Понаблюдайте за мотивом воды или ветра в нескольких произведениях Ахматовой о Петербурге, написанных до революции и после нее, и расскажите о своих открытиях.
Понаблюдайте за мотивом воды или ветра в нескольких произведениях Ахматовой о Петербурге, написанных до революции и после нее, и расскажите о своих открытиях.
В стихотворении «Многое еще, наверно, хочет быть воспетым голосом моим»… А.А. Ахматова пишет:
У меня не выяснены счеты
С пламенем, и ветром, и водой…
В своем творчестве она множество раз обращалась к образам Пламени, Ветра и Воды. Это стихотворение написано в 1942 году в Ташкенте. И поэт считает, что она все же мало обращалась к этим трем стихиям.
На самом деле, каждый образ может быть рассмотрен в творчестве А.А. Ахматовой отдельно и независимо и составить целое исследование. Но мы обратились к Национальному корпусу русского языка (http://ruscorpora.ru ) и выяснили, что, например, слово «ветер» Ахматова использовала в своем творчестве 68 раз. Образ ветра – это и образ друга, некоего скитальца… Ветер – связан с образом русского Севера, родины, родного города: «Ветер, полный балтийской соли…»
Но не всегда ветер – друг. Это может быть и «ветер из другого сада». А может быть и ветер-разрушение:
Вместо праздничного поздравленья
Этот ветер жесткий и сухой
Принесет вам только запах тленья…
Слово «вода» использовалось поэтом 75 раз. Но здесь же в НКРЯ мы посмотрели еще сколько раз Ахматова использовала слово «Нева», как топоним, связанный с Городом и с водой, естественно. Нева упомянута 29 раз.
В ранних стихах вода, как зеркало, отражает всю красоту Петербурга!
Образ воды в творчестве А.А. Ахматовой многогранен – это не только темные воды Невы, но и «льды», которые поэтическим приемом соединяются с образом беды:
… Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сияющие льды…
Петербург занимает особое место в творчестве Анны Андреевны Ахматовой. Себя она всегда называла петербурженкой… Для нее Петербург – это Пушкинский город!
Петербург Ахматовой предстает перед нами во всей своей величественной красоте: галереи и арки, каналы и мосты, соборы и памятник Петру, чугунные ограды, черная вода Невы – все нашло свое отражение в ее стихах.
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
Ахматова не отделяет себя от других петербуржцев, которые разделили с любимым городом все несчастья и невзгоды, выпавшие на его долю. После революции, когда часть интеллигенции покинула страну, Ахматова остается в родном городе:
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду.
Уважаемая Марина, спасибо за ссылку и интересное сообщение.
объясните, пжста, как пользоваться поисковиком данного сайта? как Вы "забивали" исходные данные?
почему Вы пишете в тексте "мы"? Вы работаете вместе с классом / группой?
ДВ
Извините, что не ответила сразу! Не заметила...
Нет, я работаю одна, конечно. Фигура речи :)
Отвечаю, хотя и с опозданием, на Ваш вопрос:
1) поиск в корпусе
2) задать подкорпус (справа). В графе "Автор текста" ввести "А.А. Ахматова" (можно дополнительные параметры)
3) нажать "Далее" (внизу)
4) Сохранить подкорпус и перейти на страницу поиска (вверху)
5) В разделе "Лексико-грамматический поиск" ввести слово, например "ветер" (можно сочетание слов и т.д.)
6) Нажать "Искать".
При таком алгоритме будут даны все тексты - и поэзия, и проза
А если нужен только поэтический текст, то в начале нужно нажать "Поэтический" (слева в меню)
спасибо, буду пробировать!)))
В стихах Анны Ахматовой можно наблюдать разные образы, символы. Довольно часто встречается образ ветра. Это своеобразный образ-спутник. Ветер постоянно фигурирует в её стихотворениях. Прочитав достаточно много стихотворений, я обратила внимание на то, что образ этот не всегда одинаков. В ранней лирике , к примеру, ветер чаще лёгкий, радостный:
Иду по тропинке в поле
Вдоль серых сложенных брёвен.
