Посмотрите художественный фильм «Станционный смотритель», поставленный режиссёром Сергеем Соловьёвым в 1972 году и выполните следующие задания:
1. Выберите заголовок для фрагмента фильма на 21.00 - 22.30 минутах и прокомментируйте свой выбор:
тревога
раскаяние
обман
унижение
2. Выберите заголовок для фрагмента фильма на 34.00 - 36.50 минутах и прокомментируйте свой выбор:
тревога
раскаяние
обман
унижение
3. Выберите заголовок для фрагмента фильма на 49.00 - 51.00 минутах и прокомментируйте свой выбор:
тревога
раскаяние
обман
унижение
4. Выберите заголовок для фрагмента фильма на 1.00.10 - 1.02.00 минутах и прокомментируйте свой выбор:
тревога
раскаяние
обман
унижение
Спасибо, Марина! Я абсолютно с Вами согласна!
1.Обман.
Понравилась ротмистру девушка, уже и не спешит по своим казенным делам. Обманут отец мнимой болезнью, но поверила ли сама Дуня ? Не кажется она очень наивной, скорее в глуши и скуке она ждет любой возможности вырваться, уехать.
2.Тревога.
Заныло сердце у отца, охватила тревога за дочь. Похоже, что заранее влюбленные не договаривались уехать вместе, но когда Вырин сам посадил дочь в тройку, она уже понимала что не вернется.
3.Унижение.
Минский выгнал, унизил Вырина. Но что же Дуня - лишилась чувств. Страх ли перед отцом или стыд помешали ей взглянуть ему в глаза, сказать старику хоть пару слов.
4.Раскаяние.
Блудный сын вернулся домой в рубище, упал на колени перед отцом. Блудная же дочь возвращается богатой барыней, но некому зарезать для неё тельца. Позднее раскаяние.
Татьяна, спасибо за развернутый комментарий!
1. Обман
Если выбирать из четырех предложенных, то Обман, но если определять по эмоциям, задействованным в сцене, то я бы назвала этот кусочек Ожидание, поскольку Дуня явно ждет чего-то, даже надеется, что что-нибудь произойдет, и Минский не уедет, а останется ...
2 Тревога
Опять-таки из предложенного, но по эмоциям я бы назвала этот кусочек - Утрата/Потеря. В нем, конечно ,и обман, и тревога, и скорбь, и утрата присутствуют, но утрата проявляется сильнее всего. Это момент в фильме. когда Вырин осознает свою утрату. Хотя есть тут место и раскаянию за оплошность - отпустил дочку с Минским, проглядел, то есть раскаяние в содеянном...
3 Унижение
Однако это зависит от того ,с какой стороны рассматривать сцену. Кажется, что главным в ней является Вырин, но в момент когда Вырин входит в комнату, главными в ней становятся Дуня и Минский, а после обморока сам Минский. Я бы назвала эту сцену Отчаяние, что хорошо соотносится с эмоциональным взрывом поручика
4 Раскаяние
Но, мне кажется, что лучше подходит здесь Прощение или Встреча, так как Дуня как бы воссоединилась с отцом на его могиле и дала волю своим чувствам и, таким образом, вымолила у него слезами прощение.
Еще несколько слов о фильме. Петербурга в нем мало, но очень много природы и дорог, а также очень живописных сцен любви Минского и Дуни. На мой взгляд, у Вырина уводит дочь не поручик, а сам Петербург. Здесь город противопоставлен природе и сельской глуши. Дуня слишком прекрасна для такой богом забытой дыры, где она жила с отцом и, если бы все так было плохо, как описывал Вырин, то она бы вернулась домой, но она предпочла остаться с поручиком, и кажется у неё все сложилось в личной жизни. Мне также показалось, что Вырин в какой-то степени использовал свою дочь в собственных целях, а оплакивал её, как потерю скорее ценной вещи, чем дочери, ведь она скрашивала его дни на перегонной станции. Для неё же глушь была своеобразным заточением...
Seraphima, здравствуйте! С интересом прочитала Вашу трактовку. Особенно 4 пункт. Мне тоже больше наравится название "Прощение", ведь, конечно, Дуня раскаялась, да поздно, но отец ее простил! Родители всегда прощают своих детей, даже если это, бывает, и не показывают и для видимости продолжают злится:). А вот по поводу того, что "Вырин в какой-то степени использовал свою дочь в собственных целях" - позволю с Вами не согласиться! Вырин любил дочь! И если бы она объяснила все отцу - он бы, я думаю, с горьким сердцем, но все-таки отпустил ее! И скучал бы! Но светло! А если рассуждать в том направлении, в котором Вы рассуждаете, то можно дойти до того, что детей рожают тоже только из эгоистических побуждений: чтобы было кому стакан воды в старости подать! Как Вы считаете?
