Вы здесь

3.5. Ахматовский Петербург

18 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя Polina Lektorium
Polina Lektorium
Лекториум
Не в сети
3.5. Ахматовский Петербург

Понаблюдайте за мотивом воды или ветра в нескольких произведениях Ахматовой о Петербурге, написанных до революции и после нее, и расскажите о своих открытиях.

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

Для анализа я выбрала стихотворения из трех сборников: Вечер (1912), Четки (1914) и Белая стая (1917). Условно их можно обозначить, по-моему мнению, как До - Середина - Начало революции.

ВЕТЕР

В сборнике Вечер ветер поначалу нежный, легкий, узорчатый, еле заметен:
Ветер снежинками ранними веет
Едва-едва.
(Память о солнце)

Также появляется ветер-собеседник, ветер свободы, последний посетитель героини:
Хорони, хорони меня, ветер!
....................................
Я была, как и ты, свободной,
.....................................
Видишь, ветер, мой труп холодный,
...............................
Закрой эту черную рану
Покровом вечерней тьмы
И вели голубому туману
Надо мною читать псалмы.
.....................................
Прошуми высокой осокой
Про весну, про мою весну.
(Хорони меня, ветер)

 

Четки.
Далее приходит ветер перемен. Уже другой ветер встречает героиню:
Ветер душный и суровый
С чёрных труб сметает гарь…
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.
(Стихи о Петербурге, 1)
Это ветер-разносчик, ветер-переносчик. Суровый ветер (будущий правитель "Всея Руси" - Сталин), который душит и сметает. Гарь - люди не угодные ветру. Он не доволен новой столиц, он приносит перемены. Я считаю, А.А. смогла предвидеть в этом стихотворении будущее страны.

 

Белая стая.
Ветер в данном сборнике влетает - веет - студит - обжигает - проносится - стучит - обещает - обрывает - бродит - не вей (просьба).
Определения, соответствующие выше перечисленным глаголам: северных морей - горный - морозный - душистый, раскаленный - майский - каменного века - с налету/ безрассудный - свежий и колкий/ безлюдию рад - мартовский.

Можно провести аналогии: "новая власть-новый правитель-новые межличностные отношения" влетает, проносится. Он студит и обжигает людские судьбы. Он обещает (позже Сталин освобождает Льва и Пунина, но вскоре оба попадают в лагеря). Он обрывает (погиб Гумилев, Пунин). Он бродит свежий и колкий, "безлюдию рад": Ахматова осталась одна, без сына, без бывших мужей, без семьи. Это была самая беспощадная ссылка для А.А.. И в конце, уже на исходе "правления" Сталина, она просит его "не вей" в лицо.

 

 

ВОДА

В Вечере встречаются яркие воды голубой реки (Сладок запах синих виноградин...).

 

Четки. В стихотворении "В последний раз мы встретились тогда...." встречается интересное сравнение. Конец первого четверостишия:
Была в Неве высокая вода,
И наводненья в городе боялись.

Конец второго четверостишия:
Как я запомнила высокий царский дом
И Петропавловскую крепость! —...

Высокая вода - царский дом, наводнение - Петропавловская крепость. И вода, и дом вызывают страх. Оба приводят к неприятным последствиям. Вода к наводнению, влекущему за собой гибель и разрушение города, жителей. Царский дом (не в прямом значении, а, скорее всего, как место, где издают указы) приводит к заключению в крепости. Заключение ведет к гибели и разрушению человеческой жизни, человеческой судьбы.

Интересное противопоставление встречается в стихотворении "Голос памяти". Некое "мечтание" сталкивающееся с реальностью:
Что ты видишь.....

Чайку ли на синей скатерти воды...

..........................................

Нет, я вижу стену только — и на ней
Отсветы небесных гаснущих огней.

Чайка означает свободу, свободная, как птица, свободная, как синяя скатерть моря/ реки. Но героиня видит только стену - преграду.

 

Белая стая. Вода в стихотворении "Господь немилостив к жнецам и садоводам" отражает теперь не небо, а "широкие плащи". Это, возможно, стражи порядка.

Интересным является стихотворение Ахматовой "Мне больше ног моих не надо..." (Вечер). Поэтесса превращается сама в рыбу. Интересными являются следующие строчки:

Не надо мне ДУШИ покорной,
Пусть СТАНЕТ ДЫМОМ, лёгок дым,
ВЗЛЕТЕВ НАД НАБЕРЕЖНОЙ ЧЕРНОЙ,
Он БУДЕТ НЕЖНО-ГОЛУБЫМ.

