Вы здесь

2.4. «Незнакомка» А. Блока – «между небом и землей»

32 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя Polina Lektorium
Polina Lektorium
Лекториум
Не в сети
2.4. «Незнакомка» А. Блока – «между небом и землей»

Как переосмысляется образ блоковской Незнакомки в стихотворении Георгия Иванова «Свободен путь под Фермопилами»?

 

Свободен путь под Фермопилами

На все четыре стороны.

И Греция цветет могилами,

Как будто не было войны.

 

А мы — Леонтьева и Тютчева

Сумбурные ученики —

Мы никогда не знали лучшего,

Чем праздной жизни пустяки.

 

Мы тешимся самообманами,

И нам потворствует весна,

Пройдя меж трезвыми и пьяными,

Она садится у окна.

 

«Дыша духами и туманами,

Она садится у окна».

Ей за морями-океанами

Видна блаженная страна:

 

Стоят рождественские елочки,

Скрывая снежную тюрьму.

И голубые комсомолочки,

Визжа, купаются в Крыму.

 

Они ныряют над могилами,

С одной — стихи, с другой — жених.

...И Леонид под Фермопилами,

Конечно, умер и за них.
                                           1957

Аватар пользователя Марина Н
Марина Н
Не в сети

Блоковская Незнакомка жительница Петербурга. Она постоянно бывает в привокзальном ресторанчике  «в час назначенный». У Иванова Незнакомка из другого мира, в котором «стоят рождественские елки». Она нездешняя и поэтому другая, неосязаемая, призрачная. 

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Здравствуйте, Марина! Уже не впервые Вы в первых рядах:)) Спасибо!

Аватар пользователя Пилот
Пилот
Не в сети

На мой взгляд в этом стихотворении идёт перекличка не только с Блоком, но ещё и с Мандельштамом:

Стоят рождественские елочки,

Скрывая снежную тюрьму....

и

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят...

Что касается переосмысления образа Незнакомки, то здесь идёт переход от образа петербургской дворянки начала века, гордой, одинокой, таинственной, непостигнутой личности, к образу советской комсомолочки - весёлой, удолой, простой девчонки.

В стихотворении Блока Незнакомка "одна единственная" петербурженка, а в стихотворении Иванова "одна из..." многих незнакомок, отдыхающих летом в Крыму...

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Здравствуйте, Пилот! Спасибо, что вспомнили Мандельштама! Очень обоснованно!

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Не в сети

В своём стихотворении Г Иванов говорит:нечего придумывать себе прекрасные нереальные образы, навеянные весной, и мечтать о "блаженных странах". Вот вам реальность:"голубые комсомолочки". Всё просто и понятно. Крым, жених, стихи.Но,мне кажется, в последних двух строках звучит грусть, сожаление, тёплое воспоминание и ,наверное, сочувствие с некоей долей лёгкой иронии этим комсомолочкам и свому поколению. 

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Здравствуйте, Анонимус! Мне вообще кажется, что последние строчки как раз самые главные! 

Аватар пользователя Романна
Романна
Не в сети

"Незнакомка", "вернувшаяся" в стихотворение Г. Иванова, уже не жительница Петербурга. Её, барышню, восхитившую поэта своей интеллигентностью, кротостью, загадочностью, "смоет" волнами эмиграции "за моря-океаны", "на дальние берега"... В стихотворении Блока она, возможно, прощается с городом, и "детский плач" отголоском из другого стихотворения автора будто провожает её, зная, что "никто не придёт назад". Может, потому "и шляпа с траурными перьями", за тёмной вуалью "берег очарованный и очарованная даль". Явленная в стихотворении Г. Иванова, что видит она, состарившаяся на чужбине? Блаженную страну, плещущихся в тёплых водах наивность, легкомыслие и слепоглухонемой патриотизм ("голубые комсомолочки"). И история этой страны, и той, что гордится своими античными прелестями - ничто не ценно, не свято, не радостно... Грусти тоже нет в этом созерцании и равнодушном "наверное"...

Вот так стихотворение Г. Иванова помогло мне переосмыслить блоковскую "Незнакомку"... Возможно поэты говорили о чём-то своём, и обращение "Пьяное чудовище" было действительно адресовано героине (как говорится в видеолекции), а  не отражению в стакане, как думала я... Поэзия... Фантазия...

