Посмотрите телевизионный спектакль «Эта Пиковая дама» в постановке П. Штайна.
Этот спектакль выдвигался на премию ТЭФИ – 2004 в номинации "Телевизионный художественный фильм, мини-сериал". Алла Казанская – исполнительница роли Мур – на этом же конкурсе выдвигалась на премию в номинации "Исполнительница женской роли в телевизионном фильме/сериале". Роль Анны Федоровны исполняет Нина Тенякова. Текст читает Людмила Улицкая.
Напишите свои размышления о трактовке режиссером и актрисами образов Мур и Анны Федоровны.
Спектакль, как и сам рассказ, вызвал неоднозначное впечатление. Смутило , как мне показалось, некоторое неправдоподобие характеров героев. Анна Федоровна, уважаемый человек, добившийся успеха в профессии, не может не обладать такими чертами характера, как твердость, решительность, умение отстаивать свою точку зрения. иначе не смогла бы достигнуть того, что она имеет. И то, как она почти бегом бросается исполнять просьбу Мур, кажется неправдоподобным. Дочь Катя, решившаяся одна воспитывать двоих детей, тоже должна бы быть более самостоятельной и твердой. И обе женщины хотя бы ради будущего детей должны бы изменить ситуацию, добиться каких-либо компромиссов со стороны Мур. Я обратила внимание, что в тексте повести, которую я читала, Катя старше, её дочь Леночка уже поступила в институт, хотя ведет себя совсем по-детски, проваливает экзамены. То есть подобное угодничество старших ведет к тому, что дети вырастают безответственными, нерешительными.
Также показалось неправдоподобным, что Марек во второй раз отступился от своей Анели. Он понял, что Анна Федоровна и Катя по-прежнему находятся под гнетом Мур, испытывают сильные страдания. Кроме Греции на лето он ничего не предложил своим любимым людям. Да и сама Анна Федоровна, похоже, не хочет изменить ситуацию, когда отвечает на вопрос Марека:
-Что для тебя сделать?
-Проводи до дома.
Похоже,героини сами не хотят ничего менять. А кто-то извне вряд ли изменит твою жизнь. Что и показал финал спектакля.
Перечитала рассказ Л. Улицкой «Пиковая дама». Как мне кажется, тема эгоизма, власти и шире – зла у автора произведения звучит острее. Но все же и П. Штайн смог передать очень важные мысли писательницы. В начале фильма мы слышим, как идут часы (отсчитывающие что? время – прошедшее, оставшееся – для кого? Для Мур или Анны Федоровны? Или время имеет другое значение?) Режиссер, на мой взгляд, хорошо подчеркнул безрадостную атмосферу в доме (нет большого освещения), и лишь сцена разговора Анны Федоровны и Кати передает теплоту отношений матери и дочери, любовь, о которой не нужно говорить. Это, наверное, единственное, что спасает Анну Федоровну от деспотизма матери.
Автор спектакля акцентирует внимание на замкнутом пространстве дома. Разговор Марека и Анны Федоровны происходит на улице, но поздним вечером (света нет). И лишь действие финальных сцен вынесено из дома и происходит утром – ясным, голубым. Можно "прочитать" это как обретение свободы героиней.
Актриса, сыгравшая Мур, Алла Казанская действительно передала характер женщины, живущей прошлым, своими воспоминаниями о лихих похождениях молодости, женщины властной, капризной, с претензией на принадлежность к «высшему свету». Не хватило, на мой взгляд, бОльшей пошлости в образе Мур. Героиня Аллы Казанской скорее вызывает у меня улыбку и жалость по отношению к старому и больному человеку. У Улицкой же она совершенно невыносима своим желанием властвовать над всеми и не похожа на умалишенного человека, она расчетлива, укоренена во зле.
Понравилась игра Нины Теняковой (Анна Федоровна). На мой взгляд, актриса смогла передать любовь-жалость к матери, смирение, терпение, даже некоторую забитость героини. И тем важнее сцена, когда Анна Федоровна, решившаяся на «семейное неповиновение», сначала бежит за молоком, а потом замедляет свой шаг, останавливаясь у церкви, обретает свободу от деспотизма матери.