Я считаю, что на этот вопрос можно смотреть с разных точек зрения. Я за любовь, которая не собственническая и, конечно же, не считаю, что детей рожают только из эгоистических побуждений. Хотя и таких людей много (больше даже, чем кажется)
Да, я думаю, Вырин любил свою дочь, но несколько собственнической любовью (здесь даже параллель с Мининым просматривается). Дело в том, что считать любовью. Мы привыкли считать, что если отец переживает и что поехал за дочкой в Петербург, то значит любит, и сочувствие к Вырину как-то даже уже и ожидается. НО а если посмотреть свежим взглядом на эту повесть? Рассказана она одним мужчиной другому, который уже рассказывает её нам. На самом деле, здесь четыре мужчины и одна женщина - один писатель, другой рассказчик от имени писателя, третий рассказчик рассказчику и Минин - герой Дуниного романа.
Обратите внимание, что все четверо имеют свои виды на героиню. Пушкин сам был еще тем ловеласом и любителем женщин, рассказчик целовался с ней в прихожей станционного дома, Минин увез её с собой, а отец тоже имел на неё права, но уже другие - и дом она ему поддерживала, и гостей развлекала, и жену ему покойную напоминала (а не заменил ли он умершую жену Дуней?)
А вот если посмотреть сцены, где он представляет её проезжим мужчинам и вместе с ней пьет с ними чай. Что это? У меня создалось впечатление, что он выставляет её на показ. Она как вещь красивая. Только Минин её увел и теперь она ему стала принадлежать. Тут не совсем все так ясно, как кажется на первый взгляд. Вопрос - почему она не призналась отцу в том, что влюбилась, в том, что хочет уехать? Ну а потом-то, почему не приехала, не рассказала, все как есть? Вероятно, потому что знала, что отец не отпустит. Ведь в коляску она села сама, да и уж когда села, никто, наверное, насильно не держал её в ней.
Самое интересное, что молодой рассказчик все это время тоже думал о Дуне и её хотел видеть на станции, а не станционного смотрителя. Да и потом, когда Вырин говорит о Дуне уже в конце повести, он ей даже и смерти желает, если она там где-то, не дай бог, улицы метет, а не в шелках сидит. А какая разница? Ведь в любом случае дочь. Да и слезы его частично пуншем вызваны.
Мне кажется, все привыкли жалеть Вырина и поэтому не замечают всей иронии этой повести!
Seraphima, здравствуйте! Вы знаете, Ваша точка зрения меня ни сколько не удивила - подобное я уже слышала из уст моих учеников!
Да, согласна, это исключительно мужской взляд, именно поэтому такой своеобразный (женщины бы по-другому рассказывали:)
Да, всем мужчинам нравится Дуня! А почему нет?
И Вырин выставляет Дуню на показ, но только не как вещь, а как любимую дочь! Каждый родитель гордится своими детьми! Вы разве не читали стихотворения у ёлочки в детстве? И даже если Вы запинались, родители все равно Вами гордились!
Почему Дуня не призналась отцу? Да потому что страшно было! И даже не реакции отца, а просто страшно! О таком матери сказать, какой бы близкой она ни была, и то страшно, а тут отцу!
И Вырин желает Дуне смерти, если та не в шелках сидит, не потому, что его обидели, а потому, что знает: если Минин ее бросил - то Дуне один путь - по желтому билету, а тут уж лучше смерть! Для Дуни лучше, а не для отца!
Здравствуйте, Надежда! :-)
Да, согласна ,только не нравится мне этот Вырин, да и Минин тоже. Да и сам рассказчик, хммм, тоже... Есть во всех в них что-то от потребителя... Потребляют красоту, только по-разному, разные отговорки придумывают.
Да, про смерть и желтый билет тоже понимаю. Однако что-то с чем-то здесь не сходится и, самое главное, Дуня-то не пропала, а даже и преуспела Мдаа... ну не знаю, не знаю ...
Конечно же женщина рассказала эту историю по-другому...
И все же, нет в этой повести любви, нет её... Как не оправдывай всех, ни у кого из них её нет...
А у елочки в детстве не стояла, как-то не приходилось со стихами там стоять .... :-)))))
Ошиблась. Удалить не получается. См. ниже :)
1. "Обман". В эпизоде показано, что Минскому полагается уезжать, а он не хочет расставаться с Дуней и в её долгом взгляде на него читает то же самое. Потому и разыгрывает внезапную болезнь. Ни тревогу, ни раскаяние не испытывают оба, а об унижении - и речи нет.