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Спасибо, Романна! Замечательный комментарий!

Аватар пользователя Наталь_я
Наталь_я
Не в сети

Блок
Иванов

Единственная
Во мн. числе

Загадочная
Простые

Грустная 
Весёлые

Погруженная в себя
Открытые

Молчаливая
"визжа..."

Таблица сравнений переосмысления образа Незнакомки

 

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Здравствуйте, Наталь_я! Очевидно, это опять схема, просто в не очень понятном формате. Если я правильно вижу, Вы хотели показать противоположности   героинь стихотворений? 

Аватар пользователя RealMalva
RealMalva
Не в сети

Александр Блок был поэтическим кумиром Георгия Иванова, и не только кумиром, они были хорошо знакомы, поэтому не удивительно что он не только сплетает свои строки со строками Блока в стихотворении, но и упоминает Тютчева, потому что "Свободен путь под Фермопилами" это своеобразный отклик на стихотворение "Два голоса", которое когда-то произвело на Александра Блока такое сильное впечатление, что он постоянно цитировал его и даже хотел использовать в качестве эпиграфа к "Розе и Кресту".

Можно сказать что это своеобразное послание Александру Блоку в его тогда, от Георгия Иванова из его сейчас, 1957 года из дома престарелых в Йере (Франция). Мир изменился и уже никогда не будет прежним.Переосмысляется тут не только образ Незнакомки, а все... жизнь.

 

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

RealMalva, спасибо за развернутый исторический комментарий! 

Аватар пользователя Ika
Ika
Не в сети

Что поражает в стихотворении? Сначала, конечно, музыка, колдовская магия слова. Завораживает ощущение мировой истории, волны которой перекатываются от легендарного спартанского царя к советским комсомолочкам, как волны моря катятся от Греции до Крыма. Мощно выражено ощущение трагизма утраченной жизни ( времени) и утраченной блаженной страны (места), превратившейся в «снежную тюрьму».  Мы от прекрасной, таинственной  Незнакомки вдруг переходим к простенькой визжащей от радости комсомолочке.

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Спасибо, Ika! Очень образный комментарий!

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

Стоит обратить внимании при сравнении данных стихотворений – пространство. А точнее на количество данного пространства.

 

У Блока пространство сужено. Все события происходят в двух плоскостях:

1) в самом ресторане и в пределах, которые находятся вокруг него. При прочтении "Незнакомки" я представляю себе рассказчика, который кружит надо всем и потом приземляется в ресторан. Отсюда возникает вопрос: Он сам не призрак ли? Может быть, наоборот, таинственная Незнакомка и есть единственное реальное действующее лицо? Такая мысль мне пришла впервые, только что. Ранее об этом даже и не задумывалась.

2) за этим кругом.

         Большую роль в описании пространства играют ПРЕДЛОГИ. Они помогают понять передвижения. А также являются решающим пунктом в определении: кто и что являются здесь "живыми", кто и что являются здесь "призрачными".

 

         События, связанные с местоперемещением в Первой плоскости, можно сравнить со спиралью: от большего круга витки доходят до точки.

Сравните:

"над ресторанами"

"над пылью переулочной"

"над скукой загородных дач"

"над озером скрипят"

"друг единственный/ В моем стакане отражен"

"у соседних столиков"

"в час назначенный"

"В туманном движется окне"

"И все души моей излучены/ Пронизло терпкое вино"

"В моем качаются мозгу"

"В моей душе лежит сокровище"

"истина в вине"

         Ключевые предлоги: над и в. Создают ощущение неосязаемости явлений.

         Спираль интересная. От большего к меньшему, далее снова к большему. Но в итоге остается только точка: "в вине".

 

 

         Во второй плоскости также всё завязано на круге:

"золотится крендель булочной"

"ко всему приученный/ Бессмысленно кривится диск"

"Девичий стан, шелками схваченный"

"И шляпа.../ И в кольцах узкая рука"

"очарованная даль"

"И очи синие бездонные"

         НО в отличие от первой плоскости здесь хотя бы определены "реальные" масштабы. Это шляпа, это браслеты кольца, а не пыль переулочная. Собственно, хочется спросить: Какие улицы? Или где находятся загородные дачи? Во второй плоскости "реальные" места, предметы, явления. Это, грубо говоря, можно "потрогать".