Здесь лёгкий ветер на воле
По-весеннему свеж, неровен.
Мне показалось даже, что в поэзии более позднего времени этот образ-спутник изменится. Но в стихотворении 1940 года читаю:
Полный счастья и веселья ветер
С небесных круч слетевший на меня...
Что-то тут не так. А вот строки из стихотворения 1920 года:
Уж ветер смерти сердце студит...
Или в 1921 году:
Грозный ветер окаянно воет.
Или такое опять в 1921г.:
Декабрь рождался, ветры выли в поле.
И ещё 1921г.:
Веет ветер лебединый,
Небо синее в крови.
Но тут же нахожу и такие строки из 1922 г.:
Вольный ветер слёзы сушит...
Можно было бы ещё приводить примеры, но я думаю, что и этих достаточно, чтобы сделать вывод о том, что образ ветра меняется не со временем, а в зависимости от времени, настроения. Если вокруг всё хорошо, радостно, то и ветер свободный, лёгкий и радостный. Если в мире происходит нечто ужасное (революция, война, измена), то и ветер меняет и направление, и качество. Он становится злым, неистовым. Он воет. Может быть, я ошибаюсь, но это мои наблюдения за стихотворениями из сборников "Вечер", "Чётки","Подорожник", "Anno Domini".
В стихах Ахматовой ветер и вода, помимо своего природного, земного значения, часто приобретают и значение переносное, иносказательное, и со временем все сильнее этот символический смысл.
Заметила, что еще в ранних, 1913 года, «Стихах о Петербурге» появляется «ветер душный и суровый», «Нева темноводная». Там, в этом городе, возле Медного Всадника ее легкий друг, ее спутник ветер становится суровым. Что-то тревожное чувствуется здесь, возле бронзового «недовольного» Петра. А ведь это 1913 год, и скоро - война...
А в 1914 году ветер снова свеж, он - один из прекрасных образов, составляющих облик нежно любимого ею Города:
... Оттого мы любим небо,
Тонкий воздух, свежий ветер
И чернеющие ветки,
За оградою чугунной.
Оттого мы любим строгий,
Многоводный, темный город,
И разлуки наши любим,
И часы недолгих встреч.
В стихотворении 1916 года возникает ощущение необходимости глотка свежего воздуха накануне удушья. Образы меняются не только в связи с революцией, но и с войной. Петербург предстает уже как хрупкое райское видение:
Но когда над Невою длится
Тот особенный, чистый час
И проносится ветер майский
Мимо всех надводных колонн,
Ты – как грешник, видящий райский
Перед смертью сладчайший сон...
После революции, когда столица становится «дикой», появляется ветер судьбы, ветер иного мира: «Уж ветер смерти сердце студит».
«Грузный ветер окаянно воет» («Другой голос», 1921) - это голос Гумилёва и голос ветра над холодным пустым Петроградом...
Многолик ахматовский ветер: он и ветер юности, и ветер Первой Мировой, и революции, и страшного 1921 года, но будет еще ветер террора 30-х годов: «Для кого-то веет ветер свежий», а для людей – «сибирская вьюга» (1940)... И ветер послевоенный, в Ленинграде: «Чистый ветер ели колышет» (1945).
С водой тоже дело обстоит интересно. К слову, Анна Андреевна воду любила и «плавала как рыба». Многое скрывает в себе образ воды в ее поэзии и, в частности, образ Невы.
В стихотворении 1936 года читаем: «журчание воды - шепоток беды», вовсе не случайная рифма «вода-беда».
В связи с водой возникает и образ Петербурга-перевертыша: «Где статуи помнят меня молодой, А я их под невскою помню водой». Используется отражение.
Воды Петербурга и, в особенности, воды Невы - это зеркало, иногда кривое, это время, вечность. «И лебедь, как прежде, плывёт сквозь века» - то есть вода соединяет времена, находится вне времени. Вода ведь хорошо все запоминает, и Ахматова это знает. «Любуясь красой своего двойника»: вода одновременно и красоту отражает, удваивает, и переворачивает, подменяет. Вода создает двойников, и вот проступает образ Петербурга Достоевского и Белого - города призрачного, и все, что в нем, - призрачно. И этот город, зеркально отраженный в воде, - перевертыш, где все и так, и не так, и естественно, и противоестественно. Глубже, сложнее эта линия прорабатывается в «Поэме без героя».
