Сочетание белого, черного и красного цветов традиционно встречается в похоронных и свадебных обрядах. Как вам кажется, какое значение приобретает это цветовое сочетание в поэме А. Блока «Двенадцать»?
Вы здесь
3.2. Поэма А. Блока «Двенадцать»: «Без имени святого»
8 декабря, 2014 - 14:36
#1
3.2. Поэма А. Блока «Двенадцать»: «Без имени святого»
Чёрный, белый и красный - это три основных цвета. Все остальные- это оттенки этих цветов. В поэме Блока "Двенадцать" нет оттенков. Там есть три главных цвета: цвет ненависти и злобы, цвет разгула стихии и очищения и цвет революции, цвет крови и мирового пожара. Чёрный и белый цвета противопоставлены в поэме: "Чёрный вечер - белый снег". Если чёрный - это цвет греха и лютой злобы, то белый связан с разгулом стихии, с вьюгой, ветром и снегом. А вот красный цвет - это цвет революции, цвет крови, "мирового пожара", цвет "красной гвардии". Вся надежда А.Блока была на преображение России из чёрной в белую. Не случайно и Христос идёт впереди "снежной россыпью жемчужной","в белом венчике из роз". Сам Блок писал:"Это ведь только сначала - кровь, насилие, зверства, а потом - клевер, розовая кашка".
Белый-чистота, духовность; черный-смута, смерть, темный мир; красный-кровь,огонь.
"Словно в зеркале страшной ночи и беснуется, и не хочет узнавать себя человек..." (А. Ахматова)
Мир стал черно-белой кинопленкой, обрызганной кровью. И черный, и красный, и белый символически связаны со смертью и возрождением.
Черный хаос, бесы овладевают человеком, разрывая его на части, выворачивая наизнанку. Черный и белый слиты в дикой пляске маскарада Революции, они - в борьбе Христа и Антихриста, в раздвоении души. Черное выдается за белое, соединяется со святым, все как во сне, все перевернуто, извращено, "последний становится первым". Черные люди взялись вершить Историю. Черные апостолы. Черный - разрушение. Мира, России, Души. Хаос, траур, похороны России.
Но черный здесь рядом с белым. Белый - это холод (снег, лед), переходящий в сон и смерть (снег - снежный прах - смерть). Но это и святость - та самая Русь, святая и снежная, Невеста, Жена, Прекрасная Дама. Белый - возрождение. Похоже на инициацию: Из черного через красный - к белому. К свету, к спасению, очищению. Красный - средство инициации, вроде бы временное и необходимое. Это и кровь, и пожар-огонь. Только вот очень уж непохож этот огонь на очищающий, и все ночь, мрак, пустота и снег, снег... А сквозь снег - видения, обрывки и немой вопрос.
А белые силы смеются над этим мракобесием: "Только вьюга долгим смехом Заливается в снегах". Белый здесь - над всем. Потому что хоть и с кровавым флагом, но впереди - Христос. В венке - белые розы, значит, уведет с кровавого пути. И Высшее, человеку неподвластное, сакральное Белое укроет мир.
P.S. Очень точно подметил К. Чуковский: "Лирика была мудрее поэта... Он всегда говорил о своих стихах так, словно в них сказалась чья-то посторонняя воля, которой он не мог подчиниться".
Блок неоднозначно воспринял революцию: с одной стороны - как разрушительную стихию, пришедшую на смену обветшалой культуре, гибель старой культуры, цивилизации, всего старого мира; с другой – как надежду на возрождение.
Свадьба и похороны – лейтмотив и того и другого, как мне кажется, звучит (именно звучит!!!) в особенном языке поэмы: это и веселье (частушки) и трагедия (марш). Поэма удивительно музыкальна: у каждой главы свой ритм и мелодия.
Основные цвета в поэме “Двенадцать” — черный, белый… и красный.
С начала поэмы мы как будто попадаем в совершенно особый, нецветной мир (чёрно-белое кино): черный вечер -белый снег. Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Стихия в этой поэме настолько неукротима, что кажется, именно ветер и вьюга разрывают ее на части. Два противоположных цвета, я думаю, могут означать только раскол, разделение.
