Друзья,
спасибо за активное обсуждение вопроса о чашке! Вопрос породил ряд интересных версий о связи чашки (и ее содержимого) с темой денег. Я попробую кратко суммировать здесь ваши ответы, но все ответы заслуживают того, чтобы их полностью прочитать в соответствующей теме.
Во-первых, чашка и чай ассоциируются с Китаем, который известен как родина фарфора, чая (и денег!).
Несколько ответов связывали чашку с деньгами через фарфор. Действительно, фарфор был большой ценностью, и мог использоваться в качестве (очень дорогого!) средства обращения (или единицы счёта) наряду со специями, шелком, драгоценными металлами.
Кроме того, несколько человек высказали предположение, что и содержимое чашки могло быть ценностью — чай или кофе. Действительно, чай и кофе очень ценились и в отдельные периоды времени и в отдельных странах использовались в качестве денег. В Китае, например, существовали особые сорта чая — «податные чаи», которыми можно было уплачивать налоги императору. Можно предположить, что это были очень качественные сорта чая.
Было отмечено, что чашка могла использоваться как ёмкость — в том числе, в качестве меры продукта (поскольку является мерой веса или объема) при покупке–продаже. Так оно и было, более того, «мелкая монета» Азии — рис — измерялась чашками. И, как уже отмечалось выше, сама чашка из фарфора могла быть ценной, цениться как произведение искусства (но также и участвовать в обмене или в сохранении стоимости).
В этот раз много ответов связано с предположением, что в чашке был кофе. (на самом деле в чашке был чай ☺) Можно отметить, что «кофейные» комментарии связаны с относительной стоимостью (кофе относительно денег, денег относительно кофе) и с вопросом о внутренней стоимости денег (чудесная аналогия «кофе без кофеина как деньги без внутренней стоимости»!).
Кроме того, чашка и деньги оказались связанными с возможностью что-то получить с их помощью, какую-то полезность (чашка дает возможность выпить чаю, деньги — приобрести что-то нужное). Этот ответ напоминает нам о важности именно посреднической роли денег: «деньгами сыт не будешь», ведь сами по себе деньги наши потребности не удовлетворяют. Такой подход фокусируется, конечно, на функции средства обращения (платежа), как основной, и ставит под вопрос функцию средства накопления («чахнуть над златом», как Кощей или скупой рыцарь, бессмысленно, так как злато само по себе ничего хорошего не принесут). И конечно, это напоминает нам о том, что на деньги можно смотреть под разными углами, что отсылает нас к различным теориям денег. Процитирую философский ответ, с которым сложно поспорить: «В мире существует столько теорий денег, сколько капель в чашке чая/кофе».
Неожиданным и интересным был ответ, связанный с тем, что чашка (действительно производства ЛФЗ) имеет определенный узор, который отсылает к сложной фигуре из фигурного катания. А эта аналогия, в свою очередь, отсылает нас к движению, то есть — к обращению денег. Эта необычная идея перебрасывает мостик к моему собственному ответу на этот вопрос (интересно, что моя версия не возникла ни у кого).
Уровень наполненности чашки в течение лекции менялся (это прозвучало применительно к связи чашки и её содержимого с историей денег). Но в моем ответе это отсылает нас к гидравлическим метафорам, с помощью которых экономисты описывают, в том числе, движение денег. Мы немного знакомимся с этим во второй лекции.
Your provision of this knowledge is greatly appreciated. Your blog contains splendid material. You granted access to an exceptionally enlightening and engaging blog post for others to read. One well-liked game among many others is: redactle