Измененный в спектакле возраст детей Кати не дает возможности автору фильма показать еще одну важную мысль – об « искусительном» воздействии Марека на внуков, их желании с легкостью разорвать отношения с домом, где, конечно, далеко не все благополучно.
Удачным приемом спектакля я считаю включение чтения самой Л. Улицкой. Автор текста выступает как бесстрастный свидетель, но последние кадры с ее участием говорят о многом – о неприятии зла, так явно распространившегося в современном мире.
Перед нами достаточно "русская обстановка". На мой взгляд, режиссёр показал всё достаточно умело и правдиво. Остаётся только вопрос - это его профессионализм или он видел своими глазами таких женщин, как Мур?
Я могу сказать, что не смотря на свои 20 лет жизни, могу свидетельствовать: женщин - пиковых дамах, не мало. Причина тому - психологическое строение приобретенное или генное - неизвестное. Но то,что тяжко приходится окружающим - это неоспоримый факт, который мы и наблюдаем в спектакле.
Очень часто перед нами стоит выбор (в случае отношений с матерями): посвятить жизнь себе или приказчице-матери - она ведь твоя кровь. Хочу отметить, что случаи с грозными и властными отцами происходят реже. Так что природа женщины, которую стереотипно считают "хранительницей, мягкой душою, хозяйственностью" не всегда является таковой. А в чём причина той чёртвости, за которой мы наблюдаем весь спектакль? Ведь Мур и в молодости была такой.. Конечно, ничего не зависит от пола.. Зависит ли от воспитания или предрасположенности? Это вопросы на которые нет ответа.
На мой взгляд, это всего лишь закон вероятности. И при выборе: своя судьба или невротического родителя считаю безусловно, что вырваться из круга мучений можно только выбрав собственную жизнь. Если кто-то скажет, что это эгоизм, то будет прав по-своему.
Выбор есть выбор. У каждого свой.
На мой взгляд, режиссер Петр Штейн интерпретировал содержание рассказа в соответствии с замыслом автора. Присутствие самого автора в кадре и за кадром дополняет это впечатление. Именно такими я и представляла себе героев при чтении произведение, какими их сыграли актеры.
Может, покажется странным, но во время просмотра меня не покидало впечатление сходства Анны Федоровны со ... стариком из "Сказки о рыбаке и рыбки" А. С. Пушкина - такая же безысходность, мягкотелость и отсутствие желания изменить ситуацию.
Можно, конечно, раздавать советы, наблюдая данную ситуацию "мать и дочь" со стороны, но в реальной жизни такие ситуации типичны и выхода из них нет (я не вижу), кроме ухода из жизни одной из них. Долг и жалость воспринимается как слабохарактерность и безволие.
На мой взгляд, режиссер максимально передал замысел автора. Актрисы, исполнившие роли Анны Федоровны и Мур, очень похожи на описанных персонажей в рассказе. Хотя Мур я представляла более мерзкой, грубой, а «пиковая дама» в спектакле больше похоже на избалованную старушку, с претензией на принадлежность к интиллегенции. Анна Федоровна в рассказе представлена мягкой и рыхлой, суетливой, но здесь у нее проявляется скрытый боевой характер, который долго зреет в её душе. Она произносит «долг и жалость» немного равнодушно, на выдохе, словно от безысходности. А при прочтении книги слышится другая интонация: слабость, покорность, та самая жалость, о которой она говорит.
Очень удачно подобран интерьер: тесный коридор, полутемные комнаты, заставлены старой мебелью. Глядя на все это, словно ощущаешь реальный запах старости и пыли. Все вокруг навевает тоску и лень. Наверное, не зря режиссер показывает в момент появления нового персонажа ночной город, а затем ясное утро, церковь… Вокруг жизнь идет, меняется, как правильно замечает Марек, а квартира Мур — застывший кадр устаревшего обихода. Поэтому и жизни там нет: ни радости, ни счастья, ни перемен. Все в застое. И, к сожалению, там никто ничего не готов менять. И даже назревший бунт заканчивается разочаровывающим привычным поведением героев: Анна Федоровна бежит за молоком, вместо того, чтобы выплеснуть кофе в лицо матери и запереть её в комнате, чтобы внуки спокойно уехали, а Катя смиренно приносит молоко и наливает в кофе. Грустно.