Белый цвет символизирует чистоту, духовность, это, возможно, цвет будущего.
В поэме также вкрапляется красный цвет. Он символизирует кровь, огонь. Блок размышляет о возможности перерождения человека в очистительном огне революции. А возможно ли перерождение в хаосе? Об этом мы должны задуматься и сейчас…
Чёрно-белое, нецветное начало поэмы - отражение внутреннего состояния поэта, его мироощущение, его восприятие революционных событий. Чёрный цвет - символ разгулявшейся стихийной силы в мире и человеке ("чёрное небо", "чёрная злоба"). Белый - воплощение надежды на обновление мира, его преобразование . Квинтэссенция белого, очищающего начала в поэме - образ Христа ("Снежной россыпью жемчужной, /В белом венчике из роз - / Впереди - Исус Христос"). Но все же "главным", "окрашивающим" всё, стал красный цвет - цвет горения, "пожара революции". У Блока красный часто заменяется "кровавым", что свидетельствует о понимании последствий разрушения старого и построения нового мира. Блок не отрекается от своих воззрений ( ещё в годы бунтов начала века он участвовал в рабочей демонстрации и нёс впереди толпы красное знамя), но на глубинном, "поэтически невысказанном" уровне мне слышится горькая ирония... Возможно, об этом и писал В.Иванов, что "Блок понял ошибку "Двенадцати" и ужаснулся её непоправимости. Как внезапно очнувшийся лунатик, он упал с высоты и разбился..."
Белый цвет полон возможностей, он сочетает в себе все краски. Это чистота, мир. смиренность, символ единства. Черный - поглощающий цвет, мертвый, без будущего. Черный цвет – символ траура, горя, гибели, смерти, несчастья. Оба эти цвета служат фоном и усиливают находящийся рядом цвет. А рядом красный - сила, опасность, насилие, все интенсивное и страстное, цвет красоты и здоровья, цвет любви, самый мощный цвет. На старославянском языке, название этого цвета, звучит как «чермный на новое», то есть – «самый лучший». Этот цвет считается цветом мужчин.
В поэме Блока сочетание этих трех цветов символичны, раскрывают основную идею произведения. Поэма написана о революции, но глубоко религиозна. Борьба добра и зла, черного и белого предопределена присутствием красного. Красному предстоит эволюционировать от страсти к любви.
Впереди - с кровавым флагом...
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.
Спаситель, принесший в мир Любовь, из обычных людей воспитавший учеников-апостолов, начал сложное дело преобразования планеты. Через кровь, через страдания в борьбе со злом.
" Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий" (Евангелие от Матфея)
Но Он пришел. В пик мистерии и символизма. Что будет дальше - тайна. На пороге чудовищной тайны находится Александр Блок, когда на заре 1918 года, спустя лишь около двух месяцев после прихода красной машины, пишет свою поистине пророческую поэму. Неведение, вьюга, вулкан, стихия окружали тогда судьбу и слово поэта, который мог ориентироваться лишь на необъяснимые подсознательные порывы творческого гения. Отсюда и абсолютно нерукотворный уровень текста поэмы "Двенадцать", и неисчерпаемость смыслов, и удивительная парадоксальность; отсюда и предельно скудная сюжетная линия, и безмерно богатое пространство вокруг - пространство звука и цвета.
Цвет здесь управляет мыслью, он творит и создает объём и полифонию. Черные вечер, белый снег, красный флаг, красная гвардия с черным небом, с черной злобой, со святой злобой, ночкой чёрной, белый снег, с красным флагом, чёрным ус. Это цветовой марш, ритм трёх солдат: красного, черного и белого.
