Здесь Вы можете задать вопросы преподавателю по данной теме.
Вы здесь
1.1. Введение: «Город пышный, город бедный…»: Парадиз или «гиблое место»
24 ноября, 2014 - 18:15
#1
1.1. Введение: «Город пышный, город бедный…»: Парадиз или «гиблое место»
До сих пор я смотрела глазами Александра Пушкина на города Петра. Он восхищался им. Но, наверное, так и не смог написать то, что хотел. Почему? Потому что обнаружил те самые несоответствия, о которых Вы, Сергей Владимирович нам рассказали. Спасибо Вам!
Большое спасибо, Magdalena, за Ваше заинтересованное участие в нашем проекте. Пушкин в поэме "Медный всадник" соединил несоединимое до него: официальный государственный миф о Петре Великом Творце (большая буква не опечатка!) великого города, претендующего на то, чтобы стать моделью Царства Божьего на Земле, и народное предание о Царе-Антихристе и городе, построенном на костях его строителе, "проклятом месте". Именно двуполярность пушкинского видения и города и истории стала порождающей моделью пушкинского текста, который все время будет раскрывать читателю новые (прекрасные и ужасные) черты Петербурга.
Было ли что-нибудь на месте Санкт-Петербурга до основания крепости Петром I? Какая-нибудь рыбачья деревня? Или просто болото?
Было! Wikipedia: История Санкт-Петербурга
Доброго времени суток!
Подробный ответ на Ваш вопрос может дать книга финского исследователя Сауло Кепсу - "Петербург до Петербурга. История устья Невы до основания города Петра". Там довольно подробно описывается всё то, что находилось на этой территории до основания Петербурга, и, насколько я помню еще из университетских занятий, схемы и карты того времени там тоже присутствуют. :)
Дорогая fiume, конечно было. Например, один из современных микрорайонов города "Колпино" носит до сих пор название деревни, которая была на его месте. И таких сохранившихся с древности финно-угорских названий в Петербурге множество. Ваш С. Федоров.
Большое всем спасибо!
Меня вопрос 4 поставил в тупик. Я не понимаю, как из рассказа старого финна можно догадаться, что в его основе лежат представления "Град небесный — Город-Рай" и "Город-призрак". В рассказе упоминается болото, которое "все в себя принимает и наверху земли одна топь остается", что можно охарактеризовать как "гиблое место". Однако это неправильный ответ.
Соглашусь с Вами.
Единственное, что могло помочь дать такой ответ - продолжение отрывка:
"То чудится ему, что на береге моря скалы разрываются с треском, а из них выходит огромный блестящий город; там собираются тиетаи со всех сторон света и громким голосом ведут мудрые речи со всеми людьми суомийскими. И над городом опять царь вейнелейсов в золотом венце; его носят облака небесные, с венца его на Суомию падают златистые искры и светят, как тысяча солнц. Чудно! Чудно!!"
Но по приведенному в тесте отрывку дать ответ про "рай" даже как-то и не представилось мне верным и, как и Вас, поставило в тупик.
Уважаемый Валерий, во-первых, спасибо Вам, что даете ссылки на полезные участникам проекта ресурсы.
В вопросе же я прежде всего имел в виду неожиданность для местных жителей появления города, который был спущен с небес на землю целиком и потому воспринимался как город-рай и, одновременно, призрак. И то и другое качество вошли в петербургский текст русской литературы, достаточно впомнить повесть Ф.М. Достоевского "Белые ночи". Надеюсь, что сами задания были Вам интересны. Ваш С. Федоров
Уважаемый Alishandr, дейстительно, текст оказался несколько мудреным. Постараюсь далее быть более точным в выборе иллюстративного материала. Однако рад, что Вы с таким внимание относитесь к нашей работе. Ваш С. Федоров