Здесь тема ветра и воды достигает апогея. Город плывет по Неве неведомо куда, Нева становится то ли проводником, то ли направляющей, ориентиром, но еще не известно то направление, куда поплывет История.
Здесь же появляется и образ Леты-Невы, «реки наоборот», реки теней и иного мира, реки времён. И по набережной именно этой реки приближается «настоящий XX век»... Город порождает Историю, и Нева – непосредственный участник этого процесса.
Теперь – о теме ветра в «Поэме без героя».
Начинается так: «И ветерком повеяло родным...». Это обращение к молодости, к прошлому, к атмосфере ушедших лет. Ветер ушедшей эпохи, ветер с того света. Вода и ветер, как и другие понятия, приобретают здесь все большее метафизическое значение. Они - связь с ушедшим, с прошлым, с иным миром. Более того, они - связь времён.
Вот подтверждение:
Здесь, под музыку дивного мэтра –
Ленинградского дикого ветра
И в тени заповедного кедра
Вижу танец придворных костей...
Вот он, ветер ленинградский, превратившийся в петербургский, предвоенный.
А вот он становится действующим лицом «Поэмы»: «Ветер, не то вспоминая, не то пророчествуя, бормочет...» Он уже страшен. Он рвет афиши (перекличка с поэмой «Двенадцать» Блока), безумствует. Он, наряду с другими элементами стихии, создает здесь Петербург Достоевского. Он сотрясает все, переворачивает. Здесь, как и у Блока, ветер, стихия имеют огромное значение.
Далее:
Ветер, полный балтийской соли,
Бал метелей на Марсовом поле
Здесь ветер очень конкретен и принадлежит Петербургу реальному. Но появляется «невидимых звон копыт...» и снова ветер выходит на новый план. «В печной трубе воет ветер, и в этом вое можно угадать очень глубоко и очень умело спрятанные обрывки Реквиема». Вой тысяч, миллионов голосов…
А потом ветер сменяет тишина.
Думаю, ветер в своем «неземном», метафизическом смысле обращен иногда к будущему, как предчувствие, а иногда - к прошлому. Получается, что ветер и вода часто находятся в каком-то своем, особом, вневременном пространстве.
Многолики петербургские ветер и вода у Ахматовой, как многолик для нее и сам Петербург - город Пушкина, город Серебряного века с его полупризрачным весельем, и город, словно застывший перед чем-то неизведанным, с предчувствием, обреченностью, и безумный Маскарад Истории.
Вода является одной из стихий в образности русской поэзии, а в поэтическом мире А.Ахматовой занимает ключевое место.Один из её самых распространённых образов водной стихии - Нева. Нева - непременный атрибут её бесконечно любимого города:
Оттого мы любим строгий,
Многоводный, темный город...
или
Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сияющие льды..
или
Как люблю, как любила глядеть я
На закованные берега...
Глагол "любить" употребляется и в настоящем, и в прошедшем времени, что говорит о том, что Ахматова не только живёт любовью к родному городу, но и вдалеке от него возвращается к нему в мыслях. Эти дореволюционные строки наполнены всепоглощающим чувством бесконечной любви, привязанности и преданности Петербургу. Для Ахматовой - это город и детства, и юности, и Пушкина, и первой любви. Петербург - её духовная родина.
Вода, как утверждает автор "Энциклопедии символов" Е.А.Шейнина, во всех мировых традициях является символом женского начала. Нева, вода, река, волна - образы женского рода, часто встречающиеся в стихотворениях Ахматовой. С ними ей хочется поделиться о своём, женском, сокровенном. Река часто становится свидетельницей встреч, расставаний, внутренних переживаний.
Иным настроением проникнуты строки послереволюционных лет: в них больше глубокой печали, мыслей о забвении и смерти, Так, в стихотворении, посвященном О.Мандельштаму, читаем:
Это наши проносятся тени
Над Невой, над Невой, над Невой,
Это плещет Нева о ступени,
Это пропуск в бессмертие твой.