2. "Потом вдруг сердце стало ныть...ныть" - выбор слова "ныть" для называния Выриным своего душевного состояния, и повтор его в устах Вырина, и подтверждение этого состояния (всё более усиливающегося) режиссёрским решением, когда пожилой человек не "пошёл" (как говорит собеседнику), а бежит, и бежит спотыкаясь и задыхаясь, - всё это говорит только за заголовок "Тревога". Причём сам Вырин ещё не осознал этой тревоги, раз говорит "пошёл", а на самом деле бежит. Сильный эпизод!
3. "Унижение". Мёртвая хватка Минским Вырина за грудки, крик в лицо пожилому человеку, дословное многократное повторение этого крика, нарастающая ярость этого крика и итоговая реплика ротмистра в этом эпизоде "Пошёл вон!" (с опять же повторением и эмоциональным усилением в ней слова "вон!") говорят о чрезвычайном пренебрежении Минского к старику, его отцовским чувствам и человеческому достоинству (что само по себе уже оскорбительно для любого человека) (помня про положение "сущих мучеников 14 класса", не забываем и о современности). Потрясающее унижение и человека, и тем более отца любимой девушки! Оправдать грубость Минского нельзя НИЧЕМ.
4. "Раскаяние", т.к. 1) Дуня "была здесь" - на могиле отца, "приходила"; 2) не постояла над могилой, а легла, обняв её (у Пушкина - "лежала долго". Причём не "долго лежала", а именно "лежала долго" - главное по смыслу слово в конце фразы подчёркивает, усиливает длительность происходящего); 3) плакала всё время что "лежала долго", а не всплакнула.
Юлия Владиславовна! Спасибо за прекрасное задание (и Ваши лекции)! Оно учит думать, чувствовать, понимать слово и художественную деталь как в литературном, так и в кинематографическом тексте. Я хотела бы предлагать его ребятам (ссылаясь на Вас и Лекториум)!! Можно ли, не будете ли Вы возражать? И вообще я обязательно и настоятельно буду предлагать ученикам этот курс - "Петербургские перекрёстки" - для просмотра и участия в нём (фрагментарно в 6 кл., целиком - в старших. Пока у меня 5-ые :) ). Спасибо всем преподавателям и всей команде Лекториума! Долгих лет жизни проекту!
Здравствуйте, elvas! Абсолютно согласна с Вами, особенно касаемо вниманию к слову! Только вот вопрос: Вы пишите, что "3) плакала всё время что "лежала долго", а не всплакнула" - я еще раз перечитала финал, у Пушкина: "и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: "Сидите смирно, а я схожу на кладбище". А я было вызвался довести ее. А барыня сказала: "Я сама дорогу знаю". И дала мне пятак серебром, такая добрая барыня!.." Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцем. Отроду не видал я такого печального кладбища. "Вот могила старого смотрителя",- сказал мне мальчик, вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был черный крест с медным образом. "И барыня приходила сюда?" - спросил я. "Приходила", - отвечал Ванька; "я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром - славная барыня!" И я дал мальчишке пятачок, и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных" - так что у Пушкина не совсем так! А вот мальчишка у Пушкина, вспрыгнувший на могилу, заслуживает особого внимания, Вам не кажется?
Здравствуйте, Надежда Валентиновна. Спасибо за отклик. Не хочу показаться невежливой, но я не могу согласиться с Вашим вИдением. Если не возражаете, я попытаюсь объяснить. Да, у Пушкина нет слов, что написала я, но, я уверена, что не ошиблась: приставка в пушкинском глаголе "заплакала" имеет значение "начала действия" (как "закапал" дождик, "запрыгал" от счастья и др.), которое должно продолжаться хотя бы некоторое время - в отличие от моего глагола "всплакнула", в котором суффикс "единоразовости" -ну- говорит о действии, совершённом, так сказать, "коротко", один раз. Пушкинское "она легла здесь и лежала долго" подразумевает, что Дуня лежала на могиле долго не потому, что отдыхала от дороги или дремала, а - плакала. Это пока ещё глупый "мальчишка" не понимает, что происходит (мы смотрим в этой ситуации на Дуню его глазами), но мы-то (!) знаем, когда на могиле (!) лежат (!), что это - не просто так... Это горе - большое, и раскаяние - большое. Так что Дуня "заплакала" и плакала всё время до того как "пошла в село".