Красный цвет входит в наше осязание происходящего еще до конкретно сформулированного указания на цвет (примечательно, что слово "красный" звучит в поэме всего 5 раз и впервые в третьей главе). Но с первых строк мы - в огне, в пожаре, в безумии, во всепоглощающей агонии революционного вулкана, где вокруг - огни, кровь и растление. Здесь и родинка "пунцовая", и руки "алые", и белый снег обагрился кровью. Здесь и "красная" любовь, что под воздействием бесовской силы порождает "кровавую" ревность, и Родина, что в пожарище времени походит на огненный Тартар, и старообрядческий глас в сгорающих срубах ("Исус" мы читаем с одной "и"). Здесь красный - цвет сознания, цвет неизлечимой муки рвения в чему-то новому, но дьявольскому.
Черный и белый. Зло и добро. Сырая антитеза. Но парадокс в том, что в поэме всё иначе: зло тут предсказуемо, а добро неожиданно. И будто бы вмиг оксюморон становится лишь предметом насмешки символизма, и злоба уже как черная, так и святая, а значит мгла пребудет наравне со святостью, и уже не разобрать эту грань. И черное небо заслоняет белая вьюга, и черные люди ставят красные метки на белом снегу, и черное время сменяется красною смутой. Чёрный - это мгла, это боль, это обман, ибо черное пытаются подменить святым, а черное время пытаются выставить за белую страницу. Белый - это суета, она кружит снегом, вьюгой, пургой, страшным вихрем; это смертный холод и лёд, оголяющий все грехи и пороки. Но в итоге белый становится вознесением, "нежной поступью надвьюжной", символом полета и пути. И венчик из логичных красных роз обращается в белый, и черный предписанный высший дух в глазах наших свят, и нечто неведомое рисует пером поэта вместо Антихриста врага или брата его - Христа.
Надя, хорошо Вы сказали: "врага или брата его - Христа". Я думаю, тут вообще загадка, кто же ведет: Христос или Антихрист. Они будто слитые вместе, как некое целое, едины, не могут существовать один без другого, как черное без белого, как свет без тени.
А вот почему розы превращаются в белые? Может ли образ Христа здесь сливаться с Вечной Женственностью с белым (вместо красного) венцом, как Вы считаете?
С радостью поразмышляю с Вами над этим вопросом, Евгения)
Вы абсолютно верно говорите об Антихристе и Христе как о двух сторонах одной медали, о неизбежных гранях друг друга, именно таким и мне видится их единство, но, честно говоря, для себя, внутренне и подсознательно, я почему-то все же уверилась, что ведет их (либо гоним ими) именно Христос. Не могу объяснить почему, та что там я, сам Блок не раз повторял, что мол "Я разъяснить не умею. Вижу так". Потому, судя по всему, "белый венчик из роз" для меня - атрибут именно Христа.
Почему же цветы превращаются в белые? И почему, собственно, розы? Ведь в традиционном представлении Христа на его голове терновый венок, как символ мук и страданий. Но здесь, мне кажется, как я и писала прежде, возникает мотив воскрешения, и терновый венок расцветает (а цветы у него действительно белые). Более того, в образе Христа Блок выразил, сам того не осознавая, мотив пришествия новой веры, совершенной чистоты, возможно и вечной женственности, как Вы говорите, тут нужен символ еще сложнее, еще "выше", и мы уже наблюдаем розы, символизирующие полноту и совершенство.
Повторюсь, это мое субъективное мнение, Блок, вероятно, и не вычислял данных связей, у творцов, как говорится, творится подсознательно, а мы уже сами любим покапаться да полазить в глубинах сознания, не так ли?)
Да, так и есть: рукою Блока Высшее двигало (ну и Любовь Дмитриевна строчку подсказала), а мы копаем. Гумилев говорил, что Блок - лучший русский поэт, но при этом ничего не понимает в стихах, имея в виду, что акт творения выше понимания. Да и у самого Гумилева его лучшее рождалось, когда он не "мудрил".
А роза - это ведь символ Христа или, в более узком смысле, его жертвенной крови. Да, согласна, - здесь уже не муки и страдания, а воскрешение, очищение, что и означает белый.
Возможно, Блок пишет о том, что Россия должна была пережить самое страшное, чтобы через разрушения, тьму прийти к свету. В "Интеллигенции и Революции" он говорит: "России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой."
