Как перекликаются стихотворения О.Э. Мандельштама «Царское село» и «С миром державным я был лишь ребячески связан…». Найдите сходства и отличия.
Вы здесь
3.4. О.Э. Мандельштам «С миром державным я был лишь ребячески связан». Бегство из империи
15 апреля, 2015 - 18:31
#1
3.4. О.Э. Мандельштам «С миром державным я был лишь ребячески связан». Бегство из империи
1. В обоих стихотворениях подчеркивается чуждость "миру имперскому", "царству этикета".
2.Желание поэта - вырваться отсюда, поменять окружение, быть самим собой.
1. Первая строчка стихотворения "Царское село" - красноречивая просьба, призыв - в ней сконцентрировано главное, последующие строки как аргументация к ней.
Иная картина во втором стихотворении, где поэт описывает подробности своей чуждости с "миром державным", к тому же рассказывает о том, как однажды, было, вырвался на Юг, где хлебнул горя. И вот теперь он снова здесь, наедине уже с другим гордом, "самолюбивы, проклятым". Драматическое несовпадение теперь, неоправданные надежды.
3. В стихотворениях изображен мир, обреченный доживать свой век.
4. Мотив возвращения и "безвозвратности" к городу, который "довлеет" и проник в душу навсегда.
2. Намек на драматическое несовпадение в первом стихотворении утверждается во втором, где звучит приговор городу, ставшему через столько лет почти неузнаваемым.
Здравствуйте, Анжелика! Очень толковая сопоставительная таблица! Но простите мне мою учительскую вьедливость - после нее не хватает вывода:)))
Здравствуйте, Надежда! Согласна с Вами, спасибо за комментарий. Вывод такой: стихотворения отражают сломанную судьбу поэта и города. 1912-1931 годы, два стихотворения как две болевые точки: в одном предчувствие беды, разлада, в другом - драматический аккорд. Благодаря вашим урокам перечитала Мандельштама. Думаю, что акмеистом он был лишь номинально, глубокий, тонкий, хрупкий поэт! И Петербург любил всей душой дорожил им, но не простил ему двуличия..
Мне кажется, что здесь две главные темы, которые связывают эти стихотворения. Во-первых, в обоих говорится о державном, королевском Санкт Петербурге, а во-вторых, в обоих идет речь о юношеской, ребяческой поре жизни Мандельштама.
"Царское село" написано легко, воздушно, радостно, с восхищением . Читаешь его строки, будто шампанское пьешь.
"С миром державным..." не пьется как шампанское, а, скорее, горчит как водка. Мандельштам обращается в стихотворении к свои ребяческим годам и с некоторое горечью признает, что, в общем-то, с державным, элегантным и высокомерным миром Петербурга был связан лишь ребячески, то есть по молодости лет видел все в радужном свете и восхищался им, может быть, больше, и старался больше соответствовать, и вписаться ему хотелось, НО не получалось, и не стоял он под портиком, кутаясь в митре бобровой, и цыганка ему не плясала, и сторублёвками он не шуршал, и устриц не умел есть...
Единственно, мне не совсем понятна строчка про Годиву. Может, Мандельштам намекает на первые свои влюбленности, которые в юношеские годы у него были в Петербурге, а может, у него была своя Леди Годива в державном мире? Кто знает...
И, все-таки, я бы не препарировала понапрасну эти стихотворения, а просто бы наслаждалась музыкой слов и вложенных в них чувств. Ведь поэты в первую очередь пишут эмоционально, от души, а не для того, чтобы мы выковыривали из их произведений слова и смыслы, которых там может быть совсем и нет...
Я сама преподаю физику и математику. Но, с большим удовольствием читаю комментарии участников. Спасибо за интересные сообщения.
Надо же, никогда бы не подумала! Вы такая утонченная и воздушная, будто созданны для поэзии и мира искусства. Как же так получается?
Я тоже не филолог ))), хотя мечтала стать учителем литературы, но стала преподавателем педагогики и психологии ))). Сходство и отличие двух произведений надо, наверно, раскрыть по всем литературоведческим параметрам. Но, может, и не надо? По образному выражению А.А.Фета гармонию стиха нетрудно разрушить, неуклюже прикоснувшись к тончайшей поэтической ткани стихотворения, которое стремится запечатлеть «невыразимое», «шепнуть о том, пред чем язык немеет».
Два стихотворения О.Мандельштама «Царское село» и «С миром державным я был лишь ребячески связан» роднит ретроспективное воспоминание о прошлом. Прошлое в этих стихотворениях детализировано конкретными образами.
В стихотворении «Царское село» - уланы, генералы, князь, свита, фрейлина.
В стихотворении «С миром державным…» - гвардейцы, цыганка, банкир, европиянки.
Прошлое в стихотворении «С миром державным…» отождествляется с городом. «Самолюбивый, проклятый, пустой, моложавый» Петербург, который довлеет над мыслями и чувствами лирического героя. Герой задается вопросом: "Почему город завладел его мыслями и чувствами?" Пытаясь найти объяснение этой мистической связи, поэт обращается к воспоминаниям о далеком прошлом. Его воображение рисует разные картины, но самая яркая и значимая – это образ Леди Годивы, увиденный поэтом на деткой картинке, и глубоко запечатленный в памяти. Образ Леди Годивы можно трактовать по-разному, мне близка версия свободы и борьбы за справедливость. Леди Годива молода и на коне. Несмотря на то, что герой с ней прощается динамика ритма стиха не уменьшается. Двойной повтор Годива создает лишь эхо и многоточие в конце обещает продолжение.