А "вспрыгнул на груду песку, в которую врыт был черный крест с медным образом" мальчик по той же детской наивности и простодушности: детство не понимает смерти (и сегодня на кладбище приходится одёргивать детей, чтобы они не смеялись, не разговаривали громко и, порой, даже не топтались по могиле (-ам)). Ничего в этом криминального не вижу: детям нужно многое объяснять (извините за банальность). Ещё если не оправдать, то как-то объяснить поступок мальчика можно самим кладбищем: это было "голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцем" - то есть не сформированные могилы, а песчаные холмики, "груды песку". А дети есть дети: они, особенно деревенские, на погостах и землянику едят, и играют... А почему Вам, Надежда Валентиновна, кажется, что поступок "мальчишки" "заслуживает особого внимания"?. Может, я чего-то недопонимаю?.. Спасибо за интересный диалог и прекрасные задания!
С уважением Елена Васильевна.
Здравствуйте, Елена Васильевна! Простите меня за дотошность к слову:)) Я, безусловно, согласна с Вашей точкой зрения! Конечно, Дуня долго и безутешно плачет, и за этим идет одна (без детей) на могилу отца, чтобы прощенье вымолить! Просто в Вашем высказывании я увидела, что Вы ссылаетесь на текст Пушкина. А он об этом не писал, но, безусловно, надеясь на внимательного читателя, предполагал! И, повторюсь, Ваше внимание к слову мне очень близко! Спасибо!
А по поводу мальчишки - очень интересно понаблюдать! В финале все больше обращается внимание на Дуню! А мальчик не просто введен как персонаж, который должен рассказать конец истории (ее ведь могла рассказать и его мать или любой другой человек! У него своя биография и свой характер! Во-первых, он сын пивовара (кстати, почему из дома смотрителя Пушкин сделал дом пивовара - тоже предмет для размышления! Ведь обычно просто меняли смотрителя, а саму станцию оставляли! Кстати, пивоварами тогда в основном были немцы, русских было немного. И пива пили меньше, чем водки (потребление водки по статистическим сведениям за 1877 год выпивалось в Санкт-Петербурге до 2 344 099 вёдер в год, а пива - 68 литров в год на человека) Это в Пб, а в провинции, где жил Вырин, наверное, мужики все-таки покрепче напитки выбирали! К тому же акцизы на пиво были значительно выше, чем на водку, поэтому частному предпринимателю приходилось туго! (выживали только пивоваренные заводы). Вот и почему Пушкин поселил пивовара в дом Вырина???
Но возвращаюсь к мальчику: он сын пивовара, который, очевидно, зарабатывает немного, поэтому он "оборванный мальчик"." Рыжий" - вспомним про немцев-пивоваров. "И кривой" - что значит кривой? Вы представляете себе "кривого мальчика"? При этом его завут Ванька, и возится он с кошкой, т.е. ничем не занят.Сколько ему лет? Думаю, 5-6, иначе бы его заставили бы делать что-либо по дому! А так ему скучно, он возится с кошкой и после слов матери "тотчас же" выбегает и ведет рассказчика на кладбище. Хотя, может быть, он просто мать боится и сразу же выполняет ее распоряжения:))
Он знал Вырина, причем тот ему нравился за такую "старческую доброту": научил его дудочку вырезать и орешков давал, когда шел из кабака, т.е. пьяненький (с мальчишки, конечно же, этим пользовались:))) и еще за то, что возился с ребятами
Набожный или, по крайней мере, приученный к церковным обрядам или повторяющий за взрослыми: при воспоминание о покойном произносит:"Царствие ему небесное!" Хотя потом вспрыгивает на могилу:))
Неграмотный, деревенский, в речи использует просторечья "ноне", "вырезывать", "наделяет" и т.д.
Барыня для него "прекрасная", т.к. приезжала "она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською" - наверное, он ничего краше в жизни не видел! И слово-то использует: "Прекрасная" - как Елена Прекрасная из сказки.
С его слов, Дуня сказала так:«Сидите смирно, а я схожу на кладбище». Как Вы думаете, могла ли Дуня именно так сказать своим детям? Настолько ли она так строга? Или это мальчишка через призму своих отношений с родителями так воспринял ее слова?
Дуня для него - "добрая барыня", ибо дала пятак серебра
Вспрыгнул на могилу - согласна с Вашей трактовкой! Хотя звучит несколько кощунственно!
Т.е Пушкин буквально несколькими штрихами нарисовал очень реалистичный портрет простого деревенского мальчишки, не очень воспитанного, не очень грамотного, не очень духовно богатого, не очень много видавшего в этой жизни ! Гениально! Поэтому-то этот мальчик и интересен:))
И у меня возникает вопрос: почему Пушкин доверил рассказ о финале истории, причем о самой главной ее части, такому вот ребенку? - Может, потому, что это ребенок, еще не способный анализировать поступки взрослых, поэтому просто перечисляет факты и не дает им никако оценки? Как Вы думаете?
