Вы здесь

Творческое задание 1.1

14 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя Настя
Настя
Лекториум
Не в сети
Творческое задание 1.1

Посмотрите художественный фильм «Пиковая дама» И. Масленникова, снятый в 1982 году по повести Пушкина. Что вы можете сказать об образе графини, созданном актрисой Е. Гоголевой? Расскажите, какие чувства испытывает эта графиня в сцене с Германном.

Аватар пользователя Irsen
Irsen
Не в сети

Сначала мне показалось что графиня не так плоха. Обычная старуха, немного капризная от одиночества старости. К тому же Лизаветту показали довольно высокомерной девушкой. Она хоть и делает все что говорит графиня, но не без внутренних, неслышных уху, но видимых глазу, вздохов недовольства. А когда Лизаветта думает что уже нашла жениха (после многих взглядов и письма признания) то и вовсе надменно не слушает графиню в карете.

Но все же графиня раскрывается перед нами как довольно капризная женщина, не думающая ни о ком, ни момента не было, чтоб у графини возникло чувство, что она не одна. Она находится в ваккуме своего эгоцентризма, она даже не понимает  что эгоистка.

В сцене с Германом на мой взгляд графиня испытывает только страх, ничего больше. Она не может даже опомниться и начать кричать, капризничать, стать вновь такой как прежде. Но она как онемела. Она не может говорить и язвить. Она только слушает и боится. А  Герман продолжает и даже не может понять что с ней, что ей плохо и она просто боится.  Графиня умирает.

Аватар пользователя Eugenia
Eugenia
Не в сети

Хороший фильм строго по тексту А.С. Пушкина. Замечательная актриса  Елена Гоголева создала на мой взгляд именно тот образ, который я вижу в повести "Пиковая дама", Старая, одинокая, похожая на призрак ушедшего блестящего века, эгоистичная, властная. Она очень боится физической смерти, будучи в принципе уже мертвой духовно. В сцене с Германном она действительно просто боится, соглашусь с предыдущим оратором. 

Аватар пользователя Елена
Елена
Не в сети

Фильм вызвал неоднозначное впечатление. В центре фильма – текст Пушкина, а актеры пытаются изобразить действие в лицах. Но текст Пушкина очень многозначен, требует от читателя воображения и мысли. И интерпретация актеров – лишь один из возможных вариантов.
Графиня в указанной сцене – уставшая, уже духовно мертвая женщина. И лишь появление молодого мужчины на краткий миг возвращает её к жизни. Она отвечает вполне осмысленно: Это была шутка.
Конечно, увидев пистолет, она испытывает страх и ужас, пытается защититься, закрывшись рукой. Слова Германа, его просьбы и угрозы, она вряд ли уже понимает!

Аватар пользователя Анес
Анес
Не в сети

В фильме «Пиковая дама» И. Масленникова актриса Е. Гоголева создала образ скучающей графини уставшей от жизни. Ей безразлично, кто её окружает, слушают ли её, где ей приходится бывать и до какого времени — это лишь попытка сымитировать когда-то бурную жизнь.

Во время появления Германна, она словно видит видение, ничего не понимает. А когда он начинает говорить и задавать неожиданный вопрос, начинает робеть от ужаса и беспомощно отвечать. Она даже дернуться боится лишний раз. Прячет лицо руками, когда он направляет на неё. Она даже не пытается кричать. Словно ей не дано, такому энергетическому вампиру, проявить себя в опасной ситуации более экспрессивно. Она взбалмошна лишь в простой ситуации. В опасной — прячется, как ребенок. Умирает одним мгновением.

Так как весь фильм весьма спокойный, повествовательный, без лишней экспрессии, то эта сцена оправдывает себя. Глаголева хорошо изобразила беспомощную, немного вздорную старуху, жизнь которой оборвалась быстро.