Душа легка, поэтому она взлетает над черной набережной, над черными доносами и черными событиями в жизни героини. Душа, взлетев, станет нежно-голубой. Она сохранится, она не почернеет.

 

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Спасибо, DarWar! Здорово! Про стихотворение "Мне больше ног моих не надо....": Героиня отказывается от души, превращается в рыбу, ибо рыба холодная, бездушная, наслаждающаяся только прохладой воды (Плыву, и радостна прохлада,

Белеет тускло дальний мост.) А отказывается она от души, потому что она "покорная", и именно поэтому душа не сразу взлетает и становится нежно-голубой, а сначала сгорает, т.е. проходит очищение, Вам не кажется? А вот что такое "покорная душа"? Покорная самой героине, покорная ЕМУ ("мой дальний"), судьбе? "Ничьих я слов не повторяю и не пленюсь ничьей тоской" - чьей? Если "моего дальнего", то было уместнее "ТВОИХ я слов не повторяю и не пленюсь ТВОЕЙ мечтой"

Кстати, Вы видели на каком-то сайте (простите, не помню, на каком - давно это было) есть анализ стихотворений по количеству слов, строф,, строк и т.п. Там еще есть параметры "классическая тошнота" или что-то в этом роде:)) Я запомнила, что это стихотворение по параметру "водности" имело что-то больше 70%

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

Надежда Валентиновна, спасибо за анализ данного стихотворения. Действительно, Ахматову можно назвать покорной, если вспомнить ее жизнь с приходом, скажем так, "уплотнения". Она покорна, не предпринимает действий, чтобы вырваться из морской пучины. плывет по течению исторических событий и ждет, когда ее Лёва вернется домой. 

Относительно сайта: http://ruscorpora.ru/search-main.html

Указания Марины Васильевой по использованию сайта:

"1) поиск в корпусе

2) задать подкорпус (справа). В графе "Автор текста" ввести "А.А. Ахматова" (можно дополнительные параметры)

3) нажать "Далее" (внизу)

4) Сохранить подкорпус и перейти на страницу поиска (вверху)

5) В разделе "Лексико-грамматический поиск" ввести слово, например "ветер" (можно сочетание слов и т.д.)

6) Нажать "Искать".

При таком алгоритме будут даны все тексты - и поэзия, и проза

А если нужен только поэтический текст, то в начале нужно нажать "Поэтический" (слева в меню)"

Я попробовала "забить": http://search.ruscorpora.ru/search.xml?env=alpha&mycorp=%28metas%253A%2522author%2522%2520%2526%2520%28%21%25C0.%25C0.%2520%252F1%2520%21%25C0%25F5%25EC%25E0%25F2%25EE%25E2%25E0%29%29&mysent=&mysize=60200&mysentsize=6443&mydocsize=945&dpp=&spp=&spd=&text=lexgramm&mode=poetic&sort=gr_tagging&ext=10&nodia=1&parent1=0&level1=0&lex1=%E2%EE%E4%E0&gramm1=&flags1=&sem1=&parent2=0&level2=0&min2=1&max2=1&lex2=&gramm2=&flags2=&sem2=

здесь можно посмотреть ответы по "воде")

 

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Спасибо!! Интересный ресурс:)

Аватар пользователя Марина Н
Марина Н
Не в сети

В творчестве А, Ахматовой образы воды и ветра глубоко символичны. Например, в стихотворении «Стихи о Петербурге»  (1913 года ) А. Ахматова употребляет эпитеты «душный  и суровый» к слову «ветер»,  предрекая трагичность своей любви. В этом же стихотворении  Нева темноводная трактуется как глубина и серьезность будущих отношений «завтра лучше, чем вчера».

Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь...
Ах! своей столицей новой 
Недоволен государь.

Ты свободен, я свободна,

Завтра лучше, чем вчера, –
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.

Символический смысл ветер приобретает и в стихотворении «Другой голос». Ветер как физическое явление природы приобретает одушевленный образ. Он осязаем, тяжел – «грузный ветер».  Ветер своим весом обрушивается на лирическую героиню, создавая ощущение пустоты и одиночества («воет окаянный») от потери расстрелянного Н. Гумилева в 1921 году. Присутствует в этом стихотворении и образ воды. Но вода в состоянии вселенского горя может быть только заледенелая, как душа лирической героини, лишь «полыньи дымятся», словно раны на теле.

Под мостами полыньи дымятся,
Над кострами искры золотятся, 
Грузный ветер окаянно воет, 
И шальная пуля за Невою 
Ищет сердце бедное твое.