Да, Пушкин - гений (без всякого пафоса).Вот как надо писать! "Чтоб словам было тесно, а мыслям просторно": "голая" пушкинская проза с её "безОбразной образностью" на все 100 правдива и реалистична даже тогда, когда она Пушкиным полностью выдумана, и оставляет столько возможностей для погружения в текст - при внимательном отношении к слову, при бережном "разворачивании" смыслов! Как с этим мальчиком. Вы, Надежда Валентиновна, по полочкам его разложили. Спасибо за подробный анализ. Это интересно! Я совершенно согласна с Вашими выводами. И Ваша "дотошность к слову" мне понятна, близка и - нравится. Отвечая на Ваш последний вопрос, я присоединюсь всецело к Вашей позиции и скажу лишь, что рассказывать о финале печальной истории Пушкин доверил именно "мальчишке" и потому, что "это ребенок, еще не способный анализировать поступки взрослых, поэтому просто перечисляет факты и не дает им никакой оценки", и всё с той же целью создания иллюзии реальности и достоверности произошедшего (не выдумал, а "просто [н]ам переска[зал] преданья русского семейства") - этакий приём, чтоб читатель поверил. Спасибо, Надежда Валентиновна, я задумалась об этой пушкинской "технологии" правдоподобия - в этом тексте - с Вашей подачи: "через" мальчика!" Это методическая находка. А я мальчика-то чуть не выплеснула! :)))
С уважением Елена Васильевна
Спасибо, Елена Васильевна! Я рада, что мы мыслим в одном ключе:)) И пусть некоторые недобросовестные ученики называют это "СПГС" - но мы-то знаем, что это не так:)))
Спасибо. Я ждала, ЧТО Вы ответите. Конечно, СПГС - не про нас :)
Простите, что такое СПГС?)
Очень интересный диалог, зачиталась).
Синдром поиска глубинного смысла:))) Классический пример про синие занавески:))
Прекрасный фильм Соловьева, спасибо, что напомнили, пересмотрела с удовольствием. Настоящее художественное кино!
1. Обман, конечно, как-то уж очень внезапно наш герой расхворался. На фоне этой игры такими трогательными кажутся отец с дочерью, доверчивыми, как дети.
2. Тревога. Доверие, наивность отца трогают до слез. Опомнился он несколько позже, стал беспокоится. В последующих кадрах все подчеркивает это: фигура старика-отца такая одинокая на фоне безбрежного простора, он идет, затем бежит, нервность музыки, разговор со священником, его скупое: "Не была" холодит сердце отца, последний аккорд - возвращение хмельного ямщика и страшная правда.
3. Унижение: отчаянно грустная сцена. Минский, прогоняя несчастного отца, защищает свое эгоистическое право обладать Дуней, которая, как он сказал раньше отцу, " любит его".
4. Все происходит, как в жизни: позднее раскаяние. Дуня на могиле отца одна - вот и встретились они, две души, какой же радостной могла бы быть встреча наяву, если бы ... Но это была уже другая история.
Спасибо вам большое за такое творческое задание!
1. Обман. Когда смотритель сообщил, что лошади готовы, видно было, что Минский немного растерян. Он не хочет не желает ехать. Это его прикосновение к Дуне, когда он протягивает к ней руку и тут же убирает. Этот его красноречивый жест говорит :"Как же так, Дуня, как же... Нет, я не хочу уезжать! Расстаться...???сейчас???"( Михалков сыграл это великолепно). Потом Минский медленно идёт к столу и напряженно обдумывает, какой повод найти, чтобы остаться. И тут внезапная болезнь. Обман, обман, чистой воды обман.
2.ТРЕВОГА. Самсон Вырин долго стоит на дороге. Потом решает пойти в церковь. Постепенно нарастает его тревога, он прибавляет шаг, идёт быстрее, быстреее и вот уже бежит, тяжело дыша, охваченный тяжелым предчувствием. Он еще надеется, когда справляется о Дуне у попа, когда ждёт тройку, на которой отправил Дуню. Но, увы, надежды рухнули. Дуни нет.
3.Унижение. Этот отрывок не оставляет никаких сомнений. Самсона Вырина грубо вышвиривают из комнаты. Что тебе здесь надо.Зачем ты здесь.Это унижение.
4.Раскаяние. Со слезами на глазах Дуня узнаёт о смерти отца. Сама находит его могилу и долго плачет , припав к земле.
Анализ видеофрагментов х/ф "Станционный смотритель"
(р. Сергей Соловьев, 1972):
"- Сударь, ваши лошади поданы.
- Поданы?.."
Ротмистр Минский прощается с Дуней. Ему не хочется расставаться с милой, скромной, порядочной девушкой, неиспорченной замашками высшего света. Он решает завладеть ею и забрать с собой. Именно забрать, как вещь, принадлежащую только ему одному.