 

Аватар пользователя batikbutik
batikbutik
Не в сети

Актриса Елена Николаевна Гоголева  создает образ рассудительной строгой старухи. Ее героиня не подвержена сентиментальности и спокойно реагирует на известие о смерти своей ровесницы, возможно даже подруги. Она отдает четкие сухие распоряжения твердым, не терпящим возражения голосом. При физической дряхлости она обладает здравым умом и хорошей памятью. Она еще интересуется современной литературой и выезжает в общество. Конечно она ворчлива и всем недовольна, но такое поведение ее соответствует возрасту и здоровью и вполне понятно.

В сцене с Германом она отвечает ему сначала спокойно и убедительно повторяет о "шутке". Потом смотрит на него пронзительно,  как будто видит перед собой сумасшедшего. Пытаясь защититься движением рук, теряет последние силы и умирает. В ее размеренной жизни неожиданное появление Германа, его требования и угроза оружием - сильный стресс, она его не выдерживает. Ничего злобного или дьявольского в этом образе я не вижу.

Аватар пользователя Наталь_я
Наталь_я
Не в сети

С удовольствием посмотрела фильм. Удивительно бережное отношение к тексту повести. Алла Демидова гармонично появляется в кадре и интонационно расставляет акценты, которые я принимаю (хотя мои собственные другие). Образ графини в исполнении Елены Гоголевой не совпадает с моим (школьным) представлением. И хорошо!!! Жесткая, роковая самодура как-то оправдывала в моем сознании поступок Германна, но сыгранная Гоголевой старая женщина - нет. 

Ее чувства естественны - страх и - при появлении пистолета - ступор.

Аватар пользователя Мишаня
Мишаня
Не в сети

Актриса Е. Гоголева создаёт образ графини в той же тональности, что прозвучала и в одноимённой повести А.С. Пушкина. Дожив до своих преклонных лет без цели, настоящей любви и труда, изнеженная и избалованная, привыкшая к моментальному получению желаемого по первому приказу, она сохранила менторский тон, высокомерное поведение и наслаждение властью над людьми. Её размеренная речь, строгий и всегда требующий безоговорочного подчинения тон выдают в ней даму, которая находит удовольствие в том, что вокруг неё вращается весь мир с людьми, каретами, картами, пустыми разговорами, изысканными обедами и тайнами, которыми она гордится. Это внешнее пространственное движение людей и предметов рядом с ней создаёт у старой женщины ощущение движения времени, заменяет ей ценности настоящей жизни. Гоголева в роли знатной старухи не вызывает нашего сочувствия, нам холодно и страшно от её мертвящего равнодушия, когда она не способна никого даже узнать в лицо, кроме своей воспитанницы Лизаветы Ивановны, которая находится у неё на побегушках. Её злоба умело скрывается за учтиво – ироничным обращением к девушке. Все её «Лизанька», «матушка», «мать моя» произносятся всегда крикливо – назидательно, с оттенком грубости и фамильярности. Но никто и никогда не произнёс ни слова против. До тех пор, пока в её спальню не проник «истинно романтический» Германн (с душою Мефистофеля!), по выражению Томского, и не стал угрожать ей пистолетом, она даже в страшном сне не могла предположить, что когда-нибудь это могло бы с ней случиться. Чтобы ей угрожали?! Чтобы от неё что-то требовали?! Она поэтому долго вглядывается в пришедшего тайно незваного посетителя, не понимая, как ему хватило дерзости, во–первых, войти к ней без приглашения, во-вторых, заставлять её что-то ему сообщать – ведь она не удосужилась даже своим детям это рассказать. Она поначалу возмущена и обеспокоена наглостью мужчины, но, по обыкновению, всегда уверенная в себе, она отказывает ему, отговариваясь, что это шутка. Однако, когда понимает, что дело принимает нешуточный оборот и стоящий над ней человек полон решимости выведать тайну любыми насильственными средствами, она чувствует, что её показной силы ей не хватит, что ей противостоит такой же сильный мужчина, который не отступит от задуманного. Когда она чувствует свою беспомощность и животный страх смерти, силы покидают её, сердце почти девяностолетней старухи не выдерживает, и она ясно понимает, что ей пришёл конец. Когда-то солидная и величественная, графиня на минуту становится настоящей: жалкой, трусливой, никому не нужной руиной уходящего века. Та размеренная, навсегда продуманная до мелочей жизнь, расписанная по минутам и часам, тот жёсткий порядок и правила, которым она следовала, были вмиг уничтожены человеком, который оказался единственный на её жизненном пути, кто не спасовал перед её мнимой важностью и значительностью и заставил её трепетать от ужаса и бессилия. Но внезапная смерть графини стала и началом конца самого Германна.