В стихотворении 1961 года А.Ахматова возвращается к теме 1913 года, словно хочет попасть в свою молодость.  Первое восприятие прошлого – это тихая привычная картина: шарманка, мишка, цыганка, паровозик,  Нева. Воды Невы  в стихотворении нейтральны, у слова нет эпитетов, нет и глаголов. Но за тишиной Невы выступает подтекст «воет шарманка», «пляшет цыганка на заплёванной мостовой». Чувствуется  тревога. Тревога нарастает от строфы к строфе и кульминацией становится середина стихотворения: «В черном ветре злоба и воля». Ветер является символом  злобы и безудержной, неконтролируемой сводобы.

Петербург в 1913 году 

За заставой воет шарманка,
Водят мишку, пляшет цыганка
На заплеванной мостовой.
Паровозик идет до Скорбящей,
И гудочек его щемящий
Откликается над Невой.
В черном ветре злоба и воля.
Тут уже до Горячего Поля,
Вероятно, рукой подать.
Тут мой голос смолкает вещий,
Тут еще чудеса похлеще,
Но уйдем - мне некогда ждать.

Если символизм воды в творчестве Ахматовой переменчив, то образ ветра постоянен. Вода может быть различна по своим агрегатным состояниям, может передавать разный эмоциональный фон. Образ ветра преимущественно передает тревогу, предвещает беду. Ветер – это агрессия, трагедия, зло, и лишь в немногих ранних стихах он свеж и легок.

 

 

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Спасибо, Марина! Очень хорошая подборка стихотворений!

Аватар пользователя Seraphima
Seraphima
Не в сети

Мне кажется, что и тема Петербурга и мотивы ветра и воды в стихотворениях Ахматовой перекликаются с её романтическими переживаниями и испытываемыми ею чувствами. Иногда описания Петербурга всего две -три строчки либо вписанные вначале (Ветер душный и суровый
, С черных труб сметает гарь... или Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
 Очертанья столицы во мгле), либо в конце стихотворения (В грозных айсбергах Марсово поле,
 И Лебяжья лежит в хрусталях..) сделаны лишь для создания декорации, на фоне которых разыгрывается её история жизни (Годовщину последнюю празднуй -
Ты пойми, что сегодня точь-в-точь
Нашей первой зимы – той, алмазной –
Повторяется снежная ночь) и любви (Он говорил о лете и о том,
 Что быть поэтом женщине – нелепость.
Как я запомнила высокий царский дом 
И Петропавловскую крепость!), а иногда описания города и архитектурные зарисовки контрастируют или дополняют переживаемые ею чувства.

Мотивы ветра скорее относятся к иллюстрации перемен в её жизни или отсутствие таковых ( Ветер душный и суровый 
С черных труб сметает гарь...), а вода (На набережной, где всегда встречались.
 Была в Неве высокая вода) как женская и творческая стихия иллюстрируют её эмоции и степень влюбленности, а также накал и спад её страстей...

Ахматова чем-то намоминает мне английскую писательницу Вирджинию Вульф

 

Аватар пользователя Анжелика
Анжелика
Не в сети

Точно, Вы правы! Сходство ест, во взгляде и настроении.

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Замечательные портреты!! Хочется добавить строчки Анны Андреевны:

У меня не выяснены счеты
С пламенем, и ветром, и водой…

 

Аватар пользователя Наталь_я
Наталь_я
Не в сети

Я выбрала мотив воды... Вода, агрегатные состояния воды, Нева, Мойка ... Всем  событиям свидетельница, всех событий участница

адрес фото http://like2teach.tmweb.ru/albums/albums_001.html

 

Аватар пользователя Евгений Лебедев
Евгений Лебедев
Не в сети

Как люблю, как любила глядеть я
На закованные берега,
На балконы, куда столетья
Не ступала ничья нога.
И воистину ты – столица
Для безумных и светлых нас;
Но когда над Невою длится
Тот особенный, чистый час
И проносится ветер майский
Мимо всех надводных колонн,
Ты – как грешник, видящий райский
Перед смертью сладчайший сон...

1916

Петроград, 1919

И мы забыли навсегда,
Заключены в столице дикой,
Озёра, степи, города
И зори родины великой.
В кругу кровавом день и ночь
Долит жестокая истома...
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома,
За то, что, город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду.
Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но нам священный град Петра
Невольным памятником будет.