Минский использует психологический прем: давить-на-жалость. Он "заболевает". Дуня ухаживает за гостем. У героев появляется совместная деятельность, которая сближает их:
больной - доктор,
больной - сиделка,
больной - переживающая за него Дуня.
Постепенно Минский преодолевает барьер. Границы размыты. Крепость взята.
Жалость и совместная деятельность - "лошади поданы", пора собираться в дорогу.
"Они уехали"
Действия данного отрывка построены на росте и спаде, то есть на климаксе и антиклимаксе.
Данный фрагмент можно разбить на три части (См. Таблицу).
Отец находится в "ошарашенном" состоянии. Он не понимает, что происходит. Он не может понять и принять - Дуня его обманула. Она сбежала, не попрощавшись. Отец верил - она вернется. Именно "наличием" такого состояния и объясняются фигуры климакс - антиклимакс.
Вначале отрывка звучит колокольный звон. Набат - сигнал тревоги, оповещающий о бедствии. Тревога отца удваивается. Но в конце - спад. Надежда умирает последней.
"- Тебе что?..
Туда нельзя! Нельзя"
Место действия - съемная квартира Дуни. Самсон Вырин входит, видит сидящую рядом с Минским Дуню.
Отец снимает шляпу. Улыбается – Равнодушный взгляд
низший чин – Значительное лицо
Измайловские казармы – съемная квартира
Башмачкин – на приеме у Значительного лица
Дуня падает в обморок. Что или Кого она увидела? Приведение? Отголоски прошлого? Может быть, это ее защитная реакция? Способ уйти от ответа?
Обморок - молчание. Тишину прерывает Минский: "Ну, чего тебе надобно? Что же ты крадешься за мной, как разбойник? Или ты меня зарезать хочешь?..".
Минский повторяет ключевые фразы: "что тебе надобно" (5 раз), "зарезать хочешь" (2 раза), "вон" (2 раза), составляющие сцену одного актера. Минский хватает отца, таскает его по квартире и выкидывает Самсона Вырина, как вещь.
В данном отрывке можно проследить:
Одна молчанием и безучастностью, другой ненавистью и рукоприкладством унизили человека, пришедшего с миром.
"Барыня на кладбище"
Дуня идет по полю. Идет на могилу к отцу. Ее платье цвета сена в стогах. Высохло - улеглось. Она "присаживается" на колени, падает на могилу отца, плачет (климакс). Дуня, бывшая ранее статистом, проявляет свои чувства. От спада они переходят к росту. Чем ближе, тем сильнее увеличиваются чувства. Барыня кается:
поле - колени - объятие холмика - плач.
Имевши - не храним,
А потерявши - плачем...
Здравствуйте, DarWar! Табличка замечательная:))
Спасибо!)
постоянно черчу схемы и делаю таблицы. помогает сорганизовать информацию)
А как я-то их люблю:))) Если позволите, покажу Вашу табличку своим ученикам на уроках (естественно, с указанием авторства!)
Надежда Валентиновна,
Используйте)
Надеюсь, что пойдет детям на пользу)
Д.В.
1. "Тотчас дурно сделалось барину-хитрецу", обман
2. "Неспокойно на сердце", тревога
3. "Простому человеку в покоях барина не место", унижение
4. "На могиле отца", раскаяние
Здравствуйте, Piratika! рада, что Вы к нам присоединились! Спасибо!
Заголовки для фрагментов фильма
Наталь_я, здравствуйте! Прекрасное оригинальное оформление! Спасибо!
Надежда, спасибо за оценку :)
Здорово!!!!)))))))))))))
Мои выводы относительно детализации фильма мало чем отличаются от выводов предыдущих авторов.
А вот обморок Дуни первый раз рассмотрела как возможность уйти от разговора с отцом. До этого овсопринимала как что-то само-собой разумеющееся, потому что в те времена девушки падали в обморок почти постоянно из-за утянотого корсета, малейшее резкое движение или сильная эмоция могли вывести девушку из строя, потому что сделать глубокий вдох она просто не могла. Может обморок, просто обморок и все?
Хотя что Дуня могла сказать? Она по собственной воле уехала и обратно не очень-то и хотела скорее всего.
Странно что фильм не стали снимать в Выре. Места там очень красивые, но видимо режиссер хотел показать какое-нибужь очень глухое место, а не такое от которого до города, куда убежала его дочь, рукой подать. От Выры всего 60 километров до Санкт-Петербурга, так что при желании Самсон Вырин мог бы проведать Дуню еще как-нибудь, не пересекаясь при этом с Минским, однако он решил больше с нею встречи не искать.
