику вместе. Поэтому пока мы просто будем их бомбить, будет становится только хуже. Обыкновенный принцип дуализма бытия: добро-зло, белое-чёрное, горячее-холодное. Одно без другого существовать не может.
Ну, на счёт пересадки органов - это Вы совсем ушли в абстрактные размышления :) Прошу прощения за предположение, которое может оказаться неверным, но возможно это связано с тем, что Вы не сталкивались с вопросами необходимости пересадки. У меня одногруппницу машина сбила в прошлом году, были повреждены печень, лёгкие, мозг. Печень вообще почти не работала. А в моей отсталой республике и слово-то "трансплантология", наверное никому неизвестно. Через три дня она впала в глубокую кому, а через неделю скончалась. Поверьте, если бы возможность пересадить ей органы была, её родным было бы неважно, кто является донором. Тут не об этом надо думать, а о том, как замедлить отторжение и продлить жизнь пациента с пересаженными органами. Принцип подбора доноров в медицине только один - совместимость их органов по физиологическим характеристикам реципиентов.
Касаемо моей "работы" :) Вы, действительно, не совсем верно поняли. Обратите внимание, радикализм - это крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Я ведь говорю не об одном-единственном универсально-тоталитарном взгляде в науке, который как раз сейчас и превалирует в России, что тормозит её развитие. А о множестве взглядов и концепций, имеющих цель получить реальный результат. То есть я говорю не о консерватизме, а о радикальном стремлении добиться той цели, которая была заявлена той или иной наукой. Здесь, как и кроется ответ на Ваш вопрос, как менять представления, чтобы не скатиться обратно в пещеры. Все прогрессивные страны сегодня, в отличие от России, не боятся смотреть на десятилетия, если не на столетия вперёд. В Японии научные программы и государственная политика определяются на сроки от 150 до 200 лет. Детям до 5 лет там можно всё, но после этого их жизнь полностью подчинена целям государства, что делает их страну одной из самых развитых в мире. В США и Европе существует такое понятие как аналитические (мозговые) центры, где с определённой цикличностью собираются эксперты и продвигают идеи, разрабатывают проекты на 40-50 лет вперёд. И всё это подчинено определённым целям. А что есть в России? Газпром – проекты максимум на 10 лет, государство - проекты (стыдно говорить) на 4-5 лет максимум. Про менталитет даже говорить не хочется. Школьники не знают куда поступать, студенты хотят вернуться в школы. Если мы пытаемся улучшить настоящее, значит, мы находимся в прошлом. Необходимо выстраивать сегодняшнее общество по модели общества будущего, тогда мы не окажемся в пещерах. А это возможно только при бескомпромиссной приверженности конкретным взглядам.
И тут, я думаю, у Вас возникнет вопрос об этичности: то есть получается, цель оправдывает любые средства, в том числе и человеческие жертвы? На этот вопрос у меня для Вас нет ответа, потому что у нас с Вами разные взгляды на жизнь. Вы, вероятно, верите в лучшие человеческие идеалы, у меня такой веры нет, потому что нет фактов, доказывающих обратное. Думаю, стоить спросить жителей Донбасса, по домам которых стреляют каждый день, верят ли они в добро и гуманность нынешней украинской власти. Может быть, добро и есть, но оно должно быть с кулаками. Конечно, наказание должно быть соразмерно преступлению. Опыты, продажа на органы могут быть лишь как высшая мера. Но и пустое сидение в тюрьмах, где сейчас как на курорте, это тоже не наказание. Более того, тюрьма – это школа будущих убийц. Сел человек за мелкое воровство, а вышел, имея связи с криминальным миром, знающим как профессионально обманывать и убивать.
И на счёт Вашего очерка. Думаю, действительно Вы сильно сосредоточились на описании палача. И я дал ему положительную оценку, исходя из своего мировоззрения (возможно, не совсем нормального) и не стал философствовать на тему соотношения гуманности и смертной казни. Это, вероятно не то, что Вы ожидали :) Но, я думаю, Вы позволите мне иметь свою точку зрения на эти вещи. Кстати, если не секрет, почему Вы не хотите его дополнить? То есть, по каким принципиальным соображениям?
И я вас благодарю за подробный ответ :)
Я искренне прошу прощения за такую большую задержку с ответом - у меня была довольно тяжелая сессия, отчего я даже не успела выполнить этот курс, что меня глубоко печалит.
Вы правы, я действительно излишне гуманна к людям. Но про веру в лучшие человеческие идеалы, вы, конечно, загнули :) Моя гуманность в некотором роде абсурдна, но, если позволите, обсуждение своего мировоззрения я оставлю за бортом этой дискуссии, тем более, мы пришли к верному выводу о различии наших взглядов.
В любом случае, я уважаю вашу точку зрения и надеюсь, что и вы будете уважать мою, пусть и не в полной мере высказанную :)
Насчет палача - нет, здесь нет отрицательных/положительных персонажей, здесь есть люди, которых я люблю. А не правлю я эту работу по одной простой причине - я боюсь, что она превратится в бочку данаид. Очерк этот, - хотя здесь вы ошиблись с терминологией, это далеко не очерк - я не взирала на палачей и преступников воочию, - написан спонтанно. Я уже и не помню, что предшествовало написанию. Хотя, взирая на количество разночтений, мне придется взяться за эту работу плотнее, если я хочу выложить ее на одном из писательских ресурсов.
federhirsch, да не за что извиняться :) у меня у самого выпускной курс, последний семестр, дипломная :) Ещё и две практики за семестр. Одна вот завтра начинается :)
А может и не надо на писательские ресурсы выкладывать? Найдётся куча отрицательных отзывов, Вы же знаете специфику Рунета :) А от позитивных отзывов толку мало, кроме разве что самолюбие потешить :) Лучше свой личный блог завести и там всё выкладывать - мысли, творчество, идеи, планы. Будете его показывать тем, кому хотите, чтобы они лучше узнали Вас :)
Сочувствую с последним семестром, такая же история.
Так вот отрицательные мне и нужны, по сути :D проверка себя на выносливость, да и банально узнать реакцию на свои работы. Писателю без читателя тяжко, а мои работы знакомым не покажешь - уж слишком они специфичны. Вести свой блог - мой психолог предлагала мне так поступить, и я сама давно вынашиваю эту идею, но, боюсь, я не потяну его в плане регулярного обновления. Еще не могу выбрать удобную платформу. Хочется на вордпресс, но там есть пара сложностей.
А вы только эссеист или еще чем занимаетесь? :)
Да дело даже не в отрицательных отзывах, просто сейчас ситуация такая:
- Привет! Хочу поделиться новым рассказом, не судите строго ;)
- Слава Украине! Героям слава!
- Путинвведивойска!
- Рубльнадне! Смерть ворогам!
- Чо, аэропорт ещё держите?!
- Йди у дупу хвойда!
Таковы братья-славяне :))
Я парочку сайтов на вордпресс делал, но всерьёз не занимался. У меня сейчас деньги на хостинге зря пропадают, Надо бы их использовать. Могу вам зарегистрировать домен. Или можем общий авторский сделать. Я туда свои рассказы буду заливать, Вы свои :) На счёт прям идеально отточенного дизайна не скажу, сам я вордпресс не изучал сильно, но редактировать там просто. А так если покопаюсь в программировании, то смогу красивый сайт сделать) Можно под какую-нибудь тематику заделать. Под ту же психологию, например. А в целом, интересов много)