И цвет чёрный - это та самая тьма, окутавшая Россию. Она в душах людей. Неизвестность, злоба, чёрные ремни винтовок, безнаказанность, безнравственность, потеря веры в Бога.
Цвет красный - это цвет энергии, цвет революции и цвет крови, её сопровождающей.
Белый цвет - цвет снега. "Ветер, ветер - на всём божьем свете!" Он "завивает белый снежок". Белый цвет - всюду, всюду снег, разыгрывается вьюга, пурга. И этот снег, этот белый цвет переходит в божественное.
"И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос."
"За вьюгой", "надвьюжной", "снежной". Снег и Христос взаимосвязаны. Мне кажется, если чёрный цвет, тьма - это отражение того, что происходило в душах людей, это состояние, порождённое злобой, безнравственностью и желанием мести, порождённое самими людьми, то снег, вьюга, окрашенные белым, символизируют высшие силы.
Белый снег сопровождает поэму от начала до конца. И это - вера в то, что опустившись на самое дно, переживши страшные времена, люди отыщут в себе человеческое и устремятся к свету.
К своему комментарию добавлю еще одну мысль. Блок говорил, что всматриваясь в фигуру Христа, к сожалению рассмотрел именно его. Почему же к сожалению? Революция в России, как почувствовал, увидел, услышал и описал ее Блок - не испытание для страны, а наказание. Поэтому здесь Христос. Лишь ему под силу вывести из страданий страну, помочь пережить наказание свыше. И за вьюгой невидим, и от пули невредим он живет в душах и проявляет себя. Христос - главное мерило сил, задействованных в этой борьбе.
Я думаю, что именно такое понимание революции - причина ненависти и неприятия в кругу бывших знакомых Блока.
Сочетание трех цветов в поэме символично. Красный цвет -цвет революции, крови, пожара. Белый - тоска, холод,отчужденность. Черный - зло, смерть, скорбь, пустота. Цветовая гамма отражает время. Черный - плохое, страшное прошлое, красный - кровавое настоящее, белый - светлое будущее.
На протяжении всей истории мы можем наблюдать черную силу разрушений и смерти,красный несвертывающийся поток людской крови и белый божественный свет.
Для меня в поэме "Двенадцать" эти цвета обретают еще более конкретные образы. Черный - мертвое прошлое, скорбящий вокруг мир, похороненные нравственные позиции.
Красный- всепоглощающий революционный огонь,адское пламя, без разбору сметающее всё неугодное на своем пути.Незаживающие раны.
Белый- надежда.Надежда на то,что где-то есть другое место, чистое,светлое. Что есть Бог, который после всех этих ужасов не отказался от нас.Что тьма закончится и наступит новый день. Что путь потерь и разрухи в конце-концов закончится в светлом месте.
Уважаемые коллеги, когда мы снимали ролик о поэме "Двенадцать", я сокрушался, что по причине ограниченности времени не успеваю ничего сказать о цветовой гамме и символике поэмы, поэтому и перенес обсуждение этого вопроса на форум.
Честно признаюсь, не ожидал, что обсуждение будет таким глубоким и содержательным... Только где же голоса наших юных участников...
Большое всем спасибо и надеюсь на продолжение разговора.
В поэме есть еще два цвета. Это золотой иконостас и серые гетры. Золотой цвет у символистов, если не ошибаюсь, - это солнечные лучи в высшем смысле, имеющие сверхположительное значение, сакральное ("Будем как Солнце!"). Здесь, в "Двенадцати", солнца нет ни в каком смысле, и золотой иконостас отрицается, и сам цвет золотой кажется мертвым, ложным, призрачным.
Сергей Владимирович, а может ли символичным быть серый цвет гетр, которые носила Катька?
Евгения, если честно, ваш вопрос поставил меня в тупик. В поэме есть две детали Катькиного туалета, которые упоминает Петруха: кружевное белье и серые гетры. Я думаю, в данном случае не столько важна цветовая символика, сколько признаки интимной связи героя и героини.