Слишком много условностей стояло на пути Выриных. Принял ли бы Самсон Вырин дочь реши она вернуться домой, после побега с гусаром? Стал бы ей защитой от поношения и издевательств? Дуня решила пренебречь условностями, выбрав свою судьбу, а вот Самсон Вырин условностями пренебречь не мог, как мне кажется, иначе бы повел себя по другому, и это была бы уже совсем другая история.
1.Обман (Минский притворяется больным)
2.Тревога (Самсон Вырин жалеет, что отпустил дочку)
3. Унижение (Минский прогоняет Вырина )
4.Раскаяние (Дуня на могиле отца)
1. Обман. Обманут отец. Обманул него не только Минский, но и дочь, которя прекрасно знала, что уже не вернется к отцу. 2.Тревога. Тревого начинает появляться в душе Самсона Вырина, когда дочь долго не возвращается. Тревога не только за дочь, но и за себя, ведь он, с потрей Дуни, потеряет и весь смысл жизни. 3.Унижение. «Маленький человек» унижен. Вместо дочки – деньги. Вышвирнут за шкирку. Больно,а помощи ждать неоткуда. 4.Раскаяние. Богатя барыня плачет на могиле бедного смотрителя. Позднее раскаяние Дуни. Понимание своего предательства.
Много уже сказано и много интересных мыслей. Что касаеться задания:
1. Обман. Минский притворился больным и обманул Вырина и Дуню.Поняла ли Дуня, что Минский обманывает? Вполне могла понять. Что крутилось в ее голове? Интерес, очарованность новым и необычным, и не последнее любовь. Любовь, на которую в большинстве, способны молодые люди - эмоционально яркую. Ну и возможно не без интереса к его состоянию. Практически каждая девушка мечтает об интересном, состоятельном мужчине, и тем более если возник огонек между ними.
2. Тревога. Тревога нарастает в душе отца.И его переживания подтверждаються тем, что Дуню увезли. Вполне можно понять переживания отца молодой девушки, которую вот так бесцеремонно увезли. Насколько я понимаю отец, как глава семьи, заботится о дочери до тех пор, пока не увидет мужчину возле нее, который способен и будет заботиться об его дочери. Любящий отец, растивший свою дочь имеет полное право переживать за ее судьбу. Да и уйти она могла красивее, или хотя бы написать ему. Я вспоминаю рассказы о сиротах, брошеных, гонимых, никому не нужных. Ее отец был ее семьей. Возможно не богатой семьей, не знатной - но он растил ее и я полагаю в любви. Об обратном не сказано.
3. Унижение. Минский выталкивает Вырина из дома. Он отнесся к Дуне, как и к отцу ее, действительно как к вещам. Он распоряжается ими как хочет. На каких правах он увез Дуню? Он же не позвал ее замуж, бесславно, бесправно уехала она. Возможно было разрешить вопрос намного правильнее.
4. Раскаяние. Скорее даже позднее раскаяние. Конечно можно и обвинить самого Вырина, что он упал духом и спился. Но все же не без причины. Старый человек, живший в тяжелых условиях который потерял свет своей жизни. Она уехала не попрощавшись. Она уехала в роли НИКОГО, и это по моему мнению ранило его когда он увидел Дуню с Минским. Да и для тех времен - каково увидеть отцу свою дочь, незамужную , прислонившююся к мужчине. Ведь не забываем что в те времена к браку было более серьозное отношение. А раскаяние по моему позднее, девушка плакала и жалела только себя и свою боль. А реально чем то помочь отцу вовремя она не соизволила. Вот так можно в жизни принимать решения, и получая плохие последствия поплакать и пожалеть себя. Но все же стоит помнить что совершена ошибка, которую могут и простить другие, но сам для себя человек должен помнить что же он натворил и как жить дальше.
1. ОБМАН. Н.Михалков - идеальный образ для роли Минского. Вкрадчивый голос, в тембре которого уже слышится подвох, гусарская удаль, не корректируемая мыслями об ответственности. Поза страдающего романтика. Игра чувствами простого, доверчивого, бесхитростного человека. Да, судя по имени, которым автор наделил героя - Самсон, станционному смотрителю дана потенциальная возможность реализовать себя богатырски, однако, увы, сила государства, социума поставила пределом этому развитию несправедливость
2. ТРЕВОГА.Самсон Вырин тревожится. Он отправляется в церковь, надеясь именно на то, что защита должна была прийти от Бога, не мог всевышний допустить зла.