В другом стихотворении, написанном в !959 году, Ахматова в знак родства и духовной близости употребляет притяжательное местоимение при описании Невы:
Я бросила тысячи звонниц
В мою ледяную Неву,
И я королевой бессониц
С той ночи повсюду слыву.
Поэтическая картина мира Ахматовой слишком многолика и разнообразна. В ней, как и глубоких водах Невы, слишком много неожиданных поворотов и течений, переливов и оттенков, превращений и уподоблений. Поэтому "траектория движения" образа воды не есть прямая линия "от символа к символу", это сложное переплетение смыслов, обогащение новыми значениями, перекличка с поэтическим искусством предшественников.
"Знали соседи - я чую воду..." (из поэмы "У самого моря")
Символизм Анны Ахматовой поразителен. Слово звездное небо усыпано полотно ее творчества различными аллюзиями, символами, намеками, реминисценциями, причем все они не единичны, удивительно объемны и глубоки: и небо, и звезды, и дом,и земля, и дорога...Мотивы ветра и воды, на мой взгляд, не стоят отдельно, а являют собой логичное продолжения той ахматовской концепции бытия, смиренной и трагичной, которую она пронесла через все творчества, доведя до катарсиса в своих "В городе райского ключаря...", "Стал мне реже сниться, слава Богу...", затем в "Реквиеме", позже в "Поэме без героя".
Признаться, сравнивая лирику Ахматовой до революции и после, я не заметила резкого изменения в символичном смысле значения мифологемы воды. Соглашусь, что до 1917 года иногда мы можем встретить здесь легкость и безмятежность: "...В ярких водах голубой реки." ("Сладок запах синих виноградин..."), "...когда над Невою длится/ Тот особенный, чистый час..." ("Как люблю, как любила глядеть я..."). Но даже в это дореволюционное время ахматовская тема воды - это тема тревоги, тоски, опасения:
"Сон" 1915: А сторож у красных ворот
Окликнул тебя:"Куда!"
Хрустел и ломался лед,
Под ногами чернела вода.
"Паять о солнце в сердце слабет...", 1911: В узких каналах уже не струится -
Стынет вода.
Здесь никогда ничего не случится -
О, никогда!
"Здравствуй! Легкий шелест слышишь...", 1913: У тебя светло и просто.
Не гони меня туда,
Где под душным сводом моста
Стынет грязная вода.
Но затем градация символизма воды усиливается, и вместо обнадеживающих еще опаски и угрозы мы сталкиваемся с очевидной смертью. Вообще, тема самоубийства, причем именно путем утопления,нередко прослеживается в творчестве Ахматовой, формируя еще более пронзительный, утрированный,жуткий, но при этом близкий поэтессе образ воды. "Вода" в одном из общепринятых символичных ее трактовок - метафора смерти, забвения, полного погружения в неизвестность. Для Ахматовой это не просто смерть, а смерть утопленницы, что в её христианской традиции намного страшнее и греховнее, нежели обычное самоубийство. Здесь так и хочется вспомнить фольклорный "русалочий" мотив, когда в русалок превращаются именно девушки-утопленницы, жертвы несчастной любви:
"Над водой", 1911: ...Он, смеясь, ответил мне:
"Встретимся в аду".
...О глубокая вода
В мельничном пруду,
Не от горя, от стыда
Я в тебе приду.
И без крика упаду,...
В стихотворении "Похороны"(1911) автор идет еще дальше, и оба влюбленные готовы уже последовать "русалочьему" пути:
И тогда, побелев от боли,
Прошептала: "Уйду с тобой".
Вот одни мы теперь, на воле,
И у ног голубой прибой.