Аватар пользователя Ufkbyf
Ufkbyf
Не в сети

Странное впечатление осталось после просмотра этого фильма. Акценты расставлены так, что жалость остается только к графине.Всю жизнь быть центром вселенной,иметь красоту и богатство,жизнь полную впечатлений. И вот все в прошлом и ничего в настоящем. Жизнь катится по заведенным рельсам, не принося никакой радости. При встрече с Германом я не увидела особого страха. Словно она уже знала,что это пришла ее смерть. Да любой человек одервенеет, если один на один встретит такого злобного и озверевшего Германа.
Лиза тоже сочувствия особого не вызывает.Так себе, не рыба, не мясо.

Аватар пользователя Alenaraccoon
Alenaraccoon
Не в сети

 

Фильм, снятый И. Масленниковым, по моему мнению очень удачен благодаря актёрам : Елене Гоголевой и Виктору Проскурину. Говоря о графине, мы невольно обращаем внимание на мимику, речь, походку и поведение. Что же касается образа графини, то я считаю, что Е. Гоголевой удалось показать графиню с двух ракурсов : первый показывает её эгоцентричную, заносчивую и своенравную натуру, а второй-пожилой возраст, из-за которого графиня кажется немощной, беспомощной.

Отдельно нужно сказать о встрече графини и Германна. Немаловажно заметить, что за всю встречу с Германном она не произнесла ни слова, то есть зрители могут понять чувства графини по удивлённому выражению лица, по тому как она сидит. Но что же чувствует графиня? Страх за свою жизнь, но она не показывает это, надеется, что у Германна достаточно чести не стрелять. Ближе к концу встречи Графиня осознаёт всю трагичность ситуации и пытается её как-то исправить, но не получается – графиня умирает.

 

Аватар пользователя Катерина
Катерина
Не в сети

В фильме Масленникова "Пиковая дама" старуха предстает живой мумией, ходячим мертвецом, она отжила свой век. В сцене встречи графини и Германна я вообще не увидела у нее  эмоций. Поэтому ее смерть не вызвала и у меня каких-то эмоций. Как она равнодушна ко всем людям на свете, так и я равнодушно отношусь к ней и ее смерти. Из образа героини в памяти остались чепец -  признак  дряхлости и густые брови - признак былой красоты.

Аватар пользователя Анонимус
Анонимус
Не в сети

Мы не сразу видим графиню:  её показывают со спины, несколько нечётко. На первом плане – речь. Голос графини - Е. Гоголевой довольно властный, поскольку она по-прежнему на первых ролях, по-прежнему отдаёт приказы. Она немногословна. Во время просьбы Поля продолжает свой утренний туалет: ничто и никто не может нарушить порядок, заведённый много лет назад. Лицо каменное, суровое.

Следующее «появление» графини – голос из-за ширмы, уверенный, властный.

И вот она, одетая, переменяет решение, следует указ за указом… Время идёт, лишь графиня не меняется, не изменяет себе. Самодурка, тиранящая и слуг, и бедную (бедную ли?) воспитанницу. Она требует постоянного внимания к себе. Ей не важно, что говорят и делают другие, ей важно, что говорит и делает она. Сила и власть исходят от старой графини.