3. УНИЖЕНИЕ. Унижен "маленький человек" с доброй душой не только тем, что его выгнал минский, но и обнаруженными деньгами. Самсон вырин, как бы ни был беден, не станет торговать тем, что для него свято, - любовью к дочери. Здесь примешивается чувство уважения к "маленькому человеку".
4. РАСКАЯНИЕ. Мотив возвращение "блудной дочери". Правда, мотив этот отличается от темы евангельской притчи так же, как лубочные картинки на стенах комнаты у станционного смотрителя. Чего-то недостаёт зрителю для облегчения и ощущения справедливости. Видимо, то, что раскаяние происходит на могиле отца. Мотив позднего раскаяния. Это приближает повесть "Станционный смотритель" к нашей жизни.
Только что благодаря вам впервые посмотрела этот замечательный фильм, спасибо! Удивительно удачное соединение музыки Шварца ( романсы "Я ехал к вам" и "Не срашивай, зачем"), литературы, актёрского мастерства и, конечно, режиссуры Соловьева.
- Обман. Михалков в роли Минского нахален, подловат - это его, это сразу бросается в глаза и получается, что отец с дечерью не могли этого не заметить. Тем более им приходилось сталкиваться с большим количеством людей, которых они поили чаем...Получается, они сами тоже обманывались, были настолько наивными, что с радостью дали себя обмануть.
- Тревога. Нарастает тревога, отец понимает, что произошло на самом деле.
- Унижение. Естественны и понятны чувства обманутого и оскорбленного человека- отца. Как не злиться в этой ситуации на его дочь, как она могла так с ним поступить.
- Раскаяние. Дуня на самом деле несчастна, её мучают угрызения совести, но просить прощения ей приходится только на могиле отца. Поздно, отца не вернуть. Ей остается жить с этим чувством вины до конца дней своих.
обман - Минский симулирует болезнь, простодушный Вырин не распознает обмана (и даже в своем рассказе постфактум по-прежнему говорит о внезапном недуге ротмистра с сочувствием к последнему) - пронзительная работа Николая Пастухова!
тревога - его благородие, конечно же, не волк и т.д., поначалу Вырин спокоен, тревога появляется по мере затянувшегося отсутствия Дуни, и он решает сам сходить до обедни (наложением на "сходить" в фильме дается бег Вырина)
унижение - точно не помню, унижений - два: сцена с деньгами, которые в фильме Минский-Михалков вкладывает в руку Вырина, и момент с "Пошел вон!.."
раскаяние - прежде любила эту сцену, теперь нет: вижу не Дуню, а актрису, которая должна сыграть горе "блудной дочери"; чувство неловкости, поэтому отвлекаюсь на колечко на "Дунином" изящном пальчике - "Прекрасная барыня!"
Показывала фрагменты из "Смотрителя" восьмиклассникам буквально вчера. Одна из девочек после урока: "Мне этот фильм помог. Свои заботы по сравнению с горем Самсона Вырина показались ерундой".
1. ОБМАН: "Так ВНЕЗАПНО заболел проезжий..."
2. ТРЕВОГА: "Потом вдруг сердце стало НЫТЬ, НЫТЬ... Так стоял я ОДИН ПОСРЕДИ ДОРОГИ..."
3. УНИЖЕНИЕ: Минский со словами "Пошёл вон!.." выталкивает Самсона Вырина за порог.
4. РАСКАЯНИЕ: Она была здесь - блудная дочь на могиле отца.
Кто виноват в трагедии Самсона Вырина? Этот вопрос часто задают школьникам. На этот вопрос нет и не будет однозначного ответа. Многие современные школьники считают виновным в трагедии самого станционного смотрителя: его любовь к дочери эгоистична, он не представлял своей жизни без неё (дочь должна быть всегда рядом), а когда Дуня уехала и он не смог её вернуть, просто спился (самый недостойный способ уйти от проблем). Самсон Вырин не дал возможности своей любимой дочери попросить прощения и снять с души камень вины перед родителем. В библейской притче отец дождался блудного сына, простил его и своим поступком научил любви и милосердию - приумножил добро в мире.
Спасибо, Анна! Но мне кажется, винить Вырина во всем тоже неправильно: ведь Дуня-то сама не стремилась прощения попросить. Приехала-то она только через несколько лет! И письма ни одного не написала, хотя могла! И живя в достатке, зная о небогатой жизни своего отца - могла и финансово помочь, но не сделала! Поэтому-то и нет ей прощения!
Надежда Валентиновна, а действительно ли Дуня могла написать письмо? И если могла, то не писала ли она? Ведь об этом мы не знаем. Нет ли таких вариантов, что Дуня писала, но Минский не отправлял ее письма или же доходчиво ей объяснил, что писать ей в ее положении не следует, т.к. за увоз девицы ему грозит определенное наказание?