При этом, вода всегда рядом с Ахматовой. Вспоминается образ реки, а именно Невы, которая, как близкий друг, перенимая страдания и сокрушения, сопереживая, сама берет на себя часть боли, может быть именно поэтому становится в ахматовской поэзии "грязной", "неживой","мутной", она "стынет", "чернеет", "замирает". Она сопроводжает все ее боли, все переживания, она - свидетель ее любовной драмы (учитывая, что ахматовская любовь - всегда драма, ибо в любом случае любовное чувство рушит покой или даже жизнь), потому Нева - неизбежный фон даже там, где драма только зреет в душах: поэма "У самого моря", а так же ряд стихотворений:
В последний раз мы встретились тогда
На набережной, где всегда встречались.
Была в Неве высокая вода,
И наводненья в городе боялись.
Образ Невы для Ахматовой - не только предмет любования, но и безудержная сила, способная обезоружить, сокрушить, распять (образ Невы как стихии в "Медном всаднике"). "Трудным кашлем, вечерним жаром...убьет./На Неве под млеющим паром/Начинается ледоход" - мы видим мотив ничтожности жизни в сравнении с речной вечностью, нам недоступной, и бытие реки обращается еще в два символа. Первый - река Лета, символ забвения, что также сродни шекспировскому тексту, где река - путь, развитие событий, но исход - судьба Офелии: "У кладбища направо пылил пустырь,/ А за ним голубела река". Второй символический "предок" Невы - река Мнемозина, символ вечной памяти, и это мы читаем в ахматовских строках:
Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, -
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.
В итоге, водная стихия не смогла "погасить" талант Ахматовой, но и не стала ей другом, она - тень, постоянно идущая по пятам, образ, от которого невозможно избавиться. И Ахматова обращается с просьбой, "мне бы невской воды глоток" - пишет она в 1922 году, а затем возвращается к этой теме спустя 20 лет, в 1942, пытаясь вдохнуть в себя силы этой вечной реки, слиться с ней воедино: "Принеси же мне горсточку чистой,/Нашей невской студеной воды".
Что же касается мотива ветра, то его образ в творчестве Ахматовой, на мой взгляд, менее трагичен (в сравнении с мотивом воды), но более сакрален. Ветер - визуализация души, характер настроения, то "дули с востока сухие ветры", то "ветры кротко стихли", то "лёгкий ветер на воле, свеж, неровен", то "ветер безрассудный". Ветер - внутренний диалог, которому Ахматова готова поручить самое глубинное и самое больное:
Хорони, хорони меня, ветер!
Родные мои не пришли,
Надо мной блуждающий вечер
И дыханье тихой земли.
Устами ветра Ахматова говорит свои мысли и своё мироощущение:
Поздней осенью, свежий и колкий,
Бродит ветер, безлюдию рад.
Революция, репрессия, война - все эти страшные события оставили неизлечимый шрам в душе Ахматовой, прочувствовавшей на себе и смерть близких, и томление в очередях, и голод, и панический страх. Её ветер меняется, теперь это "ветер каменного века" ("И мнится - голос человека...", 1917), её душевный ветер мечется, страдает, она пишет: "Декабрь рождался, ветры выли в поле", словно это не ветры. а люди, гонимые и преданные, которые воют и кричат в попытках выжить. В ахматовском ветре есть и мотив одиночества (лебедь), но одиночества гордого, мужественного, готового снести все стенания и муки:
Веет ветер лебединый,
Небо синее в крови.
Наступают годовщины
Первых дней твоей любви.
Ветер становится "душным", "ветер слезы сушит", "морозный ветер губы студит", а затем в "Поэме без героя" - "Посинелые стиснув губы,/...по ту сторону ада мы" - мотив невозвратности, неизбежности, необратимости мира.
Еще в начале свое творческого пути, в возрасте 22 лет, юная Ахматова пишет такое христоматийное, но такое пророческое стихотворение "Сжала руки под темной вуалью...", которое венчается такими строками:
Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Все, что было. Уйдёшь, я умру".
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".
Но она не ушла, она стояла на ветру всю жизнь, задыхаясь, умирая, леденея, но творя и глаголя, она выбрала эту судьбу, своим творчеством оставив и нам выбор: уйти либо стоять на ветру.