         Во второй плоскости большую роль играют также предлоги. Данные предлоги помогают понять, что описываются реальные явления, существующие нашей действительности:

"за шлагбаумами"

"А в небе"

"у окна"

"за темную вуаль/ И вижу берег очарованный/ И очарованную даль"

"И очи синие бездонные/ Цветут на дальнем берегу"

         Предлоги за, у, на дают читателю подсказку: Действия происходят за территорией призрачного ресторана, призрачных дач, призрачных улиц. Где остряки гуляют с дамами, и слышится детский плач.

         Незнакомка садится у окна. "У окна" не означает, что Незнакомка находится на территории Первой плоскости. Предлог "У" подчеркивает: Незнакомка только подошла к черте - к окну. Но еще не "В".

         Это еще раз подтверждает мою мысль, что Незнакомка – это реальное действующее лицо. А рассказчик – это призрак.

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Здравствуйте, DarWar! С большим интересом прочитала Ваш комментарий. Но не кажется ли Вам, что в строчках:

"над ресторанами"

"над пылью переулочной"

"над скукой загородных дач"

"над озером скрипят" -  пространство скорее расширяется, а не сужается, как Вы пишите. Мне кажется, что здесь как раз есть некий подъем вверх, и оттуда видно-то больше:))

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

Надежда Валентиновна,

 

по моим ощущениям пространство Блока сужено. Скорее идет движение то вверх, то вниз, потом опять вверх и снова вниз. В итоге - движение падает вниз , в вино.

 

над ресторанами - опускается вниз над пылью

над загородными дачами - опускается вниз над озером.

 

У Иванова отмечено несколько географических названий. т.е. герой не замкнут в определенном месте.

 

 

Спасибо за комментарий)

 

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

         У Иванова пространство расширено. Он дает себе и своим спутниками (использование "МЫ") простор, "погулять - так в волю". Иванов называет конкретные географические названия.

"под Фермопилами"

"Греция"

"за морями-океанами"

"в Крыму"

"под Фермопилами"

 

         У него все начинается ПОД и заканчивается ПОД. Напрашивается вопрос: Под чем? Под влиянием праздной жизни. Этим можно объяснить сумбурность нелогичность повествования истории "сумбурных учеников". 

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

А как Вам кажется, почему у Иванова только "теплые" места? Места отдыха и праздности? Почему нет Петербурга?

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

Надежда Валентиновна,

спасибо за комментарий.

поразмышляю - напишу ответ.

 

Аватар пользователя Евгения
Евгения
Не в сети

Надежда Валентиновна, мне тут вспомнилось вот это его стихотворение в связи с Вашим вопросом:

Ликование вечной, блаженной весны,
Упоительные соловьиные трели
И магический блеск средиземной луны
Головокружительно мне надоели.

Даже больше того. И совсем я не здесь,
Не на юге, а в северной, царской столице.
Там остался я жить. Настоящий. Я -- весь.
Эмигрантская быль мне всего только снится --
И Берлин, и Париж, и постылая Ницца.

...Зимний день. Петербург. С Гумилевым вдвоем,
Вдоль замерзшей Невы, как по берегу Леты,
Мы спокойно, классически просто идем,
Как попарно когда-то ходили поэты.

А в "Фермопилах" Петербурга, наверно, потому нет, что он, настоящий, остался в другом измерении, там, где поэты остались жить навсегда.

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Здравствуйте, Евгения! Да, именно это стихотворение я и имела в виду, когда задавала вопрос! Я очень рада, что Вы его вспомнили:)))) Как приятно, когда собеседник мыслит с тобой в одном ключе! СПАСИБО:))))

Аватар пользователя Евгения
Евгения
Не в сети

А мне-то как приятно! Рада, что угадала:). Вам спасибо! Получаю повторное удовольствие от курсов и новых заданий. А за стихи Г. Иванова - отдельная благодарность.

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

Почему у Иванова только теплые места? Места отдыха и праздности? Почему нет Петербурга?

 

         Я полагаю, Иванов пытается создать "теплые места". При прочтении данного стихотворения лично я никакой теплоты не почувствовала.

Идет некое отторжение: Фермопилы, Греция - могилы, война; купание в Крыму - снежная тюрьма, рождественские елочки.

Почему Георгий Иванов пытается создать "Теплые места"?  – Скорее всего, он скучает по своей Родине вообще, а не только по Петербургу, украшенной рождественскими елочками. Но эта Родина для него - снежная тюрьма, которую он покидает.