В стихотворении «Царское село» тоже присутствует женский образ. Но образ диаметрально противоположный - фрейлины седой. Даже не образ, а «мощи». Вся динамика яркой картины зимнего дня с гарцующими уланами, построением, нарисованная в начале стихотворения, стремительно вниз в конце при прочтении:
И возвращается домой —
Конечно, в царство этикета,
Внушая тайный страх, карета
С мощами фрейлины седой,
Что возвращается домой...
Стихотворение «Царское село» странное по своему содержанию. С одной стороны, такой день вполне реален. Здесь нет мифологических и абстрактных образов, как в предыдущем стихотворении (европиянки, Леди Годива, нереиды). Присутствуют реальные персонажи: великий князь, фрейлина, генерал. Нереальными являются уланы, т.к. гвардейские уланские полки никогда не квартировали в Царском селе. Что это фактическая ошибка или литературный прием? Мне не удалось найти в Интернете монографии, в которой бы было дано объяснение этому факту. Я же склонная считать, что Мандельштам намеренно использовал уланов для того, чтобы подчеркнуть, что не хочет возвращаться в прошлое и еще раз переживать смутное время. Но происходящие события в его жизни на тот момент(точной даты стихотворение не имеет, поэтому могу только предполагать) невольно отсылают в детство и молодость.
Таким образом, при первом прочтении можно увидеть много схожего в двух стихотворениях. Но размышление над смыслом и беглый анализ, который мне удалось сделать, показывает различие в восприятии прошлых картин жизни О.Мандельштамом.
Классная параллель старухи в одном стихотворении и Леди Годивы в другом! Интересно... Об уланах, а Вам не приходило в голову, что поэт мог просто для красоты их в сюжет приплести или для созвучности? Ведь не все же можно и должно объяснять какими-то фактами в поэзии. Там и элемент волшебства и фантазии еще присутствует :-)))
Анна Ахматова пишет, что уланов никогда в Царском селе не было ). Может, эта неточность ради передачи настроения, легкости в начале стихотворения?
Согласна, что мы никогда не узнаем правды об уланах, можем только догадываться... Может и для красного словца, а может со смыслом. Что касается прошлого, то я имела ввиду детство,
Как учитель математики не берусь что-либо из вышесказанного дополнить. Благодаря этим курсам открыла для себя творчество Мандельштама, ведь раньше знала больше о его трагической судьбе. Какой острый слог в стихотворении "Царское село"! Какой певучий он в стихотворении "С миром державным...". Нет, боюсь сравнения лишь помешают моему же восприятию этих произведений...
Сходства и различия в стихотворениях О. Мандельштама "Царское село" и "С миром державным..."
Добрый вечер! Мне очень понравилось то, как Вы структурировали информацию. Спасибо за идею
С уважением, Ольга
Еще раз здравствуйте, DarWar! Восхищена! Действительно! А Вы не думали про то, почему образ стареющей фрейлины заменен на образ леди Годивы? И почему ее не принимает поэт?
Прочитав оба стихотворения, мне сразу бросился в глаза их контраст. Прямо на это указывают годы написания стихотворений: Царское село- 1912, С миром державным...-1931. Царское село... Это стихотворение-призыв, гимн веселью и радости, а главное Петербургу. Радость от всех увеселений передается читателям и от этого стихотворение приобретает теплую душевную окраску. Но второе стихотворение- контраст Царскому селу. Здесь чувствуется ненависть, что-то тёмное, не хорошее по отношению к Петербургу. Это связано как с историческими событиями, произошедшими в недавнем времени,так и с личным отношением Мандельштама к городу в это время. Объединяет их увеселения, которые рассматриваются с двух сторон. В первом стихотворении он приглашает нас туда, повеселиться, разгуляться , а второе стихотворение говорит об обратном: сколько я принял смущения надсады и горя!- пишет автор.
Подитожив можно сказать, что стихотворения противоположны друг другу. Они отражают душевное состояние и эмоциональную сторону поэта в различные периоды его творчества.
Спасибо, Евгений! Вы точно уловили настроение поэта!
Стихотворение «Царское Село» сначала вызвало ритмическую ассоциацию с романсом о молодых гусарах, о влюблённости в безымянную молодость, весну, удаль. Желание вырваться из "царства этикета", хлебнуть чистого воздуха пересиливает разум, критическое отношение к действительности: кичливый князь, «век усталый», «карета с мощами фрейлины седой» - всё это стремится сюда. Но... возвращение в царство "мёртвых душ" неизбежно. И где они, мещанки улыбающиеся? Где уланы, не спавшие до утра?.. Где жизнь? Где радость молодости? Она – в Царском Селе!
Стихотворение "Царское Село" написано в пору увлечения Мандельштама акмеизмом – идеи прозрачной ясности и простоты вещного мира определили его стиль..
Бегство в Царское Село – это бегство из «царства этикета», от будущих и настоящих «казней». Сначала кажется, что та же самая мысль звучит и в стихотворении "С миром державным...":
Чуя грядущие казни, от рева событий мятежных
Я убежал к нереида на Чёрное море.
Но... нельзя убежать от себя, от предчувствий горя. И от того горя, которое уже случилось. Поэтому и звучит вопрос:
Так отчего ж до сих пор этот город довлеет
Мыслям и чувствам моим по старинному праву?
Возвращение неизбежно. Есть принципиальная разница: возвращение в "Царское Село" - желанно, а в "державный мир" - неизбежно. Хотя и нежелаемо.
Было ли именно таким Царское Село, как в стихотворении раннем? Был ли город с детской картинки явью? Вряд ли на этот вопрос ответил бы и сам поэт. Но они, как наваждение, не отпускают его.