Добавлю к своему ответу немного про образ Леты-Невы. Интересно, что река забвения Лета становится для "серебряных" поэтов наоборот символом памяти, единственно истинного места и застывшего времени, а все остальное - сон, ненастоящее. Об этом ну очень хорошо сказано у Г. Иванова:
...Зимний день. Петербург. С Гумилевым вдвоем,
Вдоль замерзшей Невы, как по берегу Леты,
Мы спокойно, классически просто идем,
Как попарно когда-то ходили поэты.
А дело здесь, наверно, в том, что, испив воды Леты, забываешь не всё, а лишь суетный мир, все опостылевшее, ложное и искаженное и попадаешь в сферу инобытия. А находится она именно тогда и именно там, в "те баснословные года", в Петербурге:
Быть может, города другие и прекрасны...
Но что они для нас! Нам не забыть, увы,
Как были счастливы, как были мы несчастны
В туманном городе на берегу Невы.
Мир теней становится единственно реальным и желанным. И ничего не случилось потом, а только приснилось.
Евгения, вы абсолютно правы! Превращение Невы-Леты из образа реки забвения в реку памяти восходит,действительно, к ахматовской традиции. Видимо, иногда многоликость образов настолько иррациональна, что сложно верно соотнести те или иные понятия. Вспоминается "Поэма без героя", где "город мертвых", "у устья Леты - Невы", где все персонажи иррациональны, в действительности они мертвы, а в поэме - лишь тени загробного мира. Невольно лезут в голову строчки Мандельштама "Петербург! У меня еще есть адреса, / по которым найду мертвецов голоса", и, каким бы жутким и всепоглощающим не было забвение, память, действительно, оказывается сильнее.
Для анализа я выбрала стихотворения из трех сборников: Вечер (1912), Четки (1914) и Белая стая (1917). Условно их можно обозначить, по-моему мнению, как До - Середина - Начало революции.
ВЕТЕР
В сборнике Вечер ветер поначалу нежный, легкий, узорчатый, еле заметен:
Ветер снежинками ранними веет
Едва-едва.
(Память о солнце)
Также появляется ветер-собеседник, ветер свободы, последний посетитель героини:
Хорони, хорони меня, ветер!
....................................
Я была, как и ты, свободной,
.....................................
Видишь, ветер, мой труп холодный,
...............................
Закрой эту черную рану
Покровом вечерней тьмы
И вели голубому туману
Надо мною читать псалмы.
.....................................
Прошуми высокой осокой
Про весну, про мою весну.
(Хорони меня, ветер)
Четки.
Далее приходит ветер перемен. Уже другой ветер встречает героиню:
Ветер душный и суровый
С чёрных труб сметает гарь…
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.
(Стихи о Петербурге, 1)
Это ветер-разносчик, ветер-переносчик. Суровый ветер (будущий правитель "Всея Руси" - Сталин), который душит и сметает. Гарь - люди не угодные ветру. Он не доволен новой столиц, он приносит перемены. Я считаю, А.А. смогла предвидеть в этом стихотворении будущее страны.
Белая стая.
Ветер в данном сборнике влетает - веет - студит - обжигает - проносится - стучит - обещает - обрывает - бродит - не вей (просьба).
Определения, соответствующие выше перечисленным глаголам: северных морей - горный - морозный - душистый, раскаленный - майский - каменного века - с налету/ безрассудный - свежий и колкий/ безлюдию рад - мартовский.
Можно провести аналогии: "новая власть-новый правитель-новые межличностные отношения" влетает, проносится. Он студит и обжигает людские судьбы. Он обещает (позже Сталин освобождает Льва и Пунина, но вскоре оба попадают в лагеря). Он обрывает (погиб Гумилев, Пунин). Он бродит свежий и колкий, "безлюдию рад": Ахматова осталась одна, без сына, без бывших мужей, без семьи. Это была самая беспощадная ссылка для А.А.. И в конце, уже на исходе "правления" Сталина, она просит его "не вей" в лицо.
ВОДА
В Вечере встречаются яркие воды голубой реки (Сладок запах синих виноградин...).
Четки. В стихотворении "В последний раз мы встретились тогда...." встречается интересное сравнение. Конец первого четверостишия:
Была в Неве высокая вода,
И наводненья в городе боялись.