С символикой золотого как цвета Божественной энергии у Блока часто сочетается противоположный антибожественный ЖОЛТЫЙ.
Спасибо Вам за интересные и неожиданные вопросы. Ваш С. Федоров.
Спасибо! Да, согласна, что с серыми гетрами тут перебор будет, если начинать искать символику там, где ее нет (а соблазн есть всегда).
Евгения, еще золотой встречается и выражениях "крестом сияло" + цвет фонарей.
Этот цвет меня тоже поставил в тупик:)
Я думаю, что он, действительно, перекликается с желтым
DarWar, да, и сияние креста и иконостаса подменяется светом электрического фонарика (аллюзия - "бессмысленный и тусклый свет").
Согласна с Сергеем Федоровым по вопросу серых гетр. А ведь там еще и шоколад есть, что также вряд ли символ цвета, а скорее указание на праздную жизнь, праздные подарки и интимные низкие связи.
Двенадцать - это лучшее, что я написал. Потому что я жил современностью (Блок А.А.)
Художественные средства
он слушал музыку революции
Марш, революционные песни, романсы, частушки, скороговорки, лозунги, голос улицы, черный цвет старый мир, белый цвет Иисус Христос, красный цвет тревога, кровь
Мне кажется , что очень точно выразился о творчестве Блока в 1956 году Борис Пастернак, развив тему судьбы Блока как тему провидца, писал:
`Блок на небе видел разводы,
Ему предвещал небосклон
Большую грозу, непогоду,
Великую бурю, циклон.
Блок ждал этой бури и встряски,
Её огневые штрихи
Боязнью и жаждой развязки
Легли в его жизнь и стихи.`
В поэме три основных цвета символизируют три мира: уходящий (белый), наступающий (красный) и ожидаемый (черный).
БЕЛЫЙ мир - это Российская империя, Православие и вера, интеллигентность, Святая Русь, чистота, белый снег, которому, увы, суждено растаять.
В строках поэмы Белый мир представляют следующие герои:
------ "И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос",
------ Писатель Вития:
"- Предатели!
-Погибла Россия!",
------ "Сторонкой - за сугроб...
... невеселый,
Товарищ поп",
------ барыня в каракуле поскользнулась
"И - бац - растянулась!"
Белый цвет автор передает не только с помощью прилагательного "белый", но и другими выражениями:
---- "белый снежок",
---- белый снег,
---- пурга.
В сочетании с белым появляется не единожды и другой цвет: СЕРЫЙ:
---- гетры серые,
---- падаль на снегу,
---- ножичком (лезвие ножа преимущественно серебряного цвета),
---- винтовочки (тоже есть серый цвет),
---- волк голодный.
ТО, белый снег, белая Святая Россия была запятнана революционерами.
Но белая Россия СОПРОТИВЛЯЕТСЯ:
порхает снег - снег крутит - "Снег воронкой завился,/ Снег столбушкой поднялся". Данные выражения напоминают нам Гражданскую войну, революции. Когда белая Россия, белая гвардия, пыталась отстоять свое право на существование.
КРАСНЫЙ мир наступает после свержения Святой Руси. Это настоящее, это революция, Гражданская война, разруха, смерть...
Его герои: большевики, революционный шаг, люди без креста, Петруха, Андрюха, Ванька.
Куда же можно отнести КАТЬКУ? она и "с юнкерьем" раньше ходила, теперь "с солдатьем". Катька стоит между двумя мирами. Она связующее звено. После ее смерти "врата открываются", и большевики приходят к власти.
Девиз красных: "Пальнем-ка пулей в Святую Русь".
Цвета красного мира:
--- "кругом огни, огни, огни",
--- " в красной гвардии служить",
--- "мировой пожар в крови",
--- царапина,
--- "в огневых ее очах",
--- пунцовая родинка,
--- кровушка,
--- красный флаг.