Но вот Германн в спальне старой графини: все вещи из очень далёкого прошлого. Лишь часы оживляют обстановку. Появляется сама хозяйка, чуть живая и от прожитых лет, и от усталости, поддерживаемая слугами, издаёт полувздох, усаживаясь в кресло. Германн смотрит на графиню, а она с огромными, словно застывшими глазами, ничего не говорит (или не может сказать?) только вздыхает и повторяет: «Это была шутка…» Германн продолжает уговоры, но графиня по-прежнему, не может проронить ни слова. Лишь после появления в руках Гкрманна пистолета она на миг ожила и – всё кончилось.

А в целом, фильм вызвал у меня приятное чувство: хорошо, что в нашем кинематографе есть такие фильмы.

Аватар пользователя surok56
surok56
Не в сети

Чувства, которые испытывает графиня при внезапном появлении Германна в исполнении Е.Гоголевой, связаны с необычностью ситуации: давно никто не посещал её тайно в полночный час. До этой сцены - уставшая старая дама. В момент раздевания - манекен, а потом - китайский болванчик.  А ещё мерный ход часов, прозвонивших в пустоте полуночи во всех комнатах дома. Звуки шагов Германна отчётливо и устрашающе раздаются по коридорам: "Время пришло! Время пришло". В мимике Гоголевой нет этой сцены:""Вдруг это мёртвое лицо изменилось неизъяснимо". Это великолепно сыграла А.Демидова. А графиня бесчувственна. Один только раз, при упоминании о Чаплицком, взгляд её устремился в прошлое. "Черты её изобразили сильное движение души, но она скоро впала в прежнюю бесчувственность". Чтобы передать это волнение,актриса начинает учащённо дышать. Пугает её только изменившийся тон Германна, громкая грубая фраза ("Старая ведьма! – сказал он, стиснув зубы...") и вид пистолета. И время пришло. Умерла та, для которой давно, а может быть никогда, не существовало "чувств супруги, любовницы, матери".

Аватар пользователя elvas
elvas
Не в сети

Об образе графини, созданном Е. Гоголевой. С момента появления графини в кадре перед зрителем предстаёт интересный персонаж, не лишённый даже некоторой привлекательности: нет в ней старческой злобы и сварливости, а есть - конечно, при дряхлости тела (а куда ж от неё деться в совершенно преклонном возрасте?) - какое-никакое здравомыслие ("Брось эту книгу...что за вздор!") и очень даже какой характер: она сохранила в свои 80 лет "замашки" великосветской красавицы. Благодаря интонации и мелодике речи актрисы, мы понимаем, что графине  свойственно:

*горделивое самолюбование ("...мы вместе [с княгиней Дарьей Петровной] были представлены во фрейлины. Когда мы представились..." - и по выражению лица графини мы понимаем, что из них двоих именно она, конечно же, предстала более обворожительной);

*желание участливого внимания к ней мужчины, молодого офицера, пусть и внука (капризное "НУ, Поль, помоги мне встать"),

*капризно-кокетливые интонации в голосе  ("я ужасно боюсь утопленников"),

*а также спокойно-повелительные интонации ("Пришли, батюшка, пожалуйста, пришли" [о романах]),

*женская (и дворянская) взбалмошность ("Вели [Лизаньке] скорей закладывать карету [но тут слуга подал книги] Да куда ж ты бежишь?!" - "Одеваться" - "Успеешь, матушка. Сиди здесь...читай вслух" - "Что ж ты не одета? Всегда надобно тебя ждать! Это, матушка, несносно" - "Так и есть: ветер. Отложить карету! Лизанька, мы не поедем, нечего было наряжаться"),
*своенравие и избалованность ([Лизе]"Что за наряды! Зачем это?...кого прельщать?")