1921

Мотив ветра интересен своей непостоянностью. Он приносит звуки судьбы, звуки музыки.. Судьба- вот тема, которая связана с ветром у Ахматовой. В первом стихотворении 1916 года ветер проносится над Петербургом ,принося с собой предвестье несчастья.. Наверное этим несчастьем, ненастьем стали две революции, коренным образом изменившие уклад жизни страны и Петербурга в частности. Второе же стихотворение, написанное в период НЭПа ,уже предвещает смерть

Уж ветер смерти сердце студии,- пишет Ахматова, как бы пророча будущие события.

Итак, можно сказать, что у Ахматовой мотив ветра связан с мотивами смерти, мотивами изменений, грозящих Петербургу.

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Спасибо, Евгений! НЕ совсем согласна с Вами: мотив ветра связан, мне кажется, не столько " с мотивами смерти, мотивами изменений, грозящих Петербургу", сколько с личной судьбой. Мне кажется, что Ахматова вообще писала прежде всего о себе, о своей судьбе, правда, которая неразрывно была связана с Петербургом, но это потому что она его любила:)

Аватар пользователя Евгения
Евгения
Не в сети

Существует интересное наблюдение, что вода у Ахматовой часто связана с "русалочьим мотивом", то есть является метафорой смерти из-за несчастной любви. Она так неотвратимо тянет к себе...

Сколько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.

И я стану - Христос помоги! -
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки…

Вода несет угрозу, это предчувствие чего-то недоброго, даже колдовского, к чему зачастую ведет именно любовь, страсть. А ведь Анна Андреевна воду любила и "плавала, как рыба". А еще называла себя русалкой и колдуньей. А вот - стихотворение Гумилева :)

Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
А думал забавницу,
Гадал — своенравницу,
Веселую птицу-певунью.

Покликаешь — морщится,
Обнимешь — топорщится,
А выйдет луна — затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то, — и хочет топиться.

Твержу ей: крещеному,
С тобой по-мудреному
Возиться теперь мне не в пору;
Снеси-ка истому ты
В Днепровские омуты,
На грешную Лысую гору.

Молчит — только ежится,
И все ей неможется,
Мне жалко ее, виноватую,
Как птицу подбитую,
Березу подрытую
Над очастью, Богом заклятою.

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Бухты изрезали низкий берег,

Все паруса убежали в море,

А я сушила соленую косу

За версту от земли на плоском камне.

Ко мне приплывала зеленая рыба,

Ко мне прилетала белая чайка,

А я была дерзкой, злой и веселой

И вовсе не знала, что это - счастье.

В песок зарывала желтое платье,

Чтоб ветер не сдул, не унес бродяга,

И уплывала далеко в море,

На темных, теплых волнах лежала.

Когда возвращалась, маяк с востока

Уже сиял переменным светом,

И мне монах у ворот Херсонеса

Говорил: "Что ты бродишь ночью?"

                             (1914г.)

Аватар пользователя Евгения
Евгения
Не в сети

У пруда русалку кликаю,

А русалка умерла. :(

 

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Не в сети

           В воспоминаниях Л.К.Чуковской есть свидетельство о том, как серьёзно А.А.Ахматова относилась к повторяющимся образам в творчестве: "Чтобы добраться до сути, надо изучать гнёзда постоянно повторяющихся образов - в них таится личность автора и дух его поэзии". Разумеется, говоря это, она имела в виду и себя. Образ воды, образ Невы сопровождает всё творчество Ахматовой. Своим "промотанным наследством" она называет  в 1929 году всё, что связано с дорогим её сердцу Петербургом. И Неву - в том числе.

          В дореволюционной лирике "Нева темноводная".  Она живая,  грозит стихийным бунтом ("Была в Неве высокая вода, / И наводненья в городе боялись все", 1914).    В постреволюционных (и более поздних стихах) Нева ужасает своей мертвенностью, неподвижностью, леденящим душу холодом. "От тебя я сердце скрыла, словно бросила в реку" (1936).

          Но самый страшный образ Невы - в поэме "Реквием": "Не течёт великая река". Река жизни превратилась в реку смерти. Эта характеристика относится  не только к  Неве. В другом произведении поэт отмечает: "Погружается Мойка во тьму" (1939).  Вода - архетипичный образ жизни. И если  исследовать трансформацию (не пишется слово "эволюцию") этого образа в творчестве Ахматовой, то, думаю,  глубина трагедии, которую она в жизни умела переносить с высочайшим достоинством, станет зримее. Не по рождению - по сути петербуженка!  "Экс-королева на буржуазном курорте"!.. "Гнёзда постоянно повторяющихся образов" выдают её ощущение трагедии, творимой, увы, не богами и не героями .  

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Спасибо, Анонимус! У Вас получилось протянуть образ во времени! А если попробовать в пространстве?