Конец второго четверостишия:
Как я запомнила высокий царский дом
И Петропавловскую крепость! —...
Высокая вода - царский дом, наводнение - Петропавловская крепость. И вода, и дом вызывают страх. Оба приводят к неприятным последствиям. Вода к наводнению, влекущему за собой гибель и разрушение города, жителей. Царский дом (не в прямом значении, а, скорее всего, как место, где издают указы) приводит к заключению в крепости. Заключение ведет к гибели и разрушению человеческой жизни, человеческой судьбы.
Интересное противопоставление встречается в стихотворении "Голос памяти". Некое "мечтание" сталкивающееся с реальностью:
Что ты видишь.....
Чайку ли на синей скатерти воды...
..........................................
Нет, я вижу стену только — и на ней
Отсветы небесных гаснущих огней.
Чайка означает свободу, свободная, как птица, свободная, как синяя скатерть моря/ реки. Но героиня видит только стену - преграду.
Белая стая. Вода в стихотворении "Господь немилостив к жнецам и садоводам" отражает теперь не небо, а "широкие плащи". Это, возможно, стражи порядка.
Интересным является стихотворение Ахматовой "Мне больше ног моих не надо..." (Вечер). Поэтесса превращается сама в рыбу. Интересными являются следующие строчки:
Не надо мне ДУШИ покорной,
Пусть СТАНЕТ ДЫМОМ, лёгок дым,
ВЗЛЕТЕВ НАД НАБЕРЕЖНОЙ ЧЕРНОЙ,
Он БУДЕТ НЕЖНО-ГОЛУБЫМ.
Душа легка, поэтому она взлетает над черной набережной, над черными доносами и черными событиями в жизни героини. Душа, взлетев, станет нежно-голубой. Она сохранится, она не почернеет.
Ветер в поэзии А.Ахматовой- образ -спутник.
Юность- " Легкий, дальний".
Переезд из ЦарскогоСела- "душный, суровый".
Сборник "Белая стая"- "верный спутник", "окрылен любовью". " творческое вдохновение".
Позже... " дикий, страшный", "бормочет", "ветер войны"...
Ответ от Татьяны Рыжковой: "Очень интересны все наблюдения, особенно ответы Надежды Кохановой и Дарьи Варсоновой.
Вообще, природные стихии - ветер, вода, огонь с одной стороны, сохраняют у Ахматовой присущее им в культуре значение, с другой стороны, наделяются личностным смыслом. Город же, Петербург, - город воды и неба. И камня. В "Реквиеме" именно ветер, вода и камень станут краеугольными символами.
Ветер, конечно, разный. Символика образа, как и любого символа, многозначна: это и свобода, движение, противопоставленные несвободе, статике, и время, голос времени, и разрушение.
Вы многое увидели, многое осмыслили. Спасибо за эту работу. Надеюсь, что она помогла вам глубже "нырнуть" в стихию поэзии Ахматовой."
Жарко веет ветер душный,
Солнце руки обожгло,
Надо мною свод воздушный,
Словно синее стекло…
Пруд лениво серебрится,
Жизнь по-новому легка...
(1910)
Иду по тропинке в поле
Вдоль серых сложенных бревен,
Здесь легкий ветер на воле
По-весеннему свеж, неровен.
И томное сердце слышит
Тайную весть о дальнем.
Я знаю: он жив, он дышит,
Он смеет быть не печальным.
(1912)
...Грузный ветер окаянно воет,
И шальная пуля за Невою
Ищет сердце бедное твое. ..
(1921)
Проходят один за другим в нищете, одиночестве и бесправии пятнадцать лет молчания поэта, "жизни под запретом". В 40-м году сборник "Из шести книг", как уже сказано, открывается новым стихотворением. Ива", которое Ахматова привычно начинает с союза "А", как бы продолжая насильственно прерванный свой разговор с читателем:
А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
(1940)
Я привела примеры нескольких стихотворений разного периода, в которых хорошо виден образ ветра у А. Ахматовой как показатель смены не столько её настроения,сколько мировоззрения.
В остальном мне близки мысли, высказанные М. Васильевой.