Очень талантливая работа режиссера и актеров. К сожалению ситуация довольно жизненная. Анна Федоровна создает образ жертвы. А Мур не Пиковая дама , как у Пушкина, а скорпион. Очень жаль, что в жертву такому скорпиону приносятся жизни и дочери и внуков. В подобных случаях необходимо обращаться к специалисту - психотерапевту. А иначе будет слишком много жертв на алтарь злобного эгоизма.
Режиссёр, на мой взгляд, сохранил не только внутреннее содержание образов, но и саму атмосферу, которая присутствует в доме Мур. Это именно её дом, в котором однозначно царят правила и жизненные принципы, которые умело и репрессивно реализует хозяйка-пиявка, высасывающая и физическую, и эмоциональную, и духовную энергию из людей, призванных стать её пожизненными донорами. Чувствуется глубокое прочтение литературного произведения, совпадение идейной составляющей спектакля и рассказа, тонкое проникновение в суть взаимоотношений героев, таких узнаваемых и в нашей теперешней жизни тоже. Неспроста за кадром раздаётся голос самого автора – это и есть подтверждение того, что мысли писательницы и режиссёра сопряжены, сосуществуют в едином поле оценки психологической и социальной проблемы и потенциальных вариантов её разрешения. Никаких прав, кроме права являться жертвой эгоистичной старухи – вампира, у членов этой семьи нет, да и семьёй, по большому счёту, этих людей назвать нельзя. В семье важны взаимоуважение, понимание при обязательном сохранении своего личного душевного пространства. Здесь же присутствует только слепое подчинение с иногда еле слышным ропотом, да вечное желание ублажить главу семейства (но не семьи). Мы видим, что ни высшее образование, ни ум, ни благородство не способны сделать человека свободным, если в нём с детства не сформированы такие качества, которые помогут ему противостоять насилию в любой форме в будущем. А Анну Фёдоровну жаль – мы понимаем, что это не вина её, а беда. Можно её понять, но принять такой образ жизни нельзя. И такой стиль поведения осуждают не только авторы, но и читатели, и зрители.
Спектакль мне понравился, но показался немного монотонным, что, впрочем, подчеркивает монотонность и однообразность, вялотекучесть жизни в доме героинь. Анну Федоровну я именно такой и представляла, а Мур нет. Прочитав рассказ, я представила себе злостную старушенцию-каргу, а увидела в фильме властную даму ""императрицу", которую и старухой-то не назовешь. Она делает себе прически и макияж, меняет туалеты, руководит и властвует, как и подобает "царским особам". На ее фоне теряется и дочь, и даже молодая внучка. В отличие от Анны Федоровны и Кати у Мур никогда не было проблем с мужчинами. Кажется, была бы она помоложе, она бы захомутала Марека. Я не испытываю жалости к слабым, скучным, безвольным героиням. Учиться нужно силе.
Согласна с некоторыми предыдущими рецензентами: Мур в фильме не та! Это абсолютно другой типаж. Упущены важные смыслообразующие детали, например: " Черное кимоно висело пустыми складками, как будто никакого тела под ним не было "...
Для меня эта фраза в тексте рассказа тоже стала образом-символом:" Черное кимоно висело пустыми складками, как будто никакого тела под ним не было"... Словно не человек Мур, а какое-то странное существо: пустота Души, пустота Желаний, пустота Следа. Ведь помнит до мелочей только она, другим и вспоминать грешно! Хотя Мур в исполнении Аллы Казанской мне показалась гармоничной. В сценарии убраны некоторые скабрёзности, что позволило актрисе создать образ домашнего тирана с использованием других красок. Вспоминается её улыбка, обнажающая ровные белые зубки - зубки прожорливого гнусного зверька,
И Анна Фёдоровна в исполнении Натальи Теняковой мне вполне понятна: любой бунт с её стороны должен был привести к подобному результату. Такие, как она, лучше сами погибнут, пожертвуют всем, но только исполнят дочерний (да и человеческий) долг. Почему материнский не в силах исполнить? А примера для подражания не было никогда.