Георгий Иванов находится в эмиграции. Что будет вспоминать человек, покинувший свою Родину? – естественно "места отдыха и праздности", те далекие счастливые времена.

 

Блок остался в новом Петербурге – Петрограде. Вернее он остался с ним

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

Сужение героя у Блока: "Весенний и тлетворный дух". Он к тому же и неосязаем. То ли он есть, то ли нам почудилось.

 

Расширение у Иванова: "И нам потворствует весна". Проявления весны заметны глазу, ощущаются обувью и носом. Это реальное явление. 

Аватар пользователя Вера Квантре
Вера Квантре
Не в сети

Г.Иванов отражает безысходность и трагизм своей ностальгии, через Блоковскую «Незнакомкау». Лирический герой Блока иной мир открывает через «глухие тайны»,и он обретает «сокровище», а для лирического героя Г. Иванова существует одна блаженная страна - Россия, но когда ее открывает весна-Незнакомка, то оказывается, что это не только пошлый, но и страшный мир -«снежная тюрьма».

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Не в сети

 Незнакомка Г.Иванова из послевоенного мира, в котором самообманам и радости "потворствует весна". Она не порождение двуликого мира,  не антитеза "страшному миру" ("страшный мир" войны остался в прошлом). Она - воплощение весны, стихов, любви.

  Правда (так всегда бывает, когда читаешь стихи настоящего поэта),  чувствуешь в них что-то такое, что заставляет насторожиться. "Голубые комсомолочки.... ныряют над могилами"... И осознание этого, наверное, и есть то, что не даёт человеку забыть, что его счастье - дар, подарок щедрый. Но знают ли об этом те, что блаженствуют телом под солнцем.

    Петербурга нет... А может, в этом и есть замысел автора?..

Аватар пользователя Seraphima
Seraphima
Не в сети

Не знаю, почему, но мне совсем не нравится это стихотворение. Перечитывала раз десять, но просто ничего не лезет в голову. Пустое оно какое-то... И как-то даже неприятно делается после его прочтения. Так что даже не буду проводить параллели. 

Аватар пользователя Ирина
Ирина
Не в сети

Спасибо за текст!

Сложен. По чувству авторскому в том числе.

Незнакомка (или поначалу Весна?) занимает свое место, как и положено, - "у окна". Грезится ей, а не герою, "блаженная страна". Почему "блаженная", если в грезах - "снежная тюрьма"? Почему елочки - "рождественские", если весна? Почему комсомолочки "голубые"? Может, это отсвет "синего бездонного" из Блока? "Женский визг" из "По вечерам..." перекочевал к купающимся в Крыму дамам и стал составляющей видения Незнакомки. Впрочем о Незнакомке к этому моменту уже забыто. Видимое ей важнее её самой. Она глядит на ныряльщиц, которые не "без спутника", не одни. Их жизнь вопреки смерти ("ныряют над могилами"), о которой они, скорее всего, не ведают, вдруг получает некое оправдание, прощение. "Леонид под Фермопилами" "умер и за них"? "Конечно" - и это уже авторская реплика, а не мысль его одинокой, с родной страной разлученной героини. 

Аватар пользователя Евгения
Евгения
Не в сети

Встречала версию, что "голубые" - это передача цвета кожи через воду :)

Аватар пользователя Евгения
Евгения
Не в сети

Я вижу здесь Незнакомку состарившуюся, возможно даже растерявшую свою загадочность, с постоянной блаженной улыбкой. Она убаюкивает, усыпляет, потакает в "праздной жизни пустяках". Надоевшая, но неизбежная вечная спутница.
Но все же она зачем-то снова и снова подходит к окну и смотрит, ища взглядом ТУ страну. И здесь появляется горечь, ведь за красивой картинкой - "снежная тюрьма" и "могилы". А значит, она помнит.
В этом стихотворении есть то, что в свое время подметил в произведениях Иванова Ю. Терапиано: "горькая правда о новом человеке: его опустошённость, потеря веры в прежние идеалы, душевная тревога и трагический скептицизм".

P.S. И "комсомолочки" - это не переосмысление Незнакомки ни в коем случае!!! Здесь как вариант - перекличка с визжащими женщинами у Блока (хм, какая игра слов:)).