ЧЕРНЫЙ мир - мир, который ожидает Россию в дальнейшем. Его ГЕРОЙ: шелудивый пес. Его цвета:
--- черный вечер,
--- поздний вечер,
--- черное, черное небо,
--- злоба, грустная злоба,
--- винтовок черные ремни,
--- ночки черные,
--- семечки (уж, точно не тыквенные ели),
--- чернобрувушку,
ЧТО ЖЕ ЖДЕТ РОССИЮ????? Окончание поэмы можно представить в виде схемы:
Иисус Христос в белом венчике их роз
/
/
/
12 солдат
/
/
/
Пес
Можно трактовать по разному исход событий. Мои варианты:
1) что выберут солдаты: налево пойти или направо? в поэме не указана четкая траектория их движений. К Иисусу или же к псу, олицетворяющему беса, по-моему мнению. Он идет и смотрит, куда же направляются солдаты. Если они пойдут не по праведному пути, то он предложит им пойти за ним.
2) Русь ждет и первый, и второй варианты. Каждый в свое время.
ПС: Интересная заметка:
Блок предрекает еще одно событие, которое появляется у Мандельштама - (см. в моей работе выдержки из его стихотворений к творческому заданию про города поэта) и у Замятина в "Мы": СТЕКЛЯННОСТЬ, ПРОЗРАЧНОСТЬ мира!!!!!
У Блока: "Под снежком - ледок".
Действительно, несмотря на кажущуюся простоту гаммы, состоящей всего из трёх основных колёров- черный, белый, красный- цвета эти имеют глубокое символическое значение – это и цвета, используемые в погребальных обрядах, и цвета старого и нового, и символы контраста добра и зла, но, наряду со всем этим, каждая цветовая гамма двойственна, мы не можем провести чётких границ и утверждать, что белый- это благо, чёрный- это зло, а красный- это кровь, опасность, хотя, несомненно, и это тоже, и наоборот, так как каждый цвет символизирует и то, и то, в то же время и не это, и не то. О глубине и многозначительности каждого слова, образа и символа в поэме уже говорилось и не раз, иначе и быть не может, ведь сам её автор жил и творил на рубеже двух эпох — периода подготовки и осуществления революции. «Черный ветер, белый снег»- во время стихии всё смешалось, нет чёткости, какой образ является положительным, а какой отрицательным: «черная злоба» одновременно со «святой злобой». А также еще не ясно, кто такие эти «двенадцать» — строители будущего или жестокие разрушители. Красный тут- и цвет революции, и цвет раздора, и риска- «на спину б надо бубновый туз», и страстного рвения, кипящей жизни и бурлящей крови, как в жилах живых, так и льющейся из пострадавших.
А если, как дополнительное подтверждение всему вышесказанному, рассматривать цвета еще и с точки зрения физики, то белый будет представлять совсем не белый, а весь спектр цветовой гаммы, а чёрный и вовсе- отсутствие света и цвета.
Сочетание белого, черного и красного цветов традиционно встречается в похоронных обрядах: черный - цвет траура, красный - земной (греховной) жизни, белый - небесной жизни. Похороны - проводы человека в мир иной, прощание с земной жизнью.
Сочетание белого, черного и красного цветов в свадебных обрядах: белый - символ чистоты, красный - "красивый" (молодой красивый жених, невеста, символ любви), черный - символ траура, печали (оплакивали невесту, т.к. она "умирала" для своих близких, переходила в другую семью, в семью мужа, для нее начиналась иная жизнь). Свадебный обряд - переход невесты в другую жизнь, в другой статус, с замужеством для молодых людей начиналась "новая" жизнь.
Сочетание белого, черного и красного цветов в поэме А. Блока «Двенадцать», возможно, выступает в роли своеобразного обряда перехода от старой жизни к новой. Старую жизнь "хоронят" - чёрный цвет в поэме, она умерла, неизвестно, какой будет иная ("новая") жизнь - белый цвет, а пока мы видим только красный цвет - грех, кровь, любовь - символ земной жизни.
Виктория, я полностью с вами согласна. Коротко и ясно изложили самую суть.