Страшно видеть и понимать, что мать жизнь не дарует, а разрушает, уничтожает.
Тиканье часов в начале - предупреждение о том, что время необратимо, жизнь скоротечна, - и сразу возникают вопросы: на что мы её тратим? Как организуем? Каковы в ней наши приоритеты? Ответы на эти вопросы составляют наш портрет: вот кто мы такие есть на самом деле, какие бы роли в жизни нам ни приходилось играть. И вот что мы сеем вокруг себя, специально или независимо от нашего желания.
1. Мур. С ней просто: режиссёр показывает "гадину", паразита, присосавшегося к чужим жизням. И тем она гаже, чем ухоженнее. В тексте Мур передвигается в "металлической клеточке" после травмы, она худа и бестелесна. В спектакле её образ усилен цветущей, холеной внешностью - для антитезы к мерзостной сущности. Её женское начало уродливо гипертрофировано, и ничего истинно женского, привлекательного в ней нет. Только хамство и, как раковая опухоль, пожирающий всё вокруг эгоизм. Алла Казанская великолепно сыграла эту старуху! Браво!!! Мне тоже, как дочери и внучке, хочется влепить её героине - этому чудовищу - звонкую - на весь дом! - пощёчину.
2. Дочь - Анна Фёдоровна. Тут сложнее, потому что тоже великолепно созданный образ не рождает однозначного зрительского отношения. Может, этого и добивались и П. Штайн, и Нина Тенякова? Чтобы острее обозначить проблему обуздания зла? Вообще интересно было бы послушать мнение психологов: правильно ли ведёт себя с матерью дочь? Почему допускает издевательства матери? Слабость это её или сила? Анна Фёдоровна на вопрос мужа "как ты это несёшь?" отвечает: потому что "есть долг. И есть жалость". Марек смог совладать с Мур, потому что сегодня он - богатый иностранец, красивый, галантный молодой (по сравнению с Мур) мужчина, и он не боится её и умело подыгрывает ей, а Анна Фёдоровна - совсем другая "весовая категория": она не богатый иностранец и не молодой красивый мужчина, а других аргументов для Мур не существует, материнских чувств к домочадцам она не испытывает. Мур мерит дочь по своей мерке и презирает за то, что та не соответствует ей. И здесь другие критерии тоже отсутствуют. Мать ведёт себя непорядочно - Анна Фёдоровна, конечно, понимает это, но 7 детских лет, проведённые с порядочным отцом, стали ей на всю жизнь прививкой против человеческой непорядочности, потому и не может Анна Фёдоровна пренебречь тем, что Мур - мать, которую она, кстати, боится, или подыгрывать ей, как сейчас Марек, или отвечать хамством или резкостью - это непорядочно. Анна Фёдоровна ведёт себя как умеет - порядочно - и не думает о том, что будет. И возникает 2 вопроса: 1) почему у "нежнейшего родителя" выросло чудовище Мур? 2) порядочность, видимо, всегда страдает? На 1-ый вопрос ответ, наверное, такой: мало для воспитания ребёнка нежности, нужно ещё что-то, духовность, например. На 2-ой вопрос отвечу так: печальные глаза Л. Улицкой в конце спектакля, полные слёз и сочувствия к Анне Фёдоровне и Кате, мне говорят: "Да". И мудрость жизни в том, чтобы нести это достойно. Пока не воспитаем - каждый в своей семье - других, не как Мур, людей. Так что, может быть, этот гениальный рассказ - рассказ в том числе и о воспитании? Может, в этом заключается message режиссёра и артистов?
Хочу поправиться: Тенякову зовут не Нина, а Наталья.