В общем, нет в ней демонизма, и вызывает она не страх, а, скорее, улыбку из-за своих старческих  "чудачеств". Веришь, что такая могла покорить большой свет и Петербурга, и Парижа. Привычка к поклонению себе мужчин настолько глубоко в ней укоренилась, что проявилась и в 80 лет - в сцене с Германном  (в рассказе Л. Улицкой эта, в общем-то нормально-безобидная и даже привлекательная  черта женского характера будет гиперболизирована настолько, что вызовет у дочери Мур стойкое отвращение к браку, а у читателей брезгливость: Мур в любви - отталкивающе омерзительна, молодая графиня - привлекает достоинством и изяществом). При виде ночью перед собой молодого мужчины она не пугается, не зовёт на помощь, а оживляется (понять это помогает и мимика Аллы Демидовой, читающей "от автора", лица графини в кадре нет), хотя до этого момента графиня казалась труп трупом,  и ждёт (чего? ну уж не знаю - чего-то романтического - хотя бы по привычке), потому смотрит на Германна очень внимательно, ведь она не глупа и понимает, что романтики всё-таки уже быть не может. И она молчит. Молчит на протяжении всей сцены. Почему? Потому что она умна и, по-моему, думает. Она понимает, что Германн пришёл переступить через черту: ни она сама, ни Чаплицкий каждый в своё время НЕ ПЕРЕСТУПАЛИ, так как НЕ ПРОСИЛИ чёрные силы о помощи (ей эти силы передал Сен-Жермен за её женское обаяние, Чаплицкому - передала она сама, вдруг почему-то над ним сжалившись), а Германн ПРОСИТ о них старуху, т.е. проявляет по отношению к "демонским силам" СВОЮ волю и предлагает им за это сделку ("откройте мне вашу тайну...может быть, она сопряжена...с дьявольским договором...я готов взять грех ваш на свою душу" - т.е. готов служить этим силам, и детей, и внуков, и правнуков обяжет служить). Старая графиня, мне кажется, сравнивает разнонаправленность человеческих стремлений двух её молодых "протеже": человеческое отчаяние Чаплицкого (300 тысяч! Вспомним, что проигрыш Николая Ростова в 43 тысячи развалил благосостояние Ростовых) - и нечеловеческую жажду денег Германна. Она молчит, потому что поняла, на краю какой бездны стоит Германн. Лицо её бесстрастно, но глаза умны и печальны. В начале монолога Германа она пытается отговориться "шуткой", и во взгляде её есть некоторая надежда, что молодой человек поверит; при напоминании о Чаплицком графиня опускает глаза, поняв, что её ложь не прошла и от натиска Германна не отделаться, в конце разговора мне видится в линии её рта непреклонность, а в глазах твёрдая решимость молчать. Страха в глазах нет, есть даже некоторый вызов. Это своеобразный поединок! А заканчивается он смертью графини потому, что она была потрясена вероломством Германна: она не ожидала такой неделикатности от молодого мужчины (вспомним её спор с мужем  и разговор с Сен-Жерменом) и сначала, глядя на пистолет, не верит в выстрел, но дуло на неё направлено - и инстинкт самосохранения заставляет графиню как-то защититься: она машет руками и  слегка отворачивается. Но для старости такое потрясение смертельно, даже если в пистолете пули и нет, - графиня умерла.

  Мне кажется, образ графини, созданный Е. Гоголевой, подчёркивает, что, во-первых, приобщается к злу человек всегда по СВОЕЙ воле, никто, кроме него самого его туда не затаскивает; а во-вторых, что и зло настигает лишь того, кто поступается этическими нормами (ведь графине и Чаплицкому тёмные силы не навредили, а Германн поплатился за многое), и здесь просвечивает будущий Раскольников, о котором Пушкин только догадывался, а  Е. Гоголева, благодаря Достоевскому, уже знала. Кстати, то, что зло ведёт себя по-разному, в зависимости от того, с кем "разговаривает", есть, конечно, и у Пушкина: Гринёв - Пугачёв - залитая кровью царская  Россия.